Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 23:18

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 286 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 20  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 11:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 янв 2015, 23:56
Сообщения: 113
Откуда: Краснодар
quagga писал(а):
На ощущении. Эта мысль: "всё мыслит!"- появилась у меня на основе ощущения. Подтверждение моему ощущению, которое я условно назвала "всё мыслит!" я нахожу в мыслях и образах других людей.

Есть такая поговорка - мечтать не вредно. Только объяснение таких вещей нельзя строить на ощущениях. Должен быть какой-то более "твердый" фундамент. Конечно, каждый волен думать всё, что угодно (мечтать), только это есть лишь мнение и не более того.
Цитата:
Например, мыслящий океан в "Солярисе" Лема. Итак, я фиксирую своё ощущение (некий возникший у меня образ) в некоторых пределах (то есть контролирую своё воображение), и направляю его к встрече с родственными образами (из литературы), объединяю его с другими образами, чтобы он стал полнее, понятнее..Мысль- это контролируемое и направленное воображение

Тогда я и вас позволю себе попросить выполнить мою просьбу, которую я только что сформулировал для Molli. А пока я вижу только плоды эмоций.

_________________
Во всем мне хочется дойти до самой сути (Б. Пастернак)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 12:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Сергей Иванович писал(а):
Molli писал(а):
так или иначе, но вас посетила мысль)
а что именно вы ответили, это уже другой вопрос.

Нет, это не есть "посещение мысли", а получение информации, посредством наших органов чувств. Затем мы её обрабатываем (мышление) и эта обработка, процесс которой я описывал выше, и есть наши мысли. Мысль сама по себе перемещаться не может.
Если у вас другое мнение, то опишите, пожалуйста, ваше понимание самого механизма "посещения мысли".

"посетила мысль" -это образное конечно выражение, понятно, что у мысли есть автор.

так чем вам всё-таки не нравится такая формулировка? "Мысль — это самонаправленное и контролируемое воображение."
что именно вас смущает, какое из этих слов не нравится?) самонаправленное, контролируемое или воображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 13:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 14:30
Сообщения: 419
Откуда: Челяб.обл.
http://www.vevivi.ru/best/Prichinno-sle ... 77316.html Философский принцип всеобщей связи
Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое,— цепи, в своем глубинном основании нигде не разорванной, хотя материя и дискретна: все взаимодействует со всем. В истории даже существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не «побеспокоив» всего мироздания. Вселенная, по Г. Лейбницу, есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии. Объединяющая все предметы и процессы в единое целое связь носит всеобщий характер. В бесконечной «паутине» отношений и связей — жизнь мира.
Это своего рода нити, которыми все скрепляется, прервите их — и все рассыплется в неупорядоченный хаос. Принцип отношения, связи является адекватным отражением организованности мира и образующих его систем, одним из фундаментальных мировоззренческих и методологических принципов, на котором строится все категориальное здание философии. Суть его заключается в том, что в нем выражается материальность мира, обусловливающая связь всего со всем, в том числе и между различными формами движения материи, то есть «во главу угла» этого принципа поставлено материальное единство мира.
Обычно связь определяют как глубинное, атрибутивное свойство материи, заключающееся в том, что все предметы и явления находятся в бесконечно многообразной зависимости, в различных отношениях друг к другу. Иными словами, понятие связи есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Отношение же определяют чаще всего как одну из форм, момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов. В самом деле, все бытийствует как бы в двух ипостасях: как существующее «само по себе» и как существующее «для других», в отношении к другим. Существующие отношения весьма многообразны: это отношения равенства и неравенства, субординации и координации, целого и части и т. д. Перечисленные виды отношений носят универсальный характер, как бы скрывая под собой глубинную, сущностную связь явлений, например, отношение части и целого является выражением функциональной связи. Среди всех видов отношений наиболее универсальный характер имеет отношение зависимости, потому что даже то, что на первый взгляд кажется независимым от окружающего, в конечном счете все-таки от него зависит. И само это окружающее, будучи «безразличным» к, казалось бы, существующему независимо, так или иначе ходом своего развития или изменения оказывает непосредственное или опосредствованное влияние на него, выступая непосредственной или, напротив, опосредствованной причиной изменения его состояния.
Наряду с многообразными отношениями существуют и многообразные типы и виды связей. Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи. С точки зрения различных форм движения материи в области неорганической природы существуют механические, физические и химические связи, предполагающие взаимодействие либо через различные поля, либо путем непосредственного контакта. В кристалле — этом ансамбле атомов — отдельный атом не может колебаться независимо: малейшее его смещение отзывается на других. Колебания частиц твердого тела могут быть только коллективными. В живой природе существуют более сложные связи — биологические, которые выражаются во внутриорганизменных, внутривидовых и межвидовых отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. В общественной жизни связи еще более усложняются, образуются производственные, распределительные, классовые, семейные, межличностные, национальные, государственные и прочие отношения. Однако связи существуют не только между предметами в пределах данной формы движения, но и между всеми его формами, как бы образуя единый «клубок». К примеру, в неорганическом мире действует связь притяжения и отталкивания. В обществе же эта связь действует в сложно опосредствованной форме, будучи подчиненной социальным законам жизни людей и потому как бы преобразованной в иное качество — как, например, симпатия и антипатия, межличностная совместимость и несовместимость. Кроме того, существуют такие формы связей, как внутренние и внешние, непосредственные и опосредствованные, функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и случайные, причинно-следственные и т. д. Эти формы связи выделяются в зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Так, человеческий организм можно рассматривать с точки зрения и функциональных связей, и генетических, и внутренних, и внешних. Связи могут быть односторонними, двусторонними и многосторонними. Если, например, функциональная связь принадлежит к числу многосторонних связей, то генетическая связь суть связь односторонняя, развивающаяся всегда от прошлого к будущему.
Любая форма связи всегда имеет свое определенное основание, которое делает ее необходимой или случайной, постоянной или временной. Таким образом, основание есть существенное объективное условие, обеспечивающее образование и существование той или иной связи. Так, гравитационные свойства систем обусловливают силовую связь космических объектов; заряд ядра атома — связь в системе элементов; потребности и интересы служат основанием связи людей в обществе.
Человек своей деятельностью опосредствует существующие в природе связи и отношения предметов и процессов. При этом его воздействие на природу зачастую имеет своим отдаленным следствием негативный результат. В этом проявляется то, что человек не всегда в состоянии учесть все существующие в природе связи и отношения, выделяя в своей деятельности только те, которые имеют непосредственное отношение к целям этой деятельности. Таким образом, сознательно или бессознательно человек нарушает именно всеобщую связь явлений и процессов. Например, вырубка лесов ведет к уменьшению количества птиц, а это, в свою очередь, вызывает увеличение числа сельскохозяйственных вредителей. Истребление лесов сопровождается обмелением рек, эрозией почвы и тем самым снижением урожая. В мире не случается ничего, что не стояло бы в связи с целым; и если показания опыта являются нам только в изолированном виде, если наше созерцание указывает нам на изолированные факты, то это не значит, что они и существуют изолированно, и вопрос заключается только в том, как найти связь этих феноменов и какова природа этой связи.
Понятие связи является одним из центральных понятий диалектического материализма. С его помощью обосновываются принципы развития и причинности, понятия причинности, закона и системы, борьбы противоположностей и взаимосвязи количественных и качественных изменений. Дальнейшим уточнением принципа всеобщей связи является понятие взаимодействия.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 13:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 янв 2015, 23:56
Сообщения: 113
Откуда: Краснодар
Molli писал(а):
так чем вам всё-таки не нравится такая формулировка? "Мысль — это самонаправленное и контролируемое воображение."
что именно вас смущает, какое из этих слов не нравится?) самонаправленное, контролируемое или воображение

