Мне нравятся картины Кандинского. Цепляют.
И ведь есть довольно много людей, которых они не оставляют равнодушными. Но почему? Почему вообще есть художники, картины которых производят впечатление, хотя на них нарисованы только абстрактные фигуры и цветовые пятна?
Известно, что советская эпоха таких художников категорически не признавала. Но вот советский автор Сергей Иванов в 1976 году написал книжку «Формула открытия», посвящённую тому, как появляются новые идеи. И там среди прочего были описаны необычные психологические эксперименты. Эксперименты эти начались ещё тогда, когда было изучено устройство человеческого глаза, и выяснилось, что изображение проецируется на сетчатку в перевёрнутом виде. То есть ребёнок после рождения видит мир перевёрнутым, и только потом уже приспосабливается и начинает видеть его «стоящим на ногах». Психологи решили выяснить, сможет ли точно так же приспособиться к перевёрнутому миру взрослый человек, и что он будет при этом чувствовать. Испытуемые-добровольцы надевали специальные очки с переворачивающими изображение линзами. При этом они испытывали большой стресс, потому что все их давно уже выработанные навыки восприятия, связанные с координацией, с ориентацией в пространстве – все эти навыки ломались и путались, их надо было заново вырабатывать. При этом испытуемые говорили, что
окружающий мир видится им как плоское изображение, которое представляет собой нагромождение линий, плоских фигур и цветовых пятен. Но через некоторое время испытуемые снова начинали видеть мир объёмным, «стоящим на ногах» и хорошо в нём ориентировались.
Видение мира как плоского нагромождения линий, фигур и пятен – это самый базовый уровень чисто чувственного восприятия. Именно так видит мир совсем маленький ребёнок. А уже потом на этом уровне формируется смысловая надстройка: умение воспринимать объём, ориентироваться в пространстве, выучиваются названия и назначения предметов. Однако этот базовый уровень восприятия всё равно есть у любого взрослого человека, хотя он напрямую уже не осознаётся.
Но иногда этот уровень восприятия вдруг обнажается даже без надевания специальных очков. В этой же книжке приведены слова американского психолога Гибсона. Он просто сидел в задумчивости, глядя в одну точку, и вдруг его глазам предстала необычная картина. Если вы посмотрите на свою комнату, говорил он, вы увидите обычную обстановку, где большие предметы выглядят большими, квадратные - квадратными, а горизонтальные – горизонтальными. Теперь взгляните на комнату не как на комнату, а как на нечто, состоящее из свободных пространств или кусочков цветных поверхностей, разделённых контурами. Если вы будете упорны, сцена станет похожа на картинку, которая отличается от обычной обстановки.
Там же приведены слова Рабиндраната Тагора о том, что он испытывал во время написания поэмы:
«Однажды я расхаживал по террасе нашего дома. Солнце зашло, и сияние закатного неба, смешиваясь с бледными сумерками, придавало наступившему вечеру особую привлекательность. Даже стены соседнего дома, казалось, сияли новой красотой. Какая сила совлекла с мира повседневных вещей покров обыденности? И вдруг я увидел, что то была просто красота вечера, вошедшая в меня: в его тенях стушевалось моё Я, и я мог созерцать мир в его истинном облике. И стало так, что ни один человек и ни одна вещь не казались мне обыденными или уродливыми… Я почувствовал, что избавился от каких-то пут лжи, причинявших мне ненужные неудобства и страдания… До того я никогда не замечал игры поверхностей и линий, всегда сопровождавших малейшее движение человека; теперь я был совершенно зачарован их богатством и разнообразием, расцветавшим навстречу мне со всех сторон в каждое мгновенье». И как же это похоже на высказывание самого Кандинского:
«Я был однажды очарован в собственной моей мастерской неожиданным зрелищем. Сумерки надвигались. Я возвращался домой с этюда ещё углублённый в свою работу и мечты о том, как следовало бы работать, как вдруг увидел перед собой прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоящей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоявшая на боку, но теперь я различал на ней предметы. В общем, в тот день мне стало бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам». Это значит, что Кандинский испытывал повышенную потребность, в том, чтобы изображать на картинах тот самый базовый уровень чувственного восприятия. И кто сказал, что художник не имеет права этого делать? В самом деле, ведь художник может построить на этом уровне не стандартную «смысловую надстройку», которая есть у каждого человека, а какую-то другую. Например, он может оставить изображение плоским, состоящим из пятен и линий, но при этом усилить яркость каких-то цветов или резкость линий, передавая таким образом своё эмоциональное отношение к тому что он изображает.
Вот например, "Гора" (сам Кандинский горы любил)
Или художник может быть ещё и теоретиком, и постараться описать влияние цветов и геометрических форм на восприятие человека. Но во всех этих случаях
он опирается на базовый уровень чувственного восприятия, который есть у всех людей, поэтому его работы находят и будут находить эмоциональный отклик. А вот для того, чтобы увидеть окружающий мир на этом базовом уровне, нужны усилия души, нужна большая концентрация и внутренняя свобода. И этим усилием работы великих абстракционистов отличаются от работ разных псевдохудожников, которые думают, что абстрактная живопись – это такой способ не особо себя утруждать: вот нарисовал какие-то кружочки и квадратики – и всё, ты уже художник; и поэтому их картины впечатления не производят. А Картины Кандинского вызывали иногда очень бурную эмоциональную реакцию. Иногда их называют «шизофреническими». Но если вспомнить опять про тот эксперимент с перевёрнутым внешним миром, то вот в книжке Сергея Иванова сказано, что испытуемые выбирались из числа людей психически уравновешенных. Ни на каком учёте у психиатров они не стояли. Но внешний мир всё равно представлялся им очень похожим на картины абстракционистов.
(аудиозапись отправлена)