Здравствуйте!
Присоединюсь к обсуждению.
Сколько всего интересного вы написали!
Спасибо за ссылки.
Ужасы и кошмары
С удовольствием перечитала трагедию. Поражает, насколько мастерски написано. Так давно и так живо. А как подана хронология событий, детективная линия! С какой яркостью описана сцена самоубийства Иокасты! А ослепление Эдипа - пряжкой от фибулы выкалывал себе глаза, кровь хлещет потоками. Буквально - правда глаза колет!
Ужас, никогда не понимала ее.
Сначала Судьба обрекает Эдипа на отцеубийство и инцест, а потом еще за премудрости Судьбы казнят Город.
Никакой Справедливости, блин!
И вот пока писала - подумала. Оракул предсказал, да. Но разве не было это одним из вариантов развития событий?
Что делают родители (как всегда в сказках), узнав, что их ребенок будет угрозой им? - Пытаются убить, не марая рук.
Вместо того, чтобы мудро присматривать за опасностью.
Скрывают от него свои опасения, вместо того, чтобы подумать, а как это рассказать, не загоняя в самореализующееся пророчество.
Свернуть
Опасаясь того, что чадо причинит вред вольно, родители, пытаясь избежать судьбы, ткут ее своими же руками.
Интересно, если бы Эдип не бежал от судьбы, если бы знал настоящих родителей, как сложилась бы его судьба?
И вот еще, интересно, что именно Софокл усилил трагизм истории про Эдипа, добавив мотив
инцеста.
Это вообще странная история.
Сколько же было лет Иокасте, когда на ней женился сын?
Отто Ранк. Попытка Эдипа вернуть утраченный рай материнского лона
Наверное, уже это была не цветущая женщина? А по пьесе можно представить, что Эдип испытывал к ней, как к жене, очень теплые чувства. И детей у них четверо народилось, значит, плотские отношения были.
Эдип и Иокаста очень доверительно общаются, например:
Не откажу тебе, я сам в тревоге.
Кому ж еще открыться мне, жена,
В моей беде?
Напоминает ветхозаветные странности с возрастом Сарры, которую разные цари брали в жены себе за ее редкостную красоту, хотя на тот момент у нее климакс.
Невольно задумаешься, что тут дело глубже.
Например, в идее, обнаруженной Отто Ранком, о том, что человек изначально стремится в райское состояние материнского лона.
Тогда трагедия Софокла (имя-то какое, даже писать и произносить про себя - удовольствие!) - это трагедия человека, который ищет рая буквалистически. Возможно, и нам, читателям, подсказка - что не надо буквально все читать.
И может быть не с Лоном матери человек пытается восстановить единство, а ощутить единство Себя и Абсолютного начала, Себя и Великой Матери.
Конечно, речь не о Великой матери, как богине, а как изначальном творческом начале Вселенной, порождающей Космос из Хаоса.
НатальяS написала про то, что Эдип убегая от судьбы, прибежал к ней. Напоминает Зазеркалье, где важно бежать, чтобы стоять на месте. Эдип бессознательно, не сознавая того, убивает отца и возлежит с матерью, рождая своих братьев и сестер, рождая больной город. Он действует из страха, убегает, тогда как есть другой путь, путь Творца - идти навстречу страху.
Свернуть
Именно этот момент вызывает
восхищение бесстрашием человека в трагедии - когда Эдип, уже что-то заподозрив, честно идет навстречу ужасному знанию.
И дальше, Эдип выходит из Фив, предварительно ослепив себя. Хор, кстати, это косвенно осуждает
О, страшное свершивший! Как дерзнул
Ты очи погасить? Внушили боги?
И дальше Эдип долго поясняет зачем он это сделал.
В частности он говорит:
Позорней
События не видела земля...
Но речь вести не должно о постыдном...
Богами заклинаю: о, скорей
Меня подальше скройте, иль убейте,
Иль в море бросьте прочь от глаз людских!Похоже чем-то на
детскую игру в прятки, когда ребенок, закрывая глаза, думает, что и его никто не видит. Да ведь?
А с другой стороны, это решение, оборачивается наконец для Эдипа обретением мудрости. Если судить по трагедии "Эдип в Колоне", ослепший изгнанник Эдип
становится угоден богам, о чем свидетельствует его
удивительная кончина:
смерть Эдипа
О да! То было истинное чудо...
