Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Житие протопопа Аввакума http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1762 |
Страница 1 из 3 |
Автор: | Anna Serediná [ 24 апр 2014, 12:00 ] |
Заголовок сообщения: | Житие протопопа Аввакума |
Им самим написанное Житие протопопа Аввакума - это первое в отечественной литературе автобиографическое сочинение. Обычно жития пишутся после смерти святых подвижников на основании легенд и воспоминаний участников событий. Здесь же духовный вождь старообрядчества в качестве претендующего на соответствие церковным канонам Жития представил собственноручно написанные воспоминания о своей жизни. Текст был обнаружен в так называемом Пустозерском сборнике, где наряду с другими сочинениями старообрядцев находился и автограф Аввакума. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, имеет сложную творческую историю. Работе над жизнеописанием предшествовал долгий подготовительный этап. В 1664-1671 гг. Аввакумом создавались автобиографические записки, частично использованные в Житии, содержавшие свидетельства о борьбе старообрядцев за свои убеждения в годы церковных реформ. Аввакум родился в 1620 году в Нижегородской земле. В 21 год он был рукоположен в священники и вскоре перебрался в Москву. Умный и страстный поборник правоверия вскоре попал в поле зрения царя и вошел в придворный кружок ревнителей благочестия, где обсуждались вопросы поднятия авторитета церкви, пошатнувшегося после Смутного времени. После начала Никоновских реформ в 1653 году Аввакум оказался во главе оппозиции и был сослан в Сибирь, где вся семья терпела жестокие испытания от бытовой неустроенности и притеснений. В 60-х гг. XVII века, после опалы Никона, царь возвращает Аввакума из ссылки, но после неудачной попытки сближения с опальным лидером раскольников следует новая ссылка на Русский Север (1664). Последний раз Аввакуму довелось быть в Москве, когда его доставили на Собор 1666-1667 годов, предавший старообрядство анафеме. Последовало возвращение в Пустозерск близ реки Печоры и заключение в земляную тюрьму. В 1682 году, после 12 лет мучений в земляной тюрьме, Аввакум и несколько его соратников были сожжены. Описанию страданий и испытаний, выпавших на долю Аввакума, и посвящено житие, написанное в невыносимых условиях заточения. В биографической части Жития Аввакум пространно повествует о перипетиях нелегкой судьбы, выпавшей на его долю и на долю его семьи, рассказывает о различных этапах своей многотрудной жизни, живописует сложную обстановку религиозных противоречий в обществе того времени. Он создает выразительную галерею лиц разных сословий (от царя до крестьян), которые непосредственно соприкасались с автором на разных этапах его жизненного пути. Слово Аввакума просто, лишено утонченных изысков, но при этом точно, правдиво и впечатляюще образно. Он широко использует народную речь даже в сюжетах, затрагивающих вопросы догматики. По ходу довольно пространного повествования он свободно варьирует приемы рассказа, внутреннего диалога, полемики. Кроме Жития перу Аввакума принадлежат также и другие сочинения: Книга бесед, Книга толкований, челобитные царю, послания боярыне Морозовой и другим единомышленникам, разнообразные письма и записки - всего около 80 текстов. http://virtmuseum.aonb.ru/z4/avvakum.html ПроЧитать можно здесь http://www.old-russian.chat.ru/12avvak.htm |
Автор: | Это Я [ 24 апр 2014, 19:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Житие протопопа Аввакума |
