Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 22:59

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 14 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 апр 2014, 21:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Я это произведение вспоминала не так давно, когда думала на свою излюбленную тему, касающуюся "мессианства". И я поняла такую вещь, что "памятниками" культуры являются книги, которые написаны особым методом. В них настолько плотно переплетается реальность с не реальностью, рождая некую поэтическую метафору; сказку-быль. Вот таким произведением является "Сто лет одиночества", я её начала читать после "Полковнику никто не пишет", думая, что это будет такое же драматическое повествование о событиях жизни. Вначале, шло всё по плану, но, потом, бац проваливаешься в миф, в иносказание. А потом опять выныриваешь в реальность, и бац, опять погружение в миф.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2014, 19:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
А я только этой зимой добрался до Маркеса. Естественно, не дождись он этого - не покинул бы сей бренный мир со спокойной душой он. В смысле, не дождись меня он.
Сначала прочитал "Осень патриарха", "Палая листва" не пошла, на "Сто лет одиночества" не то что бы застрял но, читаю уже третий месяц. Безусловно, это хорошая литература но, может Пелевин виноват, после него, наверное, всё другое, как-то, вяло читается. Да и какие сейчас могут быть книги, на(в) извилистых улицах моего мозга революционная стрельба. :ps_ih:
Подступлюсь издалека - на пасху был в гостях в пригороде, в коттеджном посёлке. В окна дома друзей, с другой стороны улицы смотрели окна небольшого, уютного коттеджика, такая квадратная коробушечка, с крышей как шляпа Щелкунчика, по современному оштукатуренный в белое и светло коричневое, без лишних и особых деталей, почти без декоративностей. Впрочем, предполагаю, была одна декоративная деталь, которая спровоцировала моё воображение - на стёклах пластиковых окон были изображены перекрестья ложных рамок, как бы под "старину", пробуждая в сознании укоренившийся, простите, архетип убежища, очага, дома, который моя крепость, в который в трудную минуту можно заползти зализывать раны но, и не только. Что-то такое, не до конца оформленное сознанием, пробудилось в воображении. Я поднапрягся разглядеть, что же это такое. В общем, как я вывел из своего погружения в спонтанное облако фантазии, это был архетип дверИ в дом-вселенную. Т.е. нет, как я сказал, там дело было больше не в двери, а в окнах. Да, дом-коробушечка, на самом деле дом-портал с червоточиной в мир сказочных, фантастических приключений. Такой архетип, довольно таки, расхожий элемент в литературе, синематографе фэнтези. Не точно такой но, самый известный пример - уютная нора Бильбо и Фродо во Властелине Колец. Только Бильбо и Фродо не зашли, а вышли из дома через дверь-портал в большой мир великих и страшных приключений и, мало того, сыграли ключевую роль в спасении мира Cредиземья.
Хм, так, а к чему огород горожу? Т.е. к тому, наверное, как цвет, свет, форма пробуждает кладовые нашего воображения, памяти. Та самая, магия, великая сила искусства. Искусство-портал погружения в миры, вселенную но, вселенную не во вне, а вселенную внутрь. Даже узор на ковре может оказаться таким порталом во вселенную народных, фольклорных архетипов. Маркес, думаю, он и есть мастер, маг слова, его произведения это та самая дверь-портал во вселенную души народов Южной Америки. Он ткач пёстрого ковра образов в народной памяти со всеми этими испанскими галеонами в горах, игуанами, ягуарами, диктаторами говорящими без знаков препинания, индейцами, цыганом Мелькиадесом и много чего ещё. Ещё можно было бы назвать творчество Маркеса эдаким копанием до самых глубин первородной вулканической лавы желаний, страхов или надежд из которых рождалась самобытность культуры народа, до самобытности культуры высокой, включительно.
Уфф, как-то фсё нескладно. Ну, в общем, пока вот только так.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 апр 2014, 19:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Сто лет одиночества
Аудиокнига http://www.youtube.com/watch?v=Wzmukl84t50

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 апр 2014, 20:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
честно скажу, пыталась..
лет пять-шесть назад.
ну Нобелевская премия, колумбийский писатель..заинтриговало..
но в какой-то момент "застряла" и бросила.

