Жертвы информационной войныВо все времена сильные мира сего пытались так или иначе ввести в заблуждение более слабых представителей рода человеческого, чтобы извлечь из этого те или иные выгоды.
Но никогда в истории некритическое потребление информации не было столь опасным, как в наше время.
Контроль над освещением сегодняшней реальности позволяет сконструировать желаемую завтрашнюю реальность, утверждает Forbes.ua.
Мир изменился – сегодня политические, экономические, социальные процессы детерминированы процессами информационными. И успех во всех этих сферах зависит от эффективности коммуникационной политики уже не в десятую, пятую, третью, вторую очередь, а в ПЕРВУЮ.
Межстрановая, межгрупповая, межличностная конкуренция приобретает форму информационного противоборства, которое в своей самой острой фазе становится информационной войной.
А глобализация и повальная интернетизация обуславливают снижение порога критического восприятия информации и делает такое противоборство массовым и сложноконтролируемым.
И, по большому счету, безразлично,
говорим мы о войне Ареса (обычных вооруж
ённых конфликтах),
войне Афины (борьбе экономик),
войне Христа (борьбе идей).
Во всех этих случаях
современная война – это так называемая война шестого поколения, в которой нападающая сторона пытается лишить обороняющуюся сторону воли к сопротивлению ещё до начала активной фазы боевых действий.
То есть речь о смыслах и ценностях, а значит, о так называемом информационно-психологическом влиянии. Которое будет разным в зависимости от уровня интеллектуального развития и психологической устойчивости объекта воздействия.
На начальном этапе информационной войны агрессор действует осторожно, поскольку общество-мишень, даже не слишком образованное и гармоничное, в спокойные времена все-таки требует доказательств, прежде чем поверить, что 2+2 =5.
Пока способность к критическому мышлению у лидеров мнений оста
ётся достаточно высокой, информационно-психологическое влияние осуществляется на уровне попыток логически обосновать нелогичные утверждения.
То есть – путём убеждения.По мере усиления воздействия (увеличения потока плохих новостей – реальных и фейковых, повышения градуса эмоций при их освещении, нарастания тенденциозности освещения), количество людей, которые в состоянии сохранить ясность мышления сокращается.
Фрустрация, депрессия, страх – состояния, способствующие некритическому восприятию информации.
Поэтому
основным способом, которым действует агрессор, очень скоро становится внушение.Переданный в этом формате информационный сигнал воспринимается как стимул к непосредственному действию, минуя стадию логического осмысления потребителем данных.
Воздействие внушением осуществляется не на сознание, а на подсознание, прич
ём целенаправленно.
Искусственно увеличивается количество источников (дез)информации, лавинообразно раст
ёт активность е
ё подачи, необоснованно завышается авторитетность источников, фактаж или вымысел подается малыми дозами с определ
ённой расстановкой акцентов, чтобы усложнить или сделать невозможными попытки логической обработки на сознательном уровне.
В случае Украины и с уч
ётом особенностей текущего момента нужно очень ч
ётко понимать, что никто нам не поможет – «ни царь, ни Бог и ни герой» – защитить себя и своих близких от злонамеренной информационной агрессии или неумышленной, но вводящей в заблуждение публичной истерики публичных персон, экспертов, журналистов.
Никому это не выгодно, потому что создатели и трансляторы любых сообщений преследуют не общественные (это вообще иллюзия), а групповые и личные интересы.
И
любая информация для широкой аудитории проходит три фильтра:-
геополитический (на соответствие геополитическим пристрастиям собственника ресурса и его ключевых патронов-партн
ёров-заказчиков);
-
капиталистический (на соответствие корыстным интересам собственника и иже с ним)
-
мировоззренческий (на соответствие системе ценностей редактората и конкретного журналиста).
Поэтому дело личной информационной безопасности каждого из нас – выучить простые правила диагностики деструктивных воздействий.
Первые признаки того, что полученная из того или иного источника информация – попытка манипулировать нашим сознанием или подсознанием
просты:
- высокая частота повторения одного и того же сообщения
- мозаичный характер подачи информации, выхваченные из контекста событий отдельные факты или «факты»
- анонимность, или завуалированность, или одиозность источника
- несоответствие названия материалу или видеоряда закадровому тексту
- излишняя эмоциональность подачи содержания – эпитеты, аллегории, метафоры
- однозначно обвинительная тональность – злоупотребление негативными словами-«штампами» (коррупция, дискриминация, бюрократия, уничижительные клички по отношению к инакомыслящим)
- однозначно восхваляющая тональность – злоупотребление пафосными понятиями («свобода, равенство, братство»)
- безапелляционные утверждения без логического обоснования
- прямые призывы к действию без предшествующего логического обоснования разумности и целесообразности действия
- подмена понятий («принуждение к миру» вместо «война»)
- игнорирование общеизвестных фактов, противоречащих содержащемуся в материале утверждению
- противоречивость высказанных суждений
Если хоть один симптом присутствует в информационном сообщении, это повод задуматься. Если присутствуют два – критически осмыслить информацию (сравнить разные источники, предварительно поняв их «родословную» и «подноготную») и с высокой степенью вероятности отказаться использовать е
ё, как руководство к действию.
И это уже будет маленькая победа над теми, кто хочет подчинить нашу свободную волю себе и воспользоваться нами, как бессмысленной и бессловесной биомассой в своих коварных целях.
Фактически,
сегодня больше нет средств массовой информации (СМИ), есть средства массовой коммуникации (СМК) – целенаправленной и подчин
ённой тем, кто заказывает музыку.
Соответственно, «глотать», не «переж
ёвывая» информацию и верить всему увиденному и услышанному в СМИ в настоящее время – преступная наивность по отношению к себе и к своим близким.
Наглядный пример виктимного поведения кролика, идущего в пасть к удаву.
А ведь кролик может перестать смотреть в глаза удаву.
И
мы можем соблюдать информационную гигиену:- ограничить потребление потенциально деструктивной информации,
- отказаться говорить навязываемыми нам штампами,
- взять время на обдумывание новостей, которые кажутся важными,
- сформировать для себя базовый не окрашенный эмоциями контекст событий,
- оценивать любое новое сообщение как очередной штрих к объективной картине мира,
- представить желаемое будущее и подумать, способствует или препятствует его созданию та модель поведения, которую так настоятельно рекомендуют масс-медиа или популярные блоггеры.
Наиболее защищено от информационной агрессии то общество, которое гармонично развито и обладает базовыми навыками медиаграмотности.
Украине до этого уровня еще расти и расти – дай Бог, чтобы у нас был на это ещ
ё один исторический шанс.
Но каждый из нас может уже сегодня сделать маленький шаг на этом пути.
Не ретранслировав (устно или письменно) сомнительную информацию, не использовав модный ярлык для обозначения инакомыслящего оппонента, проверив, кто является владельцем того или иного масс-медиа.
Тем самым мы нарушаем планы сценаристов нынешних ужасов по психологической обработке нашего общества.
Лучшее лекарство в смутное время – это здравый смысл, высокую концентрацию которого нужно всеми силами поддерживать в измученном мозгу и израненной душе.
Другого пути избежать участи жертвы информационной войны попросту не существует.
Елена Деревянко,
Вице-президент Украинской PR-Лиги
..............................................................
http://nedelya-ua.com/media/zhertvy-inf ... nnoy-voyny..............................................................