Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 16 апр 2024, 09:08

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 45 ]  Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2014, 15:47 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Djuley писал(а):
Бегущая по волнам, токо мёртвые не болеють.

Но о "болезни" целого народа впервые услышала... вернее прочитала здесь яркую догадку))).
А если так написать про другой какой-нить народ?
Типа - шизофрения у него - раздвоение, а вслед за этим - конвульсии в виде революции или всенародного безпощадного бунта..
И главное - что это у всего народа право-левополушарный раскол по русским мозгам..
Рассуждения рассуждениями , но вероятно, хорошо бы и меру чувствовать.
Меня лично такие обобщающие рассуждения о моём народе оскорбляют.

Цитировать строки, на которые отвечаю - не хочется.

Не удивлюсь, если эти мои ответные посты удалят из темы.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2014, 16:13 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Бегущая по волнам писал(а):
Меня лично такие обобщающие рассуждения о моём народе оскорбляют.

Прошу прощения, что оскорбила. Такого намерения у меня не было. Просто делилась своими размышлениями.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2014, 16:33 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Селена, да что я.. Дело разве во мне?
Здесь говорилось о психиатрическом диагнозе для отдельно взятого народа...
Да , фигурировали психиатрические термины определения.
Вам это кажется нормальным?

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2014, 16:37 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Хорошо, Бегущая, если вас пугают психиатрические термины, постараюсь впредь их не употреблять.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2014, 16:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Бегущая по волнам писал(а):
..............................
Не удивлюсь, если эти мои ответные посты удалят из темы.

Мать, не кокетничай.
В последнее время обращаю внимание вот на что, что нам предлагается гордится или как-то ещё иначе рефлексировать, по большей мере, на военные события прошлого или настоящего. Т.е. на события, по эмоциональной окраске, трагические. Но, тут я сам же себе пропробовал возразить - а вот, например, достижения в космосе, полёт Гагарина. Но, и тут, всплыл в памяти эпизод, не далёкий от темы каторжанской. Я про обстоятельства смерти Королёва. При остановке сердца ему не смогли ввести трубку для вентиляции лёгких, трубка не пролезла из за дефекта челюсти, которую ему сломали в застенках НКВД.
Т.е. хочу сказать, нам предлагается пропагандой рефлексировать на "сильные" чувства. А ведь это насаждение истеричности.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2014, 18:55 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Djuley писал(а):
В последнее время обращаю внимание вот на что, что нам предлагается гордится или как-то ещё иначе рефлексировать, по большей мере, на военные события прошлого или настоящего.
...
Т.е. хочу сказать, нам предлагается пропагандой рефлексировать на "сильные" чувства. А ведь это насаждение истеричности.


Djuley, у каждого своя тематика рефлекции.
У меня это, например, внутрення углублённость на собственные проблемы.

Что касается военной тематики, то, наверное, ситуация на Украине способствует такой направленности.
Если ты про выложенные мною клипы :du_ma_et:
(viewtopic.php?p=93065#p93065)

Так я на них наткнулась сегодня и порадовалась, что не так уж всё паршиво было у нас в 90-х,
и что наши могли как-то даже за страну постоять перед американцами. Что хоть почти на коленях
мы тогда стояли, но достоинство своё всё же не забыли совсем-то. Выложила, чтобы и другие,
кому интересно - порадовались. :ne_vi_del:

Повторюсь, что последнее время на нашем форуме очень часто обсуждение разных тем (даже простых человеческих, далёких от медицины) поворачивается к психиатрии вместо психологии.

Высококвалифицированный специалист - А.Г.Д. - не считает возможным ставить диагноз человеку без очного приёма и, вероятно, обследования.
А у нас тут неспециалисты налево и направо только и раздают диагнозы - шизофрения, истерия, etc.
Причем "оценивать" считается нельзя, а вот диагноз ставить выходит можно.

Я всё ж погорячилась, за что извинясь. Однако клеймить диагнозами народ это не есть гуд.
Лучше вовремя остановиться.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2014, 19:14 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Бегущая по волнам писал(а):
Высококвалифицированный специалист - А.Г.Д. - не считает возможным ставить диагноз человеку без очного приёма и, вероятно, обследования.
А у нас тут неспециалисты налево и направо только и раздают диагнозы - шизофрения, истерия, etc.
Причем "оценивать" считается нельзя, а вот диагноз ставить выходит можно.

Бегущая по волнам, честное слово, это не диагноз, а всего лишь метафора была. :smu:sche_nie: Я же не специалист. Понятия не имею, как выглядят психиатрические диагнозы и на основании чего они ставятся. Еще раз прошу прощения, что использовала психиатрический термин. Просто подумала, что на нашем форуме как метафора он будет вполне уместен. Но раз неуместен, обещаю больше не использовать.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2014, 19:23 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Селена, я сказала, что погорячилась, очень меня резануло..
Хорошо, что мы друг друга поняли. Спасибо.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2014, 20:00 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Бегущая по волнам, а вы "Житие протопопа Аввакума" читали?
Есть у вас что по теме сказать?
***
По теме: хочу отметить невероятный героизм, стойкость и кротость жены Аввакума.
только один раз возроптала она и тут же вновь стала кроткой:
Цитата:
Таже с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская; иноземцы немирные; отстать от лошедей не смеем, а за лошедми итти не поспеем — голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится — кольско гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нея набрел, тут же и повалился: оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: „Матушъка-государыня, прости!" А протопопица кричит: „Что ты, батко, меня задавил?" Я пришел, — на меня бедная, пеняет, говоря: „Долъго ли муки сея, протопоп, будет?" И я говорю: „Марковна, до самыя до смерти!" Она же, вздохня, отвещала: „Добро, Петровичь, ино еще побредем"

Трагедия переплелась с комедией, в духе народного балагана или детской игры "куча мала", и одновременно сцена символическая: жизнь как путь, и путь этот мученический (люди чрезвычайно утомлены ( "томные" у Аввакума). Дорога их лежит по скользкому льду. Опора всё время уходит из-под ног, люди падают. Так Аввакум, протестующий против Никона и его приспешников, чувствовал, видимо, подрыв опор веры. Кстати, у Дмитрия Сергеевича Лихачёва (а его непременно нужно вспомнить в этой теме!) читаем:
Цитата:
Неоднократно повторяет Аввакум, что ему опостылело «сидеть на Моисеевом седалище», то есть быть церковным законодателем — разъяснять своим единомышленникам канонические вопросы, в изобилии вызванные церковными раздорами: «по нужде ворьчу, понеже докучают. А как бы не спрашивал, я бы и молчал больше». И разъяснения, даваемые Аввакумом, отличаются непривычной для XVIII в. свободой: все хорошо перед богом, если сделано с верою и искренним чувством; он разрешает крестить детей мирянину, причащать самого себя и т. д. Вступая в спор с «никонианами» из-за обрядовых мелочей, Аввакум делает это как бы через силу и торопится отвести эту тему: «Да полно о том беседовать: возьми их чорт! Христу и нам оне не надобны». Он ненавидит не новые обряды, а Никона, не «никонианскую» церковь, а ее служителей. Он гораздо чаще взывает к чувствам своих читателей, чем к их разуму, проповедует, а не доказывает. «Ударить душу перед богом» — вот единственное, к чему он стремится. Ни композиционной стройности, ни тени «извития словес», ни привычного в древнерусской учительной литературе «красно-глаголания» — ничего, что стесняло бы его непомерно горячее чувство. Он пишет, как говорит, а говорит он всегда без затей, запальчиво: и браня, и лаская.
Тихая, спокойная речь не в природе Аввакума. Сама молитва его часто переходит в крик. Он «кричит воплем» к богу, «кричит» к богородице. «И до Москвы едучи, по всем городом и по селам, во церквах и на торъгах кричал, проповедан слово божие». Все его писания — душевный крик. «Знаю все ваше злохитрство, собаки... митрополиты, архиепископы, никонияна, воры, прелагатаи, другия немцы руския» — такой тирадой-криком разражается он в своем «рассуждении» «О внешней мудрости».
Брань, восклицания, мольбы пересыпают его речь. Ни один из писателей русского средневековья не писал столько о своих переживаниях, как Аввакум. Он «тужит», «печалится», «плачет», «боится», «жалеет», «дивится» и т. д. В его речи постоянны замечания о переживаемых им настроениях: «мне горько», «грустно гораздо», «мне жаль»... И сам он, и те, о ком он пишет, то и дело вздыхают и плачут: «плачють миленькие глядя на нас, а мы на них», «умному человеку поглядеть, да лише заплакать на них глядя», «плачючи кинулся мне в карбас», «и все плачют и кланяются». Подробно отмечает Аввакум все внешние проявления чувств: «ноги задрожали», «сердце озябло». Так же подробно описывает он поклоны, жесты, молитво-словия: «бьет себя и охает, а сам говорит...», «и он, поклонясь низенько мне, а сам говорит: спаси бог».
Речь Аввакума глубоко эмоциональна. Он часто употребляет и бранные выражения, и ласкательные, и уменьшительные формы: «дворишко», «кафтанишко», «детки», «батюшко», «миленький», «мучка», «хлебец», «коровки да овечки», «сосудец водицы» и даже «правильца», то есть церковные правила. Он любит называть своих собеседников ласкательными именами и остро чувствует, когда так называют и его самого. Когда «гонители» назвали его «батюшко», Аввакум отметил это с иронией: «Чюдно! давеча был блядин сын, а топерва батюшко!»

(Д.С.Лихачёв. Великое наследие.Классические произведения литературы Древней Руси.
http://ppf.asf.ru/drl/great14.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2014, 20:14 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Ещё наблюдения Д.С.Лихачёва о речи Аввакума
Цитата:
Как человек, свободно и бесхитростно беседующий с друзьями, Аввакум говорит иногда то, что «к слову молылось» (молвилось); он часто прерывает самого себя, просит прощения у читателя, нерешительно высказывает свои суждения и берет их иногда назад. Например, в одном из своих писем он просит «отцов поморских» прислать ему «гостинец какой-нибудь; или ложку или ставец, или ино что», но затем, как бы одумавшись, отказывается от своей просьбы: «али и у самих ничего нет, бедные батюшки мои? Ну, терпите Христа ради. Ладно так! Я веть богат: рыбы и молока много у меня».
Своими собеседниками Аввакум ощущает не только читателей, но и всех, о ком он пишет. Пишет ли он о Никоне, о Пашкове, о враге или друге, — он обращается к каждому с вопросами, насмешками, со словами упрека или одобрения. Даже к Адаму он обращается, как к собеседнику: «Что, Адам, на Еву переводишь?» (то есть сваливаешь вину). Он беседует и с человеческим родом: «Ужжо, сердечные, умяхчит вас вода»; взывает к Руси: «ох, ох, бедныя! Русь, чего-то тебе захотелось немецких поступков и обычаев?!» Даже дьявола он делает своим собеседником: «Добро ты, дьявол, вздумал».
Форму свободной и непринужденной беседы сохраняет Аввакум повсюду. Его речь изобилует междометиями, обращениями: «ох, горе!», «ох, времени тому», «увы грешной душе», «чюдно, чюдно» и т. д. Его изложение, как живая речь, полно недомолвок, неясностей, он как бы тяготится своим многословием, боится надоесть читателю и торопится кончить: «да что много говорить?», «да полно тово говорить», «много о тех кознях говорить!», «тово всего много говорить» и т. д. Отсюда спешащий и неровный темп его повествования: все излить, все высказать, ничего не утаить, быть искренним до конца — вот к чему он стремится. И Аввакум торопится выговориться, освободиться от переполняющих его чувств. Картины сменяются одна другой, образы нагромождаются и растут, восклицания и обращения врываются в беспорядочный поток его рассказа, сомнения и колебания — в поток его чувств и переживаний.
В своем презрении к «внешней мудрости», к правилам и традициям письма он последователен до конца. Он пишет действительно так, как говорит, и с почти фонетической точностью воспроизводит особенности своего нижегородского произношения. Надо было обладать исключительным чувством языка, чтобы так решительно отбросить от себя многие условности орфографии и письменной традиции, заменив их воспроизведением на письме устной речи.

Это прямо-таки какое-то языковое ПРЕДвидение того, что будет у нас в 21 веке: язык литературных произведений всё ближе к разговорной речи, авторы не чураются бранных слов, многие (в инете) пренебрегают правилами орфографии, а знаменитый "албанский" язык воспроизводит слова "с фонетической точностью" :-):
А вот что пишет Д.С. Лихачёв :
о символах у Аввакума
Средневековый характер его сочинений сказывается в том, что за бытовыми мелочами он видит вечный, непреходящий смысл событий. Все в жизни символично, полно тайного значения. И это вводит «Житие» Аввакума в круг традиционных образов средневековья. Море — жизнь; корабль, плывущий по житейскому морю, — человеческая судьба; якорь спасения — христианская вера и т. д. В эту систему образов включается и стиль «Жития». Но для Аввакума нет абстрактных символов и аллегорий. Каждый из символов для него не отвлеченный знак, а конкретное, иногда до галлюцинаций доходящее явление — видение. Однажды ночью, на молитве, еще до начала своих мытарств, увидел Аввакум видение — два золотых корабля своих духовных детей, Луки и Лаврентия, и свой собственный корабль: «не златом украшен, но разными пестротами, — красно, и бело, и сине, и черно, и пепелесо, — его же ум человечь не вмести красоты его и доброты». «И я вскричал: чей корабль?» Сидевший на корабле кормчий «юноша светел» ответил: «твой корабль, да плавай на нем з женою и детьми, коли докучаешь! И я вострепетах и седше разсуждаю: что се видимое? и что будет плавание?»
Это «видение» освещает внутреннею значительностью все начавшиеся с этой поры превратности судьбы Аввакума. Отправляясь в изгнание, он вспоминает тот же корабль: «Также сел опять на корабль свой, еже и показан ми...» С этим кораблем связана целая система образов. «Четвертое лето от Тобольска плаванию моему», — говорит он о времени своего изгнания. «Грести надобно прилежно, чтоб здорово за дружиною в пристанище достигнуть». Невзгоды — бури на этом житейском море: «дьявол паки воздвиг на мя бурю», «ин начальник воздвиг на мя бурю» и т. д. Так церковный символ превращается у Аввакума в конкретное «видение» и насыщает собою все «Житие» от начала до конца. Можно предполагать, что обильно встречающиеся в «Житии» реальные сцены плавания Аввакума на дощанике, на карбасе и т. д. привлекали его внимание именно потому, что они ассоциировались в его сознании все с тем же церковно-библейским символом корабля.
Церковная символика и народная поэзия всех народов знает образ души-птицы. С особой силой воображения, с большой остротой сочувствия Аввакум как бы видел действительно душу, освободившуюся от уз человеческого тела, — птицу. Душа человека после его смерти, писал Аввакум, «туды ж со ангелы летает, равно яко птичка попархивает, рада — из темницы той вылетела». И так всегда и во всем: Аввакум видит то, о чем пишет, и никогда не пишет о том, что им не прочувствовано и не узнано, как свое, близкое ему.
С той же системой церковно-библейской символики связан у Аввакума и излюбленный им образ странничества, пронизывающий «Житие» рядом соединенных с ним метафор. Но и образ странничества, и эти вытекающие из него метафоры для Аввакума так же конкретны, как и символы корабля и души-птицы. Аввакум рассказывает, как в Сибири, в изгнании, зимой они брели с семьей по снежной пустыне: «Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится». Падали и их спутники. «Долго ли муки сея, протопоп, будет?» — спрашивает Аввакума жена. «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «добро, Петровичь, ино еще побредем». Символическое значение этой сцены осторожно раскрыто Аввакумом только в этих последних словах сурового протопопа и его верной жены: всю жизнь они бредут и будут брести до самой смерти.
Все в жизни Аввакума полно для него тайной значительности, в ней нет для него ничего случайного. Истинность изображаемого им «дела божия» подкреплена многочисленными «видениями» и чудесами. В трудные часы жизни Аввакуму не раз «является» на помощь ангел; в него не стреляет пищаль; за нападение на него виновный наказывается внезапной болезнью; Аввакум исцеляет от недугов, изгоняет бесов, по его молитве расступается покрытое льдом озеро и т. д. Все эти житийные шаблоны переданы, однако, Аввакумом не в отвлеченной средневековой манере, а жизненно конкретно. Быт и средневековая символика слиты в произведениях Аввакума нераздельно
Свернуть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2014, 20:17 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Эльмира писал(а):
Бегущая по волнам, а вы "Житие протопопа Аввакума" читали?
Есть у вас что по теме сказать?

Нет, не читала, но прочту, заинтересовал меня протопоп Аввакум.
Надеюсь успею до передачи, если она не сегодня.
И компенсирую свой офф-топ).

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2014, 20:21 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Передача как раз сегодня.
О юморе протопопа Аввакума. Д.С.Лихачёв:
Цитата:
Юмор — проявление смирения Аввакума. Юмор служит ему способом изобразить его доброе отношение к окружающим его мучителям, к мучительным обстоятельствам его жизни, смягчить его страдания. Это своеобразный способ примирения с жизнью и, главное, способ изобразить свое смиренное отношение к собственным подвигам, мучениям, страданиям.

При этом шутки Аввакума совершенно просты и лишены какой бы то ни было претензии, нажима. Он никогда не перебарщивает, всегда знает меру в шутках и рассчитывает на то, что читатель поймет его с полуслова. И в этом отношении он уважителен к своему читателю.

Смех Аввакума — это своеобразный "религиозный смех", столь характерный для Древней Руси в целом. Это щит от соблазна гордыни, житейский выход из греха и одновременно проявление доброты к своим мучителям, терпения и смирения. Своих врагов Аввакум полушутливо, полуласково называет "горюны", "бедные", "дурачки", "миленькие" (Жизнеописания, с. 148—150, 161) и предлагает: "Потужити надобно о них, о бедных. Увы, бедные никонияня. Погибаете от своего злаго и непокориваго нрава" (там же, с. 168). Никона он иронически называет "друг наш" (там же с. 146). О своем главном мучителе — Пашкове — он говорит: "Десять лет он меня мучил, или я ево — не знаю; бог розберет в день века" (там же, с. 157—158). Припомнив временное благоволение к себе царя и его бояр, Аввакум пишет: "Видиш, каковы были добры! Да и ныне оне не лихи до меня; дьявол лих до меня, а человеки все до меня добры" (там же, с. 161). Это отношение к своим врагам особенно характерно для его "Жития" — произведения, в котором он главным образом повествовал о своих страданиях от врагов.

http://krotov.info/lib_sec/12_l/lih/achev.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 апр 2014, 03:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1387
Для тех, кто заинтересовался темой: статья Б. Успенского "Раскол и культурный конфликт XVII века"
здесь: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Ysp/21.php

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 апр 2014, 09:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2111
Откуда: Москва
Передача интересная. Я не испытываю по поводу христианства "розовых соплей", для меня это древнейшая наука, рассказывающая о законах индивидуации человека и народа, соединяющая противоположности: левое-правое, низ-вверх и рождающее новое пространство. Поэтому с этой точки зрения, Аввакум выполнил эту христианскую миссию - стал "отцом" части русского народа. Но перед мессией всегда лежат трудные задачи: кровавого противостояния или сотрудничества. В анастасиевской среде, да, и у меня тоже, есть убеждение, что любые проблемы нужно решать через сотрудничество даже с самыми лютыми врагами. В психологии это считается самой зрелой и самой верной позицией. Все остальные: уход, борьба (сопротивление), подчинение, компромисс - это незрелые инфантильные проекции.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Житие протопопа Аввакума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 апр 2014, 10:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Самые главные для меня, осевые слова прозвучали в начале передачи: "надо найти в себе огненного протопопа Аввакума, надо найти его черты в себе". Как мы живём обычно? Мне (и, я думаю, так же, как и многим другим людям) кажется, что события в их жизни- неповторимые, вопросы, которые встают и требуют своего разрешения- уникальные. И, тогда, совершаемые мною ошибки так же уникальны, и, поэтому- тотально непоправимы.. (Вот сейчас я говорю от своего лица, но и расширяю свои чувства, свой опыт на неведомых мне других людей. Я пишу местоимение "мы". Но кто же в русской словестности впервые решился писать о своих чувствах, говорить от своего лица, проявляя гордыню? Протопоп Аввакум!) Но стоит заглянуть в глубину зеркала истории, чтобы увидеть там, среди исторических личностей, своё лицо.. Хотя бы потому стоит, чтобы разомкнуть непрерывное замкнутое вращение, в котором "восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит":
9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
10 Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое "; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

Если нет памяти, тогда и остаётся только внести неистового протопопа в схему уже полученных тобою знаний, выделить ему там местечко, и упокоиться, отстранившись от его метаний и поисков, как от чего-то давно прошедшего и не относящегося к тебе лично. И не узнавать в своих переживаниях уже давно до тебя пережитого другими, забыть, отбросить их опыт, как ненужный..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 45 ]  Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.066s | 20 Queries | GZIP : On ]