В связи с данной темой вспомнился фильм «Пятая печать» режиссера Золтана Фабри (по одноименной повести Ференца Шанты). Мне кажется, в нем как раз отражена в некой степени связь «малого» и «большого» мужества.
Осень 1944 года, Венгрия. В небольшом кабачке по вечерам встречаются и беседуют несколько человек, в том числе о бесчинствах войны, а также о разных разностях, очень даже интересных самим по себе. Однажды один из собеседников (часовщик Дюрица) задает остальным следующую задачу.
Если бы вам за несколько минут до Вашей смерти задали такой вопрос: кем Вам воскреснуть: жестоким правителем некоего острова или его несчастным рабом Дюдю, - что бы вы выбрали?
Этот правитель, заметив однажды на лице прислуживающему ему раба неуместную, на его взгляд, улыбку, которую раб объяснил вспоминанимем в этот момент смешной истории из его жизни, решил навсегда эту улыбку убрать с лица раба, выдернув Дюдю язык, «будто выдернутый язык лишает человека памяти». На том хозяин не остановился и также замучил всех членов семьи Дюдю, включая , по-моему, убийство жены и надругательства над детьми. «Как же он смог все это выдержать?»- спросили ошеломленные слушатели у Дюрицы. «Ему главным образом помогла это выдержать та мысль, что он должен все это принять, и что сам Дюдю не совершает подобные вещи над другими, что его совесть остается чиста». И что самое интересное, сам жестокий правитель вовсе не чувствовал, что совершает некие злодейства. Законы того времени и того государства вполне позволяли такое. А совесть, проводник других, глубинных законов, не мучила его.
Так вот, что бы Вы выбрали? Кем воскреснуть? Тираном или Дюдю?
А не выбирать было нельзя. Также после воскрешения никто не будет в состоянии вспомнить, что перед ним был выбор, как и то, кем он был до своей смерти и воскрешения.
… Дюрица дал собеседникам всего 5 минут на обдумывание ответа. Среди слушателей был и случайный в тот вечер посетитель кабачка – фотограф-инвалид, чрезвычайно вежливый и безобидный, на первый взгляд, человек. Трое собеседников не смогли дать ответ на этот вопрос так сразу, посчитав его слишком серьезным. А фотограф сразу ответил: «Я выбираю Дюдю». И когда остальные не слишком поверили ему, он их всех с полной, почти фанатичной, уверенностью в своей правоте на следующий же день «сдал» властям, как людей, ведущих нелестные, в отношении властей, разговоры в подполье.
… А в ночь на этот следующий день каждый из остальных троих посетителей кабачка мучился этим вопросом и каждый ответил самому себе, что он выбирают тирана, что быть Дюдю он не сможет. Когда же сама жизнь на деле поставила каждого из них перед подобным выбором, то никто из них своей совестью не поступился перед тем самым страхом смерти. Начальник тюрьмы (профашисткий ставленник, и надо сказать, весьма неглупый человек) в которую они были сданы, рассудил, что ничто не может так сломить человека, как потеря уважения к самому себе, а этого можно добиться посредством предательства другого человека и самого себя. Это намного более серьезное «испытание» и «наказание», чем физические истязания. Начальник тюрьмы привел задержанных в камеру к истерзанному, подвешенному за руки к потолку, умирающему человеку (который спланировал взрыв склада боеприпасов профашистов) и предложил даровать каждому задержанному свободу за два удара по щекам этого человека в знак презрения к нему.
И… в общем, только сам Дюрица смог это сделать, а остальные – нет… Тут, конечно, нужно все намного подробнее рассказывать. Все не так однозначно в фильме, а в жизни еще сложнее, и Дюрицу на самом деле дома ждали дети-сироты, которых он на улицах подбирал и брал себе на воспитание, и вопрос слишком «провокационный», как сказал мой молодой человек и т.д. и т.п. Но все же, что-то мне кажется, в этом есть, та самая связь между "малым" (честным ответом завсегдатаев кабачка на поставленный вопрос) и "большим" мужеством.
... Я себе тоже задала тот вопрос во время просмотра фильма, и… так и не смогла ответить. Я не знаю. Не знаю! Тут ведь приходится отвечать не только за себя, но и за семью. Как я могу решать за них?.. Впрочем, это наверное, всего лишь отговорка.
PS. А в фильме есть еще много интересного в отношении природы человеческих душ, на мой взгляд. Фильм тяжелый, хоть и с долей иронии, но такой наш - "серебрянитянский" - по-моему. Рекомендую!
Последний раз редактировалось NatalyaS 09 ноя 2014, 23:20, всего редактировалось 1 раз.
|