С Кандинского в живописи начинается абстракционизм, и не только практически, но и теоретически. В 1910-м год он пишет “Первую абстрактную акварель”.
"Без названия (Первая абстрактная акварель)". 1910 гВ 1912-м году появляется его теоретическое сочинение “О духовном в искусстве”. В 26-м году еще одно теоретическое исследование “Точка и линия на плоскости”. В первой работе он много пишет о цвете, во второй исследует основные элементы рисунка: точку, линию, плоскость.
Для него живопись процесс живой. До той поры пока художник не познает живую суть первоэлементов, живое полотно он создать не сможет. Так считал Василий Васильевич.
“Каждое живое существо находится и непременно должно оставаться по отношению к «верху» и «низу» в стабильном отношении, что может быть перенесено и на ОП (основная плоскость), которая, по сути, тоже живое существо. Объяснить это можно ассоциативно или как приложение к ОП собственных наблюдений. Но необходимо отметить, что факт [осознания] этого существа живым имеет глубокие корни. Для нехудожника это утверждение может звучать чуждо. Однако совершенно определенно, что всякий художник, пусть и неосознанно, ощущает «дыхание» непотревоженной ОП и что он более или менее осознанно чувствует ответственность перед этим существом и осознает, что легкомысленное обращение с ним несет в себе нечто от убийства. Художник «оплодотворяет» эту сущность и знает, как послушно и «благодарно» воспринимает ОП правильные элементы в правильном порядке.
Этот хотя и примитивный, но живой организм превращается благодаря правильному обращению в новый живой организм, не примитивный, а обнаруживающий все качества организма развитого”.“Точка и линия на плоскости”.
Вообще абстрагирование – это процесс познания. Поиск общего, систематизация и обобщение, создание неких отвлеченных понятий, не существующих в природе. Кандинский своими работами, и практическими, и теоретическими, исследует сам этот процесс. Он убирает из живописи предмет, чтобы понять, что есть цвет, точка, линия, плоскость, все то, что является основой живописи и рисунка, с точки зрения нашего абстрактного восприятия. Как и откуда появляется сам этот процесс абстрагирования? Из каких внутренних психических элементов он состоит?
Ведь понятия цвета и формы – это не предметные понятия, это понятия абстрактные. Т.е. чтобы выделить красный, синий, желтый цвет,… круглую, квадратную, треугольную форму… надо было отвлечься от предмета. Цвета в языках разных народов появлялись очень медленно. Из каких таких внутренних переживаний, из каких таких внутренних надобностей возникали они?
Напряжение, сила, направление, тепло, холод,… Кандинский использует первичные психические состояния, чтобы описать восприятие цвета и формы, а позже точки, линии и плоскости. Он уверен, что подобные исследования приведут со временем к возникновению новой живописи – живописи чистого восприятия. Понять первооснову, чтобы лучше понимать друг друга.
Белый и черный цвет,… может ли быть что-то более противостоящее друг другу. Черный цвет – традиционно траурный цвет для нашей европейской культуры. Белый – цвет траура для восточных культур. Кажется несоединимо. Но и белый, и черный цвет – цвет беззвучный. И там, и там молчание. В черном – молчание окончательной завершенности, в белом – молчание нового рождения. Отыскивая внутри себя состояние молчания как тишины и как завершенности можно не только интеллектуально, можно чувственно понимать и познавать других. В этом видел назначение живописи Кандинский.
Нет, от предметного искусства он не отказывался. Но и предметная живопись, пройдя этап чистого абстрагирования своих средств и форм, заговорит со зрителем по-другому. Так считал Василий Кандинский.
Он искал законы, которым подчинена живопись. Есть очень большое сходство между законами природы и законами живописи, но…
“… из сходства не следует делать ложных выводов: различие между природой и живописью заключается не в основных законах, а в материале, подчиненном этим законам. И основные свойства различного в обоих случаях материала нельзя оставить без внимания: известный ныне простейший природный материал – клетка – находится в постоянном, реальном движении, и, напротив, простейший элемент живописи – точка – не знает движения, и являет собой полный покой”. “Точка и линия на плоскости”.