Если говорить о символическом плане, то, может, маленький, ошпаренный цыбукинскими грехами Никифор - как бы... младенец Иисус Христос?
А Липа с матерью Прасковьей - с их кроткими душами - сродни Деве Марии? Оттого они и не люди как бы, а "из мира ангелов" (как пишет выше Виктор)
Кипяток, который явился причиной гибели младенца - клокочущие страсти. В тексте о бушующей Аксинье:
Цитата:
— Ну, ба-а-ба! — говорили у ворот. — Вот так ба-а-ба! Расходилась — страсть!
(Выше о символе "кипяток - бурление чувств" и Катя пишет)
Библейская тема в повести возникает в словах Елизарова (Костыля):
Цитата:
Вы, говорю, купец первой гильдии, а я плотник, это правильно. И святой Иосиф, говорю, был плотник. Дело наше праведное, богоугодное, а ежели, говорю, вам угодно быть старше, то сделайте милость, Василий Данилыч. А потом этого, после, значит, разговору, я и думаю: кто же старше? Купец первой гильдии или плотник? Стало быть, плотник, деточки! Костыль подумал и добавил:
— Оно так, деточки.
Кто трудится, кто терпит, тот и старше.
Это и чеховские мысли: Антон Павлович уважал человека трудящегося и считал, что труд нравственно полезен человеку.
В рассказе верх-низ часто меняются местами: Липа с матерью - на самом дне жизни (у них самая низкооплачиваемая работа - подёнщицы), а душой они чище и выше тех, кто над ними в жизни "старший". Небесная высь в повести часто сопутствует образу Липы. И когда она в сарае спит с матерью (выше этот отрывок о небе цитирует Женя)И когда Липа в безутешном горе несёт трупик младенца из больницы:
Цитата:
На небе светил серебряный полумесяц, было много звезд. Липа не помнила, как долго она сидела у пруда, но когда встала и пошла, то в поселке все уже спали и не было ни одного огня. До дома было, вероятно, верст двенадцать, но сил не хватало, не было соображения, как идти; месяц блестел то спереди, то справа, и кричала всё та же кукушка, уже осипшим голосом, со смехом, точно дразнила: ой, гляди, собьешься с дороги! Липа шла быстро, потеряла с головы платок... Она глядела на небо и думала о том, где теперь душа ее мальчика: идет ли следом за ней или носится там вверху, около звезд, и уже не думает о своей матери? О, как одиноко в поле ночью, среди этого пения, когда сам не можешь петь, среди непрерывных криков радости, когда сам не можешь радоваться, когда с неба смотрит месяц, тоже одинокий, которому всё равно — весна теперь или зима, живы люди или мертвы...
А вот о перевёртышах "верх-низ" ещё в тексте:
Цитата:
быть может, им примерещилось на минуту, что в этом громадном, таинственном мире, в числе бесконечного ряда жизней и они сила, и они старше кого-то; им было хорошо сидеть здесь наверху, они счастливо улыбались и забыли о том, что возвращаться вниз все-таки надо.