Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 20:00

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 22 ]  1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 окт 2014, 00:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1387
Юрий Петрович Любимов
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%FE%E1 ... E%E2%E8%F7
В 1977 году Юрий Петрович Любимов отмечал своё шестидесятилетие. В театре на Таганке по этому поводу был организован капустник.
Специально для юбиляра Владимир Высоцкий сочинил стихи, положил их на музыку и исполнил на капустнике.
Вот та самая запись из 1977 года


http://www.youtube.com/watch?v=DoFjtfL77-M

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 окт 2014, 18:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Песня - тост В. Высоцкого СОДЕРЖАТЕЛЬНА. И отражает...

ДЕЯТЕЛЬ. Бескомпромиссный был, очевидно. Транслировал мысль и отношение. ЖИВУЧИЙ. И ранимый, видимо.

Спектакли УМЕЛ ставить. Умный. Сильный. Красивый. И... МНОГИМ ( ВСЕМ ?) ЧУЖОЙ.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 окт 2014, 18:49 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Я видела несколько спектаклей на Таганке. Понравилось.
Но Любимов не любил Россию.
Он ведь в Венгрию уехал, если правильно помню.
Даже не знаю, почему вернулся... Часто творческие люди, уехавшие, возвращаются в "нелюбимую Россию". Видно там "за бугром" "не твориться", да и не нужны они там никому.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 окт 2014, 19:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Он не любил в РОССИИ то, что ( и кого) не любил. Но... нельзя, я думаю, разлюбить МОСКВУ. Нельзя разлюбить РОССИЮ. Так возвращался Гоголь. Так вернулся Михаил Казаков, Андрон Кончаловский. Так вернулся КУПРИН.
НЕ ВЕРНУЛИСЬ Иван Бунин, Борис Зайцев, З. Гиппиус, Саша Ченый... и многие-многие.
То и ДРУГОЕ - поступок.

Юрий Любимов - человек-КОНФЛИКТ. Это театральное свойство.

МОСКВА. ТАГАНКА. ВРЕМЕНА ГОДА. Зима. Апрель. РУССКАЯ РЕЧЬ, РУССКАЯ ПОЭЗИЯ. Он вернулся и к ЭТОМУ ВСЕМУ. А с людьми ВСЕГДА ссорился. И НИЧЕГО НИКОМУ не прощал.

Я не могу сказать, что такой тип людей меня вдохновляет. Но БЕЗ НИХ - нет примера БЫТЬ ( в чисто ГАМЛЕТОВСКОМ смысле ).


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 окт 2014, 19:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Все эти нелюбови, вероятно, это как нелюбови, пережывания подростков по поводу курносого носа, торчащих ушей или чего там ещё может быть. Но, нос твой, уши твои и никуда от этого не уйти, ты из этого слеплен. Кем бы были страшненькие Лую де Фюнес или Крамаров, если бы они не были страшненькие. Кто там, чёрт дернул Лександр Сергеича родится там, где не следовало?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 окт 2014, 19:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
http://news.mail.ru/culture/19733504/

ПУШКИН слишком МНОГО успел сказать. Остается только ПРИСВОИТЬ его мысль себе. А он часто присваивал себе античную, французскую ( персонально, конечно). ИНТЕЛЛИГЕНТЫ 60 - 70-х годов слишком ПРИСТАЛЬНО читали русскую классику. УМ классиков иногда казался им СВОИМ СОБСТВЕННЫМ УМОМ. Режиссеры тем более РАЗГОВАРИВАЛИ с публикой , приСОЕДИНЯЯСЬ в великому наследию, осовременивая его. ТАК и ПОУМНЕЛА предперестроичная ЭЛИТА. И ... свои МЫСЛИ стали приходить после ПЕРЕСТРОЙКИ. И редко у кого формулировались... ЛЮБИМОВ шел от АВТОРИТЕТА к АВТОРИТЕТУ. Начал БРЕХТОМ - завкршил БЕСАМИ Ф. М. Достоевского... И это оказалось ТУПИКОМ.

Да, и ГРИБОЕДОВ , и ГЕТЕ все сказали НАВЕКА. Совершался ПЕРЕНОС их ТОЧЕК ЗРЕНИЯ на РЕАЛЬНОСТЬ СССР, РОССИИ... Это будоражило, КРИТИЧЕСКИ ЗАОСТРЯЛО...
Сегодня МАЛО КТО заостряет ситуацию. Даже с помощью классики. Сегодня много ЧИСТОГо ЭСТЕТСТВА. Но если все-таки заострять... отзовется ТУПИКОМ. И опять... "один я в белом ПЛАЩЕ"... Кстати, в БЕЛОМ ПЛАЩЕ из ВЕНГРИИ и вернулся.

В ВЕНГРИИ бы... пропал в небытии... Но МИРОВЫЕ ТЕАТРЫ ( особенно ОПЕРНЫЕ) в Ю.П. Любимове были заинтересованы. А ГОРЕ от УМА и БЕСЫ нужны только в РОССИИ.
Но последнее время ЛЮБИМОВА театральные круги почти игнорировали.
Сыр-бор из-за КАБИНЕТА,расписанного МИРОВЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ и РОДНЫМИ ГЕНИЯМИ - это бюрократический позор.

Действие равно противодействию ?
Он - ЛИЧНОСТЬ. На сопротивлении.
Он - автор ВЫСОЦКОГО. Придумал его таким, каким тот стал. Дал ему имидж. Он ПРИДУМАЛ и ТАГАНКУ. Он ШЕЛ на РИСК. Это дорогого стОит. Чего уж..


Последний раз редактировалось Людмила 11 окт 2014, 21:10, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 окт 2014, 21:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
То есть на Западе он, больше как постановщик, а в России как философ?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 окт 2014, 21:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Я это к тому ( подумала - к чему я ЭТО ?), что без РУССКОЙ и МИРОВОЙ литературы , очевидно, трудно в собственных глазах считать себя более или менее УМСТВЕННЫМ человеком. Ю.П. Любимов в своем театре (и в чужих) предложил ВЕСЬ СПЕКТР литературного УМА. Обогатился сам. Обогащал актеров ( не ВСЕ спешили обогатиться таким образом), радел об ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ потенциале ЗРИТЕЛЯ ( нации ). НАСТАИВАЛ на СВОЕМ ! Он поставил все самое ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ по мысли и сделал эти постановки проводниками УМА. Булгаков, Солженицин, Пастернак, Пушкин, Брехт, Шекспир, Гете, Достаевский, Грибоедов и др.. Я видела у него ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА и ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. Пушкина он поставил крайне ИРОНИЧНО, вывернул изнанку - пародию и цитатность. ИГРА УМА. Но - вдруг! - ключил чисто мистический элемент - ДУЭЛЬ, УБИЙСТВО Ленского, муки совести...Всю шелуху жизни пронзил ЛУЧОМ истины - УБИЛ - КАЗНИСЬ ! ) А потом - залил финал ШАМПАНСКИМ. Просили зал подать СТРОЧКУ - и продолжали всю строфу... Спектакль был уж старенький. ЛЮБИМОВ ушел в очередной раз из ХУДРУКОВ и РЕЖИССЕРОВ. Некоторые актеры были в поспешном гриме и прикиде. Школьники заполонили зал. Но! ВПЕЧАТЛЕНИЕ - громадное ! ЖИВОЕ ИСКУССТВО. СВЕРХтеатр !
Его спектакли - провркация МЫСЛИ. Но...как-то ВРАЗРЕЗ с ОБЩЕПринятым. Бунтарски ! Можно ли иначе ?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 окт 2014, 21:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Djuley писал(а):
То есть на Западе он, больше как постановщик, а в России как философ?


В России все такого рода люди - аналог ЧААДАЕВА .


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2014, 08:16 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
В.Познер. Интервью с Ю.П.Любимовым 10.06.2013 года


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2014, 18:01 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 808
Откуда: Челябинская область
Какое-то время назад в пору моего увлечения чтением мемуаров и литературных биографий я наткнулась на книгу Михаила Вострышева «Чарующая Целиковская». Людмила Целиковская, одна из советских кинозвёзд, была женой Юрия Любимова в течение почти двух десятилетий – как раз в то время, когда возник и развивался Театр на Таганке. Судя по этой книге, Целиковская была очень умной и энергичной женщиной, которая сыграла очень важную роль в создании театра. Она не была актрисой этого театра, не играла в его спектаклях, но она была по крайней мере половиной театрального «мозга», она внесла большой вклад в создание стиля театра, его «лица». Когда сегодня говорят о Театре на Таганке, Целиковскую, кажется, не упоминают совсем, даже и сам Любимов о ней не говорил. Видимо, обычное честолюбивое желание приписать весь успех исключительно себе… :ny_tik: Думаю, что имя Целиковской должно быть упомянуто нашей в программе в связи с Театром на Таганке… просто ради справедливости… @->--

Целиковская с Любимовым познакомились ещё в театральном училище, а расстались из-за того, что Любимов захотел жениться на молодой венгерке (он поэтому именно в Венгрию уехал). Эх, ну почему успешные мужчины вот так вот поступают – оставляют «боевых подруг», помогавших этого успеха добиваться, и женятся на «молодых цыпочках», которые ничего не смыслят в делах мужчины и не могут поэтому стать ему реальной поддержкой? :ny_tik: Сами же платятся за это потом. То, что Любимов остался без поддержки Целиковской, видимо, было одной из важных причин, по которым органы госбезопасности сумели выдворить его из страны в начале 80-х, лишив и руководства театром, и советского гражданства. Целиковская, которая сама по себе была известной и уважаемой личностью, имела возможность влиять на решения чиновников от культуры и даже чиновников КГБ, а в одиночку Любимов справиться со всеми инстанциями уже не мог…

отрывок из книги Чарующая Целиковская
НАЧАЛО ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ

В самом начале шестидесятых годов Люся Целиковская вышла замуж за своего партнера по спектаклю «Ромео и Джульетта» Юрия Любимова (родился в 1917 году). Он годом раньше ее поступил в училище при Вахтанговском театре, по окончании которого семь лет прослужил в Ансамбле песни и пляски НКВД СССР, а в 1946 году был принят в Вахтанговский театр. Всенародной славы Целиковской Любимов, конечно же, не имел, но считался хорошим актером и за исполнение роли Тянина в спектакле «Егор Булычов и другие» в 1952 году был удостоен Государственной премии СССР. Кроме того, он немало снимался в кино («Робинзон Крузо», «Дни и ночи», «Кубанские казаки», «Белинский» и т.д.). В 1953 году Любимов вступил в КПСС и стал преподавать в Щукинском училище. Пробовал себя в роли режиссера на студенческой сцене, но ни успехами, ни провалами отмечен не был. И вдруг подвернулась удача: жена уговорила наконец прочитать никогда не шедшую на советской сцене пьесу Бертольда Брехта. Любимов почувствовал вдохновение и взялся за постановку «Доброго человека из Сезуана» со студентами третьего курса Щукинского училища.

Четыре вечера летом 1963 года играли новую постановку на студенческой сцене — четырежды срывали овации. Не было ни порядочного театрального реквизита, ни костюмов, даже игру актеров с натяжкой можно было назвать талантливой. Но что-то было! Что-то настоящее, необыкновенное. Удивляла в первую очередь изобретательность мало кому известного, кроме заядлых театралов, режиссера. Он, как когда-то в дореволюционные годы знаменитый антрепренер Лентовский, а в первые советские — Мейерхольд, поразил зрителей своей необузданной фантазией, смешением театра с маскарадом, ярмаркой, буффонадой. Радостное настроение испытывали зрители и от несокрушимого задора молодых актеров, игравших до самозабвения, не думая о том, главная у них роль или беззвучная пантомима в массовке.

И тогда Целиковская и Любимов решили задействовать всех своих влиятельных друзей и знакомых, «прорвать блокаду» цепко державших в своих руках театральный мир маститых режиссеров и добыть для Юрия Петровича театр. Тем более что подвернулся удобный случай — при Кировском райкоме партии создали комиссию по изучению деятельности Московского театра драмы и комедии, которая пришла к выводу, что «театр утратил интонацию гражданственности, в нем появились черты периферийности».

По старой дружбе Целиковская уговорила посетить спектакль, поставленный мужем, Анастаса Ивановича Микояна. Министры, замы министров, начальники всевозможных управлений культуры — весь московский бомонд потянулся на Старый Арбат взглянуть на студенческий театр, которому уже разрешили выступать на своей основной сцене вахтанговцы.

Впервые, наверное, за многие годы пресса дружно восторгалась спектаклем без подсказки властей. Летом и осенью 1965 года газеты и журналы наперебой хвалили молодых актеров и режиссера.

Но чаще всего бывает — похвалят, поставят в ряд с лучшими спектаклями года и через несколько месяцев напрочь забудут, начнут восторгаться чем-то другим, только что появившимся. Нужно было достичь главного — создать новый театр во главе с Юрием Любимовым. И тогда ударила «тяжелая артиллерия».

«Пьеса эта сыграна коллективом молодых актеров с редкой цельностью, а ее постановщик проявил себя в этой работе как незаурядный режиссер. И у меня невольно возникает мысль: может быть, коллектив молодых актеров, сыгравших эту пьесу, способен, продолжая свою совместную работу, вырасти в новую молодую театральную студию? Ведь именно так в истории советского искусства и рождались молодые театры!
Константин Симонов».
«Правда», 8 декабря 1963 г.

«Спектакль этот не имеет права на такую короткую жизнь, какая бывает у всех дипломных работ. Потому что в отличие от многих других «Добрый человек из Сезуана» у щукинцев —самостоятельное и большое явление в искусстве. Нельзя допустить, чтобы режиссерское решение Ю. Любимова кануло в вечность весной предстоящего года, когда нынешний дипломный курс окончит училище.
Б. Поюровский».
«Московский комсомолец», 15 декабря 1963 г.

«Молодым и их руководителю, артисту Театра имени Вахтангова Юрию Любимову, желали всяческих благ и, кроме того, желали не расставаться.
Н. Лордкипанидзе».
«Известия», 19 января 1964 г.

Результат не заставил себя долго ждать — решением Моссовета № 7/6 от 18 февраля 1964 года Ю. П. Любимов назначен главным режиссером Московского театра драмы и комедии. Вместе с ним в театре на Таганской площади появились и многие участники нашумевшего студенческого спектакля. На здешней сцене 23 апреля 1964 года состоялась премьера «Доброго человека из Сезуана», и этот день стал днем рождения Театра на Таганке.

Работа Людмилы Целиковской в шестидесятых годах в Вахтанговском театре и в кино, мягко говоря, «складывалась несладко». Помощь мужу в создании, а потом становлении Театра на Таганке стала для нее необходимой отдушиной, она отдавала этому делу всю свою недюжинную энергию. И в очередной раз победила!

РАСЦВЕТ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ

Около двадцати лет прожили вместе Людмила Целиковская и Юрий Любимов. Для нее это было последнее замужество, он же в 1978 году женился вновь, но теперь выбрал не ровесницу, а женщину на тридцать лет младше себя.
Два десятилетия, прожитые вместе этими двумя талантливыми людьми,— это годы новых творческих открытий, годы становления и расцвета Театра на Таганке, который создавался не только на сцене, но и в квартире Целиковской, где почти ежедневно собирались писатели, режиссеры, актеры, ученые и под шампанское и пироги Люсиной мамы создавали неповторимый репертуар.

Обычно в конце шестидесятых и в семидесятых годах интеллигенция замыкалась в небольших кружках друзей, собиравшихся как для обсуждения литературных новинок и театральных премьер, так и дебатов по политическим вопросам. Кто побогаче, рассаживались в гостиной с коньяком и фруктами, кто победнее — на кухне с портвейном и вареной колбасой. Но разговор везде крутился вокруг излюбленной темы: куда катится Советский Союз?

Рассказывали политические анекдоты, обсуждали последние публикации журнала «Новый мир», обменивались запрещенными в СССР книгами, тайком привезенными из-за границы.
Много читали вслух. Отрывки из «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына, воображаемый разговор Михаила Булгакова со Сталиным из «Книги скитаний» Константина Паустовского, «Реквием» Анны Ахматовой, стенограмму суда над Иосифом Бродским, письма в ЦК КПСС из-вестных деятелей науки и культуры, недовольных порочными стратегией и тактикой государства.
«Кухонным диссидентством» занимались, главным образом, физики, математики, молодые, еще не пригретые властью литераторы. За столом в квартире Целиковской вряд ли было возможно подобное: муж, являясь главным режиссером популярного театра, не мог диссидентствовать втайне от властей — его тут же погнали бы с работы, чего не могли сделать с талантливым ученым. Собирались за столом у Целиковской в эти годы люди, своим пером или талантом актера способствовавшие расцвету Театра на Таганке. Многие из них становились авторами спектаклей, превращенных неуемной фантазией Юрия Любимова в злободневную феерию. Среди них Андрей Вознесенский («Антимиры»), Евгений Евтушенко («Под кожей Статуи Свободы»), Григорий Бакланов («Пристегните ремни»), Юрий Трифонов («Обмен»), Борис Можаев («Живой» — спектакль поставленный и запрещенный в 1968 г.).
Часто и, как всегда, неожиданно появлялся Владимир Высоцкий, которого Целиковская любила, но и отчитывала, когда известный бард выпивал. В ее доме он впервые исполнил свою знаменитую песню «Я не люблю»:

...Когда я вижу сломанные крылья —
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье,
И мне не жаль распятого Христа.

— Володя! — возмутился Борис Можаев из-за последней строчки этого четверостишия.— Как ты можешь сочинять такое? Неужто ты махровый атеист?
Высоцкий смутился и вскоре изменил смысл не понравившейся строчки на прямо противоположный:
...Вот только жаль распятого Христа.

Целиковскую можно смело назвать ангелом-хранителем Любимова. Она создавала мужу устроенный быт, оберегала его от наскоков идеологических чиновников и даже помогала творчески, сочиняя инсценировки, которые скромно называла «болванками». Из них потом вырастали спектакли (например, по повестям Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» и Федора Абрамова «Деревянные кони»). Театральный критик Борис Поюровский назвал Людмилу Васильевну «локомотивом и мозговым центром Театра на Таганке». А Юрий Петрович называл супругу не иначе, как Циолковский или Генерал.

«Театр на Таганке создавался на квартире Целиковской,— с уверенностью говорит Людмила Максакова.— Она была его душой и очень отважным человеком. Никогда не забуду, как Любимова вызвали в высокую инстанцию и устроили очередную головомойку.

Люся нервничала, переживала и, в конце концов не сдержавшись, набрала телефонный номер «высокой инстанции», попросила передать трубку мужу и своим звонким голосом приказала: «Юрий! Перестань унижаться! Пошли его к чертовой матери и немедленно домой! По дороге купи бутылку можайского молока». Она была настоящим бойцом».

За Целиковской все, знавшие ее, признавали недюжинный ум, замечали постоянное стремление к самообразованию, творческому осмыслению прочитанного и увиденного. Она несомненно благотворно влияла на своего мужа, загруженного режиссерским делом до такой степени, что ему самому некогда было следить за литературной и театральной жизнью страны.

«Думаю, что в становлении Театра на Таганке есть немалая заслуга Людмилы Васильев-ны,— рассуждал Евгений Симонов,— ибо она умела, как никто другой, оказывать благотворное влияние на формирование стиля, настроения в коллективе. Ведь пушкинский спектакль, определивший в какой-то степени эстетику театра, родился при прямом ее участии.

Сценарий спектакля «Товарищ, верь!», посвященного 175-летию со дня рождения А. С. Пушкина, был написан Людмилой Васильевной в 1971 году.
Через всю ее жизнь, рядом с любовью к музыке и театру, проходит любовь к пушкинским строкам. Еще десятиклассницей Люся была удостоена первой премии на конкурсе чтецов, посвященном 100-летию до дня гибели Пушкина. На приемном экзамене в Щукинском училище она читала отрывок из «Евгения Онегина». Она тщательно подбирала для личной библиотеки лучшие книги, посвященные жизни и творчеству русского гения.

«Для меня самым интересным человеком на всю мою жизнь останется Пушкин. У меня есть старая книга со страницами из папиросной бумаги, где напечатаны почти все его произведения. Она всегда со мной, где бы я ни была. Я ведь состояла членом общества при Московском Пушкинском доме. Посещала ученые советы, которые проводили С. М. Бонди, Ю. М. Лотман... Они называли меня «примкнувшей к нам пушкинисткой». Переполненная любовью к Пушкину, неожиданно для себя я написала пьесу о нем. Она шла в Театре на Таганке».
В основу пьесы легли пушкинские стихи и документы, воспоминания о поэте друзей и недругов.
В полумраке с двух сторон сцены появлялись два ряда актеров, луч света яркой полосой стелился посередине. Сыплются осенние листья, листы рукописей... И вот Валерий Золотухин начинает петь пушкинское:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Дорога, унылая русская дорога. Кто лучше Целиковской, объехавшей с гастролями всю страну, мог понять ее прелести и горести? Она, как и Пушкин, могла иногда пожаловаться на муторность и однообразие пути, но она, как и он, не представляла своей жизни без дороги, без вечного движения вперед, к неизведанному и загадочному.

Разные актеры играли разные черты характера Пушкина: гуляку праздного, свободолюбца, верного товарища, творца и влюбленного. Чередой проходили перед зрителями образы Натальи Николаевны, Жуковского, Вяземского, Дельвига, Николая I, Бенкендорфа...

Несомненно, режиссерские находки спектакля — плод творчества Юрия Любимова. Но в творчестве, как и в жизни, ему необходимо было опереться на верного друга, ему нужна была талантливая пьеса, которую он смог бы расцвечивать своей фантазией. И еще нужна была помощь в борьбе с чиновниками от культуры. Всю эту ношу добровольно взвалила на себя верная жена.

Около года шли репетиции спектакля, продолжалось сопротивление ударам, которые наносились исподтишка всевозможными инстанциями, считавшими своим долгом повсюду выискивать крамолу. Министерство культуры РСФСР чинило все новые препятствия, лишь бы не пускать спектакль на сцену. Авторы (пьеса шла под двумя фамилиями — Целиковской и Любимова) обвинялись то в антипатриотизме, то в антисоветизме.

Пришлось Людмиле Васильевне показать себя в роли бойца. 1 марта 1973 года она отправила первому заместителю министра культуры РСФСР Е. В. Зайцеву гневное письмо, начинавшееся со слов:

«Уважаемый Евгений Владимирович!
Как один из авторов документальной хроники «Товарищ, верь!..», составленной из неоднократно опубликованных писем и документов об А. С. Пушкине, я бы хотела получить от Вас ясное и четкое разъяснение по поводу той мышиной возни, которая ведется вокруг этой пьесы.
Мне бы хотелось услышать от Вас, как от зам. министра культуры РСФСР, ответы на вопросы:
1. Почему обсуждение этого произведения ведется кулуарно, без присутствия авторов, и лишь только посылаются письма, написанные вдобавок некомпетентными людьми...»

Раздраженная Целиковская в числе «некомпетентных людей» указывает на начальника управления театров Министерства культуры РСФСР. Она без страха вступает в бой с обладателями мягких служебных кресел и телефонов спецсвязи. И добивается своего. Уже неделю спустя после ее гневного письма на репетиции спектакля присутствуют около двухсот человек, в числе которых не только известные пушкинисты и писатели, но и во множестве ответственные работники аппарата ЦК КПСС, без одобрения которых, к сожалению, в стране не могло работать ни одно учреждение культуры. Спустя месяц после этого просмотра состоялась наконец и премьера. Правда, чиновники от культуры чутко уловили, какие фразы в спектакле можно трактовать как намеки на их безделье и вредоносность, и в последний момент добились выполнения хотя бы части своих незатейливых требований:

«а) внести поправки в сцену «Послание к цензору», исключив из нее текст:

Не бойся: не хочу, прельщенный мыслью ложной,
Цензуру поносить хулой неосторожной;
Что нужно Лондону, то рано для Москвы.
У нас писатели, я знаю, каковы...

б) добиться того, чтобы текст о «благодетелях в министерствах» и т.д. (арт. В. Золотухин) имел точный адрес — николаевскую эпоху и воспринимался зрителями как горькая ирония поэта по отношению к окружающей его конкретной действительности;
в) в сцене, связанной с «Евгением Онегиным», исключить текст: «Люди нашего времени, носящие на лице своем однообразную печать скуки, спеси, забот и глупости, неразлучных с образом их занятий...»

Подобные мелочи, ради поиска которых «люди нашего времени, носящие на лице своем однообразную печать скуки, спеси, забот и глупости» получали оклады, в несколько раз превышавшие зарплату талантливого артиста, портили кровь и Целиковской, и Любимову. Но они, творческие люди, не унывали, и, пробившись через очередной цензурный заслон, тотчас принимались за новую работу, шли на штурм следующего заслона.

«Я не могу приписывать себе ни одного его успеха. Действительно, я помогала. Писала сценарии и по Чернышевскому, и по Абрамову вместе с Люсей Крутиковой и Федором Александровичем, и по Пушкину. Но не больше. Любимов достаточно талантливый человек, режиссура — его призвание. Если кто-то и угадал свою профессию, то это Юрий Петрович. Он — режиссер до мозга костей. Любимов и артистом хорошим был, потому что выдумщик».

Двадцать семь спектаклей увидели свет в Театре на Таганке за время совместной супружеской жизни Любимова и Целиковской. И в каждый из них вложена душа Людмилы Васильевны. Поэтому было горько, когда бывший муж не только не приехал на похороны своей бывшей супруги, но даже не прислал телеграммы с соболезнованиями.

Слово «реклама» стало известно в России с шестидесятых годов XIX века и пришло к нам из Франции, где означало: настойчиво просить, требовать. В советские времена его подзабыли, так как любой товар расхватывали без лишних слов. Зато искусству французский смысл слова «реклама» был крайне необходим. Мало создать талантливый спектакль — надо, чтобы тебе дали возможность поставить следующий; мало в прозе искрометно высмеять современные порядки — надо заиметь покровителей, которые помогут преодолеть цензурные препоны; мало, чтобы народ валом валил в театр,— надо, чтобы партийная печать похвалила режиссера или хотя бы не обвинила в «капиталистических предрассудках»

Целиковская благодаря своему уму и умению заранее просчитывать ситуацию была выдающимся мастером рекламы, маркетинга. Лучше всего это видно по Театру на Таганке, появившемуся «сразу и вдруг» и с первых шагов ставшему сверхпопулярным.

Вахтанговские артисты Михаил Воронцов и Вячеслав Шалевич помнят, как «раскрутили» Театр на Таганке.

Воронцов. Я помогал Юрию Петровичу Любимову в Щукинском училище в музыкальном оформлении «Доброго человека из Сезуана» и часто сидел на репетициях до двенадцати, до часу ночи. А перед премьерой мне выделили машину и сказали, за кем надо заехать. Я был сопровождающим у Ивана Козловского, Петра Капицы и других знаменитостей. Потом многие из них оказались в худсовете Театра на Таганке.

Шалевич. У нас в Вахтанговском театре работал монтировщиком Добронравов. Однажды всех обескуражило появившееся объявление: «Артисты, желающие поступить в самодеятельный коллектив! Просим записываться у Добронравова». Он привлек к сценическому искусству театральных рабочих и служащих. Заведовал у них самодеятельностью Граве. И они, по предложению Добронравова, первыми стали репетировать «Доброго человека из Сезуана». Потом эту идею подхватил Любимов и принес ее в Щукинское училище.

Воронцов. Насколько я знаю, Юрий Петрович всегда советовался с Людмилой Васильевной. Дома они обсуждали все мелочи будущего спектакля. Приходя на репетиции, Юрий Петрович часто бросал фразу: «Люся мне вчера предложила вот что... Хотя она мало понимает в нашем деле, но давайте попробуем». Раза два Целиковская приходила на репетиции. Студенты при ней «зажимались», особенно женская часть. Тогда она решила больше не смущать их своим присутствием.

Шалевич. Думаю, Юрий Петрович до сегодняшнего дня стесняется говорить о Целиковской. Немного ревнует ее к своему театру. Ведь основу Таганки...

Воронцов. ...заложила она.

Шалевич. Заложила своим энтузиазмом, абсолютной свободой мышления. Мы знали Любимова как хорошего артиста. И вдруг появляется запланированная система эпатажа. Неизвестно, откуда она взялась. От Евтушенко с Вознесенским?..

Воронцов. Нет, они вначале не имели никакого отношения к Таганке. Тогда никого еще не было. Я думаю, и знаменитости, которых привозили на спектакль, и многое другое — это все благодаря энергии и уму Людмилы Васильевны.

В рекламном деле, по нынешнем меркам, очень важно уметь врать. Не устарел, а даже стал более актуальным анекдот ХIX века:
«Увидев в газете рекламное объявление своего конкурента, купец подивился:
— Ну наври вдвое, втрое... А то ведь сразу во сто раз хватил!»
В рекламной кампании, развернутой Людмилой Целиковской, не было никакой лжи. Любимов был великолепным выдумщиком, любил свой режиссерский труд и тонко чувствовал сценическое искусство. Но многие из подобных ему талантливых людей погрузились в реку забвения Лету, не имея поддержки, какая оказалась у Юрия Петровича в лице его супруги. Когда ему, в конце концов, дали театр, он часто зазывал ее на репетиции, заседания худсовета, советовался с ней даже по кадровым вопросам.

И, конечно, в квартире Целиковской находился главный штаб Театра на Таганке, а Людмила Васильевна была его начальником. Недаром же Любимов прозвал ее Генералом (самого его друзья звали Полковником). Почти каждый день здесь собирались артисты с Таганки, писатели, по произведениям которых Юрий Петрович готовил спектакли.
— Я не успеваю вертеться,— с притворным ворчанием вздыхала Екатерина Лукинична.— Наготовлю, наготовлю... Юрка вечером придет, а с ним — полк народу. И все съедают!
Обильное угощение было не лишним, многие артисты жили полуголодной жизнью, ставки их заработков были ниже, чем в любом другом московском театре. Но, конечно, не хлебом единым жив человек. В домашней обстановке все, кто участвовал в работе Театра на Таганке, легче сплачивались в единый, одержимый любовью к искусству коллектив.

Целиковская блестяще справлялась с профессией нынешних менеджеров — специалистов по управлению коллективом. Она не только всегда была рада видеть у себя в доме сослуживцев мужа, но и интересовалась каждым из них, сдружилась со многими. «Вы мне нравитесь»,— говорили каждому ее улыбка, ее взгляд, ее слова.

Они прожили вместе почти двадцать лет. Это была удивительно дружная, веселая семья, увлеченная общими проблемами и интересами. Их общим детищем был театр, которому они посвящали все свое время и весь талант. 23 апреля, в день рождения театра, дарили всем нам премьеру, и каждый раз это был праздник для всех, кому удавалось на него попасть.

Расстались они в одночасье. Вечером 21 февраля Юрий Петрович ушел. После этого дня она никогда ничего о Любимове не говорила. И когда кто-нибудь из общих знакомых спрашивал про Юрия Петровича, она просила: «Спросите меня о чем-нибудь еще!» Вот так вдруг все оборвалось словно мотив... Все были потрясены. У нее был сильный характер, она не терпела вранья и предательства — компромиссов при этом она не знала.

Когда сейчас говорят о начале и расцвете Театра на Таганке, Целиковскую не принято вспоминать. Я же говорю об этом периоде в жизни Людмилы Васильевны, потому что он был значительным, творчески сильным, совсем не пустым.

В те же годы она, казалось, отошла от своего любимого Вахтанговского театра, читала сценарии фильмов, в которых ей предлагали сниматься, и отказывалась от ролей. Она была увлечена новым театром — театром Любимова. Было чувство, что спектакли творились на одном дыхании двух талантливых и честных людей. Ведь время было сложное. Надо было не только дать спектаклю жизнь, но и бороться за нее в дальнейшем. Но это другая история.

Помню, в конце января, кажется, семьдесят первого года Люся получила журнал «Юность» с повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Начала читать его днем, не отрывалась от журнала всю ночь, а на следующий день принялась за сочинение «болванки» — чернового наброска сценария будущего спектакля. Ночами, после работы, повесть с увлечением изучал Юрий Петрович.
- Даже на секунду не могу оторваться от работы,— говорила она.— Я вижу этот спектакль. Его надо немедленно ставить.
То ли ко второму, то ли к третьему февраля «болванка» уже была готова, и Юрий Петрович приступил к постановке спектакля. 23 апреля, в день рождения Театра на Таганке, состоялась премьера.
Это было незабываемое зрелище. Когда спектакль закончился, свет в зале не зажигали. Зрители не покидали своих мест — они сидели в темноте, многие плакали. Потом все в том же полумраке стали неспешно выходить, но не устремлялись к гардеробу, а останавливались около лестницы, на ступеньках которой горели, как факелы, пять гильз в память погибших.

Хорошо помню премьеру «Доброго человека из Сезуана», поставленного Юрием Петровичем со студентами Щукинского училища на сцене Вахтанговского театра. Это был вечер, когда зарождалась Таганка. Спектакль был прекрасный, и труппа вместе с режиссером решила побороться за свой театр, сыграв спектакль для зрителя.
Был приглашен А. И. Микоян, мне тоже повезло. Мы сидели в ложе, потрясенные постановкой, музыкой, актерами и удивленные тем, как много в зале было режиссеров московских театров, актеров, журналистов. Увидев такую аудиторию, мудрый Анастас Иванович сказал:
— Любимова пока еще мало кто знает, а вот знаменитая и умная Целиковская могла многих убедить посмотреть на рождение нового талантливого режиссера.
Ее горячее сердце, вера и любовь порой делали чудеса.
После этого спектакля А. И. Микоян поделился своими впечатлениями с Фурцевой, а та написала специальную записку Суслову.
Театр начал жить...

После премьеры «Деревянных коней» был устроен банкет. Появляется Федор Абрамов, по рассказам которого был поставлен этот спектакль, и говорит:
— Как зародился сегодняшний спектакль? Мы с Юрием Петровичем и Людмилой Васильевной отдыхали в Прибалтике. Однажды вечером мы с Людмилой Васильевной пошли гулять. Долго-долго ходили, беседуя. На прощанье я подарил ей свою книжку. А уже на следующее утро она мне позвонила и сказала: «Надо ставить «Деревянных коней» на Таганке».
Люся тогда опять засела за «болванку», и через несколько месяцев театр уже репетировал этот замечательный спектакль.

Почти каждый вечер в квартире 13 по улице Чайковского тогда можно было встретить много светлых, умных, талантливых творческих людей. Здесь творили, «переваривали» все сцены, диалоги и монологи, выходы и проходы актеров в своих спектаклях А. Вознесенский, чей спектакль «Антимиры» шел на сцене Таганки долгие годы, Е. Евтушенко, когда ставили «Под знаком Статуи Свободы», Ю. Трифонов, когда работали над спектаклем по его книге «Дом на набережной». Особенно рады были Борису Можаеву — Люся и Юрий Петрович были с ним очень дружны. Часто приходил Володя Высоцкий — наш кумир, любимый ученик Юрия Петровича. Он пел новые песни, которые тут же записывались на допотопные магнитофоны. Приходил он и с Мариной Влади, когда она бывала в Москве. Часто в доме бывала Людмила Максакова.
Эта квартира объединяла многих, и всех всегда старалась радостно приветить Людмила Васильевна добрым словом и знаменитыми пирогами по старинному бабушкиному рецепту.

Весенний солнечный день. Идем вчетвером по лесу. Люся идет впереди, заложив руки за спину, и рассказывает о своем последнем увлечении — восстании декабристов и их судьбах. Она прочитала много работ на эту тему, изучила массу материала, все «взяла на карандаш». Люся была прекрасным рассказчиком, и на этот раз она говорила так интересно, что мы остановились на опушке под распустившейся дикой яблоней и с восторгом слушали. Вижу — у Юрия Петровича загорелись глаза. Люся сумела поразить художника, читая почти наизусть письма Пушкина и декабристов.

Потом она напишет пьесу про декабристов, но цензуре пьеса не понравится. Позже они решили изменить, если можно так сказать, тему, и она пишет пьесу о Пушкине — «Письма Пушкина, Пушкину и о Пушкине». Через год Люся повесит афишу на двери комнаты — она до сих пор сохранилась (премьера состоялась 11 апреля 1973 года):

А. С. Пушкин. «Товарищ, верь!..»
Пьеса в двух частях
Л. Целиковской и Ю. Любимова

Я очень люблю этот спектакль.
Свернуть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 окт 2014, 21:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Eugenia, ТАМ у НИХ - в закулисье- ВСЕ ОЧЕНЬ непросто и специфично. Особый мир - театр. А жена - трамплин - обычная практика. Жаль, что ЧУВСТВА не спасают. Угасают. Впрочем, у железнодорожников или бухгалтеров существуют такого же рода коллизии.
Но МИР ТЕАТРА за семью печатями от публики. А на лице - МАСКА. У всех . Истина проступает в ролях. Для Ю. Любимова - наверное, в МОЛЬЕРЕ.

http://ria.ru/columns/20141005/1027002510.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 окт 2014, 23:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
СВОБОДНАЯ ДИКТАТУРА. ДИКТАТУРА СВОБОДЫ. Оксюмороны СОДЕРЖАТЕЛЬНЫ.

В МЕМУАРАХ В. Золотухина - стенографии ТАГАНКИ , всех ее РЕПЕТИЦИЙ и БЕСЕД - наверное, можно прочесть многое. Но ТРУД В. Золотухина пока не прочитан. Но - им создан.

Из передачи я не поняла, из чего же сотканы МЫ ( если ТАК похожи на Ю. П. Любимова). Из СВОБОДЫ ? Из непримиримости ? Из жажды БЫТЬ СОБОЙ ?
Играем СЛОВАМИ. А его сущность ?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 окт 2014, 10:28 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Спасибо за передачу, Александр Геннадиевич.
Я никогда не была в театре на Таганке. Не видела экранизаций любимовских спектаклей (если они есть). Любимов – Мастер. И понимать Мастера можно только через его произведения. А мне была известна всего лишь тень этих произведений – скандалы вокруг его театра и его самого. Спасибо, что рассказали о своих впечатлениях от спектаклей.
“Свобода в несвободной стране” – я где-то вычитала эту фразу, как характеристику любимовских спектаклей. По большом счету она мне ничего не сказала. И вот вчерашняя передача помогла ее понять.

Свобода – все о ней мечтают, все с ней носятся, все хотят быть свободными. Каждое общество стремится присвоить себе это состояние. И попытка построения свободного общества – это обволакивающий обман.
“Жить в обществе и быть свободным от него нельзя”. И если задуматься, это действительно так. Свобода может быть только там, внутри. Внутри самого себя, когда центр собственного контроля и собственной ответственности ты переносишь извне внутрь. И если любимовские спектакли могли сделать именно это, то он не просто Мастер и не просто Гений, он Большой Человек. Он не только сам знал, что это такое – внутренняя свобода, он еще и нашел театральные средства, чтобы это каким-то невероятно тонким и сложным образом донести до зрителя. Средства, скорее всего, не изобразительные и не вербальные, а интонационные, потому что внутренняя свобода вовне всегда вырывается именно интонациями. Поэтому к его спектаклям нельзя было придраться. Поэтому его спектакли хотелось сократить или вовсе запретить.

Я не сделана из его спектаклей. Я их не видела. Однако из-за огромного резонанса вокруг его театра просто чувствовала, интуитивно, огромную силу его режиссерского дара.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Юрий Петрович Любимов
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 окт 2014, 19:33 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Из того, что я видела на Таганке - это "Преступление и наказание" Достоевского и "А зори здесь тихие" (может ещё что смотрела, не помню).
Спектакли хороши. Однако я не увидела ничего такого, чтобы говорило о какой-то исключительной свободе режиссёра, как в хорошем, так и плохом смысле, т.е. о той "свободе", которая нынче в ходу.

Я, вообще-то, не очень люблю театр за его искусственность (безоговорочно нравятся только пьесы Островского, они кажется, на все времена).

Относительно Таганки... Была там в оформлении спектаклей некая изюминка. Уже в фойе и тем более в зале присутствовали атрибуты соответствующие конкретному спектаклю. В "Преступлении и наказании", например, в простенке перед сценой был расположен окровавленный топор и одежда процентщицы.

Актёрская труппа состояла из прекрасных актёров-звёзд.
Мне запомнились Ольга Остроумова, Дмитрий Золотухин, Александр Трофимов.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 22 ]  1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 59


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.100s | 20 Queries | GZIP : On ]