Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 15:45

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 209 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 14  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 мар 2014, 19:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.
После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть[6]. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её[7]. Её изображение было на шлеме Афины[8]. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами»[9].
Из ВИКИПЕДИИ, естественно. :za_da_va_la:

Сорри, если об этом УЖЕ ГОВОРИЛОСЬ.

ЭДИП разгадал загадку о ЧЕЛОВЕКЕ. Т. е., он был ПЕРВЫМ ПСИХОЛОГОМ ? ПСИХОТЕРАПЕВТОМ ?

Чудища эти ... символ ли ? Или реальность для сознания древнего грека ?
От ЛЮДЕЙ скрывют ТАЙНУ о ЧЕЛОВЕКЕ.
Царь Эдип загадку разгадал, а СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ ему предстояло, видимо.

Экзальтация - самоубийство ИОКАСТЫ и повреждение себя самого ЭДИПОМ - это не экзальтация. Это что-то другое. Они же ЯЗЫЧНИКИ. Это как и в мире ШЕКСПИРА. В КОРОЛЕ ЛИРЕ. Это такие ИТОГИ. Такой КОНЕЦ. Такой РОК. :spi_der:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 мар 2014, 19:32 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Людмила, я хотела уточнить этимологию слова СФИНКС..

За интерпретацию спасибо)
Цитата:
Чудища эти ... символ ли ? Или реальность для сознания древнего грека ?

и то и другое, наверное..
Цитата:
Царь Эдип загадку разгадал, а СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ ему предстояло, видимо.
@->--
И тогда эта трагедия о Душе (как и писал выше Сергей)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 мар 2014, 19:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 сен 2010, 16:22
Сообщения: 10750
Откуда: Москва
Эльмира писал(а):
Сергей, в мифах Древней Греции сфинкс бросается со скалы после того, как его загадку разгадывают по велению богов Олимпа.
Пожирающий людей Сфинкс - это СТРАХ бессознательного. Он (страх) падает со скалы, "лишаясь своего пьедестала", когда Эдип признаёт в бессознательном человеческую природу - то есть узнаёт в загадке сфинкса ЧЕЛОВЕКА...
Почему становится царём после этого? Символически Эдип овладевает ситуацией: страх исчезает, остаётся бессознательное, которое можно познавать...

Ну, это только предположение - такое объяснение, правда ведь! :)
"... узнаёт в загадке сфинкса ЧЕЛОВЕКА ..." - о сути загадки-то нигде не упоминается.

И вообще, как это он "освободился" от страха, если ослепил себя от узнавания в себе "убийцы отца" ?
...

Пароль - Ответ.
Как в Царство Аида - Цербер.
Или как Баба Яга загадки Иванушке задаёт. :du_ma_et:
...

А ещё - что это за город такой ? (пусть и "Фивы" названный.)
Город, в который никто пройти не мог, минуя Сфинкса.
А значит и выйти тоже не могли?
Город с одной дорогой. :nez-nayu:
(Когда-то, уже давно, я даже рассматривал анатомический вариант аналогии Сфинкса с яйцеклеткой :smu:sche_nie: ..
Ни один спер.. пардон, живчик прошмыгнуть не может, не имея ответа на пароль-загадку :hi_hi_hi:
а как проник-ответил избранный, так сразу там и "царём" становится.)

...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 мар 2014, 19:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
В мифе об Эдипе делается акцент на его ноги, его отец приказывает проткнуть его сухожилия, само имя Эдип означает "опухшие ноги". Этот сюжет мне напомнил русскую сказку "О безногом и слепом богатыре", у Ивана-царевича был воспитатель Катома-дядька, который помог ему жениться на Анне Прекрасной, которая загадывала загадки. Анна Прекрасная за это приказала отрубить Катоме ноги. Так и сделали, отрубили, посадили на пень, и там Катома сидит пока в пень не врезается слепой богатырь, потом они объединяются; зрячий, но безногий сидит на слепом, но с ногами. Я в теме о пятой чакре рисовала схему параллелей этого мифа. В Индии есть Пуруша и Пракрити, слепая и хромая сущность, из которой творится Вселенная и тварный мир. Поэтому хромому Эдипу, нужно стать слепым, чтобы создавать новую индивидуальность Мира, стать истинным царём, а не тираном и диктатором.