сейчас, было гораздо интереснее прочесть, как Габриэль Маркес писал эту вещь.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 апр 2014, 12:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Фсе ушли на фронт? Или на дачи?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 апр 2014, 12:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Не знаю, что ещё можно написать об этой книге. Что в ней поражает? Она написана языком, который использует наше бессознательное в сновидениях (в т.ч. осознанного характера). Через этот язык повествуется история Рода и Народа. Понятное дело, что повествование имеет иносказательный характер, Маркес описывает не столько реальность, он рассказывает притчи о Душе Народа. Книга очень чувственная, в ней много чувственных любовных перипетий: у меня возникало впечатление, что Любовь героев рождается из каких-то низших, тёмных, животных сексуальных влечений, она там постоянно варится и не может подняться в какие-то более высокие сферы. Отсюда "домоклов меч" родового проклятия. Буэндиа Хосе Аркадио и Урсула двоюродная сестра и брат, состоят в браке, по нормам культуры это инцест, их родные пугают, что дети в таком браке родятся с поросячьими хвостиками. Когда я до конца прочитала книгу, я не могла понять, кем являются эти герои - обычными людьми или героями, богами. Кстати, среди богов брак между братом и сестрой - обычное дело, брат и сестра Зевс и Гера создали греческую цивилизацию, брат и сестра Осирис и Исида - египетскую цивилизацию. И у меня возник вопрос, может Буэндиа Хосе Аркадио и Урсула это некая метафора на богов, которые рождают цивилизацию Латинской Америки? В конце повествования есть аллюзия на рождение "Христа" и на библейское пророчество Апокалипсиса:
Цитата из краткого содержания: "Прие­хавшая из Европы, где она полу­чала обра­зо­вание, Амаранта Урсула одер­жима мечтой возро­дить Макондо. Умная и энер­гичная, она пыта­ется вдох­нуть жизнь в пресле­ду­емое несча­стьями местное людское обще­ство, но безуспешно. Безрас­судная, губи­тельная, всепо­гло­ща­ющая страсть связы­вает Ауре­лиано с его тёткой. Молодая пара ожидает ребёнка, Амаранта Урсула наде­ется, что ему пред­опре­де­лено возро­дить род и очистить его от гибельных пороков и призвания к одино­че­ству. Младенец — един­ственный из всех Буэндиа, рождённых на протя­жении столетия, зачат в любви, но появ­ля­ется он на свет со свиным хвостиком, а Амаранта Урсула умирает от крово­те­чения. Послед­нему же в роду Буэндиа суждено быть съеденным рыжими мура­вьями, навод­нив­шими дом. При всё усили­ва­ю­щихся порывах ветра Ауре­лиано читает в перга­ментах Мель­киа­деса историю семьи Буэндиа, узнавая, что не суждено ему выйти из комнаты, ибо согласно проро­че­ству город будет сметён с лица земли ураганом и стёрт из памяти людей в то самое мгно­вение, когда он кончит расшиф­ро­вы­вать перга­менты".

Думаю, что муравьи это тоже символ, о муравьях, как символе социальной справедливости, я немного рассказывала здесь: viewtopic.php?f=12&t=1717#p90053


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 апр 2014, 14:17 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Djuley писал(а):
Фсе ушли на фронт? Или на дачи?

Не фсе еще… :-)

Виктор, сложно об этом написать что-то более-менее связное. Все пытаюсь и не получается, потому что “Сто лет одиночества” Маркеса – это миф о душе, подлинный миф, почти в первобытной его чистоте. Он повествует о событиях, но не морализирует о них. Плохо, хорошо,… все оценки остаются за рамками повествования.

