У меня номер «Air-otica» (про эротический самолёт) не вызвал неприятных чувств. Наоборот, красиво танцуют. Мне вообще во всём фильме танцы понравились. Красиво и эротично.
Но мне всё-таки кажется, что это фильм о растраченной жизни. Есть в этом фильме одна странность, не очень заметная на первый взгляд. Гидеон ведь режиссёр-постановщик. А режиссёр-постановщик работает не только с танцами. Он очень много работает с композитором, с художником, с текстом сценария. Настоящие большие режиссёры очень большую часть работы делали в одиночестве – они сосредоточенно обдумывали, делали очень много заметок. И вот эта важная часть режиссёрской работы в фильме не показана вообще. Такое впечатление, что Гидеон эту часть работы игнорирует. У него вся жизнь состоит только из таблеток, случайных любовниц и того, что он называет «Showtime, folks!», то есть «Время для шоу, ребята!» - фраза, которую он произносит каждое утро перед зеркалом. И поэтому никак невозможно понять: а какой же сюжет у того спектакля, над которым он так напряжённо работает? Хотя ведь режиссёр стремится в первую очередь представить в своём воображение фильм или спектакль как некое целое. Но Гидеон, похоже, просто наполняет свой спектакль красивой и эротичной танцевальной суетой. Он создаёт избыток внешнего движения, чтобы уйти от каких-то важных для себя вопросов. И как только в этой суете возникает остановка, тут же появляются признаки жёсткого кризиса. Такая остановка возникла в тот момент, когда артисты сели и начали вслух читать сценарий, начинённый глупыми шутками. Именно в этот момент у Гидеона случился приступ. Чувство невыносимой фальши у него вызывает не только сценарий, но и шутки телевизионного смехача, которым все умиляются, и который говорит, что если бы он был богом, он сделал бы так, чтобы люди жили вечно. Вообще, у Гидеона какие-то особые отношения с информацией, представленной именно в виде текста. Когда он сталкивается с таким видом информации, он вдруг обретает способность отличать фальшивое от подлинного. Возможно, именно в какой-то работе с текстами было его подлинное призвание, которое он променял на шоу. И есть в фильме маленький эпизод, где Гидеон показан совсем молодым: он сидит в гримёрке перед выступлением, и у него на столе стопка книжек – наверное, он что-то интересное читал в свободные минуты. Но он смущённо прячет книжки, когда в гримёрку вваливается развязная стриптизёрша – олицетворение мира шоу, развлечений и принципа «надо жить легко и весело». И во всей своей жизни Гидеон постоянно повторяет это действие. Вместо своего призвания он выбрал шоу и стал жить и мыслить в стиле шоу. В том спектакле, который он ставит, никакого сюжета и нет, есть только отдельные танцевальные номера, которые сами по себе красивы и эффектны. Но когда нужно объединить эти номера в некое целое, вдруг выясняется, что Гидеон не может этого сделать, вместо этого он попадает в больницу. Возможно, он не мог этого сделать потому, что вся его жизнь тоже распалась на куски, на отдельные «танцы», и в ней тоже нет никакого «сюжета». А есть отдельно - работа, отдельно – бывшая жена, отдельно – дочка, отдельно – его новая женщина Кейти, отдельно – каждая из многочисленных любовниц, и отдельно – загадочная дама в белом, с которой он мысленно разговаривает.
(Сделала по этому тексту аудиофайл и отправила в студию СН)
|