Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25 Сообщения: 2221
|
Ольга писал(а): Хотела найти упражнение как распознать свою тень через работу со сказкой..но потряла ссылку(( По памяти.. Берем любую сказку и выбираем себе героя,с которым себя ассоциируем..или который оч нравится.. Пишем черты этого героя..а затем выбираем антигероя и пишем его черты..так вот эти черты и будут содержанинм вашей Тени) нашла! http://live-and-learn.ru/Kak-poznakomit ... nenie.htmlЕще.. (просто в качестве "поддержки отечественного производителя")) познакомиться с образом Тени можно, прогуливаясь по "Волшебному острову" из одноименного радиотренинга в "СН". В нем приводится другие варианты подобных упражнений. С Тенью мы встречаемся в самом начале путешествия в сектор Здоровья. Заглянув в Волшебное зеркало Бального зала, перед нами предстанет героический образ себя и его антипод - "Двойник в черных тонах". Там же, с помощью упражнения, ее можно и усмирить. Послушать можно здесь: http://audio.serebniti.ru/play/3000А для самых неслабонервных:) вторая встреча с "Тенью" - в "Камере пыток" Волшебного острова ( http://audio.serebniti.ru/play/3101). В общем, кто осмелится,- счастливого путешествия! :) *** Читаю ветку и понимаю: тема неисчерпаемо богатая на ассоциации. В моих размышлениях об архетипе Тени возникал образ "Всадника без головы" и многочисленных легенд о Поезде-призраке... "Тень" по К.Г.Юнгу, как и тени, накладываемые художником на полотнах картин, делают внутренний мир объемным и многогранным. И... подчас непредсказуемым самому себе. Как часто доносится: "Ты его(ее) плохо знаешь!", "Я за себя не ручаюсь", "Сам себя не узнаю!". Иногда, смотря на картину В.Васнецова "Аленушка" (изнач. "Дурочка Аленушка"), откуда-то так и напрашивается: "В тихом омуте, да черти водятся"... Тень - тот самый "Всадник без головы" из «Легенды о Сонной лощине» Ирвинга Вашингтона, который «ночью скачет на поле боя в поисках своей головы» (..или в поисках Эго). И пока он ее не обретает, носится внутри совершенно неведомым, то прорываясь некотролируемыми поступками и повергая в ужас: "Это не я сделал, все произошло, как в забвении!". Или того хуже - плодя "козлов отпущения" и заставляя всю жизнь им мстить на пустом месте. Вот он и "хороший человек, совершающий плохие поступки". В сборнике старинных сказок Карл Музеус записал более древнюю легенду - один из прообразов "Всадника без головы"- цикл которых называется "Легенды о Рюбецале". Рюбецаль - дух гор, в образе всадника с отсеченной головой, перемещающийся верхом на лошади. Он охраняет свои владения и появляется при вторжении в их пределы. Сам горный ландшафт обращает на себя внимание символическим смыслом: гора - как символ самости и Рюцебаль, как таинственный дух, одновременно охраняющий ее просторы от вторжения, и наводящий ужас. Движение человека в "Черном Плаще" полностью синхронно движению кареты. Сперва трудно отличить: движешься ли ты, или вместе с тобой - твоя Тень. И как ловко она может взять бразды правления в свои руки"! А тогда... чем не "шизофрения"? Во всяком случае, до раскола личности действительно очень похоже, что недалеко... Но символично, что все подобные легенды, сказки, рассказы (В. Ирвинга, М.Рида и др.) и экранизации, снятые по этому сюжету, завершаются финалом, где неведомый Всадник "обретает голову" (разоблачением). Какими бы жуткими не были подробности убийства или появления обезглавленного призрака, они проясняют ситуацию, и "Всадник" оказываться не таким страшным, как казалось (не опасным). Так и вспоминается: "Тень, знай свое место!". Приведу несколько цитат:
И. К. А. Музеус. Легенды о Рюбецале, Легенда пятая
"...Задремавший было Иоганн, почувствовав недоброе, робко приподнял веки и с ужасом увидел вдали, на расстоянии броска камнем, движущуюся навстречу экипажу чёрную как смоль фигуру выше среднего человеческого роста, в плаще с белым испанским воротником вокруг шеи, и, что было удивительнее всего, над чёрным плащом не было головы. Тени Когда останавливалась карета, останавливался и человек в плаще, но стоило Випрехту тронуть лошадей, как Чёрный Плащ тоже начинал двигаться навстречу.
Обливаясь холодным потом, Иоганн вооружился всеми заступническими молитвами, какие только знал, включая “Благослови”. Как человек, который из страха перед грозой, едва завидев ночью сверкнувшую молнию или услыхав вдалеке первые раскаты грома, поднимает на ноги весь дом, чувствуя себя увереннее среди людей, так и упавший духом слуга из тех же побуждений поспешно постучал в окно кареты, надеясь найти у дремлющих господ утешение и защиту. – Ах, это Рюбецаль, это горный дух!