Сфинкс - это карта Таро "Община. Мир", где лев, орёл, ангел, бык.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 мар 2014, 19:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 сен 2010, 16:22
Сообщения: 10750
Откуда: Москва
sLOGOSemya писал(а):
о сути загадки-то ... упоминается
Эльмира писал(а):
Сергей, в мифах Древней Греции сфинкс бросается со скалы после того, как его загадку разгадывают по велению богов Олимпа.
Пожирающий людей Сфинкс - это СТРАХ бессознательного. Он (страх) падает со скалы, "лишаясь своего пьедестала", когда Эдип признаёт в бессознательном человеческую природу - то есть узнаёт в загадке сфинкса ЧЕЛОВЕКА...
Почему становится царём после этого? Символически Эдип овладевает ситуацией: страх исчезает, остаётся бессознательное, которое можно познавать...

Ну, это только предположение - такое объяснение, правда ведь! :)
"... узнаёт в загадке сфинкса ЧЕЛОВЕКА ..." - о сути загадки-то нигде не упоминается.

И вообще, как это он "освободился" от страха, если ослепил себя от узнавания в себе "убийцы отца" ?
...

Пароль - Ответ.
Как в Царство Аида - Цербер.
Или как Баба Яга загадки Иванушке задаёт. Изображение
...

А ещё - что это за город такой ? (пусть и "Фивы" названный.)
Город, в который никто пройти не мог, минуя Сфинкса.
А значит и выйти тоже не могли?
Город с одной дорогой. Изображение
(Когда-то, уже давно, я даже рассматривал анатомический вариант аналогии Сфинкса с яйцеклеткой :smu:sche_nie: ..
Ни один спер.. пардон, живчик прошмыгнуть не может, не имея ответа на пароль-загадку Изображение
а как проник-ответил избранный, так сразу там и "царём" становится.)

...
Свернуть

Прошу прощения, оказывается, упоминается. :co_ol:
Благодарю, Эльмира и Людмила - читал когда-то и забыл.

Людмила писал(а):
Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём - на двух, а вечером - на трёх ... Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он ... Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время
Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.
После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть[6]. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её[7]. Её изображение было на шлеме Афины[8]. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами»[9].
Из ВИКИПЕДИИ, естественно. :za_da_va_la:

Сорри, если об этом УЖЕ ГОВОРИЛОСЬ.

ЭДИП разгадал загадку о ЧЕЛОВЕКЕ. Т. е., он был ПЕРВЫМ ПСИХОЛОГОМ ? ПСИХОТЕРАПЕВТОМ ?

Чудища эти ... символ ли ? Или реальность для сознания древнего грека ?
От ЛЮДЕЙ скрывют ТАЙНУ о ЧЕЛОВЕКЕ.
Царь Эдип загадку разгадал, а СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ ему предстояло, видимо.

Экзальтация - самоубийство ИОКАСТЫ и повреждение себя самого ЭДИПОМ - это не экзальтация. Это что-то другое. Они же ЯЗЫЧНИКИ. Это как и в мире ШЕКСПИРА. В КОРОЛЕ ЛИРЕ. Это такие ИТОГИ. Такой КОНЕЦ. Такой РОК. :spi_der:
Свернуть


п.с.

интересно, а все ли живчики "знают" то, что им предстоит "человека" выстраивать ?
или только "эдиповые" в себе несут нужный ответ на пароль яйцеклетки? :)
(и если знает такой ответ очередной живчик-Эдип, то и Сфинкс "бросается" вниз, в ... )

.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 мар 2014, 20:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 сен 2010, 16:22
Сообщения: 10750
Откуда: Москва
Это Я писал(а):
Сфинкс - это карта Таро -Община, Мир-, где лев, орёл, ангел, бык
В мифе об Эдипе делается акцент на его ноги, его отец приказывает проткнуть его сухожилия, само имя Эдип означает "опухшие ноги". Этот сюжет мне напомнил русскую сказку "О безногом и слепом богатыре", у Ивана-царевича был воспитатель Катома-дядька, который помог ему жениться на Анне Прекрасной, которая загадывала загадки. Анна Прекрасная за это приказала отрубить Катоме ноги. Так и сделали, отрубили, посадили на пень, и там Катома сидит пока в пень не врезается слепой богатырь, потом они объединяются; зрячий, но безногий сидит на слепом, но с ногами. Я в теме о пятой чакре рисовала схему параллелей этого мифа. В Индии есть Пуруша и Пракрити, слепая и хромая сущность, из которой творится Вселенная и тварный мир. Поэтому хромому Эдипу, нужно стать слепым, чтобы создавать новую индивидуальность Мира, стать истинным царём, а не тираном и диктатором.

