и в продолжение..
Оксана Черкас "Джазовая вариация"
холст, масло, 70 х 70 см, 2011 г. "Чтобы говорить о картине, надо определиться сначала, что мы на ней видим. И вот здесь для критика и для любого человека, рассматривающего абстрактную живопись, возникает первая трудность: мы не можем сказать, что изображено на картине, все слишком абстрактно. Хорошо, если в хитросплетении линий и форм удается увидеть очертания какого-нибудь предмета, или фигуры, или хотя бы намек на что-то конкретное. Но истинная абстракция как раз состоит в том, чтобы невозможно было найти конкретного предмета, от которого художник абстрагировался. Бывают картины с элементами абстракции, бывают частично или наполовину абстрактные, бывают предметно-абстрактные, когда из совокупности пятен и геометрических форм вдруг возникает образ какого-нибудь существа, а бывают картины полностью абстрактные, в которых нет ничего похожего на реальность.
Как же тогда говорить о картине? Что можно, например, сказать об этой картине Оксаны Черкас «Джазовые вариации»? Если нельзя определиться с тем, что мы видим в самой абстрактной композиции, то надо перейти ко второму этапу: попытаться связать с картиной какие-то мысли, ассоциации, которые приходят в голову. Это уже довольно трудно для восприятия картины, здесь уже надо перейти через некий рубеж, надо уже включать голову и задавать себе вопросы, типа: на что это похоже? Ведь если нет предмета, то какие могут быть мысли! Можно, конечно, быстро сдаться и сказать себе: ну, это не живопись, одна декорация какая-то, давайте мне лучше пейзаж с коровами или портрет в шляпе, вот тогда будет о чем-то поговорить. Но как же великий Кандинский? Как же все эти великие абстракционисты, которых мы знаем из истории живописи и которые стали великими благодаря тому что писали неузнаваемые картины? Это направление давно сформировалось, и все больше и больше художников находят в этих картинах особый духовный мир. Абстрактная живопись – это в первую очередь упражнение для ума, упражнение для воображения. Поверьте, что всегда найдется то, что картина напоминает, какой бы она ни была абстрактной. Название «Джазовая вариация» говорит само за себя - есть в этой композиции что-то джазовое. Оно действительно есть, и чем больше смотришь на картину, тем больше в этом убеждаешься. Это джаз, конгломерат инструментальных звуков, интервалов, мелодий. В картине есть ритм и такт. Так что первую, мыслительную опору мы уже нашли.
Но это еще не все. Теперь надо спросить, какие чувства вызывает у меня картина? Это тоже интересный вопрос, потому что, на первый взгляд, какие тут могут быть чувства, если нет предмета? Какие могут быть чувства от абстрактных понятий «музыка», «джаз», «ритм»? Но в этом-то и состоит главное упражнение – надо научиться вдохновляться самой картиной безотносительно каких-то предметов, безотносительно каких-то понятий. Сила абстрактной живописи состоит в том, что она возжигает эмоции как бы на голом месте, без восприятия конкретных вещей, то есть, как музыка, и без мыслительной деятельности, как поэзия, которую тоже можно понимать как хор понятий. Эмоции – это движение, от английского «эмоушн». Есть ли в этой картине движение? Еще какое! Сильное, разнообразное, лирическое движение. Есть ли в этой композиции единство? Да. Поразительно, но единство в ней присутствует. Посмотрите на картину, и убедитесь в этом сами. Словно сильная рука дирижера мощно управляет всей композицией. И от этого можно придти в экстаз. Вот в чем смысл картины. Испытывать чувства от того, что другие, мыслящие только понятиями и видящие только предметы, ничего не испытывают.
Люди не воспринимают абстракционизм, потому как зациклены на том, что им в картине надо непременно что-то увидеть. Увидели лик, увидели две фигуры, и пошли спокойно к другой картине. Или они хотят непременно наполняться какими-то мыслями: все время допытываются, что хотел сказать художник? что ему взбрело в голову? А на самом деле художник тоже творит по вдохновению, он берется за краски и погружается в процесс творения, и возникает вдохновение, движение, сила, единение с Богом. И это вдохновение, переполненность чувствами, он может затем передать на картине, доведя ее до соответствия своему боговдохновенному состоянию, и зритель затем тоже почувствует это божественное вдохновение, если, конечно, не будет искать в ней визуальные образы или идеи."
http://artsophia.ru/cherkas1.html