У графини было совсем иное представление о мире духов, чем у дочерей. Она не признавала никаких духов, кроме духа красоты и здоровья. Поэтому мать отругала девушек за их мещанские предрассудки, уверяя, что все истории с призраками и приведениями – плоды больного воображения. Все явления, приписываемые деятельности духов вообще и каждого из них в отдельности, мудрая женщина объясняла естественными причинами.
...Чёрный Плащ, на мгновение исчезнувший из поля зрения наблюдателей, опять вышел из-за кустов на дорогу. И тогда все увидели, что Иоганн ошибся. У Чёрного Плаща, конечно же, была голова, но... не на плечах, – он держал её в руках, словно комнатную собачку. Это страшное зрелище на расстоянии трёх шагов от экипажа привело в смятение всех, как снаружи, так и внутри кареты. Прелестные девушки и горничная, не имевшая обыкновения вступать в разговор, когда открывали рот её юные госпожи, на этот раз одновременно вскрикнули и, подобно страусу, который прячет в песок голову, если не может убежать от охотников, задёрнули шёлковые занавески на окнах, чтобы ничего не видеть. Маменька в безмолвном ужасе всплеснула руками, и этот нефилософский жест позволил предположить, что она, кажется, готова отказаться от самоуверенного отрицания призраков.
Иоганн, похоже, больше других привлекший внимание ужасного Чёрного Плаща, от страха поднял крик, каким обычно встречают приведения: – Боже и все святые угодники...! Но прежде чем он закончил излагать свою мысль, чудовище швырнуло ему в лоб отрубленную голову, и бедняга кувырком скатился с козел. В следующее мгновение от крепкого удара дубиной растянулся на земле и кучер, а призрак глухим голосом изверг из пустой груди:
– Это тебе от Рюбецаля – хозяина гор, за то что ты нарушил границы его владений. С этой минуты всё – упряжку и карету, со всем её содержимым, я забираю себе! Призрак вскочил на одну из лошадей и, сломя голову, погнал их в горы так, что конский храп и грохот колёс заглушали крики испуганных женщин...
Внезапно общество пополнилось ещё одним человеком. С Чёрным Плащом поравнялся всадник, который, казалось, совсем не замечал, что у призрака не достаёт головы.Он невозмутимо скакал перед каретой, будто только его здесь и не хватало. Чёрному Плащу, видно, не очень понравилось такое соседство. Он менял направление, и всадник делал то же самое. Как ни старался призрак, ему никак не удавалось отделаться от назойливого попутчика, будто привязанного к карете. Когда же он заметил, что у белого коня под всадником не хватает одной ноги, ему стало не по себе. Он понял, что с ролью Рюбецаля придётся кончать, ибо в игру, кажется, вмешался настоящий Рюбецаль. Проскакав ещё немного, всадник приблизился вплотную к призраку и задушевно спросил:
– Земляк без головы, куда путь держишь? – Туда, куда нос ведёт, – ответил призрак с трусливой дерзостью. – Хорошо, – сказал всадник. – А ну-ка покажи, парень, где у тебя нос! С этими словами он взял лошадей под уздцы, схватил седока поперёк туловища и с такой силой бросил о землю, что у того затрещали кости, ибо призрак, как оказалось, имел кости и мясо. В следующее мгновение с него было сдёрнуто табарро, под которым обнаружилась курчавая голова на вполне нормальном туловище обыкновенного человека.
Уличённый плут, опасаясь тяжёлой руки гнома, – а он уже не сомневался, что всадник никто иной, как сам любезный Рюбецаль, которого он вздумал изображать, – сдался на милость победителя, умоляя только об одном – оставить ему жизнь.
–Грозный Хозяин Гор, – в отчаянии воскликнул он, – будьте сострадательны к несчастному, кого с юных лет судьба награждала одними пинками, кто никогда не мог стать тем, кем хотел, кого силой сталкивали с праведного пути и кому, после того как его существование среди людей стало невозможным, не удалось стать даже призраком.
Эти слова были сказаны вовремя. Гном рассердился на своего двойника не меньше, чем покойный король Филипп на Лже-Себастиана, или царь Борис на монаха Гришку, выдававшего себя за царевича Дмитрия. И если бы он не заинтересовался судьбой этого искателя приключений, то быть бы парню строго наказанным по всем канонам хвалёного гиршбергскогою правосудия, и не миновать бы тогда ему виселицы.
– Садись-ка, малый на козлы и делай всё, что я тебе прикажу, – сказал дух. Первым делом, он привёл в порядок своего трёхногого “Россинанта”, сделав ему из его же ребра четвёртую ногу. Потом подошёл к карете, открыл дверцу и собрался было любезно поприветствовать путешественниц, но в экипаже было тихо, как в могиле. Ужас так потряс дам, что жизнь, казалось, покинула их телесную оболочку, перебравшись в тайники сердец, откуда робко давала о себе знать чуть уловимым биением пульса. Всё, что внутри кареты могло жить и дышать, от благородной госпожи и до горничной, погрузилось в глубокий обморок.
Всадник знал, как надо поступать в таких случаях. Он зачерпнул в шляпу воды из протекавшего мимо горного ручейка, побрызгал ею на лица дам, дал им понюхать флакончик с ароматической эссенцией, потёр виски уксусом и так постепенно привёл их в чувство... – Мне очень жаль, сударыни, – обратился он к дамам, – что вы в моих владениях подверглись оскорблениям со стороны негодяя, без сомнения, намеревавшегося ограбить вас. Но теперь вы в безопасности. Я полковник Ризенталь. Разрешите проводить вас в мой дом, неподалёку отсюда. ... Приключение графини обсуждалось долго и, как водится в подобных случаях, когда рассказ о перенесённой опасности преподносится как маленькая героическая драма, маменька охотно приписала бы себе роль героини, если бы можно было умолчать о флакончике с ароматической эссенцией в руках так вовремя пришедшего на помощь сострадательного рыцаря.
Между тем любезный хозяин ввёл нового гостя. Им оказался врач. С многозначительной миной он обследовал состояние здоровья графини и её дочерей, проверил пульс и обнаружил у всех троих опасные симптомы. И хотя графиня после всего случившегося чувствовала себя ничуть не хуже, чем прежде, грозившая жизни опасность встревожила её, ибо собственное дряблое тело было ей так же дорого, как любимое платье, от которого не легко отказаться, даже если оно уже изношено. По предписанию врача она проглотила большую дозу жаропонижающих порошков и капель. Примеру заботливой маменьки волей-неволей пришлось последовать и её абсолютно здоровым дочерям. Чем уступчивее пациент, тем больше требований предъявляет ему врач...
...Хозяин дома, до этого не принимавший участия в философских спорах, вмешался в разговор. – Вы совершенно опустошили мир духов, уважаемая графиня, – сказал он. – От ваших нравоучений весь мир фантазии рассеялся у нас на глазах, как лёгкий туман. Вы привели убедительный довод, из которого следует, что давний обитатель этих мест не более чем химера, и заставили умолкнуть его защитника, нашего финансового советника. Однако позвольте мне привести несколько возражений. Что если в вашем освобождении из рук скрытого под чужой маской разбойника участвовал сказочный горный дух? Что если приятелю- соседу было угодно принять мой образ, чтобы под этой заслуживающей доверия личиной привезти вас сюда в безопасное место, и что если я, как хозяин дома, ни на мгновение не оставлял это общество? Что если вы были введены в этот дом незнакомцем, которого сейчас нет среди нас? Как видите, возможно, сосед-горный дух спас свою честь, и тогда он не такая уж небылица, как вы говорите.
Иоганн торжественно внёс вещественное доказательство – страшную, уродливую голову Чёрного Плаща. Ту самую, что как бомба опрокинула его на землю. Голову передали врачу, чтобы он по результатам вскрытия дал своё заключение. Однако и без помощи хирургического ножа тот сразу же признал в ней выдолбленную тыкву, наполненную песком и камнями. Приклеенный деревянный нос и длинная льняная борода превратили её в причудливую человеческую голову..."И. К. А. Музеус. "Народные сказки и легенды". Перевод с немецкого В. Пугачева, М., 2005.Полный текст: http://musaeus.narod.ru/05_rubezahl_05.html[/i]
Свернуть
...Но, к сожалению, все это остается в сказках. Сказки остаются в детстве, фильмы на экране... А в реалиях образ Тени чаще оказывается неразоблаченным. Потому и напоминает неразгаданный Поезд-призрак. Состав, ушедший с перрона с пассажирами сотни лет назад, путешествующий сквозь время и пространство и выныривающий в другом времени на разных континентах... Эти легенды возникли практически до строительства самих железных дорог:) Самая известная из них (кстати, к моде на памятные даты в СН)), как считается, произошла как раз летом - 14 июля 1911 года. Тогда туристический состав фирмы «Санетти» со 106 пассажирами отправился с вокзала Ломбардии, въехал в горный тоннель и ... исчез, не достигнув пункта назначения. Позже, по разным легендам, он внезапно появлялся в Норвегии, России, Украине, Великобритании... С разницей в столетие в Мексике очутились 104 человека, нелепо утверждавшие, что прибыли из Италии на поезде, которых сочли сумасшедшими. Кому-то удавалось даже успеть ступить на его подножку, и... человек исчезал вместе с поездом-призраком. Какой бы нелепой не была легенда... Но в железнодорожном музее Милана и сейчас хранится макет, посвященный поезду-призраку: локомотив с тремя вагонами, рельсы и тоннель - модель, на которой инженеры пытались разгадать, как и почему пропал состав. (..и пытаются до сих пор). Разумеется, никто не отменял легенд о "Летучем голландце" и многих других. Но все же, никто и никогда так и не нашел "концов" этих историй. ...Вот так и сосуществует Тень, как мифический корабль, в глубинах бессознательного, то пропадая в тоннелях психики, то внезапно "выныривая" не в свой век(возраст) из "тихого омута" с "пассажирами на борту" - багажом вытесненных когда-то в детстве переживаний, стремлений и "непристойностей". Тогда "хорошие люди и совершают плохие поступки". Не потому ли этот мифический образ до сих пор занимает умы...? Каких бед она может натворить неузнанной - перечислять можно долго. Только, к сожалению, каждый решает сам: знакомиться с ней или жить в плену вечных Теней.
|
|