Как он ушел отсюда, знаешь сам,
Ты был при нем. Он шел без провожатых, -
Напротив, сам показывал нам путь.
Когда же подошел к крутому спуску,
Где медные ступени в глубь земли
Ведут, остановился на распутье,
1640 У самой той скалистой котловины,
Где Перифой с Тесеем поклялись
В навечной верности. Он стал меж нею,
Скалою Форика, дуплистой грушей
И каменной гробницей. Там он сел,
И смрадные свои одежды сбросил,
И, кликнув дочерей, велел достать
Воды - омыться и для возлияний.
Они пошли на видный издалека
Деметры холм, блюстительницы всходов,
1650 Потом, как он желал, его омыли
И в белое одели, по обряду.
Когда же все свершили до конца
И просиял он радостью, внезапно
Взгремел подземный Зевс, и обе девы
Затрепетали. И, припав к коленам
Родителя, слезами залились,
В грудь стали бить себя и завопили.
...
Так все втроем, друг к другу прижимаясь,
Рыдали. А когда примолкли стоны
И перестал звучать их горький вопль,
Настала тишина. И некий голос
Позвал его, и волосы у всех
Зашевелились, все стояли в страхе.
И многократно, ясно бог воззвал:
"Эдип, Эдип, что медлишь ты идти?
И так уже ты запоздал намного!"
И, услыхав призывный голос бога,
Он подозвал царя Тесея. ...
И молвил: "Дети, будьте тверды духом,
Отсюда удалитесь, не просите
О том, что видеть и внимать не должно.
Скорее же! Пусть лишь Тесей по праву
Останется при мне и знает все".
Так он сказал. И, выслушав его,
Мы с девушками вместе, все в слезах,
Ушли. И лишь немного удалившись,
Назад оборотились вновь - и видим:
Уж нет его на месте том, один
Стоит Тесей, рукою заслоняя
Глаза свои, как будто некий ужас
Возник пред ним, невыносимый зренью.
А вскоре видим - он, к земле склонясь,
И к ней и к дому всех богов - Олимпу
Единую молитву обратил.
Но как Эдип скончался, рассказать
Никто не может - лишь один Тесей.
Ни огненная молния богов
Его не похищала, ни от моря
Вдруг вставший вихрь его не уносил.
Присутствовал ли там богов посланец?
Иль каменные недра перед ним
Земля сама приветливо разверзла?
Так, без стенании, горести и мук
Пропал Эдип, всех более из смертных
Достойный изумленья... Кто сочтет
Безумной речь мою, тот сам безумен!
Свернуть
В итоге - потеря зрения из нежелания видеть ужасы жизни (такая популистская психосоматика), оборачивается слепотой Гомера, Борхеса,
слепотой прорицателя Тиресия.
Когда слепой видит лучше зрячего, и может быть проводником к настоящему знанию.
Смотрите, слепой Эдип идет к месту смерти без проводника.
Он спускается в Лоно земли, неподалеку от холма Деметры.
Вспомним, что в честь Деметры совершались знаменитые
Элевсинские мистерии, посвящение в которые, давало свободу от страха смерти.
Вот, что пишет Э. Шуре про мистерию Деметры и Персефоны:
Цитата:
Миф Цереры и её дочери Прозерпины составляют центр Элевсинского культа.Подобно блистательной процессии, все элевсинское посвящение вращается и развертывается вокруг этого светящегося центра.
В своем наиболее глубоком смысле, миф этот представляет символически историю души, её схождение в матерью, её страдание во мраке забвения, а затем — её вознесение и возврат к божественной жизни. Другими словами, это —
драма грехопадения и искупления в её эллинской форме.
На мой взгляд - очень созвучно с трагедийным циклом Софокла.
Можно еще и так посмотреть. Если трагедию не понимать буквально, то возможно
вина Эдипа (и его биологических родителей) в том, что они
буквально истолковали слова оракула.
Убить отца.. Это про убийство физического отца?
Или убить в себе внушения детского возраста, культурные установки и правила, изжившие себя, мешающие жить. Напрмер, правило, буквально читать сюжеты трагедий.
Сойтись с матерью Матерью родной или же матерью всего, абсолютным творческим началом? И породить детей - творческих.
И
ослепив себя, возымев возможность развивать свое внутреннее зрения прорицателя, он смог обрести единство с Матерью всего.
Матерью землей, из которой рожден Олимп, родина всех богов, к которой обратил молитву Тесей.