Расскажу о своём знакомстве с этим произведением. В анастасиевской среде очень популярен учебник-хрестоматия, его составил школьный учитель из Челябинска А.Шаршин. Необычность этой хрестоматии в том, что там собраны первоисточники, там, например, "Слово о полку Игореве" дано не только в переводе, но и в первоисточнике (хотя оригиналы сгорели, но сохранились копии, например из списка Екатерины 2). И любой читатель может соприкоснуться с определённым историческим временем без посредников-интерпретаторов. Поэтому, когда читаешь житиё протопопа Аввакума, возникает впечатление соприкосновение с самим человеком. Так как я читала это произведение давно, лет 5-7 назад, поделюсь своим тогдашним впечатлением. Мысли лезли очень странные: "Что это? Описание человеческой стойкости или описание тупого принципиального упрямства?". Я что-то не помню, чтобы протопоп Аввакум внятно описал свою "идеологическую платформу", он описал противостояние и все беды, на которые он обрёк себя и своих близких в этом противостоянии. Эти непростые мысли возникли вслед за осмыслением подвига Зои Космодемьянской. Мы в своё пионерское детство воспринимали её безусловной героиней. Я когда противостояла своим родителям, особенно отцу, воображала себя партизаном, типа Зои, и не понимала, почему она могла выстоять, пережить боль пыток, а почему я так легко "ломаюсь". В постсоветские времена возникла разоблачающая литература, которая развенчивала эту стойкость, называя это феноменом истерии, и что Зоя Космодемьянская не знала никаких военных тайн, которые она могла бы выдать, и что её поведение было глупым упрямством, которое только спровоцировало агрессию и жестокость фашистов. Что лежит в основе героического поступка: внутренняя установка или это внешняя идеологическая установка (советской пропаганды, старообрядческой культуры). И стоят ли эти установки таких неоправданных жертв? Мой отец мне говорил, что его жестокость это ответ на моё упрямство, и что самое страшное, я с этим упрямством сталкиваюсь со своей младшей дочерью и понимаю, что упрямством можно легко довести своего оппонента до зверского состояния. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 24 апр 2014, 20:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Житие протопопа Аввакума |
Это Я писал(а): Мой отец мне говорил, что его жестокость это ответ на моё упрямство, и что самое страшное, я с этим упрямством сталкиваюсь со своей младшей дочерью и понимаю, что упрямством можно легко довести своего оппонента до зверского состояния.Катя, а я легко воспринимаю упрямство человека. Я просто отступаю и оставляю его (ребенка или взрослого) со своей позицией. Никогда не давлю, чтобы пересилить. Поэтому мне не вполне понятна психологическая позиция твоего папы. Ну про фашистов я не говорю, там совсем другое. Там допрос и противостояние врагов. А вовсе не упрямство. я так это понимаю. |
Автор: | Это Я [ 24 апр 2014, 21:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Житие протопопа Аввакума |
Бегущая по волнам писал(а): Ну про фашистов я не говорю, там совсем другое. Там допрос и противостояние врагов. А вовсе не упрямство. я так это понимаю.Помню из истории создания фильма "Женя. Женечка. Катюша", что там главный герой, рядовой, он с посылкой возвращается в часть и по ошибке попадает к фашистам, он выкручивается так, говорит, что принёс им подарок, потом начинает с ними задушевно разговаривать. Они его отпускают, он им не нужен, ну, не знает простой рядовой каких-то важных тайн. И этот фильм запретили к показу, потому что Совету ветеранов он не понравилось, советский человек воспитывался на других идеалах, на идеалах противостояния, типа Мальчиша Кибальчиша. Сейчас в КВНовской культуре эта тема особенно высмеивается: Эпиграф: Кибальчиш -А знаешь, Анжела, почему я им ничего не сказал? Да потому, что ничего не знаю. А народ, который ничего не знает, победить невозможно". |
Автор: | Это Я [ 24 апр 2014, 21:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Житие протопопа Аввакума |
Я только что прослушала новую лекцию на главной, там у А.Г. проскакивали похожие мысли (если я правильно поняла), что человеку важно отстоять свою индивидуальность и это связано с истерией. |
Автор: | Djuley [ 24 апр 2014, 21:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Житие протопопа Аввакума |
