Поскольку обсуждение открыто, продублирую здесь пост участницы нашего сайта Виктории Васильевой, размещенный под объявлением сегодняшней темы в анонсах на главной.
).
Виктория Васильева писал(а):
Тема ЕГЭ для меня не о проверке знаний школьников. Хотя вспомнив свою школу времен социализма, как я ее называла, «школа со сталинистским уклоном», хочу пошутить, что тестовая система введена для того, чтобы у учителей не было проблем с оценкой знаний нестандартно думающих детей.
Мне хочется выделить два способа мышления. Слишком долго и не к месту было бы углубляться в философскую тему о том, что человек не может знать реальность как таковую, подробно говорить о том, что восприятие ее зависит от предшествующего опыта, от предыдущего научения. И что человек не может заново, ступень за ступенью сам осваивать опыт, накопленный цивилизацией, и как правило учится новому как непреложной истине, не анализируя, воспринимая как должное предлагаемые шаблоны и схемы. Это неизбежно. По нескольким формальным признаком формируется представление о ситуации – «льва узнают по когтям».
И есть другой способ мышления – исследование этого мира, когда предлагаемые схемы каждый раз соотносятся с актуальным опытом и друг с другом, ассимилируются человеком в попытках понять смысл происходящего, понимаются границы применимости шаблонов и смысл каждого своего действия. Это – «видеть небо в чашечке цветка», отблеск Истины, той, которая в жизни только и имеет ценность.
Шаблонное мышление, во многих случаях нужное и неизбежное, становится для многих единственно возможным, о других вариантах они даже не подозревают. Для власть предержащих любого уровня, если, как это чаще всего и есть, эта власть существует для своего блага, а не блага людей, для счастливой, осмысленной, обеспеченной и безопасной жизни остальных, удобны люди-«винтики». Сент-Экзюпери говорил о людях, в которых убит Моцарт, которые, зарабатывая деньги, каждые двадцать секунд закручивают гайку на три четверти оборота и это не вызывает в них недовольства…
В предыдущих темах неоднократно говорилось об исчезновении «эффекта новизны», и для меня одна из очевидных причин этого – что после творцов, понимающих суть того, что они делают, по веянию моды приходят тщеславные, алчные, шаблонно мыслящие и стереотипно действующие эпигоны, воспроизводящие как ритуалы лишь внешние формы методик и дискредитирующие их.
Думающих людей мало, есть цифра – один процент. Для очень многих из остальных не существует разницы между «узнать», «выучить», «научиться пользоваться» и «понять». В такой ситуации ЕГЭ, наверное, хороший подход, помогающий определить, кто «выучил» лучше.
Научиться делать выбор из трех позиций – «трифтазин, галоперидол, азалептин» легко, помочь человеку измениться так, чтобы у него получилось реализовать себя, с таким подходом не получается. Отсюда беда с образованием, с медициной, отсюда, из шаблонного мышления – фанатизм, сектантский подход, сводящий все к конкретным требованиям поведения, в лучшем случае к формальным принципам и отвергающий мышление как ересь.
По-моему, безмыслие – черта человеческой природы, то, что, если угодно, оттеняет свет Истины, как та пустая порода, в которой драгоценные камни обретают свою ценность, или так и остаются погребенными…