Сфинкс - это карта Таро "Община. Мир", где лев, орёл, ангел, бык.
Свернуть


Ах, вот откуда позаимствованы эти символы "еванГеЛИСТОВ" - из египетской символики, оказывается!..
Интересно!!
Благодарю за подсказку!

ЧЕТЫРЕ В ОДНОМ ...
.......................... Изображение

Изображение


Последний раз редактировалось sLOGOSemya 05 мар 2014, 20:07, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 мар 2014, 20:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Эльмира писал(а):
Людмила, я хотела уточнить этимологию слова СФИНКС..

За интерпретацию спасибо)


Вот. И чем дальше в лес - тем больше дров.
сфинкс
Через нем. Sphinх из лат. sphinх (Плавт, Овидий, Сенека) от греч. Σφίγξ, род. п. Σφιγγός "удушающий дух смерти": σφίγγω "сдавливаю" (Буазак 926 и сл.; Гофман, Gr. Wb. 346).

%)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 мар 2014, 20:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 сен 2010, 16:22
Сообщения: 10750
Откуда: Москва
Людмила писал(а):
Эльмира писал(а):
Людмила, я хотела уточнить этимологию слова СФИНКС..

За интерпретацию спасибо)


Вот. И чем дальше в лес - тем больше дров.
сфинкс
Через нем. Sphinх из лат. sphinх (Плавт, Овидий, Сенека) от греч. Σφίγξ, род. п. Σφιγγός "удушающий дух смерти": σφίγγω "сдавливаю" (Буазак 926 и сл.; Гофман, Gr. Wb. 346).

%)


Эээ.. нетушки-нетушки... :)
Мне нравится только тот "джем" в привычном мне по словарику 1907 г. написании - sphinGEM

Даже как-то полустих про Неё зарисовал по-своему - пРО ДУшу ту.

... Ё - это I и О ... IO ... io ... ионно
.

sphinGEM

Плачет почти о6легчiонно 6огиня,
в муках Мысли и Смыслы рождая,
и плаценту и3 пройденных Жи3ней
Львица-Женщина с Мыслей снимает..

Что теперь?!..
Нарожала слепыми котятами их
все видны, перед Ней копошатся,
Суждено Мыслям Жить иль остаться -
- в этом Львам недосуг ра36ираться..

6ег, прыжки, игры, сон после ужина..
Мысли тре6уют есть, к соскам тянутся..
А какие и3 них Жить останутся,
Львица 3нает - как Жи3нь ра3о8ьioтся..

И пока в сердце Женщины 6ьioтся
то тепло, что все Мысли питает,
Жи3нь 3емли и вовек не растает там,
где Сфинксом Женщина-Львица витает..
...

Плачут Сфинксы, Новь во3рождающие,
вновь и вновь Мысли в Теле вынашивая,
что6, родив, уделять Смыслам Внимание..
и... растворить в се6е плаце6о 3нания..

............................
07.08.2004
8:35:28
............................

... SPhINgem => спин
СфИНКс => синк = think
.......... "на слух, на вид, на смысл" и не деля, в объёме
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

«Сфинксъ, гр. sphinx, отъ sphingem, душа. 1) Всякое загадочное существо;
2) въ греческой мифологiи: чудовище, посланное в наказанiе Фивамъ; это животное задавало всякому проходящему загадки, и кто не угадывалъ, того оно пожирало. Оно побеждено Эдипомъ. Это баснОСЛОВное существо Египтяне представляли съ лицомъ женщины и теломъ львицы; Греки прибавляли къ нему орлиныя крылья.»

«Эдипъ, греч. Человекъ, имеющiй способность разГАДЫвать разЛИЧНЫя заГАДКИ;
как называется по имени Эдипа, Фивскаго царя, который раЗРешИЛъ загадку, заданную ему сфинксомъ.»
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Свернуть


п.с.

два лишних мягких знака из полустиха удалил

.


Последний раз редактировалось sLOGOSemya 06 мар 2014, 11:08, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 мар 2014, 20:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
sLOGOSemya, Вы мастерски играете словами и фонемами ! КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА :co_ol:

Но... душа, душа... Конечно,и в СН речь пойдет о ДУШЕ. Как же иначе ?

