Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1724 |
Страница 3 из 4 |
Автор: | quagga [ 16 мар 2014, 06:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
Эльмира писал(а): Во время молчаливой паузы Макаренко дал себе время для выбора эмоции (что так можно - выбрать эмоцию - А.Г. говорил как-то в передачах и тренинге по БК). Так вот ВЫБРАЛ Антон Семёнович ту (эмоцию), которая лучше всего подходила к данной ситуации и данным детям.А из каких эмоций выбирал Макаренко? Он выбрал гнев. А какие ещё можно было проявить? |
Автор: | Djuley [ 16 мар 2014, 15:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
Очень онлайновый эфир получился. |
Автор: | quagga [ 17 мар 2014, 07:13 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
Я думаю, что Макаренко не из чего было выбирать! Его эмоции полностью были детерминированы ситуацией, и педагога (педагога в смысле- "ведущего ребёнка", с древнегреческого: παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) в нем не было в тот момент, не было "ребёнка" и "ведущего" (или "водителя"), а были два человека, каждый со своим сопротивлением. |
Автор: | Сергей [ 17 мар 2014, 08:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
Система воспитания? Хм. Как-то статье про разработку программного обеспечения оружия прочитал: «Система разработки программного обеспечения может быть любой. Она лишь должна быть». Я удивился, потом подумал – в самом деле, можно ведь собрать талантливых программистов и позволить им «ваять» - ан нет – вот каждому рабочее место в системе разработки – работайте. Система одинаково ценит (- любит) всякого работника: самый талантливый может сделать больше и лучше всех, самый слабый – испортить всё, что сделали таланты. Уже одно то, что Макаренко создал именно Систему – среду которая ценит каждого в ней находящегося, и есть величайшее достижение. Лицезрение её завораживало ещё и потому, что вокруг меня тогда (60 – 70-е годы) таких систем и близко не было. Традиционное общество является такой «матрицей любви». В рассказах Фазиля Искандера о своей родине. Есть ещё одна причина завораживающего действия «Поэмы». «Поэма» - это новый «Робинзон Крузо». Робинзон Макаренко после «кораблекрушения» России, получив орду «Пятниц», как – то убедил их, что, работая вместе, они будут жить правильнее (а потому и лучше), чем свободно «на вольных хлебах» - как обычно и живут «Пятницы». Жизнь «Пятниц» - система, которая не ценит, а оценивает. Она с неизбежностью кому-то даст «минус» - на съедение. Неизбежное следствие ориентации системы на свободу всех, а не на труд всех. Реализация Системы воспитания Макаренко нынче затруднена тем, производственный труд очень дёшев – китайцы демпингуют. Ну, лет через сорок их энтузиазм убавится … Вот если бы добавить в Систему «модуль креативности» - механизм выявления и приспособления к делу творческих способностей … Тут нужен новый Макаренко. Очень нужен. А то новые «Пятницы» хакают банки через океан и в школах постреливать начали. ------------------- Это я написал до передачи. Рад, что эти мысли прозвучали, жаль, что не мог собрать свои раньше. Замечательное сравнение Антон Семёныча с Милтоном Эриксоном привел АГ! Макаренко, полагаю, применял те же техники, и к воспитанникам и к воспитателям. К воспитанникам – как актёр к зрителям, к воспитателям – как режиссёр к актёрам. Главный актёрский принцип воспитателя – «жить на сцене» вместе с воспитанниками. Тогда воспитатель будет любить их. Не сможет не любить. Следом включать и другие принципы – вся технология, о которой говорил Макаренко. Наизбежно, иначе: «Если вы хотите убить своего ребёнка – дайте ему выпить всю чашу своей любви» - его предостережение (цитата по памяти). О технологии воспитания фантазировали Стругацкие в «Полдень ХХll век»
