Перечитала тему.
Людмила выше привела много примеров «малого мужества», которое незаметно, но без которого трудно,а по-моему, так и нельзя шагнуть к мужеству большому.
viewtopic.php?p=100911#p100911 И выше (от Пастернака) ещё один пример такого мужества.
Действительно. Артист, выходящий на сцену и играющий весёлое беззаботное создание, несмотря на свою болезнь, личное несчастье, страх… тоже совершает незаметный окружающим небольшой, но мужественный поступок. Поэт, который трусит в жизни, но в стихах выступает против тирана, подавившего всех, совершает мужественный и, по-настоящему, героический поступок. Но приравнивать мужество только к героизму неверно. Это значило бы не только сужать значение слова, но и совершать педагогическую ошибку: нельзя требовать от себя (или другого) подвига. Подвиг может случиться как естественное продолжение понимания своего предназначения, искренности, совести (о которых в теме писала
NatalyaS), ( «веления сердца»
Молли), «простого и тихого деланья», (
quagga), цельности (
Djuley), «элементарной внутренней честности», (
Селена), следование долгу, внутренней потребности защитить, подставить плечо (
Бегущая по волнам), верности отпущенному свыше таланту (
А.Г.Данилин), проявление Знания, решительности и бесстрашия (
Алексей Попов), обретением внутренних богатырей (
Это Я), молчаливой крепости и твёрдости, которые помогают стать надёжной гарантией для других (
Людмила). Мужество направлено вовне (на благо, для другого, к миру). (
Афалина)
Прошу прощения, если чью-то точку зрения не отразила или отразила так, как я её поняла, а не автор, дополните тогда мои слова и уточните
Мужество ли активирует другие добродетели, или все они вместе ведут к мужеству, но все названные выше качества, по-моему, тесно связаны между собой.
Хочу привести пример простого тихого мужества. В той деревне, в которой мы снимали дом, рядом по соседству жила баба Катя. Она родом из многодетной семьи, детство её было голодным и босоногим. Одно радовало – дружная семья, которую особенно поддерживал оптимизм и спокойный нрав отца (мои формулировки, сама Катерина так не говорит, конечно). Сама баба Катя, когда повествует о своей жизни, то не жалуется, не возмущается, никого в своих трудностях и выпавших ей испытаниях не винит. А испытать ей пришлось немало: больше 40 лет проработала на швейной фабрике, до которой 5 км пешком (это в один конец!) Вставать приходилось рано (чтобы наносить воды из колодца, задать корм скотине, приготовить завтрак и одежду себе и домочадцам, выполнить огородные работы, рассчитать время на дорогу пешком). После трудодня - опять готовка, уборка, стирка и так допоздна. Вместе с семьёй бабы Кати (муж и два сына) жили пожилые свёкр со свекровью, а, когда они умерли, прабабушка мужа. Муж моей соседки умер в 40 лет от сердечного приступа. Младший сын (на глазах которого скончался отец) тяжело заболел и остался инвалидом (что-то с давлением, сосудами). Старший сын женился, но от неладов в своей семье запил. Баба Катя и здесь «подставила плечо» - теперь уже невестке и сыну, вынянчила родившуюся внучку и вытащила из запоев сына. Когда её вспоминаю, то мне она представляется великаншей ( хотя реальная баба Катя маленького роста), которая несёт на своих плечах всех, кто на неё по жизни сваливается. Причём, как только кто-то на неё в очередной раз свалится, она тихо и недолго удивляется , потом подхватывает и тащит. Она не вдаётся особенно в высокие материи, живёт, как велит совесть и сердце.
Если бы баба Катя оказалась на фронте, она бы не сплоховала и там.
Но зачем эти воспоминания о фронте, если баба Катя и так живёт «на передовой»?
Вновь хочу привести слова Валентины Сергеевны, они не вошли в интервью, но они тоже по теме. В.С. вспомнила слова «одного» географа-путешественника: хорошо спланированная экспедиция в героизме не нуждается. Героизм начинается там, где не хватило ума и терпения что-то продумать и предусмотреть заранее. И эта вот «штурмовщина», которая требует от людей подвига в мирное время в нашей стране просто удручает.