Но, что ДУША ( Психея) для античного мира ? И чем она отличается от души в христианском понимании ? :ny_tik:

В античности ДУША более связана с ТЕЛОМ и АКТИВНОСТЬЮ (поведением) человека. Основная энергия.

"В самом начале развития психологии ученые считали главным качеством души активность, т. е. утверждали, что душа - это прежде всего энергетическая основа тела, которая приводит инертное, пассивное тело в движение. Таким образом, душа является источником жизни, в основе которой лежит активность".http://terme.ru/dictionary/927/word/dusha

Эх, великое дело ИНТЕРНЕТ ( хоть и ДУМАТЬ спонтанно отучает ).
http://terme.ru/dictionary/927/word/dusha


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 мар 2014, 20:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
что-то у меня такая каша в голове...))
и почему-то вспомнился "Волхв" Фаулза..и почему..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2014, 05:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 апр 2011, 13:35
Сообщения: 90
Эльмира писал(а):
oliveira, а я и не писала, что античные авторы не понимали разницы между символической матерью и реальной..я о том, что наши пращуры далеко не сразу упорядочили свои половые отношения и приводила ссылку. Особо персидских магов выделять вряд ли стоит..

Эльмира, похоже, что вы поняли мои сообщения - как полемические к вашей точке зрения, да?
Моей же целью было пояснить мое же понимание трагедии в ответ на комментарии Людмилы.
Персидских магов для меня именно выделить было значимо, потому что я только что, впервые, про них прочитала в книге "Поиск видения-2: Языческая встреча".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2014, 05:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 апр 2011, 13:35
Сообщения: 90
sLOGOSemya,
Спасибо! Очень отзывается про загадочный город-яйцеклетку (матку, мать, материю), в который ведет только одна дорога, которую охраняет Сфинкс. При том, что Фивы часто называются Семивратными Фивами! Парадокс на парадоксе, коаны какие-то!
Кстати, ведь разные запирающие мышцы в теле называются сфинктеры.
И кстати, говорится про то, что дети умирали в чреве матерей (ну, меня это очень зацепило), это созвучно тому, что внутри чрева-матки-города, умирают его дети, граждане, горожане.

Это Я, Катя!Спасибо за сказку - какая интересная параллель, есть о чем подумать!
И вот это - карта Таро - и выход на 4 евангелистов, и картинка со Сфинксом! Такой пронзительный образ!

Вот еще про перекресток остро подумалось.
Перекресток - выбор. И у Эдипа был выбор - убивать или нет. Даже еще какой-то третий был, раз три дороги?
В трагедии Царь Эдип несколько раз подчеркнута гневливость Эдипа. То есть у него склонность выходить из себя.
И вот человек, который боится убить своего отца, в принципе не боится убить любого другого человека, годящегося ему в отцы!
Знаете, что это напоминает?
1. бытовая мысль - мать знает, кто ее дети, а отец - не уверен до конца никогда.
И дети это тоже ощущают. Так что аккуратнее нужно с мужиками, годящимися тебе в отцы, особенно, если напророчили, как Эдипу!
2. Э. Фромм рассуждая в про любовь, говорил о том, что нельзя искренне любить своих детей, если при этом не любишь других. То есть для бессознательного работает закон - не люблю этого конкретного ребенка, значит, не люблю ребенка вообще - и любого живого, и внутреннего своего.
Тогда на перекрестке Эдипу не хватило мудрости отнестись с уважением к человеку-отцу.

А еще один парадокс - что у Эдипа была подсказка - он ведь к оракулу отправился из Коринфа, потому что поползли слухи о том, что он подкидыш. То есть собрался прояснить этот вопрос, а услышав предсказание - рванул в бега, опять ему первая сильная эмоция застила глаза!

Кстати, про толкование пророчества про отца и мать у Эдипа тоже были возможности для символического ее прочтения.
Ведь разгадал же он загадку Сфинкс, хотя там говорится про Жизнь, как про день. То есть ума интерпретировать День в Жизнь у него хватило, а Мать и Отца - в Хозяйку Творчества и Устаревшие традиции (например) - не хватило.