Полдень
Увы, увы, увы и ах. Общество эгоистично. Если можно не тратиться на что-либо (дороги, науку, воспитание …) то и не будем, будем когда станет нельзя не тратиться. Как прижмёт — сердитые начальники прогонят «педологов» с насиженных мест и начнут оглядываться в поиске «макаренок». Или вдруг толпы озабоченных родителей как-то соорганизуются (гражданское общество, однако, получится) с той же целью. |
Автор: | quagga [ 17 мар 2014, 13:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
Слово "система" как-то царапает и отталкивает (так же, как и слово "ГПУ" в тексте "Поэмы"..) "Поэму" читаю впервые, в детстве начинала- не пошло.. Сейчас пытаюсь понять- почему. Великолепный, отлаженный механизм. Каждый на своём месте. Большой муравейник.. непонятно, почему не была принята на ура система воспитания Макаренко в первые годы построения советского государства? Казалось бы, колония- идеальное коммунистическое государство. Но многое в книге мне очень нравится и близко. Ирония, ироничный тон повествования- очень нравится. Ведь трудно же было Макаренко, метался, сомневался- а пишет об этом со смехом. А вот отрывок, написанный истинным артистом, художником и музыкантом, с глубокой и чуткой любовью внимающем своему большому детищу, огромному ребёнку: Митягина необходимо было удалить как можно скорее. Для меня было уже ясно, что с этим решением я непростительно затянул и прозевал давно определившийся процесс гниения нашего коллектива. Может быть, ничего особенно порочного и не было в баштанных делах или в ограблении пасеки, но постоянное внимание колонистов к этим делам, ночи и дни, наполненные всё теми же усилиями и впечатлениями, знаменовали полную остановку развития нашего тона, знаменовали, следовательно, застой. И на фоне этого застоя для всякого пристального взгляда уже явными сделались непритязательные рисунки: развязность колонистов, какая‑то специальная колонистская вульгарность по отношению и к колонии, и к делу, утомительное и пустое зубоскальство, элементы несомненного цинизма. Я видел, что даже такие, как Белухин и Задоров, не принимая участия ни в какой уголовщине, начинали терять прежний блеск личности, покрывались окалиной. Наши планы, интересная книга, политические вопросы стали распологаться в коллективе на каких‑то далёких флангах, уступив центральное место беспорочным и дешёвым приключениям и бесконечным разговорам о них. Всё это отразилось и на внешнем облике колонистов и всей колонии: разболтанное движение, неопрятный и неглубокий позыв к остроумию, небрежно накинутая одежда и припрятанная по углам грязь. Макаренко пишет, как творец, реагирующий на едва заметный сбой в функционировании созданного им организма. Да, пожалуй это меня и отталкивает- слишком уж как к материалу отношение к людям.. Даже слова "личность потеряла блеск", "покрывались окалиной"- слишком уж это по-авторски к живым людям.. Но ведь сработала же технология, в тяжелых условиях организм колонии оказался жизнеспособным и здоровым! Кстати, отрывок взят из главы под названием "Ампутация"- из колонии выгнали двух парней, один из которых особенно дорог Макаренко (он потом вернулся). А может, я и не права. Ведь сам Макаренко тоже прирос к своему детищу, он был с ним одна плоть и кровь, и ему было больно, когда в большом организме колонии что-то разлаживалось.. |
Автор: | Людмила [ 17 мар 2014, 17:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
quagga, спасибо за цитирование. Вспоминаю, КАК читала это впервые, как ПЕРЕЧИТЫВАЛА "Поэму" неоднократно. Теперь пытаюсь разобраться, почему.Может быть, именно это и привлекало : абсолютное вглядывание в людей,постоянный АНАЛИЗ их поведения, КОНТРОЛЬ за изменениями в ЛИЧНОСТИ. Он опытным глазом ВРАЧА (если угодно) отслеживал всякую динамику роста колониста. Макаренко ЧЕТКО представлял себе ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ воспитания внутри созданного им КОЛЛЕКТИВА. В такой КОЛЛЕКТИВ хотелось даже отъявленным индивидуалистам ( хотя именно индивидуалисты и сопротивлялись до последнего.но часто становились помощниками Макаренко). Это - отдельное от "улицы" ( и даже от ГОСУДАРСТВА 0 увы!) пространство, где твоя жизнь КОМУ-ТО важна,интересна, где действия осмысленны, потенциал личности раскрыт и поддержан. На фоне ШКОЛЫ советской, которая в 60-70-е годы уже начала "подгнивать" ложью,процентомаией, безликостью ОБЩЕЙ МАССЫ учителей ( ЗВЕЗДЫ в это время были и многие из них клялись верности именно идеалам Макаренко). НРАВИЛОСЬ то , что их МНОГО, они ВМЕСТЕ, но КАЖДЫЙ - личность. А личность он в ГЛАЗАХ педагогога прежде всего. Вот! Возникла параллель с... ЗАПИСКАМИ ОХОТНИКА " И. С. Тургенева. Тургенев любит КРЕСТЬЯН внутри системы крепостного права. Любуется ими, верит в их лучшие КАЧЕСТВА. Так и А. С. Макаренко. Это писательское КАЧЕСТВО. Эх,чего-то повторяюсь... ОТВЕТСТВЕННЫЙ он еще. Завидую ПЕРВОМУ прочтению "Поэмы". Даже не знаю, почему... |
Автор: | Эльмира [ 18 мар 2014, 09:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
quagga писал(а): Я думаю, что Макаренко не из чего было выбирать! Его эмоции полностью были детерминированы ситуацией, и педагога (педагога в смысле- "ведущего ребёнка", с древнегреческого: παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) в нем не было в тот момент, не было "ребёнка" и "ведущего" (или "водителя"), а были два человека, каждый со своим сопротивлением.Юль, спасибо за вопросы и уточнения. Да, эмоции были детерминированы ситуацией.. Гнев - сильнейшая эмоция, которая может заполнить человека целиком, если ей это позволить. Антон Семёнович (как я представляю)счёл в той ситуации, что гнев уместен.. Тогда А.С. проявил ещё и хорошо использовал КОНТРАСТ: он молчал (оттягивая внимание всех кричащих и дерущихся) на себя. А когда все умолкли ( ибо его молчание было таким весомым и магнетическим), когда воцарилась "тяжёлая тишина", тогда А.С. позволил себе контрастную реакцию - взрыв эмоций, которые должны были запомниться воспитанникам для обозначения РУБЕЖа (дерущиеся ведь были с ножами), который переходить нельзя. Думаю, что в этом случае Антон Семёнович осознанно управлял своими эмоциями, используя их как инструмент воспитания. Так было у него невсегда. Он такому осознанному управлению эмоциями учился. Если я верно помню, случай с Задоровым (А.С. залепил ему пощёчину) Макаренко переживал сильно и старался сделать из ситуации выводы. И он их сделал! Но при всём этом А.С.М. был категорически против всегда ровного голоса. Вот что он пишет: Цитата: Если мы спросим об этом человека, сидящего в кабинете за книжками, то он скажет: “Рисковать человеком в педагогической работе нельзя”. А если вы спросите меня, человека, работающего практически, у которого несколько десятков этих живых людей, то я скажу: “Обязательно, потому что отказаться от риска – значит отказаться от творчества”. А мы имеем право отказаться от творчества в нашей воспитательной работе? Нет. Поэтому я утверждаю, что в педагогической работе педагог имеет такое же право на смелость и даже на риск, как и всякий другой работник.Почему не нужно ровного голоса Когда нужно, негодование может делать больше, чем даже ласка, потому что в негодовании вы проявляете себя как гражданин, как человек и представитель учреждения, как представитель идеи, как представитель права, вы отстаиваете что-то большое. А что вы представляете собой, когда вы гладите по головке? “Педагогическую идею”, и притом вам не известную. Теперь о педагогическом гневе. Не подумайте, пожалуйста, что я вас призываю вместо ровного голоса к громовому стуку кулаками по столу, крику и т.д. Это не может произвести полезного действия... Что же такое гнев? Все надо понимать диалектически. При мастерстве гнев звучит иначе. Если вы мастер, то вы будете переживать негодование, но у вас это не примет никаких антипедагогических форм. Это будет искреннее проявление вашего настоящего человеческого чувства, но не вообще человека, а мастера-педагога. Не только гнев противополагается ровному голосу, ровному голосу я противополагаю вообще живое переживание человека. Надо представить себе всю лестницу: от простого недовольства до гнева. Должен сказать, что я тут научился поневоле, и я знал, что значит сказать “Здравствуй” сухим, сдержанным тоном и “Здравствуй” – спокойным, добрым тоном; или: “Все. Можешь идти” – суровым, холодным тоном; или: “Все. Можешь идти” – сдержанным, но мягким тоном. Все это практика. И если вы поставите перед собой несколько таких интересных задач и поупражняетесь, то это будет очень неплохо. Я неоднократно заставлял упражняться своих сотрудников в подобного рода вещах. Педагогическое мастерство может быть доведено до степени техники я цитирую по книге А.С.Макаренко "О воспитании", но, как я понимаю, это выдержка из "Педагогической поэмы" |
Автор: | Эльмира [ 18 мар 2014, 09:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
Много интересного, конечно, в системе Макаренко. Например, вот какой факт: Цитата: Все это ведь глупости: никаких правил науки просто нет, а длительная вивисекция над живым человеком обратит его в безобразный труп. Мы стали на иную точку зрения. Сперва нам нужно было употреблять некоторые усилия, чтобы игнорировать преступления юноши, но потом мы так к этому привыкли, что в настоящее время самым искренним образом не интересуемся прошлым. Мне удалось добиться того, что нам даже дел и характеристик не присылают: прислали к нам хлопца, а что он там натворил, украл или ограбил, просто никому неинтересно. Это привело к поразительному эффекту. Давно уже у нас вывелись разговоры между хлопцами об их уголовных подвигах, всякий новый колонист со стороны всех встречает только один интерес: какой ты товарищ, хозяин, работник? Пафос устремления к будущему совершенно покрыл все отражения ушедших бед.Из писем Макаренко Горькому http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/about/ ... episka.htm *** Если кратко, то основные принципы воспитания А.С. Макаренко перечисляет так: Цитата: Я - сторонник специальной воспитательной дисциплины, которая еще не создана, но которую именно у нас, в Советском Союзе, создадут. Основные принципы этого воспитания: 1) уважение и требование; 2) искренность и открытость; 3) принципиальность; 4) забота и внимание, знание; 5) упражнение; 6) закалка; 7) труд; 8) коллектив; 9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости; 10) детская радость, игра; 11) наказание и награда. Из главы "Что значит воспитать ребёнка?" в книге "О воспитании" |
Автор: | Селена [ 18 мар 2014, 16:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
Прочитала несколько рассказов Макаренко. Не пошли. Какая-то скучноватая советская проза. Скачала “Книгу для родителей”. И увлеклась… Рассказы, почти литературные, перемежаются с собственными размышлениями Антона Семеновича. И наблюдать за этим перемешиванием очень интересно. Рассказы вроде бы документальные. Вроде бы,… но есть одно “но”… или два… Во-первых они потрясающе точно и подробно выписаны. Диалоги, сюжеты, развитие событий описано так, словно автор сам участник всех случившихся в его книге событий. В общем, литературная обработка всех этих, возможно документальных, сюжетов несомненна. Во-вторых,… во всех рассказах мастерски, очень незаметно и тонко отеняются нужные автору эмоциональные реакции героев и обходятся тактичным