Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 20:03

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 67 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 04:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 09:25
Сообщения: 328
Откуда: Благовещенск
Любовь моя! Китежанка, Белорученька-Чернокнижница, Та, что «передашь одной ломанной тонкой линией», Красота, Белая ночь русской поэзии – вот как именовали Анну Андреевну Ахматову современники. Почти все поэты-серебряники писали посвящения этой своей коллеге по цеху. Много и долго можно говорить о ней их словами, но не хочется. Есть в Ахматовой одна магическая для меня черта – свойство и родство со всем к чему прикасалась. И я, к стыду своему, ее присвоила. Давно.
Для меня лично, стихи Анны Андреевны это поэзия живого женского лица. Если угодно, сама воспетая женственность, любящая и лелеющая в себе это игристое начало. Оттого, верно стихи ее так просты и безыскусно царственны слова – сразу на ум: «…И мы сбережём тебя, русская речь//Великое русское слово…».
Не раз и не два, читая Ахматовские стихи со сцены, ловила себя на почти зрительном ощущении: в комнату с пышно разряженными гостями входит очень скромно одетая тонкая женщина и все присутствующие неожиданно для самих себя встают с мест, приветствуя ее. Да и как можно не вскочить, не оставить себя мишурных и жалких, когда Она пришли говорить о великом в Тебе? Пришла говорить с той же безыскусной простотой, с какой говорила о Пушкине:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.


Или вот знаменитое вочеловечевание Музы в периоды тяжких переживаний, безвременья, тоски, «сиплости голоса».

Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.
Я долго её просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: "Ведь здесь могила,
Как ты можешь ещё дышать?"
Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей.
Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила её одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в её страну.


И какое-то особенно отстранённое размышление над таинством любви, движение к пределам ее, физическое предчувствие открытия.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна
.

И прав-прав тысячу раз прав Блок, говоря о ней: «Она пишет стихи как бы перед мужчиной, а надо как бы перед Богом». Но что же было делать ей, если даже Бог казался вполне человеком, не единожды который «не спас». Любовная лирика ее почти всегда трагична и прощальна, но как могла она быть другой, если реальность ее – свершившийся прыжок (падение?) страны из уютной образной женственности в чудовищную, крушащую все на пути мужскую эпоху войны, разлома, разлада, обесцененности, безжизненности и в конечном итоге всеобщей бездомности – диктовала чужеродные, бессмысленные в своей жестокости правила? И била, била, била….
Ахматова была самой чужой из всех чужих, поскольку, не отступая от себя ни на йоту, продолжала говорить в перевернутой с ног на голову стране своей о совести, о человечности и все той же духовности.
Мне, теперешней, случается бывает очень стыдно за свою страну, когда читаю письма В.Э. Мейрхольда о том как били его в застенках; или мытарствах и убийстве отца Павла Флоренского до последнего дня работавшего над созданием теории электричества в лагерных застенках и убитого просто так… как не посмеет убить человек меньшего брата… Спасает из этой тошнотворной боли раскаяния и вины только послевоенное «победное» Ахматовское четверостишие, которое шепчу себе как молитву:
Вспыхнул над молом первый маяк,
Других маяков предтеча,—
Заплакал и шапку снял моряк,
Что плавал в набитых смертью морях
Вдоль смерти и смерти навстречу.


От одиночества лечит вот это:

Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни
На краешке окна и духота кругом,
Когда закрыта дверь, и заколдован дом
Воздушной веткой голубых глициний,
И в чашке глиняной холодная вода,
И полотенца снег, и свечка восковая
Горит, как в детстве, мотыльков сзывая,
Грохочет тишина, моих не слыша слов, —
Тогда из черноты рембрандтовских углов
Склубится что-то вдруг и спрячется туда же,
Но я не встрепенусь, не испугаюсь даже.
Здесь одиночество меня поймало в сети.
Хозяйкин черный кот глядит, как глаз столетий,
И в зеркале двойник не хочет мне помочь.
Я буду сладко спать. Спокойной ночи, ночь.


Говорить-не переговорить об Анне Андреевне Ахматовой никогда. Вспоминать мой любимый Фонтанный дом (флигель Шереметьевского дворца), мысленно возвращаться туда, проходя как Она со стороны Мойки (не любила со стороны Литейного) через арку Шереметьевского дворца на ограде которого невидимая волшебная надпись по латыни: «DEUS CONSERVAT OMNIA ("Бог сохранит всех"). Рассматривать убранство дома – поражающая бытовая нищета на фоне недосягаемого величия духа! – фотографические снимки ее, знаменитый абажур и куклы, куклы, куклы – тряпичные подарки Оленьи Глебовой-Судейкиной (подруги А.А.), одной из первых красавиц Петербурга, умершей в Париже от голода (официальная версия от туберкулеза).
Для меня ассоциативно и глубоко лично фигура Анны Андреевны – это фигура Пастернаковской Магдалины, доросшей и переросшей Его воскрешение, вот из этого страшного:
«…Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту».
Интересно, могла ли знать Анна Андреевна при жизни скольких людей оставить она жить своими стихами? Вряд ли. И за это, как за многое другое мысленно пошлю ей за Флегетон – Любовь моя!