Кстати, судьба Эдипа как подкидыша, очень актуальна в отношении усыновленных детей и тайны их усыновления.
У Людмилы Петрановской, специалиста по работе с семьями-усыновителями, есть полезная и интересная статья http://ludmilapsyholog.livejournal.com/156661.html
Что чувствует ребенок, от которого тщательно скрывают тайну усыновления.
Поскольку много вопросов, еще несколько немного ужатых отрывков из главы о тайне (не только тайне усыновления -- любой семейной тайне, связанной с родителями или родными ребенка). Следующим постом размещу про "как сказать, если там ужас-ужас" и " что говорить, если ничего не известно"
· То, что кажется очевидным, разумным и самым безопасным с точки зрения взрослого, может выглядеть совсем иначе глазами ребенка. Посмотрите его глазами. И только потом решайте.

Хотел бы я сам, чтобы самые близкие мне люди, зная нечто очень важное обо мне, от меня это скрывали? Что бы я подумал и почувствовал, если бы узнал об этом?
· Что бы я чувствовал, подозревая, что моя жизнь не принадлежит мне, и я ничего не могу с этим поделать? Смог бы я потом стать хозяином самого себя, быть ответственным за свои выборы и поступки, сознательно планировать свою жизнь, если она – не моя, и я даже не могу о ней знать?
· Хорошо бы мне было жить в доме, в котором всегда еле слышно тикает бомба семейной тайны, в семье, где родители не могут быть искренними со мной и часто говорят так, словно идут по минному полю? Смог бы я доверять им, смог бы полностью расслабиться рядом с ними?
· Сколько сил у меня уходило бы на то, чтобы преодолевать постоянную тревогу, связанную с непонятным напряжением родителей, и откуда мне придется эти силы брать, на чем экономить? На развитии способностей? На увлечениях? На любознательности?
· Каково бы мне было получать от родителей невысказанное послание: «Мы хотим знать о тебе только хорошее и приятное. Про трагедию, которая была в начале твоей жизни, мы ничего слышать и знать не хотим, и говорить с тобой об этом не будем, разбирайся сам, как знаешь, и уж постарайся нас не расстраивать». Смог бы я потом обратиться к ним за помощью в других трудных и пугающих меня ситуациях?
· Наконец, смогу ли я пережить, и какой ценой, если тайна все же вскроется в самый неподходящий момент, в момент кризиса наших отношений с родителями, или в тяжелый период моей жизни, когда все и так будет сложно и плохо, и мне будет казаться, что весь мир рушится, и я один на свете?
Свернуть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2014, 06:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 апр 2011, 13:35
Сообщения: 90
Коллеги по исследованию! Можно к вам так обратиться? Так хочется какого-то более личного обращения!
Кстати, :hi_hi_hi: , товарищи - было бы очень хорошим словом!
Так вот!
Интересно, как вы себе представляете этот перекресток?
Дочь задала простой вопрос: "А как это - перекресток трех дорог?". И я сломала голову над пространственной задачей.
Ведь если была одна дорога - а потом растроилась - это же на перекрестке четырех дорог уже?
А если три дороги, как три прямых, скрещиваются, то это снежинка из шести дорог!
Или это Т-образный перекресток?

Потом, первое, что приходит в голову про греческие перекрестки - гермы и Геката.
Герма
Изображение
Свернуть

Гермы устанавливались в честь Гермеса, посланника богов и Психопомпа, проводника душ в мир мертвых. Это представляется важным для трагедии про Эдипа. Была ли Герма на том распутье?
Сам факт перекрестка - это напоминание о Гермесе - еще один повод задуматься - где я и что я? И надо ли тут убивать людей?
Геката - статуя ее изображалась трехфигурной:
изображение статуи Гекаты
Изображение
Свернуть

И тоже - вопрос выбора, загадочный, таинственный, связанный с ночью, с Луной, миром нереальным, с миром символическим.
И снова - Эдип на перекрестке, поражая гордеца, не слышит и не видит образа волшебницы Гекаты.
Тут перед глазами кадр из фильма Пазолини:
Изображение
жаркое солнце, выжигающее остатки разума, вряд ли позволило бы увидеть такие тонкие ночные образы как Геката или Гермес.

Эдип, распаленный солнцем, гордыней, гневом. А гордыня - как результат ущемленного тщеславия, сомнения в царственности происхождения, помните, он и Иокасту подозревает в том, что она не желает знать о его низкородности (то есть в том, что его самого волнует). А тут его какой-то проезжий еще лупит.
И взыграло ретивое. Эх!

И вот еще из словаря символов:
Цитата:
перекресток - взаимосвязь трех элементов (трех дорог), утверждение сущности трех основ: несущей только Добро; двоякой; и вредной, несущей Зло

И это тоже к толкованию пророчеств:
    можно говорить о буквальном,
    можно говорить о символическом,
    а можно пойти срединным путем.