Древние мифы нам оставлены каким-то сухим костяком, словно кости доисторического ископаемого животного, род которого вымер в далеком-далеком прошлом,… вымер или эволюционировал до неузнаваемости. И вот археологи-исследователи собирают кости в скелет, заполняя недостающие пустоты, додумывая по аналогии с современностью, куда нужно поставить тот или иной костный фрагмент, чтобы как можно достовернее восстановить облик навсегда утерянного вида. И вот перед нами не только рисунки, но и чучела доисторических монстров. Можно ли им доверять? Думаю, что можно. Однако, это всего лишь осовремененная схема прошлого и этого не стоит забывать.

Маркес перемешивает в своем романе все мифы, вернее все те психологические архетипы, которые отражают древние мифы. Перемешивает не произвольно. Он создает живую плоть повествования. Живую, узнаваемую и очень глубокую. Поэтому это не историческое, не географическое, не драматическое повествование. Это повествование мифологическое.

Для музыкальной иллюстрации программ об Эшере использовалось Болеро Равеля. “Сто лет одиночества” для меня то же самое болеро. Только у Эшера это рассказ о рациональной части нашей души, а у Маркеса об иррациональной.

В одних и тех же именах путаешься. Какими-то сложными вихрями закручивается и близкородственная родословная героев. Кто кому есть родители, бабушки, тети? Чем глубже двигается в роман, тем сложнее удерживать в памяти всю странную и сложную цепочку рода. Тем более, что эта цепочка закручивается в какой-то Гордеев узел, который уже не развязать, а только разрубить можно.
«Первый в роду был привязан к дереву, а последнего съедят муравьи».
То, что родилось, всегда умрет. Однако успеет породить себе подобное, чтобы оно снова барахталось в сладострастии, в похоти, в крови, в грязи и в разрушении, чтобы из чего-то хаотического, непостоянного и ускользающего сделать что-то твердое и надежное, на что можно было бы опереться и оглянуться вокруг... и оглянувшись рассмотреть в возникшей пустоте свое одиночество.

Таинственная комната Мелькиадеса (Мельхиседека) единственная, которая способна каким-то странным способом самоочищаться или не загрязнятся в определенные периоды жизни или для определенных людей.

Мельхиседек – это вообще большая тайна Библии. Это царь-первосвященник. Иисус позднее будет назван апостолом Павлом “священником по чину Мельхиседека”
В Послании к Евреям апостол Павел пишет:
"Ибо Мельхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его... которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть, царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда".
Мельхиседек, не имеющий ни начало дней, ни конца, есть нечто священное и вечное, довременное и вневременное. Он, (его комната, – центр дома, в котором рождается и умирает род Буэндия), пишет тайный свиток, историю рода. Род и город исчезнет, когда свиток будет разгадан, расшифрован. Но этот свиток всего лишь повесть об уже произошедших событиях рода, хотя были они описаны до того, как эти события произошли.
“Это была история семьи Буэндия, заранее, сто лет назад, описанная Мелькиадесом во всех подробностях. Он написал ее на санскрите, своем родном языке, и зашифровал синхронные стихи личной условной азбукой императора Августа, а несинхронные — военными шифрами лакедемонян. Последняя головоломка, ключ к которой Аурелиано уже нащупывал, когда его сразила любовь к Амаранте Урсуле, состояла в том, что Мелькиадес изложил семейные истории не в соответствии с условным человеческим временем, а до того сгустил повседневные события целого века, что все они соприкасались в какие-то моменты”.

Мифы, подлинные мифы, которые до сих пор сохраняют в наших душах свою силу, – это и есть сгустившиеся до каких-то невероятно плотных узлов повседневные события рода, народа, всей человеческой культуры. Пока время не пришло, пока они не разгаданы, они возрождают себя в человеческом роде, чтобы дробиться на более мелкие части, чтобы воспроизводить себя в иных обстоятельствах, чтобы проявлять собственную суть и проявлять мир вокруг этой сути. Понятые и разгаданные они лишаются своей жизненной силы и тогда исчезает нужда в роде, который их порождал.
“Было слышно, как Урсула сражается с зовом плоти, желая иметь здоровое потомство, как Хосе Аркадио Буэндия ищет химерическую суть великих изобретений, как молится Фернанда, как звереет полковник Аурелиано Буэндия от подлостей войны и от золотых рыбок, как Аурелиано Второй беснуется в одиночестве среди шума и гама пирушек, и тогда они поняли, что безумные увлечения сильнее смерти, и опять стали чувствовать себя счастливыми в уверенности, что не перестанут любить друг друга и в обличье духов, долго-предолго после того, как новые виды животных отвоюют в будущем у насекомых тот горький рай, который насекомые уже почти отвоевали у людей”.