Прочитал в википедии про него. Как-то не могу чётко сформулировать но, ощущение, что Аввакум это нечто, не то с неба свалилось, не то из земли выскочило ..... в общем, сие не могло не появиться в нашей истории и культуре. А вообще, повествование о событиях тех трагических почти смешно было читать, ну, приличия ради, скажем так, - трагикомично. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 24 апр 2014, 21:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Житие протопопа Аввакума |
Катя, посмотрите, что делается на Украине ... И это у братьев - славян внутри одной страны .. Конечно и немецкие войска были разные - армейские, СС, зондеркоманды и др. Тоже слышала, что простые армейские части не лютовали, там такие же простые люди были, и не было у них звериной жестокости. А в партизанских краях с партизанами, да и с населением не особо церемонились. А что касается клипов, смотреть не стала.. и так представляю, что там и как. Людей, которые такое позволяет говорить и побеждать не нужно .. Они уже сами в себе разложились. Потому у них и появляется на полном серьёзе вопрос - а надо ли было оборонять Ленинград? К счастью, такое приходит в голову совсем немногим. Мне гораздо ближе баллада "Вересковый мёд" Стивенсона В ролике очень сокращенная версия, но всем известно это стихотворение. |
Автор: | Селена [ 25 апр 2014, 00:14 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Житие протопопа Аввакума |
Никоновские реформы и церковный раскол конечно же знакомы по истории, но вот “Житие протопопа Аввакума” только что прочитала. И честно говоря, все перевернулось с ног на голову,… а может быть наоборот, все стало на ноги. Почему-то все время думалось: ну что такое обряд,… старый, новый,… какая разница. Бог ведь за ним, за обрядом, так стоит ли так сопротивляться, стоит ли предавать анафеме, обвинять в ереси и тем, и другим. Ведь взаимные же обвинения были. Никто не хотел уступать. Может быть стоило уступить и не подвергать мучениям и опасностям не только свою жизнь, но и жизнь своей семьи. И вот читаю… “Чюдо, как то в познание не хотят приити: огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апостоли научили так? - не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею в веру приводить. Но господем реченно ко апостолам сице: "шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет". Смотри, слышателю, волею зовет Христос, а не приказал апостолом непокоряющихся огнем жечь и на висилицах вешать”. Нововведения внедрялись огнем, кнутом и виселицею. Этому и сопротивлялись приверженцы старого обряда. Они отстаивали не столько обряд, сколько внутреннюю свободу. Хотя о свободе в “Житие протопопа Аввакума” не говорится совсем. И скорее всего о ней меньше всего думали те, кто отстаивал свое право не принимать нововведения Никона. Но неназванная, именно она давала протопопу Аввакуму силы переживать лишения, мучения, изгнания, поношения, казни сподвижников, заточение в землянку жены и детей. “Простите, брате, никонияне, что избранил вас; живите, как хочете”. - пишет он в одном месте. И дальше… “Да и ныне оне не лихи до меня; дьявол лих до меня, а человеки все до меня добры”. … “Диявол между нами рассечение положил, а оне всегда добры до меня”. Подлинное христианство было в его сердце. Не мог его предать Аввакум, не мог. Особенно глядя на то, как огнем и мечом внедряются нововведения Никона. Нехристианскими методами не может быть реформировано христианское учение. Поэтому и опасался протопоп Аввакум и его сподвижники новых церковных книг, нового церковного обряда. Единая прежде Церковь раскололась на две. Причем одна часть силой пыталась уничтожить другую, а другая проклинала и обличала первую. Только сейчас после этой небольшой книжки поняла, раскол Церкви не просто историческое событие, возможно именно там зародились семена нашей кровавой и беспощадной революции и гражданской войны. Впрочем может быть