Я же говорил - не вижу механизма этого действа. Поэтому просил описать ваше его понимание.

_________________
Во всем мне хочется дойти до самой сути (Б. Пастернак)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 13:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 янв 2015, 23:56
Сообщения: 113
Откуда: Краснодар
Александр Шмидт писал(а):
http://www.vevivi.ru/best/Prichinno-sledstvennye-svyazi-ref77316.html Философский принцип всеобщей связи
......................
Суть его заключается в том, что в нем выражается материальность мира, обусловливающая связь всего со всем, в том числе и между различными формами движения материи,...


Сказано, как всегда, много, но по сути ничего конкретного. Так, всё вокруг да около. Ну, что, к примеру, означает - ...материальность мира, обуславливающая связь...? Хотя автор говорит о сути, но её-то как раз тут и нет. В чем суть связи, обусловленной материальностью мира?

_________________
Во всем мне хочется дойти до самой сути (Б. Пастернак)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 13:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Сергей Иванович писал(а):
Molli писал(а):
так чем вам всё-таки не нравится такая формулировка? "Мысль — это самонаправленное и контролируемое воображение."
что именно вас смущает, какое из этих слов не нравится?) самонаправленное, контролируемое или воображение

Я же говорил - не вижу механизма этого действа. Поэтому просил описать ваше его понимание.

а какой "механизм" может быть к примеру, у идеи?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 13:42 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Сергей Иванович писал(а):
Уж не та ли это Селена, с которой я общался много лет назад на mail.ru ?

Не, Сергей Иванович, это не я была. :ne_vi_del: Это другая Селена. Я на mail.ru только с родными и друзьями общаюсь (иногда, когда нет возможности в реале встретиться)

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 14:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 янв 2015, 23:56
Сообщения: 113
Откуда: Краснодар
Molli писал(а):
Сергей Иванович писал(а):
Molli писал(а):
так чем вам всё-таки не нравится такая формулировка? "Мысль — это самонаправленное и контролируемое воображение."
что именно вас смущает, какое из этих слов не нравится?) самонаправленное, контролируемое или воображение

Я же говорил - не вижу механизма этого действа. Поэтому просил описать ваше его понимание.

а какой "механизм" может быть к примеру, у идеи?

Я ведь описывал своё понимание. Вот хотелось узнать ваше, коли вы не принимаете моего.

_________________
Во всем мне хочется дойти до самой сути (Б. Пастернак)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 14:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Сергей Иванович писал(а):
Тогда я и вас позволю себе попросить выполнить мою просьбу, которую я только что сформулировал для Molli. А пока я вижу только плоды эмоций. Вы можете описать сам процесс самонаправленного и контролируемого воображения?

Прежде чем совершить какое-то действие на практике, в своём воображении я создаю проект этого действия. Мне нужно, например, встать из-за стола, за которым я сижу у компьютера, пересечь комнату и выйти в коридор. И я прохожу весь этот путь вначале в своём воображении, основываясь на воспоминаниях о прошлых удачных попытках, когда я пересекала свою комнату, ни разу не споткнувшись и разумно предпочтя дверь стене. В данный момент у меня есть одна цель, и она чисто практическая- выйти в коридор. Во имя успешного её осуществления я контролирую своё воображение, не позволяя ему заниматься разными отвлечёнными вопросами и чётко называю вещи своими именами: тёмный прямоугольник меньшего размера на светлом, большего размера- это "дверь в стене". Через неё выходят. Пройдя через этот тёмный прямоугольник, я несомненно, попаду в коридор- ведь так уже было со мной не раз и не два! Вот я встаю и.. тут приходит, неожиданная и непрошеная, посторонняя мысль. Она очень расплывчатая, бесформенная и больше всего похожа на смутное воспоминание.. О чём? Не понимаю.. Не знаю и знать не хочу! Я твёрдыми шагами иду по намеченному пути и непрошеная мысль тает без следа.. Я, кажется, позволила себе допустить сомнение в том, что моё чёткое представление о дверях и об их назначениях- не обладает всеохватной полнотой??
Советский автор Сергей Иванов в 1976 году написал книжку «Формула открытия», посвящённую тому, как появляются новые идеи. И там среди прочего были описаны необычные психологические эксперименты. Эксперименты эти начались ещё тогда, когда было изучено устройство человеческого глаза, и выяснилось, что изображение проецируется на сетчатку в перевёрнутом виде. То есть ребёнок после рождения видит мир перевёрнутым, и только потом уже приспосабливается и начинает видеть его «стоящим на ногах». Психологи решили выяснить, сможет ли точно так же приспособиться к перевёрнутому миру взрослый человек, и что он будет при этом чувствовать. Испытуемые-добровольцы надевали специальные очки с переворачивающими изображение линзами. При этом они испытывали большой стресс, потому что все их давно уже выработанные навыки восприятия, связанные с координацией, с ориентацией в пространстве – все эти навыки ломались и путались, их надо было заново вырабатывать. При этом испытуемые говорили, что окружающий мир видится им как плоское изображение, которое представляет собой нагромождение линий, плоских фигур и цветовых пятен. Но через некоторое время испытуемые снова начинали видеть мир объёмным, «стоящим на ногах» и хорошо в нём ориентировались. Видение мира как плоского нагромождения линий, фигур и пятен – это самый базовый уровень чисто чувственного восприятия. Именно так видит мир совсем маленький ребёнок. А уже потом на этом уровне формируется смысловая надстройка: умение воспринимать объём, ориентироваться в пространстве, выучиваются названия и назначения предметов. Однако этот базовый уровень восприятия всё равно есть у любого взрослого человека, хотя он напрямую уже не осознаётся.
viewtopic.php?p=102241#p102241

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Последний раз редактировалось quagga 06 фев 2015, 14:35, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 14:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Сергей Иванович писал(а):
Molli писал(а):
Сергей Иванович писал(а):
Molli писал(а):
так чем вам всё-таки не нравится такая формулировка? "Мысль — это самонаправленное и контролируемое воображение."
что именно вас смущает, какое из этих слов не нравится?) самонаправленное, контролируемое или воображение

Я же говорил - не вижу механизма этого действа. Поэтому просил описать ваше его понимание.