В общем все очень сумбурно. Чувствуется этот роман более целостно, чем укладывается в слова. По-моему в нем еще есть та самая тайна Мельхиседека, которую еще не пришло время разгадать.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 апр 2014, 14:24 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Djuley писал(а):
Фсе ушли на фронт? Или на дачи?

Наверное, кое-кто и "дежурит по апрелю"))
я не перечитала в этот раз книжку к передаче, поздно спохватилась и поздно взяла её в библиотеке (только вчера вечером).
Всем спасибо, кто написал о романе)))
Вот ещё интересный реферат, по-моему, об этом романе здесь:
http://www.kazedu.kz/referat/104925
Оттуда небольшой кусочек:
Цитата:
Есть в романе и антично-библейский подбой, мифологически бездонный и карнавально травестированный, как это было замечательно доказано если еще не ста годами, то уже четвертью столетия одиноких творческих озарений многих и многих колумбийских, русских, французских, испанских и бог знает каких еще ценителей творчества Гарсиа Маркеса по обе стороны Атлантики. Мотивы рока, ключевого в древнегреческой трагедии, инцеста, грехопадения, потопа, апокалипсические ноты последних страниц романа несут огромную нагрузку, тем более что каждый из них как бы удваивается, поскольку подвергается смеховому переосмыслению. Даже в таком, казалось бы, сочиненном и органичном для романа эпизоде, как истребление семнадцати сыновей Буэндиа, оживает древнегреческий миф о Ниобе, ставшей символом надменности и в то же время невыносимого страдания, на глазах у которой Аполлон и Артемида поражают стрелами всех ее детей.

И все же вопреки круговороту, обессмысливающему все порывы мужчин и всю домовитость женщин, "Сто лет одиночества" — это книга о том, что "время есть", и написана она благодаря тому, что "время есть", на том отрезке, который колеблется между "времени не было" и "времени не будет". Не случайно ключевым в романе оказывается мотив времени — реального, текучего и подвижного образа вечности. Как писал замечательный русский философ В. Н. Ильин, "повесть о начале мира есть не история, а метаистория, т.е. символическое изображение того, что было до истории и что лежит в ее основе. Равным образом и Апокалипсис есть видение конца истории и перехода к заисторическому сверхбытию. “Времени не было”, “времени не будет” — вот как вкратце можно определить тему “начала” — Книги Бытия и тему “конца” — Апокалипсиса, возвышающихся над современным историческим “время есть”" (*5).

Роковое, неодолимое влечение друг к другу тетки и племянника подводит черту под длинной чередой рождений и смертей представителей рода Буэндиа, неспособных прорваться друг к другу и вырваться к людям из порочного круга одиночества. Род пресекается на апокалипсической ноте и в то же время на счастливой паре, каких не было еще в этом роду чудаков и маньяков. В этой связи нелишне вспомнить, что горестно утверждал, проповедовал и от чего предостерегал Н. А. Бердяев: "Природная жизнь пола всегда трагична и враждебна личности. Личность оказывается игрушкой гения рода, и ирония родового гения вечно сопровождает сексуальным акт"(*6). Трудно отделаться от ощущения, что перед нами не одно из возможных толкований романа Гарсиа Маркеса, между тем написано это было русским философом еще в 1916 году. Отметим попутно, что последняя нота "Ста лет одиночества" — не пустой звук для русского, точнее, петербургского сознания. "Петербургу быть пусту" — ключевой мотив мифа о Петербурге, выстраданного староверами и переозвученного Достоевским и символистами. Миф о городе, который исчезнет с лица земли и будет стерт из памяти людей.

Роман мог бы называться и иначе — без слова "одиночество", — и тем не менее трудно назвать другую тему, которая столь же неодолимо влечет писателя и пронизывает все творчество Гарсиа Маркеса, как неизбывное одиночество его героев. Тема одиночества сродни повторяющемуся музыкальному мотиву в бесконечной симфонии его творчества. Однако лишь в романе "Сто лет одиночества" эта тема становится центральной и, как бы разбившись на тысячи осколков, придает каждому из его персонажей свое, непохожее на других, но столь же одинокое лицо. Одиночество смерти, о котором поведал Мелькиадес ("Он действительно побывал на том свете, но не мог вынести одиночества и возвратился назад"), одиночество власти, подчинившее себе одного из самых одаренных в роду Буэндиа — Аурелиано ("Заплутавшись в пустыне одиночества своей необъятной власти"), одиночество старости, в которое на долгие годы погрузилась самая обаятельная из героинь — прародительница Урсула ("в лишенном света одиночестве своей глубокой старости"), одиночество неприступности, жертвой которого стала Амаранта ("Амаранта заперлась в спальне, чтобы до самой смерти оплакивать свое одиночество"), — каждый из героев романа настолько неповторим и ярок, что оказался способным на свой путь и свою долю. Пустыня одиночества, по которой они бесцельно бродят, твердая его скорлупа, которую они пытаются продолбить — ключевые мотивы романа и постоянные напоминания об их неспособности к теплу и солидарности, о чем, уже по выходе романа, отвечая на недоуменные вопросы журналистов, неоднократно говорил сам Гарсиа Маркес. Есть, впрочем, в разговоре об одиночестве и точка отсчета — творческая, коль скоро неизбежное одиночество творца, имеем ли мы мужество в этом себе признаться или нет, лежит в основе того таинства, которому обречен художник и которым он одаривает читателя. Гарсиа Маркес этим мужеством обладает. В интервью, данном в 1979 году Мануэлю Перейре, корреспонденту журнала "Bohemia", он сказал: "Считаю, что если литература — продукт общественный, то литературный труд абсолютно индивидуален и, кроме того, это самое одинокое занятие в мире. Никто не может тебе помочь написать то, что ты пишешь. Здесь ты совершенно один, беззащитен, словно потерпевший кораблекрушение посреди моря".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 апр 2014, 15:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
"Осень патриарха" я читала давно, в конце 90ых. Книга странная, сам её стиль- отсутствие кавычек, длинные периоды, буквы которых как-бы текут или ссыпаются по странице,- приводил в состояние, которое можно сравнить с дремотой, навеянной полуденным зноем, когда раскалённые потоки воздуха искажают силуэты и панорамы. Сиеста. Не сон и не явь- а что-то посередине. И в этом обморочном ослепительном свете ещё более страшными, ещё более осязаемыми и материальными кажутся плотские детали романа- такие, как мешочек, куда прятал свою грыжу вечный диктатор.. И, после того, как писатель дал тебе такие несомненные доказательства осязаемости и материальности всего происходящего в тексте- картина, в которой море покидает страну и уходит- тоже не вызывает сомнений в своей реалистичности. Вообще, есть очень тонкая связь, аромат, национальный колорит, или колорит того времени?- присущий всей латиноамериканской литературе (той, которую я успела почитать: немного Борхеса и "Мост короля Людовика Святого" Торнтона Уайлдера) но я не могу описать этой связи.
Изображение
Мексиканский художник Диего Ривера "Фестиваль цветов" 1925год
или, "Две испанки", нашей русской художницы Натальи Гончаровой
Изображение

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Последний раз редактировалось quagga 24 апр 2014, 11:46, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 апр 2014, 08:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Послушала передачу. Я считаю, что магичность (уход в себя) это признак необходимости рождения "Нового Мира". Беременная женщина - становится более аутичной, погружается в себя, в свой мир. Как параллель мне вспомнилась магия солдатских сказок Саши Чёрного, написанных во времена перелома судьбы нашей Родины. Воплощение новой идеи это очень трудный алхимический процесс. И вот анализируя итоги 20-го века, видишь, что мало какой народ смог сделать прорыв и преодолеть Нечто. Я даже сформулировать это не могу, но это Нечто - Рок, сансара (?) описано Маркесом.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 апр 2014, 12:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1780
Откуда: Воронеж
У меня роман на диске. Когда слушала в первый раз, одновременно было и любопытно и жутко, все время ждала краха в повествовании. Перед передачей никак не могла сформулировать свое впечатление от романа. Весь объем романа сложно удержать в голове, нужно было его свернуть до обозримых размеров. Теперь поняла, все что там просходит, это - водоворот.

Изображение

"...Последняя головоломка, ключ к которой Аурелиано уже нащупывал, когда его сразила любовь к Амаранте Урсуле, состояла в том, что Мелькиадес изложил семейные истории не в соответствии с условным человеческим временем, а до того сгустил повседневные события целого века, что все они соприкасались в какие-то моменты."

Семья - БуэндИя - Bueno dia - Добрый день
Урсула - медведица
Хосе Аркадио - пастух приумножатель
Аурелиано - золотой
Ребекка - овечка
Амаранта - неисчезаемая
Ремедиос - предназначение...
Бесконечное повторение и сочетания имен имеют свою симметрию.

Бессонница, принесенная в деревню Овечкой, заставляет забыть смыслы вещей, теряется предзнание, и люди начинают кружить по одним и тем же тропкам. Это как изгнание из Рая. На квантовый скачек остаются способны только обе Ремедиос - одна ребенком, другая потому что как ребенок.
И еще много чего...
Спасибо всем большое! Спасибо за передачу!

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 апр 2014, 22:28 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 дек 2011, 11:45
Сообщения: 618
Здравствуйте всем!
Ох, какая тема... Передачу пока не слышала...
Но хочется немного сказать от себя.
Роман "Сто лет Одиночества" читала в конце прошлого года. Неоднозначно его тогда восприняла - очевидно, просто не смогла пока понять и осилить, но что это произведение глубокое, многоуровневое, иносказательное - это чувствовалось сразу и однозначно. Много осталось таких моментов, в которых со всей очевидностью ощущается что-то важное, метафорически выраженное, о наших душах, но что для себя пока еще не расшифровала, как те самые пергаменты.
Например, метафора всеобщей бессонницы (о ней чуть упоминала выше Аня). Когда люди стали терять память...все больше и глубже - не память сердца, а память жизни, как-то так интересно было сказано в романе...
А воскресший Мелькиадес, волшебным образом спасший людей от этой бессонницы. Вообще, я тогда подумала, что это не Мелькиадес "воскрес из мертвых", а поселение Макондо уже умерло на тот момент, только еще не знало об этом, а он, мертвый, знал, поэтому и сказал, что знает, что это за болезнь приключилась с жителями...

А дождь, шедший много лет.

Образ Урсулы - это вообще отдельный разговор! По-моему, это все-таки центральная героиня романа. Мне кажется, сам Маркес ей больше всего симпатизировал.
Не могу не привести следующий отрывок, касающийся Урсулы. Хотела написать его в теме "Шестое чувство" (он всплыл в памяти после прослушивания соответствующей передачи, посвященной фильму Найта Шьямалана ), но не решилась тогда.
Вот он:

Никто не мог сказать с достоверностью, в какое время Урсула начала терять зрение. Даже в последние годы ее жизни, когда она уже не вставала с постели, все думали, что она просто побеждена дряхлостью, и ни один человек не заметил, что Урсула совсем ослепла.
<…>
Ни одной живой душе не говорила она о том, что слепнет, ведь это было бы публичным признанием своей бесполезности. Тайком от всех Урсула стала упорно изучать расстояния между предметами и голоса людей, чтобы продолжать видеть с помощью памяти, когда тени катаракты совсем закроют от нее мир. Позже она обрела неожиданное подспорье в запахах, они определялись в темноте гораздо отчетливее, чем контуры и цвета, и окончательно спасли ее от позорного разоблачения. Несмотря на окружающую ее тьму, Урсула могла вдеть нитку в иголку, и обметать петлю, и вовремя обнаружить, что молоко закипает. Она так хорошо помнила, в каком месте находится каждая вещь, что иногда сама забывала о своей слепоте. Однажды Фернанда раскричалась на весь дом, что у нее пропало обручальное кольцо, и Урсула отыскала кольцо на полочке в детской спальне. Объяснялось это очень просто: пока все остальные беспечно расхаживали взад-вперед по дому, Урсула всеми оставшимися у нее четырьмя чувствами следила за любым их движением, чтобы никто не мог захватить ее врасплох; вскоре она открыла, что каждый член семьи, сам того не замечая, ходит изо дня в день по одним и тем же путям, повторяет одни и те же действия и произносит в одни и те же часы почти одни и те же слова. Следовательно, потерять что-либо Буэндиа рисковали лишь в том случае, если привычный распорядок нарушался. Поэтому, заслышав причитания Фернанды, Урсула вспомнила, что единственным необычным делом, предпринятым Фернандой в этот день, было проветривание циновок с детских кроватей – накануне ночью Меме обнаружила у себя клопа. Поскольку во время уборки дети оставались в комнате, Урсула решила, что Фернанда положила кольцо в единственное недосягаемое для них место – на полку. Фернанда же, напротив, искала кольцо там, где пролегали ее обычные пути, не ведая, что именно повседневные привычки затрудняют нахождение потерянных вещей, из-за них эти вещи и бывает так трудно найти.
<…>
Иной раз случалось и что-нибудь непредвиденное. Однажды Урсула наткнулась на Амаранту, сидевшую с вышиванием в галерее бегоний.
– Ради Бога, – возмутилась Амаранта, – смотри, куда ты идешь.
– Это ты, – ответила Урсула, – сидишь не там, где должна сидеть.

Урсула была совершенно убеждена в своей правоте и, поразмыслив, сделала неожиданное открытие, которое до нее никому и в голову не приходило: по мере чередования времен года солнце постепенно и незаметно изменяло свое положение в небе, и те, кто сидел в галерее, понемногу, и сами того не замечая, передвигались и меняли свои места. С тех пор Урсуле надо было только вспомнить, какое сегодня число, чтобы безошибочно определить, где сидит Амаранта. Хотя руки Урсулы дрожали с каждым днем все заметней, а ноги словно наливались свинцом, никогда еще ее маленькую фигуру не видели в стольких местах сразу. Урсула была почти столь же расторопной, как в те времена, когда на ее плечах лежали все заботы по дому.

Однако теперь, в лишенном света одиночестве своей глубокой старости, она обрела способность с такой необычайной проницательностью разбираться даже в самых незначительных семейных событиях, что впервые увидела со всей ясностью ту правду, разглядеть которую мешала ей прежде ее вечная занятость.
К тому времени, когда Хосе Аркадио стали готовить в семинарию, Урсула произвела уже доскональнейший обзор всей жизни семьи Буэндиа, начиная с основания Макондо и полностью пересмотрела свое мнение о потомках. Она пришла к убеждению, что полковник Аурелиано Буэндиа утратил привязанность к семье не из-за того, что его ожесточила война, как Урсула думала раньше, просто он никогда никого не любил: и свою жену Ремедиос, и бесчисленных возлюбленных на одну ночь, прошедших через его жизнь, и в особенности своих сыновей. Она догадалась, что он проделал столько войн не из-за идеализма, как все считали, отказался от верной победы не из-за усталости, как все думали, а и победы одерживал, и поражения терпел по одной и той же причине – из-за самого доподлинного греховного тщеславия. Она сделала заключение, что этот ее сын, за которого она пошла бы на смерть, от природы лишен способности любить. Эта переоценка сына внезапно пробудила в ней всю ту жалость, которую она ему недодала.
В противоположность сыну Амаранта, чья душевная черствость пугала Урсулу, чья затаенная горечь печалили ее, теперь показалась матери воплощением женской нежности, и с проницательностью, порожденной состраданием, Урсула поняла, что несправедливые мучения, которым Амаранта подвергла Пьетро Креспи, объясняются вовсе не жаждой мщения, как все думали, а медленная пытка, исковеркавшая жизнь полковника Геринельдо Маркеса, вызвана отнюдь не злым, желчным, неизлечимым горем, как все считали. На самом деле и то и другое было следствием борьбы не на жизнь, а на смерть между безграничной любовью и непреодолимой трусостью, в конце концов, в этой борьбе восторжествовал неразумный страх, неотступно терзавший измученное сердце Амаранты.

В ту пору Урсула стала все чаще произносить имя Ребеки, она вызывала в памяти ее образ с прежней любовью, усиленной запоздалым раскаянием и внезапным восхищением, она поняла, что только Ребека, та, которая не была вскормлена ее молоком, а ела землю земли и известку стен, та, в чьих жилах текла не кровь Буэндиа, а неизвестная кровь неизвестных, кости которых продолжали клохтать даже в могиле, Ребека с нетерпеливым сердцем, Ребека с необузданным лоном, – единственная из всех обладала той безудержной смелостью, о которой Урсула мечтала для отпрысков своего рода.
– Ребека, – бормотала она, ощупывая стены, – как мы были к тебе несправедливы!

Ведь о шестом чувстве идет речь?

Пергаменты... написанное в них очень удивило и окончание романа привело в отчаяние. Я смутно ждала, что в пергаментах будет зашифрована подсказка о том, какую возможную ошибку совершают многие представители рода Буэндиа, не умея любить по-настоящему, не умея сострадать по-настоящему (как мне казалось) - ведь именно потому каждый Буэндиа ощущал свое острое личное одиночество, как мне ощущалось; думала, что тот человек, кому хватит духа и терпения, расшифровать, наконец, написанное в них, сможет понять, что что-то нужно изменить в себе, чтобы стало возможным изменение в судьбе жизни самого рода в целом, в той степени, насколько человек, как простой смертный, вправе на это повлиять.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2014, 06:45 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
NatalyaS, спасибо за отрывок!
Очень заинтересовалась, теперь обязательно прочту этот роман.

Однако, на мой взгляд, это не шестое чувство. Это "просто" мудрость много пожившего, много перенёсшего, вероятно - много и многое чувствующего и размышляющего о жизни и людях человека.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 май 2014, 21:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 ноя 2013, 20:30
Сообщения: 373
Откуда: Челябинск
Здравствуйте! Не могу не поделиться одним маленьким событием, связанным с романом и передачей о нем.
К стыду своему, до передачи не удосужилась прочесть "Сто лет одиночества". Передачу послушала дважды, особенно мне запал в душу образ желтых бабочек, летающих за одним из героев. Решила срочно прочесть роман, хотя и очень загружена работой.
И пошла гулять с подругой в парк. Люди, мы гуляли полтора часа, парк у нас большой, и на протяжении всей прогулки нас сопровождала яркая- преяркая ЖЕЛТАЯ БАБОЧКА! это в апреле-то месяце! Подруга всё изумлялась- ты посмотри, что она за нами всё летает, пока я не раскололась, почему бабочка и почему такая желтая!
Роман прочитала "запоем", мне действительно надо было это сделать позарез из-за проблем в семье.
Я уже два года упорно занимаюсь тренингом "Волшебный остров" и практически такие вещи-подсказки стали весьма обыденными и уже очень сильно помогли повернуть вектор событий в семье в лучшую сторону.
Спасибо всем за внимание, а Александру Даниловичу- низкий поклон за его неоценимую помощь.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 14 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 69


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.108s | 19 Queries | GZIP : On ]