и не там,… может быть раньше, может быть позже, но то, что свобода христианства была подорвана этой реформой – это несомненно. “Полтара года держав, паки одново к Москве взяли, да два сына со мною, - Иван да Прокопей, - съехали же, а протопопица и прочии на Мезени осталися все. И привезше к Москве, отвезли под начал в Пафнутьев монастырь. И туды присылка была, - тож да тож говорят: "долго ли тебе мучить нас? соединись с нами, Аввакумушко!" Я отрицаюся, что от бесов, а оне лезут в глаза! Сказку 84 им тут с бранью с большою написал и послал с дьяконом ярославским, с Козмою, и с подъячим двора патриарша. Козма та не знаю коего духа человек: въяве уговаривает, а втай подкрепляет меня, сице говоря: "протопоп! не отступай ты старова тово благочестия; велик ты будешь у Христа человек, как до конца претерпишь; не гляди на нас, что погибаем мы!" И я ему говорил сопротив, чтоб он паки приступил ко Христу. И он говорит: "нельзя; Никон опутал меня!" Просто молыть, отрекся пред Никоном Христа, также уже, бедной, не сможет встать. Я, заплакав, благословил ево, горюна; больши тово нечева мне делать с ним; ведает то бог, что будет ему”. |
Автор: | quagga [ 25 апр 2014, 06:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Житие протопопа Аввакума |
Скоморохи спускались с горы… Текла внизу матушка-Волга, а под горой лежало село Лопатищи; солнце пекло нещадно, день был работный. Еще загодя скоморохи напялили «хари» козлиные, загудели в сопелки, дурачась, забили в бубны, дабы народ сбегался на игры. А впереди дудочников и раешников два медведя плясали (один в сарафане бабьем, другой – как есть, ничем не украшен). Навстречу игрищу порскали от околиц ребятишки, кузнец отложил молот в кузне, из-под руки глядели на скоморохов бабы с граблями, перестав сено ворошить на полях; всем стало весело. Но тут вышел поп лопатищенский – прозванием Аввакум. Молод еще, борода черная, в завитках, а глаза – угли. – Не пущу в село! – объявил забавщикам. – Неистовство ваше бесовское еси, оставьте пляски антихристовы… Скоморохи на него – в драку. – Ах так? – осатанел поп, рукава ряски закатывая… Много их было, а он – один. Зато люто и толково бился поп. Как даст по зубам – кувырк, и пятки врозь. Побил всех скоморохов, а бубны и сопелки с «харями» разломал. Но забыл Аввакум про медведей; скоморохи науськали косолапых на попа, и тут попу стало худо. Без ружья и рогатины, голыми руками – как медведей осилить? А звери уже лезли в драку, и тот, ученый, что в сарафан был одет, он на двух лапах шел; видел Аввакум его пасть серо-розовую с клыками желтыми, а из пасти той попахивало – нехорошо и муторно. – Владычица, помози! – взмолился Аввакум и хрястнул медведя кулаком в ухо: зашатался тот, обмяк в сарафане и лег… Второго мишку (который еще неучен был) прижал поп к себе, и стали они ухаживаться по кругу – кто кого свалит? Аввакум силищи непомерной – так стиснул медведя, что у того в шее что-то хрустнуло, взревел зверь и, оставляя после себя на траве след болезненный, дунул к лесу, а скоморохи – за ним… Шатаясь, вернулся Аввакум в село, прошел в избу. – Водицы мне, Марковна, – сказал жене и над порогом умылся от крови, полковшика испил «стомаху ради» и побрел на сеновал, где неделю отлеживался от медвежьих объятий… По словам Валентина Пикуля (цитата из книги которого "Аввакум в пещи огненной" приведена http://read24.ru/fb2/valentin-pikul-avv ... -ognennoy/): Российская словесность началась именно с Аввакума, который первым на Руси заговорил горячим и образным языком – не церковным, а народным. В приведённом отрывке неистовый протопоп схватился со скоморохами, которых яростно ненавидел и подвергал таким гонениям, на которые ему "доставало рук". Как видно из отрывка, доставалось и ему.. Против кого наиболее сильно восстаёт натура человеческая- да против того, кто наиболее близок к тебе по внутреннему строю, по складу жизни (жизнь протопопа прошла в