Прочитала ответ АГ на вопрос Натальи о своём сновидении (с бабой-ягой и карликом) в разделе "Вопросы психотерапевту". И сразу же вспомнила своих любимых АиБ Стругацких:
..ужас сидит у вас где-то там, на задворках сознания, ужас сморщенный, голенький, вонючий…Это "Хромая судьба". Писатель Феликс Сорокин приносит свой тайный роман, который пишет "в стол", своё любимое детище, свою "Синюю Папку" в институт, где её засунут в машину на предмет определения её НКЧТ. "НКЧТ"- "наивероятнейшее количество читателей текста",- то ли "индекс гениальности" произведения, то ли предсказание его, произведения, судьбы..
Я снова кивнул и сказал
Я снова кивнул и сказал сиплым голосом, мимолетно поразившим меня самого:
– Вы упустили еще третью возможность…
– Нет, Феликс Александрович! Не упустил! О вашей детской угрозе огнем я догадываюсь. Так вот, чтобы наказать вас за нее, я расскажу вам сейчас о четвертой возможности, такой стыдной и недостойной, что вы даже не осмеливаетесь пустить ее в свое сознание, ужас перед нею сидит у вас где-то там, на задворках, ужас сморщенный, голенький, вонючий… Рассказать?
Предчувствие этого сидящего на задворках сморщенного ужаса резануло меня, как сердечный спазм, и я даже задохнулся, но я уверен был, что ничего он не может сказать такого, о чем я сам уже не передумал, чем не перемучился тридцать три раза. Я стиснул зубы и процедил сквозь платок, прижатый ко рту:
– Любопытно было бы узнать…
И он рассказал. Честью своей клянусь, жизнью дочери моей Катьки, жизнью внуков: не знал я заранее и представить себе не мог, что он мне расскажет обо мне самом. И это было особенно унизительно и срамно, потому что четвертая моя возможность была такой очевидной, такой пошлой, такой лежащей на поверхности… любой нормальный человек назвал бы ее первой… для Ойла Союзного она вообще – единственная, и других он не ведает… Только такие, как я, занесшиеся без всякой видимой причины, надутые спесью до того, что уже и надутости этой не ощущают, невесть что вообразившие о себе, о писанине своей и о мире, который собою осчастливливают, только такие, как я, способны упрятать эту возможность от себя так глубоко, что сами о ней не подозревают…
Ну как, в самом деле, я, Феликс Александрович Сорокин, создатель незабвенного романа «Товарищи офицеры», как я мог представить себе, что проклятая машина на Банной может выбросить на свои экраны не семизначное признание моих, Сорокина, заслуг перед мировой культурой и не гордую одинокую троечку, свидетельствующую о том, что мировая культура еще не созрела, чтобы принять в свое лоно содержимое Синей Папки, а может выбросить машина на свои экраны крепенькие и кругленькие 90 тыс., означающие, что Синюю Папочку благополучно приняли, благополучно вставили в план и выскочила она из печатных машин, чтобы осесть на полках районных библиотек рядом с прочей макулатурой, не оставив по себе ни следов, ни памяти, похороненная не в почетном саркофаге письменного стола, а в покоробленных обложках из уцененного картона.
– …Простите меня, – закончил он с сочувствием в голосе. – Но я не мог оставить в стороне эту возможность, даже если бы не хотел слегка наказать вас.
Я молча кивнул. В который раз. Воистину: демон неба сломал мне рога гордыни.
Свернуть
"Подлинное я" писателя скрыто в том произведении, которое он сам любит. И поэтому его страшно показать, страшно отдать на прочтение, на растерзание читателю. Страшно обнаружить, что моё "подлинное я" -такое же, как и у многих других: добротное, но ничем не примечательное.. Одно из
кругленьких и крепеньких 90 тыс..