Насколько гениальная трагедия! Спасибо Серебряным нитям за этот разговор!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2014, 10:16 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Оля (oliveira) с дебютом Вас. @->-- Вы замечательно озвучили свое сообщение. Так здорово у нас здесь только Аня (Tama) умеет. Очень артистично. Мне понравилось. Спасибо.

Перекресток трех дорог. Никак ничего не находила в себе, за что бы уцепиться, чтобы понять эту часть трагедии. Только программа подтолкнула к размышлениям.

Промысел Божий и своеволие – вот они эти дороги. По одной Эдип идет, вернее бежит от страшного предсказания. И это бегство – это своевольный поступок Эдипа. Боги предсказали, устрашись, но вернись и живи в доме отца и матери, которых ты считаешь родными. Ведь устрашение предсказанию и будет держать душу в напряженном внимании к собственным порывам. Убийство отца – ведь это собственное желание стать царем, желание власти. Сексуальное влечение к матери – это стремление субъект любви свести к сексуальному объекту. Предсказание богов не рок. Это попытка заставить Эдипа задуматься о себе. А он не хочет. Он бежит от этого. Он вершит не волю богов, а свою волю.
И вот перепутье. Три дороги. И он сворачивает на ту, что занята. Эдип опять творит свою волю. Ему хочется туда и он туда идет. Но дорога занята и Эдипа с нее гонят. На него не нападают и гонят его не с узкой дороги в пропасть.

Когда пришел я к встрече трех дорог,
Глашатай и старик, как ты сказала,
780 В повозке, запряженной лошадьми,
Мне встретились. Возница и старик
Меня сгонять с дороги стали силой
.
Тогда возницу, что толкал меня,
Ударил я в сердцах. Старик меж тем,
Как только поравнялся я с повозкой,
Меня стрекалом в темя поразил.
С лихвой им отплатил я. В тот же миг
Старик, моей дубиной пораженный,
Упал, свалившись наземь, из повозки.
790 И всех я умертвил...


Перед Эдипом царь и слуги царя требуют от него освободить дорогу. Не было у Эдипа причины для убийства. Он не жизнь свою защищал. Он защищал свое самолюбие. Жизни его ничто не угрожало. А промысел Божий уводит его от Фив на другую дорогу, в другой город. Не зря встреча с подлинным отцом состоялась на перекрестке, а не на узкой дороге без выбора. Услышь Эдип эту тихую подсказку богов, и избежал бы предсказанной судьбы. Но не волю Божью, а свою исполнил Эдип.

После освобождения города Фив от сфинкса все жители города предлагают Эдипу стать царем. Его стремление к власти совпадает со стремлением горожан. Но в придачу к власти Эдип должен получить вдовствующую царицу. И вновь, любовь к женщине всего лишь придаток к желанию власти. Любит ли Эдип эту как минимум вдвое старше его женщину или только благодарен ей за возможность властвовать? Нет у Эдипа желания задуматься об этом. Жажда власти сильнее. И велико желание быть справедливым правителем. И эта жажда справедливости оборачивается против него.

Величие Эдипа в том, что принимает он эту правду. “Да, это я исполнил предсказание и я виноват”, – говорит Эдип себе и всем вокруг. Глаза ему больше не нужны. Он был слепой игрушкой, считая себя зрячим. Он покорно шел навстречу предсказанному, считая, что совершает самостоятельные поступки. Признав, что рок – это и есть его своеволие, а знаков богов он так и не научился слушать, он становится подлинно свободным. Его воля теперь направлена не на исполнение собственных прихотей, а на поиск собственной призванности.

Спасибо, Александр Геннадиевич. @->--
Очень глубокая, невероятно глубокая передача. Очень многие собственные спящие мысли и внутренние состояния сделала активными. Вновь подтолкнула к размышлениям.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2014, 11:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 сен 2010, 16:22
Сообщения: 10750
Откуда: Москва
«Соцiализмъ, н.-лат., отъ лат. socialis, общественный; с греч. окончан.
Учениiе, требующее преобразованiя общественнаго быта и устройства его на новыхъ основанiяхъ.»

