Мои мысли схожи с мыслями Павла в том месте, когда Павел пишет о том, что насилие проистекает от недопонимания чего-то важного в себе. Да.. Ирина (Селена) тоже писала о необходимости самоанализа (она, правда, писала ещё и о умной молитве.)
Вот что у меня получилось:
И.Бродский когда-то написал, что для того, чтобы победить фашизм во всём мире, нужно каждому победить фашизм в себе.
Поставим вместо фашизма в это высказывание насилие ( потребность кого-то изнасиловать –физически или психически) и получится, что работа есть для всех и каждого.
Раздражение, затаённая обида, памятозлобие, чувство несправедливости, гнев, жажда мести – все эти чувства могут привести к насилию.
Не зря Фрейд писал, что садизм возникает на основе мазохизма. Первичен мазохизм. Человек, переживший сильное многократное унижение, может начать отыгрываться на другом, более слабом существе или на том, кто априори не будет давать сдачи ( а это может быть и более сильный (физически и духовно) человек, но с благородными устремлениями и принципами).
Могут привести к насилию и непонятые, неясные своими истоками чувства: тоска, чувство вины и.. даже уколы совести.
На материале рассказа Горького «Супруги Орловы» (ссылку на который привела Людмила) замечательно это видно.
Матрёна Орлова в начале рассказа предстаёт перед нами как полностью зависимая от мужа женщина, любящая его «слепой любовью самки». Она была его подмастерьем, «тупорылой хавроньей», «чортовой куклой», жабой, которая высасывала его жизнь. А также - его «душой».
«Знаю, что ты у меня одна душа… ну, не всегда это помню. Понимаешь, Мотря, иной раз глаза бы мои на тебя не смотрели! Вроде как бы объелся я тобой. И подступит мне в ту пору под сердце этакое зло – разорвал бы я тебя, да и себя заодно. И чем ты предо мной правее, тем мне больше бить тебя хочется…»( Это попытка если не самоанализа, то самовыражения (не без помощи писателя, думаю. Вряд ли такой буян так говорит..Драчуны и отличаются от представителей разговорного жанра тем, что они там, где надо бы подумать да поговорить, начинают кулаками махать.. ИМХО, конечно) Но так или иначе благодаря этим словам Гришки Орлова можно заглянуть в душу такого человека и понять позицию писателя: не любит и не уважает себя Гришка Орлов. Когда он бьёт Матрёну, то себя тактерзает, пытается совесть заглушить . Это не Матрёна из него соки сосёт, а совесть колет. Это душа его тоску чувствует, зовёт куда-то (то ли подвиг совершить, то ли босяком стать, то ли бунт затеять), а он кулак на жену подымает… Матрёна по темноте своей не может это понять и чем-то помочь мужу, да и он её не очень-то слушает: уж сколько раз она ему на протяжении рассказа говорила, что не может сберечь будущих детей из-за побоев: слишком больно Гришка по бокам и животу пинает, а тот всё дерётся, да спрашивает что это жена не родит ребёночка?
Ласка и нежность мелькали у Орловых, но слишком любил Гришка Орлов «победы» над женой. Не смог он ей простить внутренней силы, непонятно откуда взявшейся, когда супруги начали новую жизнь и стали работать санитарами в холерном бараке. Пришёл к ней с ножом, чтоб испугать , а, может, и зарезать. И увидел, что его жена и тогда, смятая тоской, удручённая, была вдвое сильней. Не смог этого Гришка вынести и стал бить жену. На крик пришёл доктор и прогнал Гришку (грубыми, резкими «нетолерантными» выражениями
, правда, без пинков и рукоприкладства). Матрёна Орлова стала потом учительницей в ремесленной школе, усыновила двух сирот и жила с ними хоть и бедною, но «спокойною трудовою жизнью».
А вот Гришка Орлов совсем скатился: пьёт, потому что противно ему теперь всё: города, деревни, люди разных калибров. По-прежнему «горит сердце большим огнём», но теперь ему отчётливо хочется «всех передушить» от этого беспокойного пламени в душе.
В рассказе Горького, кстати, и молитва есть. Молится Матрёна. Молится, когда жалеет мужа, когда происходит у них разрыв..А вот Гришка - не молится.