а какой "механизм" может быть к примеру, у идеи?

Я ведь описывал своё понимание. Вот хотелось узнать ваше, коли вы не принимаете моего.

Сергей Иванович, приведите пожалуйста свою цитату, что именно, вы называете мыслью.
про "механизмы" попозже.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 14:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 14:30
Сообщения: 419
Откуда: Челяб.обл.
Материя в философии довольно-таки необычно рассматривается в диалектическом материализме. В данном случае понятие о ней не сильно связывают с вопросами о ее структуре и строении. В диалектическом материализме присутствуют два суждения, которые перечат основной концепции материи философии: - не все проявления материи даны в ощущениях; - материю можно определить через сознание, причем решающую роль в этом соотношении будет играть именно сознание. В защиту диалектического материализма: - в ощущениях материя дается не только непосредственно, но и опосредованно. Человек не может воспринимать ее полностью, так как ограничен в своей чувствительной способности; - материя в философии бесконечна и является самодостаточной. В силу этого она не нуждается в самосознании. Понятие материи как некой объективной реальности в диалектическом материализме характеризует ее единственной субстанцией, которая имеет множество свойств, своих законов строения, развития, движения, а также функционирования.- Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/33067/materiya-v-filosofii


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 15:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 ноя 2014, 14:30
Сообщения: 419
Откуда: Челяб.обл.
Причинно-следственные связи
Текст работы:


смотреть на рефераты похожие на "Причинно-следственные связи"
Содержание:

Введение. 2
Философский принцип всеобщей связи 2
Понятие взаимодействия 3

Причинно-следственные связи. 5
Принцип причинности. Причинно-следственные связи. 5
Случайность и необходимость. Возможность и действительность. 8
Причинность и время. 9
Причинность и взаимодействие. 10
Виды причинно-следственных отношений. 11

Концепция детерминизма. 12
Детерминизм и индетерминизм. 12
Объективная целесообразность. 15
Причинность и развитие. 16

Заключение. 17

Список использованной литературы: 18
Введение.

Философский принцип всеобщей связи
Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое,— цепи, в своем глубинном основании нигде не разорванной, хотя материя и дискретна: все взаимодействует со всем. В истории даже существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не «побеспокоив» всего мироздания. Вселенная, по Г. Лейбницу, есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии. Объединяющая все предметы и процессы в единое целое связь носит всеобщий характер. В бесконечной «паутине» отношений и связей — жизнь мира.
Это своего рода нити, которыми все скрепляется, прервите их — и все рассыплется в неупорядоченный хаос. Принцип отношения, связи является адекватным отражением организованности мира и образующих его систем, одним из фундаментальных мировоззренческих и методологических принципов, на котором строится все категориальное здание философии. Суть его заключается в том, что в нем выражается материальность мира, обусловливающая связь всего со всем, в том числе и между различными формами движения материи, то есть «во главу угла» этого принципа поставлено материальное единство мира.
Обычно связь определяют как глубинное, атрибутивное свойство материи, заключающееся в том, что все предметы и явления находятся в бесконечно многообразной зависимости, в различных отношениях друг к другу. Иными словами, понятие связи есть общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Отношение же определяют чаще всего как одну из форм, момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов. В самом деле, все бытийствует как бы в двух ипостасях: как существующее «само по себе» и как существующее «для других», в отношении к другим. Существующие отношения весьма многообразны: это отношения равенства и неравенства, субординации и координации, целого и части и т. д. Перечисленные виды отношений носят универсальный характер, как бы скрывая под собой глубинную, сущностную связь явлений, например, отношение части и целого является выражением функциональной связи. Среди всех видов отношений наиболее универсальный характер имеет отношение зависимости, потому что даже то, что на первый взгляд кажется независимым от окружающего, в конечном счете все-таки от него зависит. И само это окружающее, будучи «безразличным» к, казалось бы, существующему независимо, так или иначе ходом своего развития или изменения оказывает непосредственное или опосредствованное влияние на него, выступая непосредственной или, напротив, опосредствованной причиной изменения его состояния.
Наряду с многообразными отношениями существуют и многообразные типы и виды связей. Типы связей определяются в зависимости от уровня организации материи. С точки зрения различных форм движения материи в области неорганической природы существуют механические, физические и химические связи, предполагающие взаимодействие либо через различные поля, либо путем непосредственного контакта. В кристалле — этом ансамбле атомов — отдельный атом не может колебаться независимо: малейшее его смещение отзывается на других. Колебания частиц твердого тела могут быть только коллективными. В живой природе существуют более сложные связи — биологические, которые выражаются во внутриорганизменных, внутривидовых и межвидовых отношениях особей, а также в их отношениях с внешней средой. В общественной жизни связи еще более усложняются, образуются производственные, распределительные, классовые, семейные, межличностные, национальные, государственные и прочие отношения. Однако связи существуют не только между предметами в пределах данной формы движения, но и между всеми его формами, как бы образуя единый «клубок». К примеру, в неорганическом мире действует связь притяжения и отталкивания. В обществе же эта связь действует в сложно опосредствованной форме, будучи подчиненной социальным законам жизни людей и потому как бы преобразованной в иное качество — как, например, симпатия и антипатия, межличностная совместимость и несовместимость. Кроме того, существуют такие формы связей, как внутренние и внешние, непосредственные и опосредствованные, функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и случайные, причинно-следственные и т. д. Эти формы связи выделяются в зависимости от аспекта рассмотрения изучаемых объектов. Так, человеческий организм можно рассматривать с точки зрения и функциональных связей, и генетических, и внутренних, и внешних. Связи могут быть односторонними, двусторонними и многосторонними. Если, например, функциональная связь принадлежит к числу многосторонних связей, то генетическая связь суть связь односторонняя, развивающаяся всегда от прошлого к будущему.
Любая форма связи всегда имеет свое определенное основание, которое делает ее необходимой или случайной, постоянной или временной. Таким образом, основание есть существенное объективное условие, обеспечивающее образование и существование той или иной связи. Так, гравитационные свойства систем обусловливают силовую связь космических объектов; заряд ядра атома — связь в системе элементов; потребности и интересы служат основанием связи людей в обществе.
Человек своей деятельностью опосредствует существующие в природе связи и отношения предметов и процессов. При этом его воздействие на природу зачастую имеет своим отдаленным следствием негативный результат. В этом проявляется то, что человек не всегда в состоянии учесть все существующие в природе связи и отношения, выделяя в своей деятельности только те, которые имеют непосредственное отношение к целям этой деятельности. Таким образом, сознательно или бессознательно человек нарушает именно всеобщую связь явлений и процессов. Например, вырубка лесов ведет к уменьшению количества птиц, а это, в свою очередь, вызывает увеличение числа сельскохозяйственных вредителей. Истребление лесов сопровождается обмелением рек, эрозией почвы и тем самым снижением урожая. В мире не случается ничего, что не стояло бы в связи с целым; и если показания опыта являются нам только в изолированном виде, если наше созерцание указывает нам на изолированные факты, то это не значит, что они и существуют изолированно, и вопрос заключается только в том, как найти связь этих феноменов и какова природа этой связи.
Понятие связи является одним из центральных понятий диалектического материализма. С его помощью обосновываются принципы развития и причинности, понятия причинности, закона и системы, борьбы противоположностей и взаимосвязи количественных и качественных изменений. Дальнейшим уточнением принципа всеобщей связи является понятие взаимодействия.
Понятие взаимодействия
Все, что происходит в мире, обязано постоянному взаимодействию вещей. В силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Им обусловливается и возникновение, и развитие объектов, и их переход из одного качественного состояния в иное. Взаимодействие, таким образом, есть философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Динамика причинно-следственной обусловленности движения, изменения и развития в природе, обществе и мышлении предполагает гетерогенность (неоднородность), многообразие форм проявления сущего и включенность каждого фрагмента бытия в поток универсального взаимодействия.
Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер.
Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. «Взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю...» Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия. Оно выступает в них как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности.
Например, электромагнитное взаимодействие между ядром и электронами создает структуру атома, а информационное взаимодействие между людьми образует одну из основных составляющих общественной жизни.
Категория взаимодействия является существенным логико-методологическим и гносеологическим принципом познания природных и общественных явлений.
Современное естествознание показало, что всякое взаимодействие связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации.
Существующие классификации взаимодействий основываются на различении взаимодействий силовых и информационных. В физике известны четыре основных типа силового взаимодействия, дающих ключ к пониманию бесконечного разнообразия процессов: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое
(распадное). Каждый тип взаимодействия в физике характеризуется определенной мерой.
Биология исследует энергетические и информационные взаимодействия на различных уровнях: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, видовом, биоценозном. Еще более сложные взаимодействия характеризуют жизнь общества, ведь общество — это процесс и продукт взаимодействия людей как с природой, так и между собой. Духовный мир людей организуется через смысловые (психологические, логические, нравственно-эстетические и иные) взаимодействия. Взаимодействия в социальной сфере осуществляются не только в пределах замкнутых общественных систем, но и внутри человечества в целом.
А это делает не только возможным, но и необходимым оптимизирование процессов социального взаимодействия. Ход истории, общественного прогресса все настоятельнее требует налаживания конструктивного, созидательного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты. И не только требует, но и создает для этого необходимые условия, предпосылки — политические, социальные, материальные.
Без изучения взаимодействия в его общем и конкретном проявлении нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Именно в процессе взаимодействия реализуются сущность взаимодействующих предметов и их свойства. Невозможно уяснить сущность вещи вне системы взаимодействий, то есть вне той сферы, где объект принимает свою качественную определенность. Поэтому любая теория есть раскрытие форм взаимодействия в их закономерном выражении. Познание вещей означает, таким образом, познание их взаимодействия и само является результатом взаимодействия между субъектом и объектом, ибо «ни один феномен не объясняется сам по себе и из самого себя...» .
Взаимодействие противоположностей — противоречие является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно было бы адекватно разрешить проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом материалистической
В философском познании фундаментальная роль принадлежит принципу детерминизма. Согласно этому принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими. Признание причинности и закономерности явлений лежит в основе материалистического понимания и научного познания мира.
Отказ от принципа детерминизма приводит к совершенно иной картине бытия, в котором становится возможным все, что угодно, вплоть до «чуда». В таком мире невозможны рациональные объяснения связей между явлениями, научный прогноз будущего, разумная ориентация в происходящих событиях.
Современное понимание детерминизма сложилось в результате длительного исторического развития представлений о причинно-следственных связях и закономерностях.
Причинно-следственные связи.

Принцип причинности. Причинно-следственные связи.
Понятия причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С одной стороны, с точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из основных видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). С другой стороны, уже с точки зрения принципа развития причинность определяется следующим образом: всякое изменение и тем более развитие, то есть изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие.
Особо следует подчеркнуть, что причинные отношения (их еще называют каузальными, от лат. causa — причина) присутствуют не только в процессе развития, но и при деградации и распаде и вообще при любых изменениях, при любых — как естественно наступающих, так и искусственно и целенаправленно производимых людьми — преобразованиях окружающего мира.
Практический опыт, наблюдения, а позднее — научные исследования подсказывали, что во многих случаях удается установить источник происходящих в мире изменений — явление, повлекшее за собой другое явление.
Первое из них назвали причиной, второе следствием. Сказанное можно выразить графически схемой:
П С, где П — причина , С — следствие.
В схеме показано, что причинно-следственная связь направлена от причины к порожденному ею следствию. Значит, причина и следствие — асимметричны, и отношение между ними необратимо. Имеется в виду, что причины вызывают не любые, а определенные, соответствующие им следствия. Скажем, из косточки винограда вырастает виноградная лоза, из семени чертополоха — чертополох.
Эта схема — назовем ее простой схемой причинности — служит основой более сложных схем причинных отношений, охватывающих множество практически одновременно действующих причин. Графическая модель такого соотношения выглядит следующим образом:
Некоторые причины вызывают многочисленные, долго развивающиеся следствия, например катастрофические стихийные бедствия, такие, как ураганы, землетрясения или взрыв атомной бомбы над Хиросимой в 1945 году.
Широко распространен тип причинно-следственных связей, вызывающих так называемый «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий, подобно тому как падение одной кости домино в длинном ряду вызывает последовательное падение всех поставленных друг за другом костей.
П --------С1 --------- С2 ---------С3 ---------С4 -----------Сn
Одна из сложных форм причинно-следственных отношений представлена в модели цепной реакции, построенной физиками и химиками. Ход событий развивается в ней по принципу «домино», но каждое следствие становится причиной не одного, а двух или более явлений. Эти, в свою очередь, порождают новый
«пучок» явлений и т. д. Таким образом, здесь как бы соединяются схемы 3 и
4.
По такой причинной схеме развиваются цепные химические реакции, происходит взрыв критической массы ядерного заряда.
Причинные связи могут быть прямыми (например, при ударе одного шара о другой) или опосредствованными. Пример последних — гибель лесов из-за роста потребления электроэнергии, что ведет к увеличению мощности тепловых электростанций, возрастанию добычи и количества сжигаемого на электростанциях угля, а соответственно и увеличению выбросов серы в атмосферу, взаимодействию выбрасываемых трубами газов с кислородом воздуха, образованию капель серной кислоты, переносу аэрозолей, выпадению кислотных дождей и повышению кислотности почв, на которых растут деревья.
К сложным типам причинно-следственных связей относится отражение. При этом явление-следствие сохраняет в своей структуре, свойствах следы воздействия явления-причины. Например, горные породы могут сохранять следы магнитных полей, воздействовавших на них в период их формирования.
Подобного рода причинные связи используются в технике при конструировании разного рода «запоминающих» устройств: «памяти» ЭВМ, конструкционных элементов, способных «запоминать» изначально заданную форму и восстанавливать ее после ряда изменений.
Чем глубже люди познавали мир, тем сложнее становились их представления о связях между причинами и следствиями. Выяснилось, что простая схема причинности безмерно огрубляет реальные причинно-следственные отношения, схватывая лишь самый общий их смысл. С выявлением все новых типов причинных связей обогащалось их исходное простое понимание, усложнялась элементарная схема причинности. Важным шагом на этом пути было открытие взаимодействий.
Взаимодействие — более сложный тип связи, нежели однонаправленная причинно-следственная связь. В этом случае явление-причина испытывает обратное воздействие со стороны собственного следствия; причина и следствие взаимно влияют друг на друга, выполняют практически одновременно роль и причины, и следствия (почва, растение, экономика-политика).
Связи взаимодействия широко используются в кибернетике (принцип «обратной связи»), в системах регулирования технологических процессов. Не может быть жизнеспособной социальная система, не изменяющаяся в зависимости от результатов собственной деятельности. И в этом случае органы государственной власти взаимодействуют с управляемым объектом — обществом, принимают решения, становящиеся следствием реакции общества на ранее проведенные в жизнь управленческие воздействия.
Осмысление природы взаимодействия существенно обогатило представления о причинно-следственных отношениях между явлениями. Общая картина мира приобрела гораздо более сложный, динамичный характер, но стала и более адекватной действительности. Стало, в частности, понятным, что графическая модель, в которой были бы учтены все современные знания о причинных связях явлений, оказалась бы бесконечномерной универсальной сетью всеобщих связей, где все явления — причины и следствия — так или иначе, прямо или опосредствованно, многократно соотнесены друг с другом, где все связано со всем.
К обогащению простой схемы причинности вел и еще один путь — путь уяснения сложного, неоднородного состава комплекса причин или причинного основания, разграничения в нем причинных факторов разного «веса» и типа. По мере развития причинного анализа стали различать причины главные и второстепенные, прямые и косвенные. Кроме того, в анализ вводится учет условий, поводов, а для процессов, протекающих с участием людей, также интересов, мотивов, целей, идеалов, волевых факторов.
Условия — это внутренние связи предмета и внешние факторы, представляющие среду, в которой возможно развитие причинных явлений и связей. Взятые отдельно от более существенных причинных факторов, сами по себе, они не могут породить следствие. Но ими обусловлено превращение заключенной в причине потенциальной возможности в действительность, что и определяет их включение в состав причинного основания.
Так, в 1933 году в Германии сложились политические условия, в которых созрела возможность коренного изменения государственного строя. Эта возможность стала действительностью в результате политического переворота, совершенного национал-социалистами под руководством Гитлера. При анализе обстоятельств прихода фашистов к государственной власти историки рассматривают в качестве основных причин глубинные социально-экономические процессы, приведшие общество к кризисной политической ситуации. Но кроме того, они обязательно учитывают и конкретные условия, в которых возможность переворота превратилась в действительность. Одним из таких условий стали, как известно, ошибки просталинского руководства III Интернационала, препятствовавшего укреплению союза коммунистов и социал-демократов.
Изменение данного условия, установление в те годы взамен соперничества отношений тесного сотрудничества между этими двумя партиями рабочего класса могло бы преградить путь к приходу фашистов к власти, способствовало бы реализации в историческом процессе другой реально существовавшей тогда возможности политического развития Германии. Различие причин и условий относительно.
Поводы — это явления, которые сами по себе тоже не вызывают того или иного из рассматриваемых следствий, но срабатывают как «пусковой механизм», толчок, импульс, развязывающий действие всего причинного комплекса. Так, организованный национал-социалистами поджог здания высшего государственного органа Германии — рейхстага — послужил поводом для ареста и изоляции руководства коммунистической и социал-демократической партий.
Действительной же причиной политического переворота, совершенного фашистами, был, конечно, не инсценированный ими поджог.
Характерной чертой неравновесных состояний (в природе, общественной жизни, технике и др.) является то, что совсем незначительное событие может дать толчок сложным, а иногда мощным и даже катастрофическим процессам.
Примерами могут служить случаи лавин, больших технических катастроф из-за какой-то «последней капли» в причинной цепочке. Ядерное оружие делает в высшей степени неравновесной ситуацию в современном мире, когда не только злой умысел, но и невольная ошибка могут явиться поводом для нанесения ядерного удара.
Причинное основание — совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Оно включает в себя явления различного детерминирующего уровня: собственно причины, условия, поводы, стимулы.
Открытие многообразных причинных факторов и все более сложных форм причинных связей привело к уяснению комплексного характера причинных воздействий. Наиболее сложный характер носит причинная детерминация самоорганизующихся систем. Существенную роль в них играет самодетерминация
— обусловленность состояния системы не только воздействиями среды, но и ее собственными предшествующими состояниями.
Связи между причинами и следствиями могут носить не только необходимый, жестко обусловленный, но и случайный, вероятностный характер. Познание вероятностных причинно-следственных связей потребовало включения в причинный анализ новых диалектических категорий: случайность и необходимость, возможность и действительность, закономерность и др.
Случайность и необходимость. Возможность и действительность.
Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие.
Случайность — понятие, полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий. Таким образом, случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности неизвестных причин.
Наступление случайного события-следствия в принципе возможно, однако не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти.
В истории философии широко представлена точка зрения, согласно которой случайного реально нет, оно следствие неизвестных наблюдателю необходимых причин. Но, как впервые показал Гегель, случайное событие в принципе не может быть вызвано одними только внутренними, необходимо тому или иному процессу присущими закономерностями. Случайное событие, как писал Гегель, не может быть объяснено из самого себя.
Непредсказуемость случайностей кажется противоречащей принципу причинности. Но это не так, потому что случайные события и причинные связи
— следствия хотя и неизвестных заранее и досконально, но все же реально существующих и достаточно определенных условий и причин. Возникают они не хаотично и не из «ничего»: возможность их появления хотя и не жестко, не однозначно, но закономерно связана с причинными основаниями. Эти связи и законы обнаруживаются в результате изучения большого числа (потока) однородных случайных событий, описываемого с помощью аппарата математической статистики, и потому называются статистическими.
Статистические закономерности имеют объективный характер, но существенно отличаются от закономерностей единичных явлений. Применение количественных методов анализа и исчисления характеристик, подчиняющихся статистическим законам случайных явлений и процессов, сделало их предметом особого раздела математики — теории вероятностей.
Вероятность — мера возможности наступления случайного события.
Вероятность невозможного события равна нулю, вероятность наступления необходимого (достоверного) события — единице.
Вероятностно-статистическая интерпретация сложных причинно-следственных отношений позволила разработать и применить в научных исследованиях принципиально новые и весьма эффективные методы познания структуры и законов развития мира. Современные успехи квантовой механики и химии, генетики были бы невозможны без понимания неоднозначности отношений между причинами и следствиями изучаемых явлений, без признания того, что последующие состояния развивающегося предмета далеко не всегда можно полностью вывести из предыдущего.
В технике статистический подход и основанный на нем математический аппарат обеспечили развитие теории надежности, теории массового обслуживания, квалиметрии и ряда других научно-технических дисциплин.
Благодаря этому стал возможным совершенный во второй половине XX века переход к созданию и применению многофункциональных технических систем высокой сложности, надежность которых описывается вероятностными характеристиками.
Реальные явления и связи между ними обусловлены, как правило, достаточно сложными по составу причинными основаниями, включающими в себя как внутренние (необходимые), так и внешние (случайные) причины. Множество взаимодействующих разнородных причин обусловливает возможность реализации различных вариантов следствия. Характер реальных следствий зависит от того, какой тип причинных связей оказался доминирующим в каждом конкретном случае.
Познание соотношения необходимого и случайного в социальных взаимодействиях является условием практического применения знаний об объективных закономерностях жизни общества. Это объясняется тем, что общественно-исторические законы реализуются как объективная тенденция социального развития через сознательную деятельность преследующих свои цели отдельных личностей и социальных групп. Потому общественная жизнь представляет собой в целом чрезвычайно сложную систему причинно- следственных отношений, необходимых и случайных действий, поступков и процессов. Законы данного типа могут не обнаруживаться во многих частных случаях, однако верно описывать динамику социальной жизни как целостный обобщенный процесс.
Случайность и необходимость относительны: необходимое в одних условиях может предстать случайным в других и наоборот. Для их надежного различения следует каждый раз тщательно учитывать конкретные условия. В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с соотношением возможного и действительного, с превращением возможности в действительность.
Причинно-следственные отношения, реализующие принцип причинности, возникают тогда, когда явление-причина порождает случайное или необходимое следствие. Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность — предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность — две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении. Такое понимание связи возможного и действительного отражает объективную неразрывность процесса развития любого явления.
В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются, как правило, и необходимые, и случайные причинно-следственные связи. Отсюда вытекает, что действительность воплощает в себе разнородные возможности, содержит множество не только необходимо, но и случайно сложившихся свойств.
Причинность и время.
Одной из фундаментальных характеристик причинности является ее органическая связь с категорией времени. Время — это та форма существования материи, в которой наиболее естественно реализуются причинно-следственные связи. Поэтому усложнение наших представлений о времени, связанное с более углубленным познанием принципов строения материального мира, не может не отразиться и на понимании причинности.
Однако до сих пор причинно-следственная связь, взятая в аспекте времени, понимается по-разному. Одни считают, что причина всегда предшествует следствию: существует определенный интервал в виде запаздывания между началом действия причины (например, взаимодействие двух систем) и началом появления следствия. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает, следствие же в конечном счете превращается в новую причину. И так до бесконечности. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются друг на друга. Существует точка зрения, согласно которой причина и следствие всегда строго одновременны. Сторонники третьей концепции рассуждают так: бессмысленно говорить о причине, которая уже существует и, значит, действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия. Разве может быть «недействующая причина»?
Но понятия «причина» и «следствие» равно используются для характеристики как одновременно протекающих событий, так и явлений, примыкающих друг к другу во времени, и явлений, для которых следствие зарождается в «недрах» причины. Кроме того, причина и следствие иногда квалифицируются как явления, которые разделены временным интервалом и связаны между собою через посредство нескольких промежуточных звеньев. Так, вспышка на Солнце есть причина магнитных бурь на Земле и следующего за нею временного нарушения радиосвязи. Опосредствованную связь причины и следствия можно выразить формулой: если А причина В, а В — причина С, то А также можно расценивать как причину С. Причина явления, изменяясь, сохраняется в своем результате.
Следствие может иметь несколько причин, одни из которых являются необходимыми, а другие — случайными.
Существенной чертой причинности является непрерывность действия причинно- следственных связей. Цепь причинных связей не имеет ни начала, ни конца. И нельзя сказать, где началась эта цепь и где она кончится. Она бесконечна как сам мир. Не может быть ни первой (то есть беспричинной) причины, ни последнего (то есть беспоследственного) следствия. Допустить первопричину значило бы нарушить закон сохранения материи и движения. И всякого рода попытки найти «абсолютно первую» или столь же «абсолютно последнюю» причину
— бесплодная затея, имеющая своей психологической предпосылкой веру в чудо.
Однако при всех модификациях в структурной организации мира, всем типам временных отношений свойственна длительность, означающая либо прямую последовательность событий, либо рядоположенность сменяющих друг друга моментов или состояний. Время длительно, необратимо и асимметрично, асимметричны и причинно-следственные отношения. Идея неоднородности временных циклов не меняет сути дела: в любой материальной системе, существующей и развивающейся по своему собственному времени, все равно осуществляются ее особые, специфические, но все же причинные отношения.
Причинность и взаимодействие.
Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие со стороны причины на следствие, так как она является внутренним содержанием не только связи, но и взаимодействия явлений. Взаимодействие, будучи одним из типов связи, также имеющих временную длительность, намного усложняет картину причинно-следственных отношений.
Следствие распространяет «щупальца» своего влияния не только «вперед» (в качестве новой причины, рождающей новое следствие), но и в определенной временной перспективе «назад», на производящую его причину, видоизменяя, истощая или увеличивая ее силы, особенно в тех случаях, когда причинная связь не мгновенна, дискретна, а континуальна, протяженна. Это растянутое во времени взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно во всех самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации, как, например, в живом организме, кибернетическом устройстве, в обществе. Без обратной связи, корректирующей причинно-следственные отношения, немыслимы устойчивость, управление и поступательное развитие системы.
Лишь в простейшем частном и предельном случае можно представить причинно- следственную связь как одностороннее, однонаправленное действие. В сложных же ситуациях нельзя абстрагироваться от обратного и вторичного во временном отношении воздействия носителя действия на другие взаимодействующие с ним тела, что связано со сложным дискретно-континуальным строением материи и изменениями временных ритмов. Так, при обратных связях в кибернетических устройствах взаимодействие причины и следствия приводит к тому, что последнее само становится причиной по отношению к породившей его причине.
Причина и следствие, таким образом, меняются местами, но временное направление самого процесса причинения остается при этом неизменным.
Психологические процессы суть также результат протяженного и попеременного взаимодействия окружающего мира и коры головного мозга.
Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не односторонним действием, а основываются по меньшей мере на отношении между двумя взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна рассматриваться не просто как вид связи, но и как тип взаимодействия.
Метафизические концепции видят только одну сторону причинной зависимости
— от причины к следствию. При таком понимании невозможно объяснить принцип самодвижения материи, которое всегда выступает именно как взаимодействие.
Объединение причинности и взаимодействия дает возможность прийти к
«действительному каузальному отношению», не противоречащему принципу самодвижения материи.
Причина и следствие — это отдельные звенья или разные стороны процесса всеобщего и универсального взаимодействия.
Виды причинно-следственных отношений.
Выделение какой-либо одной и жестко определенной причинно-следственной связи всегда является результатом абстрагирования от многообразного мира реальных причинно-следственных взаимодействий, абстракцией, которая является, несомненно, удобным, но вместе с тем и условным приемом познания.
Мир действительных взаимодействий несравнимо богаче любых абстракций. Как к одному и тому же месту ведут разные пути, так и к одному и тому же следствию приводят разные причины. А одна и та же причина может вызвать разные следствия. Причина не действует с абсолютной однозначностью хотя бы потому, что ее результат зависит не только от ее сущности, но и от характера того явления, на которое направлено ее действие: сильное тепло плавит воск, но закаляет сталь. Вместе с тем следствие в виде тепла есть результат разных причин: действия солнечных лучей, трения, механического удара, химической реакции, электричества, разложения атома и т. п. Плох был бы тот врач, который бы не знал, что одни и те же болезни происходят от разных причин. Так, головная боль может быть вызвана причинами, которых насчитывается более ста. В жизни нет и не может быть таких явлений, которые бы возникли как результат лишь одной причины и на которые не воздействовали бы побочные причины. Иначе были бы лишь «чистые» необходимости, а значит, в мире царствовал бы рок.
Классификация типов причинности является одной из сложнейших научных проблем. В настоящее время существует несколько таких классификаций, построенных по разным основаниям. Прежде всего это классификация по внутреннему, субстанциальному содержанию процессов причинения. Внутренний механизм причинения непременно связан с переносом материи, энергии и информации. Так, в процессе рождения живого осуществляется перенос материи, энергии и информации, в столкновении бильярдных шаров происходит прежде всего перенос механической энергии удара, в процессах же общественного управления преобладает информационная причина на ее смысловом уровне. В этом типе классификации причин обычно выделяются материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которые, в свою очередь, подразделяются в соответствии с видами движения материи на физические, химические, биологические, психологические и социальные причины. По признаку обязательного переноса каких-либо субстанциально-энергетических качеств причинная связь отличается от других, неэнергетических в широком смысле слова связей.
По этому же признаку различают причину и условие события: причина — это то, что передает свою силовую потенцию, то есть вещество, энергию и информацию, а условие — это совокупность обстоятельств причинного события, которые, сами не будучи прямой причиной и не участвуя в переносе вещества, энергии и информации, способствуют порождению причиной следствия. Так, в случае гибели больного в результате отсутствия своевременной медицинской помощи причиной гибели является само заболевание, а отсутствие медицинской помощи — это условие гибели, но не ее причина.
Второй тип классификации причинно-следственных отношений строится на основе способов проявления причинной связи, которые подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные). Так, все законы квантовой механики или информационных взаимодействий в обществе носят вероятностный характер, то есть, будучи во внутреннем содержании строго определены своей прямой причиной, они в то же время в способе проявления этой причинной связи зависят от множества случайных факторов, характеризующихся определенной статистической частотой.
В метафизических концепциях вероятностная форма проявления причинной зависимости нередко связывается с отрицанием самого принципа причинности.
Вероятность отождествляется здесь с беспричинностью. Однако в таком толковании сказывается неразличение внутреннего содержания причинения и способов его осуществления, которые при одном и том же внутреннем содержании внешне могут проявляться и в динамической и в статистической формах. Несмотря на то что причинность может осуществляться разными
—динамическими или статистическими — способами, она вовсе не превращается от этого в беспричинность или случайность. Так, сам факт появления именно данной личности в тот или иной переломный момент истории является статистически вероятностным, но связь между необходимостью появления именно такой по своим обобщенным данным исторической фигуры и ее действительным появлением носит причинно-следственный характер. Выявление такого рода статистических вероятностных закономерностей дает возможность вскрыть цепь причинно-следственных связей, которые прокладывают себе путь сквозь совокупное действие множества случайностей. Как бы ни был случаен и вероятностен факт рождения в данной семье мальчика или девочки, между социальными демографическими потребностями и рождаемостью существует причинно-следственная связь: на каждые сто девочек рождается сто шесть мальчиков.
Помимо приведенных классификаций причинно-следственных связей существуют также разного рода гносеологические классификации. Например, выделяются причины общие, специфические и главные; объективные и субъективные, непосредственные и опосредствованные; всеобщие, особенные и единичные.
Классификации, производятся также и по числу вступающих в причинную связь явлений: простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, несистемные и др.
Концепция детерминизма.
