Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1774 |
Страница 1 из 3 |
Автор: | Селена [ 15 май 2014, 08:26 ] |
Заголовок сообщения: | Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
Для начала текст сказки
Шарль Перро. Рике с хохолком
… и краткая биография писателя.
Биография
Интересный факт для себя обнаружила. Оказывается из всех написанных сказок именно “Рике с хохолком” – авторская, сюжеты всех остальных – народные. Что означает для нас сюжет сказки "Рикэ-Хохолок"? Какой тайный смысл в ней содержится? О добром "волшебнике" Шарле Перро... |
Автор: | Людмила [ 15 май 2014, 09:34 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
Спасибо, замечательная сказка. Сначала я думала,что это будет аналог КРОШКИ ЦАХЕСА Гофмана. Но... нет. Мораль - в другом. Красота - в НАШИХ ЛЮБЯЩИХ глазах. Это понятно. С умом сложнее. Но УМ можно ПЕРЕДАТЬ. С кем поведешься - от того и наберешься. Главное - это, конечно ВЛЮБЛЕННОСТЬ друг в друга. Почему-то подумалось не о людях. О родине. Которую тоже важно ЛЮБИТЬ. И тогда она станет ПРЕКРАСНОЙ. Нет ? |
Автор: | Это Я [ 15 май 2014, 10:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
Когда-то мы обсуждали пьесу французского поэта и драматурга Эдмона Ростана "Сирано де Бержерак". В той теме я приводила в пример литературные произведения французских авторов, где существовал подобный сюжет: любовь уродливого мужчины и красавицы. Я упомянула В.Гюго "Собор Парижской Богоматери", "Человек который смеётся", а также сказку Ш.Перро "Рике с хохолком". Также я дала ссылку на юнгианский анализ этой сказки, сделанный Г.Бедненко, Ю.Власовой: http://flogiston.ru/articles/therapy/rike_s_hoholkom Селена писал(а): Интересный факт для себя обнаружила. Оказывается из всех написанных сказок именно “Рике с хохолком” – авторская, сюжеты всех остальных – народные.Селена, а что значит "единственная авторская сказка"? У меня какая-то путаница в голове; в одной статье я прочитала, что все сказки Ш.Перро авторские:
Авторская сказка
|
Автор: | Селена [ 15 май 2014, 11:36 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
Вообще на первый взгляд мораль сказки в ней же самой и прописана… “Говорят, что волшебницы и их волшебство здесь вовсе не причём. Просто принцесса, полюбив Рике Хохолка, перестала замечать его безобразие. То, что прежде ей казалось в нём безобразным, стало казаться красивым и привлекательным”. Любовь не замечает безобразия так же как и глупости, потому что и то, и другое относительны. Однако в этой сказке есть еще одни замечательные слова… “Волшебница дала мне ум и способность сделать умной ту девушку, которую я полюблю. И та же самая волшебница дала вам способность сделать красивым того, кого вы полюбите”. Любовь пробуждает способности ума делать красоту умной и способность красоты делать ум прекрасным, потому что рождаются они с этими недостатками. Ум – без-образен (без образа), красота – глупа или, с точки зрения рациональной рассудочности, просто излишняя, бесполезная. На принцессу приходили полюбоваться… и уходили. Как часто это происходит с нами. Мы просто любуемся красивыми картинами в музее, красивой музыкой в концертных залах, красивыми рассветами и закатами, красивыми городами и ландшафтами, цветами и искусно сделанными вещами. Любуемся и уходим. Нам не о чем с этой красотой разговаривать. Она глупа, она не умеет вести диалог. Но это только тогда, когда мы ее не любим. Полюбив, мы отдаем ей часть собственного ума и опасаемся при этом, что сами часть его утратили. “И как только она обещала Рике Хохолку выйти за него замуж, так сейчас же почувствовала себя совсем другой. Она в ту же минуту начала складно и хорошо разговаривать с Рике Хохолком и говорила так разумно, что Рике Хохолок подумал: уж не передал ли он ей ума больше, чем оставил себе”. Умный Рике, несмотря на свой ум, вызывал неприязнь каждого, кто на него смотрел, даже его матери. И это тоже очень характерно для нас. Умные книги на то и умные, чтобы их не читать, а оставлять на полках книжных магазинов или библиотек, в лучшем случае на своих книжных полках. Ну а прочитав, мы ведь ценим только то, что полюбим, т.е. только тот ум, который для нас стал красив. А иначе просто забываем прочитанное в тот же самый миг, когда перевернем последнюю страницу. Умная книга, – с удовольствием скажем себе и поставим на полку, чтобы больше никогда о ней не вспоминать. И только любовь сделает красоту для нас умной, т.е. способной общаться с нами, а ум красивым, т.е. способным остаться с нами. Собственно только в этот момент и происходит свадьба, тот самый союз, который способен рождать что-то новое в нашей душе. P.S. Катя, разговор идет о сюжете. Т.к. народный оригинал не найден, то авторство сюжета приписывается Перро. Впрочем по-видимому, это всего лишь предположение. |
Автор: | Vladimir Degtyaryov [ 15 май 2014, 15:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
В этой сказке о Хохлике, обратите пожалуйста внимание с какой внутренней силой сказаны эти слова: "Она прибавила даже, что, силою ее чародейства, ОН (Хохлик) БУДЕТ СООБЩАТЬ СВОЙ УМ ВСЯКОМУ, КОГО КРЕПКО ПОЛЮБИТ" и... "Со стороны ума, сударыня, я ничего не могу сделать, - отвечала волшебница, - но все могу со стороны красоты, и как для вас я все готова предпринять, то даю ей в дар, что ОНА (принцесса) БУДЕТ СООБЩАТЬ СВОЮ КРАСОТУ ВСЯКОМУ, КОГО КРЕПКО ПОЛЮБИТ" На основании этого вообще не согласен с поговоркой: "Любовь зла, полюбишь и козла", так как вышеупомянутое показывает, что любовь настолько добра, что может прекрасное отделит от худого, через призму восприятия СВОЕЙ (естественной) красоты и СВОЕГО (личного, собственного) ума. Это я к тому, что Шарль Перро пытался донести до сознания одну простую истину: "Если любишь, то люби всем сердцем, искренне и не слушай советов ни подружек ни родителей по выбору любимого или любимой. Пользуйся СВОИМ умом и СВОЕЙ красотой". А добрая волшебнца здесь выступила в качестве вестницы этой самой истины Шарля. |
Автор: | Эльмира [ 15 май 2014, 17:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
Здравствуйте все) Александр Геннадиевич, спасибо за сказку.))) Мне эта сказка напомнила фильм "Влюблён по собственному желанию". Думаю, в этой сказке Шарля Перро раскрывается один из секретов зарождения любви. Как только Принц и Принцесса начинают ЛЮБОВаться друг другом, они уже сделали много шагов (мы остановились в тренинге, кажется на пятом шаге?) по дороге к своей любви. И им на самом деле не так уж важно - кто из них умён, кто некрасив, главное, что их тянет друг к другу, и они оба хотят быть вместе. И как только они оба захотели соединиться, они оказались в другом состоянии души. Не ум сделал красоту умной, и не красота сделала ум прекрасным, всё оДУХотворила их Любовь. И на самом деле Принцесса в разговоре с Рике Хохолком в лесу не сказала ничего такого уж глупого, если не считать её бестактности Рике Цитата: быть такой же уродливой, как вы,Что касается Рике, то он шёл к Принцессе уже влюблённый в неё и готовый на ней жениться. *** В сказке ещё интересен вот какой момент: Принцессу не зовут никак - просто Принцесса. А Принца зовут! Что же означает его имя? Имя Рике в инетных словарях не нашла. Но несколько авторов связывают Рике с именем Ричард (ласкательное от Рик) и толкуют имя как "сильный правитель", "царь", "мощный, храбрый" и даже "бить без промаха". нашла толкование здесь: http://taina-imeni.com/mujskie-imena-znachenie/r-7.html http://imya.com/name/40401 http://top-names.org/amerikanskie-imena-i-ix-znacheniya http://bayda-site.ucoz.ru/publ/15-1-0-109 В общем это всё характеристики мужественности (включая Интеллект, которым был так богат в сказке от рождения Хохолок). Не хватало ему лишь Красоты, Женственности, которую наш герой встретил в лесу другого королевства. Если сказку рассматривать как метафору роста одной души, то Рике - её мужественная часть, а безымянная Принцесса - обретённая на жизненном пути женственность, которая помогает человеку стать самому более красивым и видеть (делать) вокруг себя таким же мир. Сдаётся мне, что это сказочный аналог легенды о Тристане и Изольде, о которой Док по вторникам и четвергам вспоминает в тренинге "Двенадцать шагов к любви")) |
Автор: | Это Я [ 15 май 2014, 19:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
Ребята, хотела обратить ваше внимание на то, что существуют разные переводы этой сказки. И во многих вариантах, например, в том, котором привела Селена, почему-то убрали указание на младшую сестру глупой принцессы, которая отличалась своим умом, но была безобразна: "Лет этак через семь или восемь королева соседнего царства родила двух дочерей. Первая, которая явилась на свет, была прекрасна как день; королева так этому обрадовалась, что с нею чуть не сделалось дурно. Та самая волшебница, которая находилась при рождении маленького Хохлика, присутствовала и здесь, и, чтобы умерить радость королевы, объявила, что новорожденной принцессе бог не дал разума и что она будет столько же глупа, сколько хороша. Это очень тронуло королеву; но через несколько минут с нею случилось еще большее горе: она родила вторую дочь, страшного уродца. - Не горюйте, сударыня, - сказала ей волшебница, - ваша дочь будет награждена другими достоинствами: она будет так умна, что почти никто и не заметит в ней недостатка красоты". Вот, существует оригинальный текст на французском языке http://www.alyon.org/litterature/livres ... ouppe.html и английский перевод http://www.angelfire.com/nb/classillus/ ... ricky.html Я к сожалению, не знаю языков. Не знаю, кто и зачем "причесал" оригинальный текст, убрав младшую сестру, но эта "двойственность" важный ключ к расшифровке этой сказки. |
Автор: | Селена [ 15 май 2014, 19:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
Да, Катя, сказка действительно неполная. Вот нашла более полный текст.
Шарль Перро. Хохлик
P.S. Нашла в своем сборнике французских сказок эту сказку. Там в конце есть стихотворная мораль. И не одна, а две. Мораль. Из сказки следует одно, Зато вернее самой верной были! Все, что мы с вами полюбили, Для нас прекрасно и умно. Иная мораль. В иной предмет сама природа Влила изящество и блеск такого рода, Что – как соперничать искусству с ней? Но сердце все это воспламенить не сможет, Пока любовь тихонько не поможет Незримою прикрасою своей. |
Автор: | Molli [ 15 май 2014, 23:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
возникает вопрос, что есть "эталон" ума и красоты? и как это чувствуют слепые и глухие люди? меня заинтересовал именно этот аспект. что ещё сближает людей кроме внешности и ума.. что-нибудь об этом было в тренинге про "шаги"? пока не слушала. |
Автор: | Vladimir Degtyaryov [ 16 май 2014, 04:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
Да и в самой сказке сам Хохлик говорит, пусть не стихами, но так же более чем утвердительно эту же мораль: - Comment cela se peut-il faire? lui dit la Princesse. - Cela se fera, répondit Riquet à la houppe, si vous m'aimez assez pour souhaiter que cela soit; - Как это может быть сделано? - сказала принцесса. (говоря о наделении красотой) - Это можно,- отвечает Рике с хохолком, если ты меня любишь достаточно, чтобы хотеть, чтобы это было; Недавно услышал мысль одного православного батюшки про любовь: "Любовь это награда, её надо заработать. Настоящая любовь может прийти, только после долгих лет совместного проживания". На основании этого, можно заключить, как сказала выше Людмила, между Хохликом и принцессой была, лишь ВЛЮБЛЕННОСТЬ друг в друга. ВЛЮБЛЕННОСТИ свойственно одностороннее видение предмета (только с хорошей стороны), а настоящей любви нет. Настоящая любовь основывается на понимании и прощении, а не на маскировки недостатков. |
Автор: | Это Я [ 16 май 2014, 09:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
Molli писал(а): возникает вопрос, что есть "эталон" ума и красоты?Если честно, то эта сказка оказала на меня специфическое влияние. Давайте попробуем на примере этой сказки, выстроить алгоритм достижение определённой цели; в данном случае, достижение ума и разума. Что нам внушают родители и школа? Будешь хорошо учиться, станешь умным. Но, это не так, мне реальность показала, что усилия, вложенные в учёбу не оправдываются. Что девушки могут уяснить из этой сказки? Будешь красивой - остальное приложится. В одной из передач СН это названо "синдромом троечницы", когда девушка не уверенна в себе, и ставит всё на свою внешность, на свою красоту. А вот здесь первая "подножка" - как стать такой, чтобы большинство тебя считало красивой? Наша культура не может ответить на вопрос, что есть Красота. Хотя, она пытается подсунуть разные "эталоны" красоты. Некоторые считают, что существуют некие загадочные люди, которые устанавливают моду на определённую красоту. Считаются, что это модельеры, и они вступают в сговор друг с другом и договариваются, что в следующем году будет считаться красивым. Чтобы опровергнуть "заговор модельеров" расскажу о "войне" в начале 90-х годов, когда модельеры и кутюрье объявили бойкот красивым манекенщицам, типа Клаудии Шиффер и Наоми Кембел, которые запрашивали огромные гонорары. Кутюрье вывели на подиум субтильных, угловатых женщин, типа "подросток". Но эта "революция" не удалась, потому что большинство мужского населения продолжала отдавать своё предпочтение сексапильным и здоровым манекенщицам (с формами). И если с подиумами высокой моды - эта затея прошла, но со СМИ: журналами и телевидением - нет. То есть Красота носит характеристику некой изначальности. Неспроста вторая королева рожает красивую дочку первой, возможно это аспект первичности. Но всё же Красота не может существовать без её «формулирования». А.Букин в теме об идеологии разместил ссылку на статью viewtopic.php?f=12&t=1763&start=15#p93287 , которая рассказывает об истории развития человечества, о зарождении первобытно-абстрактного мышления. И эта статья показывает, что абстрактное мышление создаёт сруктуры-образы-модели окружающей среды с определённой точки зрения (мнений, суждений, требований, идей). Именно в результате этого действия формируется «эталон красоты». Я выдвину такую гипотезу, что человек или группа людей, которые в совершенстве овладевают абстрактным мышлением - определяют Моду, подчиняя себе Красоту, за которой будут следовать люди. То есть это тот самый союз Рике и Красавицы. К этому хочу добавить, что читая эту тему, я подумала; сколько патоки с елеем здесь вылито в адрес героев сказки. А давайте я вам скажу, что Рике олицетворяет не только наше мышление, он ещё символ инфернального мира; он является из под земли, он гном, его описание – это описание Дьявола. В той статье психологов, ссылку на которую я приводила ранее, он назван соблазнителем и Тёмным Эросом. Все мы хорошо знаем, что Идеи и Мода, которым служат люди, могут разворачиваться ужасной своей стороной. |
Автор: | Людмила [ 16 май 2014, 09:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
Это Я, любопытная мысль. Может быть, в сказке имеет место быть ИЛЛЮЗИЯ, заТМЕНИЕ рассудка ЧАРАМИ ? ) |
Автор: | Это Я [ 16 май 2014, 10:24 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
Это Я писал(а): Я выдвину такую гипотезу, что человек или группа людей, которые в совершенстве овладевают абстрактным мышлением - определяют Моду, подчиняя себе Красоту, за которой будут следовать люди. Немного поясню. Не так давно я пересмотрела свои взгляды на К.Кастанеду, я увидела в его книгах важные смыслы, архетипы. В одной из книг он рассказывает о магической группе, цель которой достичь Свободы, увековечив Сознание. Во главе этой группы стоит мужчина-Нагваль, и женщина-Нагваль. Там говориться об энергетическом строении этих людей. И если большинство людей "видящие" воспринимают как светящиеся энергии в форме шара или яйца, то Ногваль - это "двойной" человек, он как-бы состоит из соединения двух светящихся шаров. Поэтому "двойственность" персонажей этой сказки, для меня важна. Возможно, что весь Кастанеда - это только метафора, притча, он рассказывает не только о каких-то магах, он рассказывает о нас, о наших возможностях. О женщине-Нагваль, я скажу следующее, в своих осознанных сновидениях я вижу притчи, например, о Революции 1917 г., и в этой притче есть женский и мужской образ, женщина олицетворяет - Красоту, а мужчина - Мессию. Как иллюстрацию я приводила в пример клип Милен Фармер "Тристана", мне этот клип напоминает то давнишнее видение:
+
И вот Дон Хуан рассказывает Карлосу Кастанеде, как найти женщину-Нагваль и как её увлечь с собой: "Их глаза встретились, и внезапно дон Хуан стал видеть, видеть ее как светящееся существо – и тут же сам увидел ее двойное строение. Олинда была двойной женщиной. /.../ Дон Хуан сказал, что двойные существа, особенно женщины, необычайно консервативны, даже робки. /.../Совершенно обязательно, сказал он, чтобы двойная женщина пришла в дом бенефактора по своей собственной свободной воле, пусть без намерения присоединиться к нему, но хотя бы из любопытства" (подробнее http://chugreev.ru/castaneda/cc6/cc6-11.html#0 ). И когда я читаю о хитрости Рике, который увлекает Красавицу, о хитрости Тристана, который увлекает с собой Изольду, мне видится, вот эта встреча Разума и Красоты, которая рождает новую индивидуальность (человека, страны, нации). |
Автор: | Это Я [ 16 май 2014, 10:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
Людмила писал(а): Это Я, любопытная мысль. Может быть, в сказке имеет место быть ИЛЛЮЗИЯ, заТМЕНИЕ рассудка ЧАРАМИ ? )Да, я хочу провести параллель с Анной Карениной. Её мучает сон - с ужасным стариком со взлохмаченной бородой, что-то бормочущим по французски. Такая же инфернальная сущность, как и Рике с хохолком. Я приводила статью, где разбирался этот образ http://www.rvb.ru/philologica/05/05sato.htm . Этот старичок - представлял собой Разум зарождающийся индустриальной эпохи в России 19 в. И гибель Анны под поездом (символом технократического мира) - эта та вожделенная страсть и союз с инфернальной сущностью. У меня есть такое предположение, что Вронский и этот старичок - символ двойной сущности мужчины-Нагваля. Толстой хорошо описывает иллюзии, затмение, чары, опьянение любовью в т.ч. и наркотическое... Извините, что так сложно накручиваю из разных "опер". Может что-то прояснит другой вариант сказки о Рике с Хохолком, написанный Катрин Бернар, его хорошо объяснили юнгианские психологи http://flogiston.ru/articles/therapy/rike_s_hoholkom |
Автор: | Селена [ 16 май 2014, 11:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шарль Перро. "Рикэ-Хохолок" ("Рики с хохолком") |
Это Я писал(а): А давайте я вам скажу, что Рике олицетворяет не только наше мышление, он ещё символ инфернального мира; он является из под земли, он гном, его описание – это описание Дьявола. В той статье психологов, ссылку на которую я приводила ранее, он назван соблазнителем и Тёмным Эросом.Вообще-то в той статье рассмотрены два разных варианта развития одного сюжета. И психологи делают два разных вывода из этих сказок. В сказке Перро Рике назван Анимусом, Принцесса – Эго, а их брак – это путь к целостности, к Самости. Другое развитие сюжета, рассказанное Катрин Бернар, гораздо трагичнее. Там Рике назван Темным Эросом, пробуждающем не столько любовь, сколько чувственность. Мами–Эго дальше этой, возникшей благодаря Рике, стадии не двигается. И происходит постепенный регресс ее личности. Ее отношения с Рике всего лишь хитрый договор. Ее ум всего лишь смесь уловок, ухищрений, обманов. Ее красота пленяется этой темной демонической силой разума. Она оказывается в подземном царстве Рике. Мало того, туда же она приводит и своего любовника. В результате всей этой жизни она становится наполовину умной (ночью) наполовину глупой (днем). Ну а красота в этом темном мире лжи и обмана вообще исчезает. Ее красавец-любовник становится столь же уродлив как и ее муж Рике. А разница в этих сказках в том, что Перро вкладывает в чувство любви творческую силу: способность отдавать то, что имеешь, тому, кого любишь. В новелле Бернар этого нет. Там Рике говорит Мами … "Вы должны полюбить Рике с хохолком — так меня зовут; через год вы должны выйти за меня замуж. Такое мое условие, обдумайте его, коли сможете. Если же не получится, повторяйте почаще слова, какие я вам скажу, в конце концов они научат вас размышлять. Прощайте, встретимся через год. Вот слова, что излечат вас от холодности и умственного изъяна: Ты, что вселяешь душу в нас, Амур, дозволь своею властью Умнее стать, познав хоть раз Науку страсти!" Это не любовь (Рике нигде не говорит, что любит Мами, как в сказке Перро), это договор: ты меня должна полюбить, а я тебе открою заклинание, которое сделает тебя умной. Но договоры вещь ненадежная. Мами его нарушила. В результате ни красоты, ни ума. |
Страница 1 из 3 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |