Я тоже всех благодарю за интересные мнения. Было над чем подумать. Особенно мне близки мысли Чакраборти (спасибо
).
Ничего особо нового не добавлю к уже высказанному. Просто свои мысли собрала в некоторую целостную форму.
Чтобы быть самим собой, надо прежде определить самого себя. Но определение это не понятийное. Это не абстрактные термины, это не рациональные конструкции. Это образно-конкретное определение. Т.е. определение, наполненное реально ощущаемыми эмоционально-чувственными переживаниями. Это и есть миф.
Миф – это не история, не наука, не искусство. Миф – это живое напряженно-пульсирующее пространство образов, позволяющее переживать некоторую внутреннюю эмоционально-чувственно-ощущаемую реальность, в основе которой лежат общие для всех архетипы. Архетипы общие, а вот мифы у всех народов разные. Они и определяют самобытность народа, выделяют его из других.
Миф жив, пока живы образы, его составляющие. Демифологизация изымает из образа живое переживание, убивает живую плоть мифа. Мы имеем сейчас дело в большинстве случаев именно с мертвыми мифами, даже с нашими собственными, в виде сказок, фольклора, остаточных обрядов. Наша психическая жизнь находит для себя способы реализации в искусстве, литературе, музыке, кино.
Итак, чтобы быть самим собой, надо сначала этого себя определить. И получается, что я в себе должна обнаружить не только себя переживающую, проживающую свое бытие, но и себя наблюдающую это самое бытие. Из этой пары бытие-созерцание и рождается личный миф. Личный миф – это и есть осознание себя, собственные живые образы, собственная живая их взаимосвязь, ведущая к переживанию общих глубинных архетипов. Миф – это осознанная часть бессознательных переживаний. Это и есть самостоятельность.
В нашей психической жизни здравый смысл и рациональные установки всего лишь малая верхушка огромного айсберга. Чтобы не только осознать, но и справиться хотя бы с частью бессознательных напряжений, лежащих под кромкой сознания и грозящих прорвать его, надо создавать и переживать образно-поэтические повествования – личные мифы. И этим переживанием осознавать себя.
"Тварь ли я дрожащая или право имею..." – это попытка обосновать свое индивидуальное право рациональными доводами. Страх и внутренняя сила… Неосознанные, непережитые в контексте живых и значимых для данной личности образов, они становятся спусковым крючком к преступлениям, аффектам, истерии. По большей части это все не принимается человеком как его собственное. “Вышел из себя”, “бес попутал”, “одержим какими-то сущностями”… Все что угодно, но не я.
Отказ признать какую-то часть внутренних переживаний своими – это зависимость, это несвобода, это отказ от самобытности. А признать их – это творить собственный миф, погружаясь все глубже и глубже, одновременно рассматривая детали близкие и далекие (ассоциация с фотографией очень понятна).
Личный миф – это дифференциация внутренних переживаний через образы и их синтез через непрерывные ассоциативные связи в общую интегрированную целостность.
Переживать личный миф – это и значит “быть самим собой”.