Гностические учения более-менее полно сохранились в источниках, но фактически ничего
не известно о практической деятельности гностиков. Попробуем выдвинуть ряд
предположений.
Концепция гносиса, тайного знания является центральной в гностическом мировоззрении:
"Имена, которые даны вещам земным, ззаключают великое заблуждение, ибо они отвлекают
сердце... и тот, кто слышит (слово) "Бог", не постигает того, что прочно, но
постигает то, что не прочно. Так же подобным образом... и во всех остальных
(словах)..." (Н-Х II. 3,11)*72 Овладение тайным знанием, в понимании гностиков,
давало им духовную власть над людьми. В доступных сочинениях и проповедях гностиков
гносис скрыт в подтексте 9"Существуют некоторые вещи, скрытые, - через открытое".
Н-Х II. 3,25)*73 В понимании простых людей эта духовная власть реализовывалась как
магия гностических пророков. О последователе Валентина - Марке Волхве - Ириней
пишет:"Будучи весьма искушен в чародейских проделках, он обольстил ими множество
мужчин и женнщин, и привлек к себе, как обладающему наибольшим знанием и получившему
величайшую силу из незримых и неизреченных мест..." (Пр.ересей. I,13,1)*74 Но надо
отметить, что в основном гностики практиковали исцеление. Именно на это указывает
Иисус своим последователям в Евангелии от Фомы (Н-Х II. 2,15).*75 Примеры магического
исцеления и воскресения даны в Ев. от Иоанна, в котором Иисус проповедует именно
гностическое учение. Чтобы вернуть слепому зрение иисус делает мазь из своей слюны
(Иоанн 9,1-7). Знание об антисептических свойствах слюны дает понимание (частичное)
данного чуда исцеления. Другие примеры: лечение на расстоянии (Иоанн 4,46-54),
воскрешение Лазаря (Иоанн 11,43-44), хождение по водам (Иоанн 6,19-21), передача
дара пророчества (Ириней. Пр.ересей. I,13,3) - можно полностью отнести к магии. В
гностицизме Иисуса Христа принято считать первым гностиком. Возможно, авторы
евангелий, описывая чудеса, основывались нареальных действиях гностиков - их
современников. Данный тезис трудно аргументировать без глубокого анализа всей
раннехристианской литературы.
На основе текстов из Наг-Хаммади можно предположить, что в Хенобоскионе существовала
школа, где гностики обучались магии. При анализе евангелий от Фомы и Филиппа можно
вычленить некоторые м етодологические аспекты этого обучения. Прежде всего, это
глубокое изучение философии, что давало ученикам остроту ума и восприятия. Изучение
философских систем (Василида, валентина, etc) приводило гностиков к осознанию того,
что вселенная и человек имеют общую структуру, основу. Поэтому, чтобы познать мир
необходимо самопознание: "Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы
узнаете, что вы - дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, года вы в бедности
и вы - бедность" (Н-Х II. 2,3).*76 Самопознание приобщало гностика к плероме,
идеальному миру: "иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите,
царствие в небе! - тогда птицы небесные опередят вас... Но царствие внутри вас и
вне вас" (Н-Х II. 2,2). Только познавший себя человек способен познать мир, т.е.
отождествить себя с ним. Именно в этом и заключается суть одного из методов магии:
"Невозможно чтобы некто видел что-либо из вечного, если он не станет подобным этому.
В истине не так, как с человеком, который в мире: этот видит солнце, хотя он не
солнце и он видит небо, землю и другие предметы, не будучи всем этим. Но ты увидел
нечто в том месте - ты стал им" (Н-Х II. 3,44).*77 Магическая методология гностиков
имела в своей основе языческую магию.*78 По всей видимости, магическое учение
гностиков имело практическое воплощение в особом мистериальном культе.
Языческие мистерии были широко распространены в провинциях Римской империи. Суть их
заключалась в действе, помогающем мистически слиться с божеством. Так, например, в
культе фригийского бога Аттиса театрально воспроизводились смерть и воскрешение бога.
Затем жрец мазал маслом губы участников церемонии и шептал: "Утештесь благочестивые:
так как бог спасен, то и для вас настанет спасение от ваших бед".*79 Немаловажную
роль в культах играли магические заклинания. Так звучало заклинание в культе Гермеса-
Трисмениста (Египет): "Войди в меня, Гермес, как зародыш в лоно женщины... Я знаю
твои варварские имена и твое истинное имя... я знаю тебя, Гермес, а ты меня. Я - ты,
а ты - я".*80 Смысл заклинания в знании истинного именя бога, для гностиков это тоже
немаловажно: "О, если бы я смог получить такой знак, который архонты были бы не в
состоянии перенести, - это имя!" (Н-Х II. 3,49)*81 Реконструкция гностического
мистериального культа для нас невыполнимая задача. Можно только предположить, что
гностическая мистерия заключалась в проповеди, чудесах исцеления, etc.
Текст из Наг-Хаммади "Гром. Совершенный ум." - пример гностической проповеди. Она
состоит из обращения к слушателям и самоопределений пророчицы. Вся проповедь
парадоксальна. Она подводит к мысли об ошибочности человеческого мышления
противоположными логическими категориями (бинарами): добро-зло, etc. Но проповедь
могла иметь еще и эмоциональное значение: посредством ее пророчица вводила слушателей
в экстатическое, мистическое состояние.*82
Таким образом, гностики привнесли в христианство языческую культуру. Источником систем
Валентина и Василида также являлись языческие пантеоны. Язычникам Римской империи был
понятен гностицизм.*83 Но суть учения была все же христианской. Поэтому, деятельность
безымянных гностических пророков решающим образом повлияло на относительно быстрое
приобщение к христианству большинства подданых Империи: уже в 325 г. христианство
становится государственной религией. Данный тезис не упоминаетсяч в советской
историографии и поэтому требует более подробного рассмотрения и проверки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Гностическое движение возникло в рамках раннего христианства и представляло из себя
очень сложное явление, до сих пор недостаточно изученное. Духовный кризис античности
способствовал быстрому расцвету гностицизма. Уже во II в. это зрелое движение, имеющее
развитую богословскую (идеологическую) систему и богатый практический опыт. Одна из
успеха гностицизма в его тесной связи с эллинистической культурой, синкретически
объединившей язычество, греческую философию, иудейский монотеизм. Эллинизм создал койне
- единый диалект восточных провинций Империи, что так же способствовало распространению
гностицизма. Другая немаловажная причина широкого распространения учения - отсутствие
идеологических догм в раннем христианстве, полная свобода творчества, что могло привлечь
талантливых, мыслящих людей того времени. Богатое разнообразие христианских общин II в.
объединяла только вера в Христа как в воплотившегося Бога, ожидание Конца света и
воскресения. Гностики тогда являлись наиболее активными христианами, несли свое учение и
проповедовали его среди широких слоев язычников. В дальнейшем епископальная церковь
использоваала их практический опыт, предельно упростила их богословские построения. Сам
же гностицизм постепенно трансформировался в индивидуалистическое учение. Последние
гностики ушли в пустыни и основали там первые монастыри. Но данные процессы начались в
III в.н.э.
- See more at:
http://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/ ... DHjdx.dpuf