Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Тайны полотен Мориса Эшера
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1756
Страница 3 из 3

Автор:  Molli [ 15 апр 2014, 22:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

ну и...
Djuley, вы уж откройтесь, какой у вас эффект?)
раз уж первым предложили сравнить..

зы. спасибо что отредактировали своё последнее сообщение.
в общем, сложилось мнение, что вы что-то захотели увидеть, но пока не удалось...))

Автор:  Djuley [ 15 апр 2014, 22:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

Так пробовали или нет? Там где слева граница чёрного и белого, во время прокрутки птицы и рыбы начинают, как бы, увеличиваться но, ощущение такое, что увеличение получается не как бы, а на самом деле. Я даже подумывал, что это так работает браузер, т.е. он начинает увеличивать картинку. Я до сих пор не уверен, что это только психологический эффект.

Автор:  Djuley [ 15 апр 2014, 22:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

Уточняю - когда кручу вверх - птицы и рыбы увеличиваются. Когда кручу вниз - уменьшаются.

Я понял, почему получается такой "мультик". Нижние рыбы и птицы чуть больше верхних. К чему приближается фокус зрения во время прокрутки, от того и зависит, увеличиваются они или нет. И, конечно, даёт эффект прерывистость. Т.е. похоже что, как бы, водишь по рисунку лупой.

Автор:  Molli [ 15 апр 2014, 22:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

Djuley, спасибо, за пояснение)
ну конечно я покрутила, мне же любопытно, кто что видит)

я вижу в этой работе конкретную задачу (конечно это только моё предположение)-трансформация.
соответственно мои "ожидания" связаны с этим моментом)

Автор:  Селена [ 16 апр 2014, 00:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

Рисунки Эшера все время заставляют внимание кружиться.
Что есть фон: белые ангелы, черные демоны? Белые птицы, черные рыбы? Где изображение и где его отражение? Чем отличается день от ночи? Какими незаметными шагами происходит трансформация насекомых в рыб, затем в птиц? Все время перескакиваешь с одного на другое. Рассматриваешь один фрагмент, и тут же рядом, соседний, из фона становится полноценным и равнозначным объектом. Все время рефлексия, возврат, кружение. Но это не замкнутое кружение.
Постоянное напоминание о том, что мелкое может быть большим, а большое мелким. Что рай оказывается совсем близко с адом. А поднимаясь по лестнице не факт, что окажешься на вершине.

Изображение

М.К.Эшер. «Относительность», 1953

Все относительно. Верх, низ,… ангелы, демоны по кругу,… оживающие и вновь превращающиеся в шаблон рептилии… Но в этой относительности обнаруживается устойчивый центр. Тот, который всю эту относительность рассматривает, пытается понять и вместить в себя.
Рисующие руки воссоздают друг друга, творят, формируют. Штрих один и симметрично другой. А потом, опираясь на созданное, новый штрих. Так из черного и белого, из света и тьмы, из рыб и птиц творится личность. Каждый находит что-то важное в себе.

В центре “Картинной галереи” есть белое пятно с автографом Эшера. В конце концов, к этому самому центру с собственным автографом и приводит Эшер своих зрителей после долгого кружения в его черно-белой (в основном) парадоксально-реальной графике.

Изображение

М.К.Эшер. «Картинная галерея», 1956

Автор:  Людмила [ 16 апр 2014, 08:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

ВСЕМ спасибо огромное !МАЛО что понимаю в ЭШЕРе. И это замечательно иногда - НЕ ПОНИМАТЬ.
Но ассоциативно вспомнился ВАЛЬС КЛОУНА. Песенка. Помните ?

Кружится жизни
Крахмальное кружево,
Крошево вьюг.
Кружится сцена,
И круг её кружится,
Клоунский круг.
Кружатся,
Как карусельные лошади,
Дней жернова.
Кружится сцена
И паперть у площади,
Сцена и паперть у площади,
И - голова...

Наши надежды
И наши желания -
Зимние сны.
Ах, набирайтесь
Терпенья заранее,
Ждите весны.
Только весною
В снегу обнаружится
Горстка травы.
Только весной
Кто-то кружится, кружится, кружится,
Кружится, кружится - без головы...

Люди, будьте серьёзней,
И пока не нагрянули
Чёрные дни,
Покупайте воздушные,
Красные, синие, розовые,
Голубые шары.

Наши надежды
И наши желания -
Зимние сны.
Ах, набирайтесь
Терпенья заранее,
Ждите весны.
Только весною
В снегу обнаружится
Горстка травы.
Только весной
Кто-то кружится, кружится, кружится,
Кружится, кружится - без головы...

ЭШЕР не так мажорен, конечно. Но ... тем не менее... @->--

Автор:  Djuley [ 16 апр 2014, 12:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

Людмила писал(а):
.......... И это замечательно иногда - НЕ ПОНИМАТЬ.......
я я, захотел - ПОНИМАЙТ , не захотел - НЕ ПОНИМАЙТ, включил - выключил.

Автор:  Это Я [ 16 апр 2014, 12:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

Недавно одним из самых популярных видеороликов в Интернете стал ролик-панорама, который был сделан шестью камерами (то есть, с помощью результатов шести разных наблюдающих точек):
https://www.facebook.com/permalink.php? ... 8453849370

Поэтому мне интересно, сколькими "внутренними наблюдателями" воспринимал мир Морис Эшер, создавая свои иллюзии? Мне вспомнилась притча о трёх слепых мудрецах, которые воспринимают мир от своего единственного лица: "Три слепца ощупали слона: Первый потрогал хобот и молвил, ворча, что перед ним огромная и толстая змея. Второй ощупал ухо и назвал этого слона огромной летучей мышью, и совсем не зря: ухо похоже на крыло большого нетопыря. Третий ногу у слона попытался обнять, и, после этого он мог спокойно сказать: - Это ствол пальмы, руками его не объять. Как же мы можем правильно оценить Бога деяния, творенья и устремления, не видя всей картины мира строения?"

Автор:  Pavel [ 16 апр 2014, 15:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

Любая картина не является вещью в себе. Ее ценность всегда зависит от зрителя. Хочется вглядываться в те картины, которые вызывают отклик где-то в глубине души. Действительно великими становятся те картины, в которых автору удалось выразить что-то всеобщее, фрагмент коллективного бессознательного народа или всего человечества. Тогда эта картина будет вызывать отклик у каждого, кто даст себе труд в нее всмотреться. И каждый увидит что-то свое, какую-то грань вечного. Поэтому в действительно "больших" картинах разные люди видят зачастую на первый взгляд не связанные друг с другом вещи. Кто-то видит ангела, а кто-то видит демона, как это выражено на этой картине, входящей в огромный цикл схожих с нею:

Изображение

Эта картина, как и многие подобные у Эшера, для меня выражает для меня идею такого единства. Я воспринимаю этот тип картин Эшера как в некотором смысле квинтэссенцию всего его творчества. Все его знаменитые работы выражают невозможное, парадоксальное единство в одном и том же пространстве. Это как единство противоположностей порождающих друг друга света сознания, и тьмы бессознательного, единство реальности и мышления.

Я математик по образованию и образу мысли, и для меня естественным является аналогия творчества Эшера с математическим мышлением. Я познакомился с его творчеством еще в средней школе, так как картинами Эшера очень любят иллюстрировать книги по математике, и особенно по топологии, т.е. науке о структуре пространства. Для тополога очевидно, что в основе картин Эшера лежит геометрический закон, простой и четкий. В основе причудливых разбивок пространства на разных существ для математика сразу видно четкое геометрическое построение (для приведенной выше картины это разбиение на равнобедренные треугольники, оно сразу будет видно, если соединить для каждого ангела и демона кончики его крыльев между собой и с основанием ног/лап). Это самый простой смысл, который виден сразу, и который сам по себе не вызывает такого глубокого отклика.