_________________
Легкий огонь над кудрями пляшущий: дуновение, вдохновение!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 04:13 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 808
Откуда: Челябинская область
Воспоминания Корнея Чуковского об Анне Ахматовой:
http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/akhmatova.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 07:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Но почему "за Флегетон"?

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 07:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Реквием. История создания
Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в 1938—1940 годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла (в частности, Лидии Чуковской). Поэма существовала лишь в памяти самых близких лиц, заучивавших строфы из нее наизусть.
В 1960-е гг. «Реквием» начал распространяться в самиздате. В 1963 году один из списков поэмы попал за границу, где впервые был опубликован полностью (мюнхенское издание 1963 г.).

Обложка первого издания книги А. Ахматовой «Реквием» (Мюнхен: Т-во зарубежных писателей, 1963). Дом русского зарубежья им. А.Солженицына (Москва)
В очерке известного прозаика Б. К. Зайцева, напечатанном в газете «Русская мысль», говорится:
На днях получил из Мюнхена книжечку стихотворений, 23 страницы, называется «Реквием»… Эти стихи Ахматовой — поэма, естественно. (Все стихотворения связаны друг с другом. Впечатление одной цельной вещи.) Дошло это сюда из России, печатается «без ведома и согласия автора» — заявлено на 4-й странице, перед портретом. Издано «Товариществом Зарубежных Писателей» (списки же «рукотворные» ходят, наверное, как и Пастернака писания, по России как угодно)… Да, пришлось этой изящной даме из Бродячей Собаки испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину «Окаянные дни» (Бунин)… Я-то видел Ахматову «царскосельской веселой грешницей», и «насмешницей», но Судьба поднесла ей оцет Распятия. Можно ль было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых? <…> Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое? Воистину «томов премногих тяжелей». Написано двадцать лет назад. Останется навсегда безмолвный приговор зверству.

Полный текст «Реквиема» был опубликован лишь в 1987 году в Перестройку, в журналах «Октябрь» № 3 и «Нева» № 6. Теперь поэма входит в общеобязательную школьную программу.
....... . https://ru.wikipedia.org/wiki/Requiem_&#40;поэма)
Свернуть
Ссылка внутри спойлера, почему-то, не корректно работает. В общем, смотрите Реквием Анна Ахматова в wikipedia.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 09:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 июн 2010, 09:25
Сообщения: 328
Откуда: Благовещенск
quagga писал(а):
Но почему "за Флегетон"?


А потому что поэт всегда должен быть неподалеку от своего читателя :yaz-yk: :-)

Не мудрено, что похоронным звоном
Звучит порой мой непокорный стих
И что грущу. Уже за Флегетоном
Три четверти читателей моих.
А вы, друзья! Осталось вас немного, -
Мне оттого вы с каждым днем милей...
Какой короткой сделалась дорога,
Которая казалась всех длинней.

_________________
Легкий огонь над кудрями пляшущий: дуновение, вдохновение!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 11:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Tama, :uch_tiv:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 11:37 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Цитата:
Холодком лунного света и нежной, мягкой женственностью веет от стихов Ахматовой. В ее стихах нет солнечности, нет яркости, но они странно влекут к себе, манят какой-то непонятной недоговоренностью и робкой тревогой.
писал Н.В.Недоброво.
Его статья "Анна Ахматова":
http://www.akhmatova.org/articles/nedobrovo.htm
Михаил Кралин "Победившее смерть слово"
Анна Ахматова и Николай Недоброво:
http://www.akhmatova.org/bio/kralin/kralin02.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 12:57 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Тама, Людмила, спасибо.@->--

А мне очень сложно говорить о поэзии. Это она всегда говорит обо мне. О том, что там внутри невидимо и неслышимо, но живо и активно. Двигается, бурлит, горит, стонет, тихо жалуется, расцветает радостью, сворачивается скорбью, затихает нежностью… Что это?... это я?... или это то, посредством чего вырывается в мир, и внутренний, и внешний, моя жизнь? Магия поэзии в том, что ты одновременно и видишь эту жизнь, и живешь ею.

Две… два поэта очень важны оказались для меня в таком вот видении-проживании: Марина Цветаева и Анна Ахматова. Разные, очень, и от этого дороги обе.
Поэзия Цветаевой словно эмоциональный огонь страсти. Согреть, осветить, но и сжечь до нестерпимой боли, до конца, до пепла. Поэзия Ахматовой вода чувств. Омыть, увлечь в глубину, сохранить и вновь воскреснуть.

Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.


Это Пастернак. В ту пустоту от смерти до воскресенья от шагнуть не посмел, а Ахматова смогла, шагнула. Ее Реквием об этой пустоте.

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари...
........................ Ночь.


Ахматова выросла у моря. Вода была ее стихией. Она вспоминала, что плавала в любую погоду, и в шторм, и в штиль, и очень подолгу. Она не боялась утонуть. Она знала, это ее мир, она в нем не утонет, какие бы силы не раскачивали его.
Между Цветаевой и Ахматовой ковалась и моя душа. Из огня в воду и снова в огонь. Можно ли по-другому обрести себя?
Королевское величие Ахматовой в этом. Во внутренней опоре, вдоль которой струится вода и бушует огонь. Она не имела вещей, хотя и ценила их. Все раздавала, не взирая на редкость и ценность подарков. Она ни с чем во внешнем мире себя не идентифицировала. Ни к чему себя не привязывала. Все ее точки опоры были внутри. Она могла на них встать и осмотреться, чтобы описать все то, что было и есть во всех нас.

“В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
- А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом”.

Она смогла.

Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.

И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.

И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
(Как ни упрашивай его
И как ни докучай мольбою):

Ни сына страшные глаза -
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук -
Слова последних утешений.


Изображение
Н. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой, 1914 год. Русский музей

Изображение

Памятник А. Ахматовой на набережной Робеспьера в Санкт-Петербурге. Скульптор Г. В. Додонова, архитектор В. А. Реппо. 2006

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 13:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Анна Ахматова фото и не только:

http://www.pravmir.ru/anna-axmatova-gal ... etov-foto/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 14:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Понятные стихи. Наверное, есть и другие, которые станут понятными..
Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей?
Зачем улыбаешься ты
Мне с неба внезапной зарницей?

Не мучь меня больше, не тронь!
Пусти меня к вещим заботам...
Шатается пьяный огонь
По высохшим серым болотам.

И Муза в дырявом платке
Протяжно поет и уныло.
В жестокой и юной тоске
Ее чудотворная сила.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 16:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 20:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Александр Геннадьевич ! Форумчане. Хотела БЫ сегодня позвонить на автоответчик, но , увы, не получается . Поэтому ЗДЕСЬ. Сказать что-либо об ААА не получается. Слишком много всего. И слишком субъективно, дорого. Поэтому решила открыть ЧЕРНЫЙ ТОМ Ахматовой наугад. И открылось мое любимое.


Вот.

А в книгах я последнюю страницу
Всегда любила больше всех других,—
Когда уже совсем неинтересны
Герой и героиня, и прошло
Так много лет, что никого не жалко,
И, кажется, сам автор
Уже начало повести забыл,
И даже «вечность поседела»,
Как сказано в одной прекрасной книге,
Но вот сейчас, сейчас
Всё кончится, и автор снова будет
Бесповоротно одинок, а он
Еще старается быть остроумным
Или язвит — прости его Господь! —
Прилаживая пышную концовку,
Такую, например:
...И только в двух домах
В том городе (название неясно)
Остался профиль (кем-то обведенный
На белоснежной извести стены),
Не женский, не мужской, но полный тайны.
И, говорят, когда лучи луны —
Зеленой, низкой, среднеазиатской —
По этим стенам в полночь пробегают,
В особенности в новогодний вечер,
То слышится какой-то легкий звук,
Причем одни его считают плачем,
Другие разбирают в нем слова.
Но это чудо всем поднадоело,
Приезжих мало, местные привыкли,
И, говорят, в одном из тех домов
Уже ковром закрыт проклятый профиль.

25 ноября 1943

Очень любила. Да и сейчас люблю. ВСЕХ с РОЖДЕСТВОМ ! Будьте счастливы ! ) :p_a-r_t_y:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 22:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Людмила, жаль...в эфире об Ахматовой вашего участия нам всем будет не хватать.
Вам также, предпраздничного настроения!)


Последний раз редактировалось Molli 25 дек 2014, 22:39, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 22:21 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Людмила, отправьте номер своего телефона в ЛС Александру Геннадиевичу. Вам перезвонят из студии и Вы поучаствуете в прямом эфире.
Ну, действительно, жалко же, если эфир об Ахматовой без Вас пройдет.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 дек 2014, 22:36 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Присоединяюсь к просьбам! Людмила, услышать ваш глубокий голос, читающий Ахматову, рассказывающий о ней - было бы подарком)) Тем более - интригующее внешнее сходство с А.А.А...

***
Я к последним темам мало успеваю что прочесть и перечесть.. Ахматову нежно люблю и полюбила сразу, как только нашла перепечатанные старшей сестрой на машинке стихи из первых её сборников "Вечер" и "Чётки"..
Когда никого не было дома, наряжалась в длинное платье, набрасывала на плечи бабушкину шаль и декламировала стихи про перепутанные перчатки :hi_hi_hi:
Завораживают ахматовские движения чувств, они змеятся, тают, вновь поднимают голову и пронзают того, к кому обращены стихи, ледяным упрёком недосягаемой королевы, перетекают в иронию и.. манят ускользающей тайной...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 67 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 54


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.141s | 18 Queries | GZIP : On ]