молчание то, что будет мешать раскрытию его собственных размышлений. Но литературная обработка никак не снижает документальной достоверности. И эта достоверность порождает доверие и к выводам самого Макаренко. Его выводы без этой литературной каймы могут показаться просто правильным дидактическим нравоучением. Однако читаю книгу, и все время ловлю себя на мысли: как тонко Антон Семенович очерчивает границы эмоционального взаимодействия педагога-родителя и ребенка. Деньги, авторитет отца, любовь к ребенку, дружба между родителями и детьми, наказание, доброта,… и еще многое что другое,… все это в отрыве от ситуации ни плохо, ни хорошо, все может обернуться и во благо, и во вред, все может стать и добром, и злом. Так как отличить одно от другого? Учиться эмоциональному ритму взаимодействия – утверждает Макаренко. "По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых. Но ее колебания поэтому не только великолепны, но и опасны. И радости и драмы этой жизни сильнее потрясают личность и скорее способны создавать и мажорные характеры деятелей коллектива и характеры злобных, подозрительных и одиноких людей". Колебания эмоций можно сравнить с колебаниями волны. Пиковый резонанс этих колебаний может принести и творческую пользу, и разрушение. Резонанс, как известно, возникает, если две волны совпадают по фазе. Стоит выдержать паузу, задержаться на полтакта и оказаться в противофазе, как ненужное излишнее напряжение гасится. Юля, приводила просто блестящий пример такого погашения эмоционального беспредела. viewtopic.php?p=90730#p90730 Сила злобы Макаренко к этому “дикому миру” была сравнима с силой злобы самого этого “дикого мира” подростков, но задержанная во времени она стала причиной эмоционального схлопывания (волнового коллапса). При этом во всех его рассказах (и в том, что привела Юля), нет никакого его отрицательного отношения к субъектам рассказа, есть отрицательное отношение к их поступкам и их эмоциональным реакциям, а к самим детям и подростам такого отношения нет. Он во всех ищет хотя бы крупицы внутреннего света. И находит. Поэма – это непременно ритм и размер. Педагогическая поэма и есть правильно найденный ритм эмоционального взаимоотношения родителя и ребенка, учителя и ученика. Вот этому: находить и задавать правильный ритм эмоционально-чувственных отношений, и должен учиться каждый педагог. Мне кажется, эта его мысль проходит через все главы “Книги для родителей”. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 18 мар 2014, 16:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
Селена писал(а): Прочитала несколько рассказов Макаренко. Не пошли. Какая-то скучноватая советская проза. Скачала “Книгу для родителей”. И увлеклась…Рассказы, почти литературные, перемежаются с собственными размышлениями Антона Семеновича. И наблюдать за этим перемешиванием очень интересно. Я эту книгу с детства помню). Очень мне нравилась - мне мама кое-что из неё читала. У мамы было много разных книг о воспитании, а эта до сих пор у меня сохранилась). Но не перечитывала. Так что первое впечатление о Макаренко у меня сложилось ещё в моём детстве на основе "Книги для родителей". Потом о системе Макаренко в курсе "Педагогики" в универе. Полностью разделяла его взгляд на воспитание, всегда казался очень разумным. И вот сейчас благодаря Людмиле узнала его ещё с одной стороны - из личных писем. Интересно, почему у выдающихся педагогов, часто нет своих детей? |
Автор: | Людмила [ 18 мар 2014, 18:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
