Людмила писал(а):
Себе самой я с самого начала
То чьим-то сном казалась или бредом,
Иль отраженьем в зеркале чужом,
Без имени, без плоти, без причины.
Уже я знала список преступлений,
Которые должна я совершить.
И вот я, лунатически ступая,
Вступила в жизнь и испугала жизнь.
Она передо мною стлалась лугом,
Где некогда гуляла Прозерпина.
Передо мной, безродной, неумелой,
Открылись неожиданные двери,
И выходили люди и кричали:
"Она пришла, она пришла сама!"
А я на них глядела с изумленьем
И думала: "Они с ума сошли!"
И чем сильней они меня хвалили,
Чем мной сильнее люди восхищались,
Тем мне страшнее было в мире жить
И тем сильней хотелось пробудиться.
И знала я, что заплачу сторицей
В тюрьме, в могиле, в сумасшедшем доме,
Везде, где просыпаться надлежит
Таким, как я,- но длилась пытка счастьем.
http://www.stihi.ru/diary/qwesty/2009-01-26СЕВЕРНЫЕ ЭЛЕГИИ.
Стихотворение Ахматовой заставило вспомнить собственные ощущения, когда достигнув локального успеха, я испытывала желание отказаться перед людьми от роли "хорошей", от своей Персоны. Почему же так? Жить в рамках Персоны- во-первых это ограничение, как любые рамки. Оставаться такой "хорошей" какой ты вдруг смогла, требует усилий, "хорошая"- это определённая область ответственности перед собой и перед людьми. А я плохая, плохая, я не могу быть всегда затверженно хорошей! Я хочу быть свободной. Даже от своих достижений..
Это я. А в стихотворении- Ахматова, которая, может быть, хочет сказать: Я- не богиня, я- живая и плотская. Коль скоро свет нуждается в тенях, чтобы мир обрёл плотскость и объёмность, ровно столько же и тени нуждаются в свете.. Рассказ Афалины о "поездах- призраках" напомнил мне ещё об одном произведении, способном прояснить вопрос о тенях. Это роман Рэя Брэдбери "Тени грядущего зла" (или "Именно так зло и приходит", "Что-то страшное грядёт"- у названия романа несколько переводов). Там, в романе, хозяин жуткого карнавала, который приезжает в город ночью на призрачном поезде, мистер Дак (мистер Мрак, мистер Тёмный) охотится за двумя мальчишками, один из которых тёмноволос, а другой- светлый. Карнавалу нужны живые мальчишки, которые ещё не решили, какими им быть- плохими или хорошими.. Без них Карнавал не может существовать, зачахнет и исчезнет.
Ахматова- женщина, не богиня, живая и плотская женщина, с теневыми и световыми сторонами. Она заявляет об этом. И, вот что я заметила- в сказке Андерсена "Тень" развитие сюжета, после вступления, начинается именно в появления в сказке таинственной незнакомки в загадочном доме. Не решаясь сам проникнуть в дом, учёный посылает туда свою тень. И вот тогда-то, когда человек отправляет на поиски женщины свою тень, вместо того, чтобы пойти самому- тогда тень обретает самостоятельное существование. И в романе Бредбэри, мистер Дак улавливает своих жертв- взрослых мужчин, показывая им прекрасных женщин в своём шоу.