Для меня важнее другая ассоциация. Картины Эшера – это прекрасная демонстрация самого процесса мышления истинного ученого. Знаменитый французский математик конца девятнадцатого – начала двадцатого века Анри Пуанкаре с моей точки зрения прекрасно иллюстрирует эту идею в своей небольшой работе "Математическое творчество". Приведу достаточно длинную цитату:

Цитата:
Часто, когда думаешь над каким-нибудь трудным вопросом, за первый присест не удается сделать ничего путного; затем, отдохнув более или менее продолжительное время, садишься снова за стол. Проходит полчаса и все так же безрезультатно, как вдруг в голове появляется решающая мысль. Можно думать, что сознательная работа оказалась более плодотворной благодаря тому, что она была временно прервана, и отдых вернул уму его силу и свежесть. Но более вероятно, что это время отдыха было заполнено бессознательной работой, результат которой потом раскрывается перед математиком, подобно тому как это имело место в приведенных примерах; но только здесь это откровение приходит не во время прогулки или путешествия, а во время сознательной работы, хотя в действительности независимо от этой работы, разве только разматывающей уже готовые изгибы; эта работа играет как бы только роль стимула, который заставляет результаты, приобретенные за время покоя, но оставшиеся за порогом сознания, облечься в форму, доступную сознанию.
Можно сделать еще одно замечание по поводу условий такой бессознательной работы; а именно: эта работа возможна или по меньшей мере плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за нею следует период сознательной работы. Никогда (и приведенные мною примеры достаточны для такого утверждения) эти внезапные внушения не происходят иначе, как после нескольких дней волевых усилий, казавшихся совершенно бесплодными, так что весь пройденный путь в конце концов представлялся ложным. Но эти усилия оказываются в действительности не такими уж бесплодными, как это казалось; это они пустили в ход машину бессознательного, которая без них не стала бы двигаться и ничего бы не произвела.
Необходимость второго периода сознательной работы представляется еще более понятной. Надо пустить в действие результаты этого вдохновения, сделать из них непосредственные выводы, привести их в порядок, провести доказательства; а прежде всего их надо проверить.

Это настолько верно, что сложно сказать лучше. Темные образы бессознательного хотя и не видны сразу, но их присутствие всегда ощущается за каждым гениальным озарением. Сознательные озарения появляются из неясных ночных теней, которые в свою очередь получаются из обрывков дневных образов, порожденных сознательными усилиями внимания. И получаются эти пары ангелов и демонов, птиц и рыб, светлых людей и темных карликов, образующих полную ткань (плоскость) человеческого сознания. Математическое мышления, как и любое мышления, направленное на прорыв в неизвестное, на научное открытие, и состоит из путешествия туда-сюда между светлыми и темными образами.

Другая дихотомия, которая мне видится в картинах Эшера – это дихотомия материального мира и мышления. Основой всех известных картин Эшера является некий единый объект, в котором пытливый ум выявляет скрытую структуру. В картинах на разбиение плоскости таким объектом является первоначальное единство самой плоскости. Идея единства должна быть выражена структурно, поэтому плоскость четко разбивается на части. Привлекательность картины определяется не красотой и проработкой этих частей, а самой идеей единства структуры. Это дает гармонию даже хтоническим существам, ведь они являются лишь частями светлых образов. Сравните с жутковатым ощущением бесструктурности черного квадрата Малевича. Мышление способно дать структуру бессознательной материи, и одновременно само берет начало в тьме гомогенного пространства. Кстати, для меня не удивительно, что картины Эшера были весьма популярны в психоделической среде – они ведь искали ту самую дверь в бессознательное. Среди хиппи особой популярностью насколько мне известно пользовалась знаменитая картина "Относительность".

Изображение

Работы Эшера на невозможную геометрию, в которых пространство выворачивается наизнанку, искривляется и всячески изменяется, для меня являются символами бессознательного мышления, из которого рождаются прозрения. Для бессознательного нет пространства с его законами, нет времени, нет никаких ограничений. Оно комбинирует образы, строит ассоциации. Там сила тяжести действует сразу во все стороны. Туда хотели попасть психоделически настроенные хиппи, но они не хотели строить дневные образы. Поэтому могли найти только хаос. В картинах Эшера вроде бы нет разумной структуры, но для меня во всей его парадоксальной геометрии всегда чувствуется структурированное сознание. Это сознание как бы вынесено из картины, это сам зритель, или сам художник, смотрящий на холст. Он может мысленно гнать муравья по ленте Мебиуса, он сам пробегает вместе с бесконечно падающими по кругу потоками. Убери напряженного зрителя, и получишь психическую болезнь. Я именно так себе представляю шизофрению – мир реальный становится бесструктурной геометрией без зрителя. Мне здесь вспоминается фильм-фантазия Мишеля Гондри "Наука сна", где главный героя жил в реальности невозможной геометрии бессознательного.

Картины Эшера для меня глубоко разумны. В них структура сочетается с бесструктурностью, и рождает более высокую реальность. Многие обвиняли Эшера в излишней сухости и интеллектуальности. Сам Эшер говорил, что он далек от математики. Мне кажется и то и то неправдой. Для меня творчество Эшера весьма эмоционально, несмотря на геометричность. В то же время сам Эшер хотя и отрицал свои способности к математики, тем не менее это не помешало ему читать лекцию по кристаллографии в Кембридже. Вообще, для меня главное слово в Эшере – единство. Его творчество выявляет единство противоположностей науки и искусства, для меня оно невероятно цельное.

Автор:  Eugenia [ 16 апр 2014, 19:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

Удалось немножко почитать книжку, упомянутую в фильме, который привела Эльмира («Закончить незаконченное»). Книжка «Гёдель, Эшер, Бах». Ну очень сложное сочинение. Но озвучить для эфира некоторые мысли из него мне всё же удалось. Надеюсь, Доктору моя запись пригодится.

Автор:  quagga [ 17 апр 2014, 18:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

Спасибо Жене и Павлу! Передача очень понравилась! @->--

Автор:  Эльмира [ 19 апр 2014, 15:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

Присоединяюсь, Евгении и Павлу :poz_drav_liayu:
Спасибо за программу об Эшере @->--
Меня, если честно, отталкивает мелкость или одинаковость его человечков,рыбок, птичек, компьютерность его графики, но, как я понимаю, это всё следствие мировоззрения художника, который искал не разницу в объектах, а общее в них, выявляя и проявляя природные, человеческие и др. закономерности.

Автор:  Eugenia [ 20 апр 2014, 05:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

Эльмира, Юля, @->-- @->-- @->--

Автор:  oliveira [ 07 май 2014, 12:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

Спасибо за передачи про Эшера!
Евгения, Павел - спасибо за интересные мысли и поводы к размышлению!
Я впервые познакомилась с его работами, читая свою первую книгу Борхеса.
Они так хорошо подходят друг к другу - Эшер и Борхес.
И очень люблю чувство головокружения, которое возникает при разглядывании его работ.
Завидую тем, кто имел счастье посмотреть на его работы "живьем".

Помню, как купила книгу Роб-Грийе, с этой картинкой на обложке:

Изображение



И долго не могла понять, где тут загадка? Окно, как окно, улица, как улица - в чем тут подвох?
И было большим облегчением наконец найти лобачевскую геометрию в этой работе!

Автор:  oliveira [ 07 май 2014, 12:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тайны полотен Мориса Эшера

Pavel, спасибо большое за цитату из Пуанкаре!
Обалдеть, как можно быть школьником - и читать книги по математике - в голове укладывается с трудом, как пространство Эшера.

Когда Эшер строит свои орнаменты - он берет какую-либо форму живой природы - саламандру, к примеру. А затем начинает ее повторять и стилизовать.
Это похоже на то, что делают иногда дети со словами - берешь слово и начинаешь его повторять, пока оно не превратится в бессмысленный набор звуков. Точнее - слово теряет смысл, а звуки вдруг становятся осмысленными и тревожно-загадочными.
Вы играли так в детстве?
Вот и Эшер вдруг раскрывает в объектах живой природы осмысленность прямой и кривой, повторений и ритма.

Ага! Опять Борхес с его шкурой леопарда, на которой запечатлены письмена бога!

Страница 3 из 3 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/