Бегущая по волнам, у КАРАБАНОВЫХ ( Калабалиных - Семена и Галины) был свой ребенок. Его убил воспитанни, с явными психическими отклонениями. После гибели сына они не ушли из детского дома, воспитывали чужих детей.СВОЙ РЕБЕНОК - это тот ребенок, которому ,наверное,невольно, уделяешь свое внимание , свою сердечность. Воспитанникам уделяется ВСЯ ЖИЗНЬ (так говорил сам А.С. Макаренко). Почему-то вижу это как диаграмму. Воспитанникам - ПОЛНЫЙ КРУГ. А если есть свой, то в КРУГ вписаны сектора ОСОБОГО ОТНОШЕНИЯ. Так хирурги не оперируют родственников (как это происходит сейчас - не знаю ; предполагаю,что В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ - и БЕЗ НЕЕ - оперируют именно своих родственников). Не видеть разницы между своими и чужими детьми могут единицы воспитателей. Будет ревность. ВОСПИТАНИЕ захватывало А. МАКАРЕНКО всецело. Это ведь был еще и социальный заказ , и эксперимент. КНИГУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ я почему-то не любила. Мне почему-то НРАВИЛОСЬ,что у колонистов был именно АНТОН. Родители - это совсем другое. На РОДИТЕЛЯХ ,в практике НОРМАЛЬНОЙ московской школы, А. Макаренко и "сломался", система дала сбой. ДОМА требования к ученику не выдерживались ВСЕМИ родителями. А.С. Макаренко ТРЕБОВАЛ сознательной дисциплины. Дома же ученик часто оставался "разгильдяем". Применю слово от Павла Санаева . |
Автор: | Селена [ 19 мар 2014, 09:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
Макаренко – идеалист. Его заключительные размышления очень отдают утопией. Однако если бы вся книга состояла из подобных сентенций – это была бы идеология. Но пропущенная сквозь призму литературных сюжетов идея о воспитании стала поиском пути через воспитание к человеческим идеалам. Не знаю намеренно или это гениальное прозрение автора, но последний литературный сюжет книги – это описание приближающегося наводнения и попыток жителей отстоять свою часть города от него. Стихия воды сильнее, человеческие усилия по возведению дамбы слабы. Вода прорывает ее и затопляет городскую низину. Вода – символ иррационального, бессознательного. Время от времени рвет она дамбу норм, правил, установок и затопляет все, построенное в низинах. Слабы еще человеческие силы перед этой стихией, а может быть и всегда будут слабы. Не зря к последнему рассказу Антон Семенович не дает никаких своих педагогических комментарий. Однако, если силы слабы и стихия все равно прорывает возведенные барьеры, то стоит ли вообще бороться с ней? Ведь не все участники в его рассказе это делали. А после наводнения все оказались в одинаковом положении, в лодках и на крышах. В одинаковом положении, но не с одинаковым внутренним состоянием. Те, кто строил дамбу, были уверены и на пространстве, затопленном водой. Те, кто не строил дамбы, потеряли все, за что они держались. Воспитание внутренней уверенности, нахождение собственного центра. Суметь построить лодку, чтобы бессознательное не смыло окончательно даже сузившийся до небольшого островка свет сознания. Думаю, это главная цель педагогической системы Макаренко. |
Автор: | quagga [ 19 мар 2014, 11:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
Людмила писал(а): КНИГУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ я почему-то не любила. Мне почему-то НРАВИЛОСЬ,что у колонистов был именно АНТОН. Родители - это совсем другое. На РОДИТЕЛЯХ ,в практике НОРМАЛЬНОЙ московской школы, А. Макаренко и "сломался", система дала сбой. ДОМА требования к ученику не выдерживались ВСЕМИ родителями. А.С. Макаренко ТРЕБОВАЛ сознательной дисциплины. Дома же ученик часто оставался "разгильдяем". Применю слово от Павла Санаева .Одним из первейших своих "принципов" Макаренко считал необходимость для колониста отказаться от своего прошлого: Наши позиции по этому вопросу с самого первого дня колонии оставались неизменными. Основным методом перевоспитания правонарушителей я считал такой, который основан на полнейшем игнорировании прошлого и тем более прошлых преступлений. Довести этот метод до настоящей чистоты было не очень легко, нужно было между прочими препятствиями побороть и собственную натуру. Жизнь пацана (или девочки, в самом начале Катя писала, что в "Поэме" нет ничего о девочках- колонистках, и это потому, что Макаренко будто бы пренебрегал девочками, предпочитая им мальчиков. Это не так. Колония им. Горького была первой в Союзе колонией для малолетних правонарушителей, в которой девочки находились вместе с мальчиками, а до возникновения колонии существовал запрет на совместное воспитание) в колонии начиналась с "чистого листа": В колонии мне удалось перетянуть на свою сторону всех педагогов, и уже в 1922 году я просил комиссию никаких «дел» ко мне не присылать. Мы самым искренним образом перестали интересоваться прошлыми преступлениями колонистов, и у нас это выходило так хорошо, что и колонисты скоро забывали о них. Я сильно радовался, видя, как постепенно исчез в колонии всякий интерес к прошлому, как исчезали из наших дней отражения дней мерзких, больных и враждебных нам. В этом отношении мы достигли полного идеала: уже и новые колонисты стеснялись рассказывать о своих подвигах. Я представляю, как менялось у колониста отношение к себе. Я- не преступник, я- не бандит. Прошлое уже не тяготит и не определяет меня. Я- никто. И я могу стать кем угодно. Лёгкий, подвижный, свободный. Не преступник и не бандит. Ни мамин и ни папин.. Пополнение два дня ходит по колонии с расширенными зрачками, фиксируя всякие новые впечатления. Заходит в свинарню и удивлённо таращится на строго Ступицына. Антон с пополнением принципиально не разговаривает: — Чего эти прилезли? Ваше место пока что в столовой. — Почему в столовой? — А что ж ты ещё умеешь делать? Ты — хлебный токарь. — Нет, я буду работать. — Знаем, как вы работаете: за тобой двух надзирателей ставить нужно. Правда? — А вот командир говорил: послезавтра на работу, вот посмотришь. — Подумаешь, посмотрю — не видел, что ли: ой, жарко! ой, воды хочется! ой, папа, ой, мама!.. Пацаны смущённо улыбаются: — Какая там мама… ничего подобного. Но уже к вечеру первого дня у Антона появляются симпатии. Какими‑то неизвестными способами он отбирает любителей лошадей. Смотришь, по дорожке на поле уже катится бочка с водой, а на бочке сидит новый горьковец Петька Задорожный и правит Коршуном, сопровождаемый напутствием из дверей конюшни: — Не гони коня, это не пожарная бочка. ..Я вспомнила, конечно, почему "не пошла" книга у меня в детстве.. Я сравнивала себя с героями "поэмы" и чувствовала себя полным ничтожеством, тяжелым и бесформенным, отягощённым родительской любовью.. |
Автор: | Людмила [ 19 мар 2014, 12:28 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
quagga, спасбо. Очень точно - НИЧТОЖЕСТВОМ, ОТЯГОЩЕННЫМ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБОВЬЮ. Потом,правда, именно ЭТА ЛЮБОВЬ и становится УТРАЧЕННЫМ РАЕМ... Но и ЭДИПОВЫМ КОМПЛЕКСОМ. Нда. Нельзя забыывать, что А. С. Макаренко владела идея ПЕРЕВОСПИТАНИЯ молодого человека. Забыть ПРЕСТУПНЛОЕ ПРОШЛОЕ и начать СОЗИДАНИЕ СЕБЯ в КОЛЛЕКТИВЕ с чистого листа. Селена говорит, что А.С. Макаренко - идеалист. Не думаю. Он... РЕАЛИСТ. Но в духе ВРЕМЕНИ - СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИСТ. Гуманист. И сам - ЧЕЛОВЕК. Нуууу...гений. |
Автор: | Это Я [ 19 мар 2014, 13:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: А.С.Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко. |
А я бы не смогла бы воспитываться в такой коммуне. Макаренко мне напомнил Джаппетто из "Приключение Пиноккио". Есть такой символический образ дровосека; он отрубает корни (прошлое) и ветви (будущее?), и из этого полена воспитывает новую индивидуальность. Вот, не хочу быть таким поленом. |
Страница 3 из 4 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |