Djuley писал(а):
А вот я, честно признаюсь, как-то не въезжаю в эту концепцию расщепления, как и не въезжаю в концепции и переноса, и обвалакивающей агрессии и ....., ну, может что ещё забыл. Т.е. умом я как-то я могу вымученно эти концепции втиснуть в себя но, эмоционально, вживую как-то в меня они не вживляются.
С обволакивающей агрессией я тоже ничего не поняла, несмотря на множество эфиров. Такой общий и очень условный термин, который можно применить ко множествам явлений, которые вызывают у нас неприятие и раздражение. Ну а так как причины неприятия и раздражения всегда разные, то получается, что кроме того, что нас задели за живое, этот термин в себе больше ничего не несет.
Но вот если для иллюстрации какого-либо термина брать литературное или мифологическое произведение, то уже можно найти внутренние живые соответствия ему, хотя и здесь необходимы какие-то умственные концептуальные поправки, чтобы само понятие вычленить из живой неразрывной динамики души.
Искусство, литература, миф обращаются напрямую к душе. Ею мы воспринимаем текст, что-то отторгая, чему-то радуясь, чему-то сочувствуя.
В “Дубровском” все крутится вокруг самолюбия. Троекуров тешит его, хвалясь своей псарней. Андрей Гаврилович раздражает его собственной завистью и, пытаясь хоть как-то компенсировать это уязвление, стремится в свою очередь уязвить самолюбие Кирила Петровича, невольно задевая самолюбие псарей. Дальнейшее развитие событий настолько непереносимо, что в душе Андрея Гавриловича сметаются все структуры, составляющие костяк его личности. Разум его мутится. До конца оправится от потрясения он так и не смог. Его эго, его представление о себе разрушилось до основания.
А Владимир Дубровский вполне себе живет в двух состояниях: учтивого и независимого француза Дефоржа и наводящего страх на всю округу разбойника Дубровского. Расщепление эго, как защитный механизм, помогает ему преодолевать эту двойственность и не скатиться в безумие.
Разбойником Дубровским движет чувство ненависти к Троекурову. Обожествление и преклонение перед Машей помогает французу Дефоржу вполне спокойно рядом с этим Троекуровым жить. При этом чувство ненависти никуда не девается. Дефорж грабит доверившегося ему Антона Пафнутьича за то, что тот оказался замешен в судебной тяжбе, которая разорила его отца и его самого лишила доходов. Т.е. одно и то же чувство то выходит наружу разбоем, пожарами и грабежами, то умиротворяется, хотя источник этого чувства рядом. Явная двойственность. Черное становится белым. Освящается Машей. При этом безумия не происходит, как это случилось в суде с его отцом, который взбунтовался против членов суда, а к Троекурову, главному виновнику процесса, обращается почтительно, “ваше превосходительство”. Андрей Гаврилович не смог вынести предательства, не смог разделить ненависть и дружбу. В результате временное помешательство и постепенное угасание и сознания, и тела.
Расщепление эго позволяет оправдывать себя. С одной стороны, я великодушный, я запросто могу чувство ненависти не испытывать к самому злейшему врагу, к главному источнику ее. С другой стороны, чувство ненависти есть моя основа, оно выросло из оскорбленного самолюбия, оно есть его защита и поддержка. Лишись я его, надо будет что-то дальше делать с собственными ценностными установками, с собственным отношением к людям, к себе, к миру. Это же такая сложная внутренняя работа. Это от нее и предохраняет наше эго защитный механизм его расщепления.
Насколько я понимаю, причины наших психологических защит скрыты в бессознательном. Они нами не осознаются, поэтому целостность эго сохранена, безумия не наступает. Однако расщепление проявляет себя в двойственном отношении, в двойных стандартах, которые сам человек не осознает. Что и позволяет всем нам по-разному оценивать одни и те же события или по-разному вести себя в схожих обстоятельствах. Все будет зависеть от того, что нам в данный момент будет выгодно: чувствовать себя великодушным или защищать собственное самолюбие.
Роман “Дубровский” описывает крайние точки плохого-хорошего в категориях добро-зло, белое-черное. Благодаря этому и виден механизм расщепления, условия и причины его возникновения, его проявление в одной личности. В реальности в наших душах плохое-хорошее не так категорийно разнесено и поэтому этот защитный механизм отловить в себе еще сложнее. Однако, рассмотрев его не только концептуально, но и с помощью художественных образов еще и чувственно-эмоционально, можно научиться его отлавливать в себе.
Спасибо, Александр Геннадиевич. Изо всего психологического ликбеза прошедшая программа для меня оказалась самой понятной, (ну если конечно я все это правильно поняла, или хотя бы приблизилась к пониманию
). По крайней мере, на данный момент именно так думаю-чувствую.