Людмила писал(а):
БИБЛИЯ и ИКОНА. Все остальное - литература и живопись (искусство). И они ОТКЛИКАЮТСЯ отнюдь не на Вечное. Литература и живопись разОБЛАЧАЮТ мир. Или приУКРАШИВАЮТ его. Предвосхищают взлеты и падения духа . Прогнозируют. Приспосабливаются.
Искусство не вечно. Искусство СО-временно. Оно со временем и о времени. В вечности или долговечности остаются только самые главные, самые важные, вечные послания своего времени.
О чем весь живописный авангард начала прошлого века?
Я не искусствовед и поэтому это всего лишь частное субъективное мнение.
Что такое живопись? Зачем мы ее рассматриваем? Что хотим получить? … пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая сцена – застывший миг, остановившееся мгновение. Но чтобы оно остановилось, зафиксировалось на полотне, художник долгие часы, дни, иногда месяцы проводит перед мольбертом. Он выбирает части своей души, своего видения мира и переносит его на холст. Он сворачивает свое восприятие, свои впечатления, свои отношения до форм, линий и цвета, чтобы стоя перед картиной, зритель развернул свои впечатления, свои, чувства, свои эмоции.
Почему такое возможно? Почему откликаются картины, стихи, музыка в наших душах? Значит есть у восприятия какие-то общие законы. И художники той потрясающей эпохи, не только живописцы, но и поэты, писатели, музыканты, танцовщики, начинают их искать. Искать интуитивно, спонтанно, часто хаотично,… это ведь искусство, оно иррационально.
Малевич закрашивает живопись. Черный цвет – цвет молчания. Это молчание исчерпанности, завершенности. Все приемы, пробуждающие душу, живопись выбрала. Дальше у нее один путь: путь бесконечных повторов… пейзажи, портреты, натюрморты,… пейзажи, портреты, натюрморты,… путь воспроизведения восприятия. В общем-то, это и есть потребление искусства. Это и есть искусство ради искусства, а не ради прорыва души к чему-то вечному и вневременному.
Подлинные художники всегда чувствуют тупики и ищут из них выход.
Искусство, всё, как мне кажется, и есть самая большая абстракция. Это то, чего нет в природе. Это то, что человек добывает из окружающего мира благодаря своей способности к абстрагированию. И это то, благодаря чему человек открывает в себе духовные пласты своего бытия. Открывает, вскрывает их раз за разом, время за временем, поднимаясь или погружаясь в их глубины, путаясь, сбиваясь, застревая в самодовольном покое.
Кандинский и пытается это все понять и объяснить и предостеречь.
Наше восприятие основано вот на таких элементах, простых в исполнении, но очень сложных как комплекс внутренних переживаний, говорит он и своими практическими, и своими теоретическими работами. Можно с ним спорить, можно не соглашать, но не задумываться о законах восприятия после знакомства с творчеством Кандинского уже не получается.
Да, реклама, дизайн и не только они, очень многое в нашей культуре потребления использует, сознательно или интуитивно, те самые законы восприятия, на которые обратил внимание Кандинский. Можно конечно оставаться в неискушенном неведении и позволять другим манипулировать своим восприятием. А можно остановиться перед абстракциями Кандинского и попытаться почувствовать первооснову самого процесса абстрагирования, из которого и рождается наше восприятие искусства и искусственной человеческой среды обитания.