«Соцiальный, лат. socialis, от socius, товарищъ. 1) Общественный; 2) основанный на началахъ соцiализма»

oliveira писал(а):
Товарищи
Коллеги по исследованию! Можно к вам так обратиться? Так хочется какого-то более личного обращения!
Кстати, :hi_hi_hi: , товарищи - было бы очень хорошим словом!
Свернуть

Так вот!
Интересно, как вы себе представляете этот перекресток?
Дочь задала простой вопрос: "А как это - перекресток трех дорог?". И я сломала голову над пространственной задачей.
Ведь если была одна дорога - а потом расстроилась - это же на перекрестке четырех дорог уже?
А если три дороги, как три прямых, скрещиваются, то это снежинка из шести дорог!
Или это Т-образный перекресток?

"Перекрёсток у трёх дорог"
Действительно очень простой и есТЕСТвенный, ЛогИЧНЫЙ вопрос задала Ваша дочь!
Проверка на логику, три - это не четыре. "Тест личный", тсзть.

Но ведь забывается, что путник\путница ОТКУДА-ТО ПРИШЛИ.
Это и есть искомый четвёртый луч в "перекрестье".
Естественный, привычный, потому и "невидимый".
Пройденная дорога-путь.

Прошедшее - один луч, поЛУЧается.
Настоящее - ТРИ сЛУЧАйных возможностей.
Будущее - вновь один изБРАННЫЙ ПУТЬ-луч.

Это если о пеРЕКрестье говорим.
(кстати, на рек слиянии - три луча только :)

oliveira писал(а):
Гермы и Термы
Потом, первое, что приходит в голову про греческие перекрестки - гермы и Геката.
Герма
Изображение

Гермы устанавливались в честь Гермеса, посланника богов и Психопомпа, проводника душ в мир мертвых. Это представляется важным для трагедии про Эдипа. Была ли Герма на том распутье?
Сам факт перекрестка - это напоминание о Гермесе - еще один повод задуматься - где я и что я? И надо ли тут убивать людей?
Свернуть


И вот ещё из словаря символов:

«Терминъ, отъ лат. terminus.
1) Слово, выраженiе, принятое въ к.-л. отрасли науки, искусства или промышленности;
2) бог границъ у древнихъ Римлянъ; изображался въ виде четыреугольнаго столба съ человеческою головою

«Терминологiя, отъ лат. terminus, термин, и греч. lego, говорю.
Слова, употребляемые въ какой-либо науке, художестве или ремесле.»

«Терминисты, лат., отъ terminus, цель, определённое время.
Сектаторы, которые верятъ, что жизнь человеческая есть срокъ, данный человеку для усовершенствованiя своей природы.»


oliveira писал(а):
а можно пойти срединным путем
Геката - статуя ее изображалась трехфигурной:

изображение статуи Гекаты
Изображение

И тоже - вопрос выбора, загадочный, таинственный, связанный с ночью, с Луной, миром нереальным, с миром символическим.
И снова - Эдип на перекрестке, поражая гордеца, не слышит и не видит образа волшебницы Гекаты.


Тут перед глазами кадр из фильма Пазолини:
Изображение
жаркое солнце, выжигающее остатки разума, вряд ли позволило бы увидеть такие тонкие ночные образы как Геката или Гермес.

Эдип, распаленный солнцем, гордыней, гневом. А гордыня - как результат ущемленного тщеславия, сомнения в царственности происхождения, помните, он и Иокасту подозревает в том, что она не желает знать о его низкородности (то есть в том, что его самого волнует). А тут его какой-то проезжий еще лупит.
И взыграло ретивое. Эх!

И вот еще из словаря символов:
Цитата:
перекресток - взаимосвязь трех элементов (трех дорог), утверждение сущности трех основ: несущей только Добро; двоякой; и вредной, несущей Зло

И это тоже к толкованию пророчеств:
    можно говорить о буквальном,
    можно говорить о символическом,
    а можно пойти срединным путем.

Насколько гениальная трагедия! Спасибо Серебряным нитям за этот разговор!
Свернуть


«Медiаторъ, лат. mediator, отъ medius, находящiйся въ середине. Посредникъ.»

«Медiация, н.-лат., отъ лат. medius, находящiйся въ середине. Посредничество.»

«Медiумъ, лат. 1) Середина; 2) фокусникъ и заклинатель духовъ.»
...


"НострАDАМус нАSТRАдал нам будущее." (с)

А оракул "настрадал" его Эдипу. :)

.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 209 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 14  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 55


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.151s | 18 Queries | GZIP : On ]