скитаниях и мыканьях, бродячая скоморошья жизнь), по образу мыслей и чувств! "Горячий и образный язык", речь письменная не по канону, а простонародная и живая- так впервые в русской литературе заговорил Аввакум- это ли не скоморошество, не шутовство? Первый на Руси публицист- наравне со скоморохами, вовлекавшими в свои " глумливые шоу" весь народ, собравшийся на ярмарочной площади. И, как известно, расправился со скоморошеством тот же патриарх Никон: В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о полном запрещении скоморошества. Вспоминаются и другие бродячие рогатые упрямцы, такие, как Козерог Сократ.. |
Автор: | Селена [ 25 апр 2014, 09:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Житие протопопа Аввакума |
quagga писал(а): Против кого наиболее сильно восстаёт натура человеческая- да против того, кто наиболее близок к тебе по внутреннему строю, по складу жизни (жизнь протопопа прошла в скитаниях и мыканьях, бродячая скоморошья жизнь), по образу мыслей и чувств!Из Жития протопопа Аввакума. “Десеть лет он меня мучил или я ево - не знаю; бог разберет в день века”. Это об отношениях с енисейским воеводой Афанасием Пашковым. Тот был очень жестокий и властный человек. Он мучил и изводил Аввакума физически, но и мятежный протопоп не боялся его жестокости и обличал и обвинял его в грехах, что, думается мне, было душевным мучением для воеводы. Аввакум был очень аскетичным человеком и суровым в своей аскезе, нетерпимым. Впадал в гнев, в раздражение и в своей исповедальной биографии кается, вспоминая самые свои взрывные поступки. Очень живое, яркое, простодушное и прямодушное, из души идущее повествование. Действительно прикасаешься к подлинной жизни давно жившего человека. И через его жизнь ко всей эпохе. Ведь протопоп Аввакум оказался в самом центре тех исторических событий. |
Автор: | Djuley [ 25 апр 2014, 10:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Житие протопопа Аввакума |
Цитата: 24 апреля 1682 года был сожжен протопоп Аввакум «за великие на царский дом хулы». "Житие протопопа Аввакума". Его роль в нашей душе. |
Автор: | Селена [ 25 апр 2014, 14:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Житие протопопа Аввакума |
Djuley писал(а): Право, левополушарный раскол по русским мозгам, раскол между чувством и рассудком,Мне кажется это раскол между свободой и конформизмом. Именно раскол… , когда одно предпочтительно, а другое удобно. И так не хочется расставаться ни с тем, ни с другим, что это упорное цепляние оборачивается то невероятным обожанием власть имущих, то невероятной ненавистью к ним и ко всему, что не мое, не наше. “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” |
Автор: | Бегущая по волнам [ 25 апр 2014, 15:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Житие протопопа Аввакума |
Селена писал(а): Djuley писал(а): Право, левополушарный раскол по русским мозгам, раскол между чувством и рассудком,Мне кажется это раскол между свободой и конформизмом. Именно раскол… шизофренический, когда одно предпочтительно, а другое удобно. И так не хочется расставаться ни с тем, ни с другим, что это упорное цепляние оборачивается то невероятным обожанием власть имущих, то невероятной ненавистью к ним и ко всему, что не мое, не наше. “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” Русскому народу уже поставили психиатрический диагноз? |
Автор: | Djuley [ 25 апр 2014, 15:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Житие протопопа Аввакума |
Бегущая по волнам, токо мёртвые не болеють. |
Автор: | Селена [ 25 апр 2014, 15:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Житие протопопа Аввакума |
Бегущая по волнам, я уже много раз говорила, но раз об этом забывается, то повторю еще раз. Я всего лишь высказываю свое субъективное, индивидуальное, личное, частное мнение. Ничего больше. |
Страница 1 из 3 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |