Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Трагедия Софокла "Царь Эдип"
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1720
Страница 6 из 14

Автор:  Djuley [ 06 мар 2014, 11:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

Если нечто назвали роком, и вообще, если нечто назвали, выделили сознанием, то и допустили возможность осознания. Значит это уже не слепая неизбежность, а нечто другое.

Автор:  Эльмира [ 06 мар 2014, 13:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

Спасибо за программу @->--
Поразило, Александр Геннадиевич, ваше высказывание:Эдипу нужно было простить богов!
А ведь и этот вывод можно вплести в "перекрёсток трёх дорог": отомстить, простить, и нечто третье..


Наталья @->-- Спасибо вам огромное, что в своём замечательном сообщении и меня упомянули (c моими недодуманными, надо признаться, рассуждениями)..
Вот ведь! Оказывается существует словарь символов..(в посте Ольги @->-- )
Цитата:
Символ выбора, но вместе с тем и единства противоположностей; место встречи времени и пространства; магическое и опасное место, где встречаются демоны и ведьмы. Самоубийц, вампиров и злодеев хоронили на перекрестках, чтобы они заблудились и не смогли вернуться для преследования живых. Посвящен Гекате, которой приносились в жертву собаки на перекрестках. Ассоциируется также с Ганешей и Янусом.

http://enc-dic.com/symbol/Perekrestok-606.html
Будем знать теперь, да?
Забавно, что когда в вашем сообщении, Наташ, прозвучало упоминание и Кати Сафоновой.. мне вспомнился "перекрёсток трёх дорог"? :-):

Присмотрелась сегодня к нашим перекрёсткам - и увидела несколько перекрёстков именно с тремя дорогами!
Да и наши сказочные богатыри всегда подъезжали именно к таким перепутьям: налево (пойдёшь-поедешь)- женатому быть, направо - коня потеряешь, а прямо (пойдёшь -поедешь) - голову сложишь... так кажется?
***
Сергей (sLOGOSemya), этимологический словарь Фасмера (из всех этимологических словарей) - самый авторитетный (и до сегодняшнего дня остаётся самым полным). Информацию о нём и о других этимологических словарях легко можно найти в инете..
лично я с большим наслаждением прочла вот эту статью:
http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_23_498

А вообще - мы уже не задумываемся - какое это большое счастье, что нынче, чуть "погуглив", можно найти нужную словарную статью!
Раньше за словарём Фасмера нужно было идти в читальный зал, стоять в очереди.. и можно было ещё получить ответ: "Все словари сейчас на руках. Ждите"

Автор:  oliveira [ 06 мар 2014, 21:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

Селена писал(а):
Оля (oliveira) с дебютом Вас. @->-- Вы замечательно озвучили свое сообщение. Так здорово у нас здесь только Аня (Tama) умеет. Очень артистично. Мне понравилось. Спасибо.

Спасибо, Селена.


Селена писал(а):
Промысел Божий и своеволие – вот они эти дороги. По одной Эдип идет, вернее бежит от страшного предсказания. И это бегство – это своевольный поступок Эдипа. Боги предсказали, устрашись, но вернись и живи в доме отца и матери, которых ты считаешь родными. Ведь устрашение предсказанию и будет держать душу в напряженном внимании к собственным порывам. Убийство отца – ведь это собственное желание стать царем, желание власти. Сексуальное влечение к матери – это стремление субъект любви свести к сексуальному объекту. Предсказание богов не рок. Это попытка заставить Эдипа задуматься о себе. А он не хочет. Он бежит от этого. Он вершит не волю богов, а свою волю.



Селена, спасибо! Я еще не могу послушать передачу, пока ее не выложат. Спасибо за то, как четко вы разложили все ситуации возможностей выбора у Эдипа! Когда такое прочитаешь - ощущение ясности в голове!

Автор:  oliveira [ 06 мар 2014, 21:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

Djuley писал(а):
Если нечто назвали роком, и вообще, если нечто назвали, выделили сознанием, то и допустили возможность осознания. Значит это уже не слепая неизбежность, а нечто другое.

О, точно!
Эльмира писал(а):
А вообще - мы уже не задумываемся - какое это большое счастье, что нынче, чуть "погуглив", можно найти нужную словарную статью!
Раньше за словарём Фасмера нужно было идти в читальный зал, стоять в очереди.. и можно было ещё получить ответ: "Все словари сейчас на руках. Ждите"

Эльмира, как приятно увидеть единомыслие в таком редком вопросе!
Я тоже помню, как приходилось ждать Фасмера.
В одной из передач говорилось, что современные молодые люди не хотят знать, потому что есть иллюзия, что все знания в интернете. После этого я стала задумываться, и если раньше говорила дочке, что посмотрим в интернете - то теперь четко говорю - заглянем в Фасмера, или посмотрим у Даля. Не знаю, как ей, но мне это добавляет ощущения "библиотеки", которое очень люблю!

Автор:  oliveira [ 06 мар 2014, 21:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

sLOGOSemya писал(а):

"Перекрёсток у трёх дорог"
Действительно очень простой и есТЕСТвенный, ЛогИЧНЫЙ вопрос задала Ваша дочь!
Проверка на логику, три - это не четыре. "Тест личный", тсзть.

Но ведь забывается, что путник\путница ОТКУДА-ТО ПРИШЛИ.
Это и есть искомый четвёртый луч в "перекрестье".
Естественный, привычный, потому и "невидимый".
Пройденная дорога-путь.

Да, мне тоже представился сперва такой, с 4 лучами - откуда-то же пришел человек. Но дети так спросят, что почешь репку...
Вот распутье - вроде понятно - пришел по одному пути - а он рас-путался - и получилось - два, три, в общем, много.

Автор:  Эльмира [ 07 мар 2014, 10:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

oliveira писал(а):
если раньше говорила дочке, что посмотрим в интернете - то теперь четко говорю - заглянем в Фасмера, или посмотрим у Даля. Не знаю, как ей, но мне это добавляет ощущения "библиотеки", которое очень люблю!

интересно.. получается что в ощущении библиотеки есть личностная компонента Автора, а для меня ещё и тех людей, которые порекомендовали ту или иную книгу))

Перекрёсток трёх дорог может выглядеть в виде буквы Y. По одной из них человек идёт, потом она раздваивается. Круг (вспомним, торт, пиццу) ведь можно делить по-разному, и количество частей будет необзятельно чётным.
Наталья выше в теме вспоминала песню "Перекрёсток семи дорог"

Автор:  NatalyaS [ 07 мар 2014, 21:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

Эльмира писал(а):
Перекрёсток трёх дорог может выглядеть в виде буквы Y. По одной из них человек идёт, потом она раздваивается. Круг (вспомним, торт, пиццу) ведь можно делить по-разному, и количество частей будет необзятельно чётным.
Наталья выше в теме вспоминала песню "Перекрёсток семи дорог"

Эльмира, в виде Y - точно!
Когда Эдип пришел на перекресток в первый раз, тогда да: перед ним стояло перепутье: его воля и воля богов. А после принятия воли богов, после прощения им, после ослепления и прозрения, - тогда он вновь оказался на этом перекрестке, только уже путь его сошелся в единую тропу: Твоя воля - это моя воля... Может, так? %)
И о песне "Перекресток семи дорог"... Я подумала, может, она в этой связи ко мне все же не случайно привязалась? :ps_ih:
Вслушалась - а ведь не об Эдипе ли отчасти в ней речь?..

... Есть только семь путей,
И ты один -
И как повернуть туда,
Где светит твоя звезда
:
Ты выбираешь раз и навсегда..


Перекресток семи дорог,
Вот и я!
Перекресток семи дорог -
Жизнь моя.
Пусть загнал я судьбу свою,
Но в каком бы не пел краю -
Все мне кажется,
Я опять на тебе стою
...

Сколько минуло лет,
Сколько дней...
Я прошагал весь свет,
Проплыл сто морей
И вроде, все, как всегда -
Вот только одна беда
Все мне кажется,
Я на нем свернул в никуда...


... потому и кажется, что вновь и вновь на перекрестке.. :nez-nayu:


Автор:  Эльмира [ 09 мар 2014, 14:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

NatalyaS писал(а):
Когда Эдип пришел на перекресток в первый раз, тогда да: перед ним стояло перепутье: его воля и воля богов. А после принятия воли богов, после прощения им, после ослепления и прозрения, - тогда он вновь оказался на этом перекрестке, только уже путь его сошелся в единую тропу: Твоя воля - это моя воля... Может, так? %)

Да, Наташ, мне очень близко ваше понимание @->--
***
Случайно вновь увидела отрывок из передачи про экстрасенсов: современная колдунья использовала перекрёсток для отведения злой судьбы от юноши, на котором лежало родовое проклятье.
А один из участников битвы экстрасенсов сказал (примерно), что "слово имеет власть над нами, если мы эту власть ему позволяем"..то есть если не верить в родовые проклятья, то они и не сбываются.
(Об этом в теме А.Букин писал, а наш Док подробно говорил об этом в тренинге по БК Дантэ)

Вообщем, это я уже потихонечку пытаюсь перейти к сегодняшнему дню и прочтению трагедии Софокла современным человеком.

Рассказывает психолог
об Эдиповом комплексе
http://psyholog-praktik.ru/psihoanaliz/ ... s-chto-eto
о комплексе Электры (тот же комплекс, только у девочек)
http://psyholog-praktik.ru/psihoanaliz/ ... -kompleksa

Автор:  Бегущая по волнам [ 09 мар 2014, 17:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

Цитата:
Эдипов комплекс, представляющий собой целый спектр переживаний, через который проходит в определенном возрасте каждый мужчина.

Есть у меня такой давний вопрос - ну зачем людям вдалбливать то, что им в своём подавляющем большинстве несвойственно?! Ну хорошо.. можно ведь сказать, что некоторым мальчикам и девочкам свойственны такие вот комплексы. У всех бывают свои "тараканы" в голове, зачем же настолько абсолютизировать?

Сначала всю голову прожужжали эдиповым комплексом, теперь вот ещё комплекс электры добавили :nez-nayu:

Я себя помню практически "с младых ногтей".. Не было у меня такого комплекса. У мои знакомых мужчин, с которыми мы обсуждали эдипов комплекс, ни один не вспомнил о таковом у себя..
Может где-то кто-то и страдает , проходит , перерастает эти комплексы, но вот среди моих знакомых
их вообще не наблюдается. Уверена, что у нас таким (почти?) никто не страдает.
Ну я понимаю, надо как-то деньги зарабатывать, оправдывать свою психологическую деятельность. ;-)

Автор:  Это Я [ 09 мар 2014, 18:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

Я обратила внимание на тот факт, что каждый исследователь как-то по своему трактует Эдипов комплекс http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0% ... 0%BA%D1%81 . Это говорит о том, что Эдипов комплекс является нашей внутренней мифологемой, у каждого он может проявляться по разному. Он может затрагивать разные уровни нашего Бытия. Если говорить о реальности, то помните я рассказывала о девятилетнем мальчике-"Индиго" (в кавычках), который являлся неким "бизнес-проектом" своей мамы. В его поведении, которое отличалось какой-то невротичностью, прорывались неконтролируемые эмоции, которые, наверное, можно было назвать "Эдиповым комплексом". Для меня это понятно, любой творческий акт, чем-то схож с интимным актом. Там мама находилась в тесной интимной творческой связке со своим сыном, они творили единый Миф об инопланетянах. Помню для меня в детстве было очень важно сохранить свой "суверенитет", потому что моё положение в семье было даже хуже, чем у детдомовцев, которые свои личные пространства создают под матрасом. Всё просматривалось, открывалось, читалось, во всё совался нос и пр. Пришлось всё прятать в воображение. Сейчас прячу на форум, зная что сюда-то не смогут залезть из-за боязни работы на компьютере. Посягательство своих родителей (матери) на своё интимное пространство, я почему-то сопоставляю с сексуальным посягательством, поэтому анти-эдипов комплекс мне очень свойственен :-) Я в теме о пятой чакре рисовала схему, где "слепая" и "хромая" сущность должны существовать раздельно, образую некое пространство, пространство Любви, в котором могут свободно развиваться индивидуальности. А любое "слипание" этих сущностей приводит к искажению Природы, к "тюрьме", к "не свободе", но не может мальчик как физически, так и эмоционально "слипаться" со своей матерью.

Автор:  quagga [ 09 мар 2014, 19:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

Не понимаю, почему для обозначения "бессознательного сексуального влечения к родителю противоположного пола" выбрано имя царя Эдипа? Только лишь потому, что Эдип возлёг со своей матерью. Но он не знал, что Иокаста его мать.. Катя писала о "свободе" и "тюрьме". Так вот, мне кажется, что "Эдипов комплекс" как раз расширяет "свободу" ребёнка, потому что ребёнок начинает воспринимать мать и отца как существ равных себе. любовь к родителям- это всегда немного преклонение перед ними, ощущение их превосходства над собой, а влечение к матери или отцу, как к женщине или мужчине, уравнивает ребёнка и родителей, снижает их с божественных высот. В трагедии есть такие строки (сцена ослепления себя Эдипом):
Потом - ужасно молвить! -
С ее одежды царственной сорвав
Наплечную застежку золотую,
Он стал иглу во впадины глазные
Вонзать, крича, что зреть очам не должно
1250 Ни мук его, ни им свершенных зол,-
Очам, привыкшим видеть лик запретный
И не узнавшим милого лица.

Я поняла их так: узнав, что Иокаста его мать, Эдип ощутил кошмарное раздвоение, осквернение святого лика или образа матери. "Запретный лик", лицо жены, наложилось на беспорочные материнские черты, на "милое лицо", искажая их, и перед ним уже не жена, которую он любит, и прекрасное лицо её любит, и не мать, смутный образ которой он хранит глубоко в памяти, прекрасный её образ, а нечто безобразное.. Вот цена свободы- искажение привычного лика мира, стирание границ, которые придавали миру чёткость и надёжность..

Автор:  Это Я [ 10 мар 2014, 06:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

Юля, спасибо за глубокие размышления. В мифе об Эдипе рассказывается о том, что царь Лаий, когда гостил у другого царя, похитил его сына. Сегодня ночью у меня были важные сновидения, я их подробно не буду рассказывать, потому что они перенасыщены образами и эмоциями. Скажу кратко, мне часто сниться что в соседней квартире за стеной у соседей есть маленькая девочка, хотя детей у них нет. Снится, что между нашими квартирами истончилась стена, и они слышат нас, и я их слышу. Вот, они всей семьёй зашли к нам в квартиру, вот и я к ним пришла и похитила их дочку. Дальше сюжеты шли ещё более сложные, поэтому там же в сновидении я напряглась и попросила сформулировать краткую интенцию моего сна. Я услышала следующую фразу, она не совсем дословная, ведь вытащить подобную информацию из снов очень трудно: "Если ты движешься быстро (в реальности? в духовном пространстве? в сновидении?), то эмпирически у тебя рождается чувство первенства. А чувство первенства - это и есть образ ребёнка". Получается, что Лаий украл у другого царя - первенство. Похоже на правду, ведь царства и города в Древней Греции находились в состоянии соперничества и конкуренции. Но мне тогда не понятно, почему это похищение в мифе названо "чёрной неблагодарностью" и почему Лаия за этот поступок проклинают?

В Мифе об Эдипе есть момент, когда у Лая рождается сын, который согласно предсказанию оракулов, должен убить отца. Лай приказывает бросить сына в горах, предварительно проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Если ребёнок на символическом языке означает "первенство", то Лай пытается обездвижить чувство своего превосходства. Похвальное деяние, имеющее христианский смысл, ведь при распятии Христа, гвоздями прибивали сухожилия ног.

Автор:  Это Я [ 10 мар 2014, 10:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

Я ещё об одном давнишнем сновидении могу рассказать. Тут в теме рассказывали о перекрёстке трёх дорог. Так вот в одном сновидении мне показывали, что самая здоровая ситуация, когда по каждой дороге из центральной точки идёт: Я-старец/старуха, Я-ребёнок, Я-взрослый. Когда кто-нибудь с кем-нибудь на какой-то дороге встречаются, это не очень хорошая ситуация. А когда эти ипостаси сходятся в единую точку, это, вообще, каюк. У Эрика Бёрна есть теория: родитель-взрослый-ребёнок. С помощью этой теории рассматриваются многие конфликты. В Мифе тоже есть конфликтные ситуации: во-первых, это когда сын встречается с отцом на одной дороге: эмоционально задетый "ребёнок" действует спонтанно и агрессивно. Второй конфликт: это супружество матери и сына. И здесь может быть внутренний конфликт подавления, контроля, опеки со стороны матери.

Автор:  Людмила [ 10 мар 2014, 11:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

Это Я, спасибо. ВАс очень интересно читать.

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС имеет место быть. Это не выдумка психологов. Это гениально прозрение Фрейда и соотнесенность с МИФОМ. Хотя... новый век диктует тотальное разрушение. И МИФОВ прежде всего. Сегодня МАТЕРИ любят своих малышей чуть иначе, чем прежде. Простите за НАИВ. Раньше брошенный на НЯНЮ малыщ был для МАТЕРИ радостью и праздником общения - КРАТКОГО ЛЮБОВНОГО СВИДАНИЯ. Мать зацеловывла сына порою до умопомрачения последнего. И - до ОТВРАЩЕНИЯ. Мать стремилась к ребенку как к сокровищу. Нынче... хм... ребенок - материальная обуза частенька. Думают о том, как ПРЕСТИЖНО одеть, что ЕМУ купить, к каким ВРАЧАМ сводить... Ребенок - предмет не столько материнской опеки, сколько ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАБОТЫ. Любовь часто переадресована БАБУШКАМ. Бабушки ЛЮБЯТ. А внуки...БАБУШЕК-то не очень... Скорее, хитренько используют в своих целях (подарочки!). ЛЮБЯТ кого ? Жаждут внимания ОТЦОВ. Но ОТЦОВ-то НОРМАЛЬНЫХ часто и нет. Появляется привязанность к ЛЮБОМУ МУЖЧИНЕ. Женщины ИНТЕРЕСА не представляют. ИХ ТЕПЕРЬ МНОГО вокруг детей. И они - ОБСЛУЖИВАЮТ. И няни в детсадах,и учительницы. И ЛЮБИТЬ учительницу,например, сегодня вообще как-то ДИКО. Не находите ?
Конечно,есть исключения. Но я о том ,как ЛОМАЮТСЯ МИФЫ. НЕТ СВЯЗИ ЛЮБОВНОЙ. ЭРОТИЧЕСКОЙ.
ЕСТЬ СВЯЗИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ.
Их надо учитывать.
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС - для интеллектуалов ? Да, отчасти. Когда они ищут причины того,почему "сошли с ума". Тут и психиатрия и психотерапевтия им "помогает" якобы себя осмыслить. Вгоняю в зависимость о ЛИЧНОМ МИФЕ.
Копаемся в себе - и находим ЭДИПОВ КОМПЛЕКС. Причем,достаточно олного детского воспоминания, чтобы дорожка (ниточка) потянулась чуть ли не к ВЫКОЛОТЫМ в итоге ГЛАЗАМ. Что уже СТРАШНО само по себе (по результату).
Есть о чем задуматься. Хотя... надо как-то научиться ЖИТЬ ЛЕГКО !)

Автор:  NatalyaS [ 10 мар 2014, 11:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип"

quagga писал(а):
В трагедии есть такие строки (сцена ослепления себя Эдипом):
Потом - ужасно молвить! -
С ее одежды царственной сорвав
Наплечную застежку золотую,
Он стал иглу во впадины глазные
Вонзать, крича, что зреть очам не должно
1250 Ни мук его, ни им свершенных зол,-
Очам, привыкшим видеть лик запретный
И не узнавшим милого лица.

Я поняла их так: узнав, что Иокаста его мать, Эдип ощутил кошмарное раздвоение, осквернение святого лика или образа матери. "Запретный лик", лицо жены, наложилось на беспорочные материнские черты, на "милое лицо", искажая их, и перед ним уже не жена, которую он любит, и прекрасное лицо её любит, и не мать, смутный образ которой он хранит глубоко в памяти, прекрасный её образ, а нечто безобразное.. Вот цена свободы- искажение привычного лика мира, стирание границ, которые придавали миру чёткость и надёжность..

Юля, спасибо, интересно!

А я, когда прочла эти строки, поняла их так, что Эдип укоряет самого себя в том, что он при «знакомстве» с Иокастой в зрелом возрасте «не узнал милого лица» - материнского, светлого, то есть что-то в нем внутри «не сработало», что бы его остановило… Пусть он был младенцем, когда разлучился с матерью, но милый ее образ, по-видимому, остался в его душе и памяти, но он его не узнал...

Еще в душераздирающем монологе Эдипа есть такие строки:

1340 Мне не тверди о том, что я избрал
Не наилучший выход. Брось советы.
Сойдя в Аид, какими бы глазами
Я стал смотреть родителю в лицо
Иль матери несчастной? Я пред ними
Столь виноват, что мне и петли мало
!


Он чувствует огромную вину перед родителями. И ему – стыдно – стыдно смотреть им в глаза!
Ведь и в жизни так бывает – стыдно смотреть в глаза тех, кого предал или кому сделал что-то очень плохое.

Еще эти строки напоминают Евангелийское, От Матфея (понимаю, что трагедия была написана до того):
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Насчет трех дорог, в том же монологе Эдип говорит:

О три дороги, тесное ущелье,
Вы кровь мою горячую испили,-
1370 Ее я пролил собственной рукой,-
Вы помните ль, что я тогда свершил
?


Тесное ущелье… кровь мою испили. Что это значит?..
Внутренняя несвобода... отнимала у него силы? И он хотел отнять ее у других, "более сильных" (как ему казалось), чем он?

***
Людмила, Ваши слова
Сегодня МАТЕРИ любят своих малышей чуть иначе, чем прежде. Простите за НАИВ. Раньше брошенный на НЯНЮ малыщ был для МАТЕРИ радостью и праздником общения - КРАТКОГО ЛЮБОВНОГО СВИДАНИЯ. Мать зацеловывла сына порою до умопомрачения последнего.

Мне свидание Анны Карениной с ее маленьким Сережей напомнили...

Страница 6 из 14 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/