Детерминизм в широком смысле слова есть такая концепция мира (способ объяснения происходящих в нем изменений), которая основывается на принципах причинности и закономерности. Различные формы детерминизма обусловлены различными типами причинности и законов.
Детерминизм и индетерминизм.
Философский детерминизм (от лат. deter-minare — определять) — это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому из того факта, что все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания, объяснения и предсказания событий, имеющих как однозначно определяемую, так и вероятностную природу. Причинность является ядром принципа детерминизма, но не исчерпывает всего его содержания.
Длительное время умами философов и ученых владел механистический детерминизм, базирующийся на понимании причинной связи как однозначной (то есть необходимой) и постоянной. Причинность приравнивалась к необходимости, случайность же исключалась из рассмотрения, считалась просто несуществующей
(Демокрит, Спиноза и другие). Для механистического детерминизма характерны очень жесткое, исключающее случайность понимание причинных связей и ньютоновский тип законов (законы классической механики), не принимающий во внимание вероятностной, статистической формы детерминизма.
Особенность механистического детерминизма состояла также в том, что детерминация рассматривалась как вызываемая внешними причинами (условиями).
Так, в системе физической причинности, воссозданной в механике Ньютона, все процессы определяются предыдущим состоянием движения и силами, оказывающими действие извне. Далее, поскольку детерминация рассматривалась как однозначная, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания (или ретросказания) состояний материальных систем и даже Вселенной в целом в будущем (или прошлом). Обосновывалось это следующим образом. Состояние
Вселенной определяется хотя и большим, но конечным числом параметров. Если известно число этих параметров в любой данный момент, а также известны их производные по времени, то может быть вычислено значение этих самых параметров в предыдущее и последующее время. Такое понимание иногда еще называют лапласовским детерминизмом — по имени французского ученого
Лапласа, четко сформулировавшего идеи механистического детерминизма.
Классической формой детерминизма в его механистическом истолковании явился детерминизм, развитый французским ученым П. Лапласом и предполагавший однозначную (динамическую) причинную обусловленность одного события другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого предсказания. Свое классическое выражение механистический детерминизм получил у Лапласа в следующей формулировке: если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.
Развитие познания, особенно в XIX—XX веках, убедительно выявило ограниченность такого понимания. Укреплялось представление, что детерминация вызывается не только внешними причинами, что она не исчерпывается лишь количественной стороной дела и не обязательно является однозначной или хорошо определенной. Открытие в процессах биологической эволюции, в развитии общества, наконец, в физике микромира иных, более сложных, диалектичных форм детерминации на какое-то время реанимировало концепцию индетерминизма — отрицания закономерностей и причинной обусловленности явлений. Так, кризис механистического материализма в физике на рубеже XIX и XX столетий (вывод: «материя исчезла») включал в себя и кризис механистического, или метафизического, детерминизма. Уже не в области философии, а на почве самой науки диалектически переосмысливались жесткие представления ученых о причинных связях и законах.
Диалектизация принципа причинности шла в различных направлениях. В механистическом материализме простая схема причинности мыслилась как однозначное соответствие между причиной и следствием. Предполагалось, что одна и та же причина всегда производит одно и то же следствие, что имеется единственное следствие для каждой причины, однозначным образом вытекающее из этой причины. Уточнение простой схемы причинности, насыщение ее диалектикой происходило таким образом, что сначала была осознана роль условий: при одинаковых условиях выделенная причина всегда производит одно и то же следствие. Затем становится понятным, что одинаковых причин, условий и результатов не бывает. Поэтому происходит следующее уточнение: подобные причины при подобных условиях всегда производят подобные следствия.
Наконец, слово «всегда» заменяется более точным «в большинстве случаев»: подобные причины при подобных условиях в большинстве случаев производят подобные следствия. Большинство случаев — это максимальная частота случаев.
Тем самым от ньютоновской детерминации (в причине — одна возможность) совершается переход к статистической детерминации, многооднозначному соответствию между причинами и следствиями (в причине ряд возможностей).
Это делает изменение, развитие многовариантным, не заданным жестко, что не означает, однако, отсутствия детерминации, произвольного характера переходов.
Диалектический детерминизм рассматривает категории причины и следствия в зависимости от категорий необходимости, случайности и вероятности. В противоположность механицизму диалектика определяет детерминизм как учение об относительной, а не абсолютной необходимости. Подтверждением принципа диалектического детерминизма служит реальный процесс развития общества, в
Котором развитие всегда осуществляется на основе экономической необходимости, в конечном счете прокладывающей себе путь через массу случайностей.
Иначе говоря, понимание детерминизма выступает как достаточно гибкое, открытое для новых типов детерминации и вместе с тем настолько четкое, чтобы исключать представления индетерминизма. Согласно диалектико- материалистической концепции детерминизма, причина и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями, то есть необходимым образом. Эта связь может носить статистический, вероятностный характер, и тогда форма детерминации статистическая. Статистическая детерминированность — результат взаимодействия большого числа элементов, индивидуально детерминированных в соответствии с другими типами детерминации. Статистическая детерминация касается ситуаций, в которых имеется несколько (иногда много) альтернатив.
Признание реальности вероятностей, случайных явлений повлекло также диалектическое переосмысление понятия закона. На первый взгляд кажется, что случайность в принципе отрицает детерминизм. Однако она имеет свои законы, свою обусловленность. Диалектико-материалистический детерминизм включает в себя случайность. В игре случая конечные результаты возникают из определенных условий, по определенным законам. Так, в квантовой теории
«одинаковые» физические ситуации могут сопровождаться большим количеством различных состояний. Игра случая не подчиняется ньютоновскому типу законов, она статистически детерминирована. Иначе говоря, квантовая механика решительно ограничивает ньютоновскую форму детерминизма. Она отрицает не причинность или закономерность, а их жесткую форму.
Принцип закономерности не требует, чтобы каждое индивидуальное событие всегда происходило одинаково. Универсальная закономерность (коллективная регулярность) совместима в некоторых отношениях с индивидуальными исключениями, нерегулярностью. Это не отрицание, а расширение детерминизма, переход к более богатой, диалектичной его модели, полнее и тоньше отражающей сложные социальные и природные процессы.
Индетерминизм — это методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Так, согласно немецкому философу Г. Риккерту, причинное объяснение действительно лишь в пределах «наук о природе» и неприменимо к «наукам о духе», то есть к наукам общественным. Человеческая воля (или в теологии — воля божественная) рассматривается с позиций индетерминизма как автономная сила, свободная в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости, то есть абсолютно ничем не обусловленная. Индетерминисты трактуют принцип объективной необходимости как фатализм, не различая при этом механистический и диалектический детерминизм, не видя разницы между абсолютной и относительной необходимостью. Последняя, однако, не только не чужда свободе воли, но, напротив, предполагает ее в человеческой деятельности, ибо только на ее основе возможны познание необходимости и действие в соответствии с ней.
В области наук о природе одна из последних вспышек индетерминизма была связана с развитием квантовой физики, законы которой по форме своего проявления имеют статистическую (вероятностную) природу. Явлениям микромира, в частности электрону, приписывалась «свобода воли», которая якобы позволяет ему «выбирать» тот или другой тип поведения вне всякой объективной необходимости. Отсутствие однозначной предсказуемости для процессов микромира, их вероятностная природа и статистичность квантовых законов свидетельствуют, однако, не об индетерминизме микромира, но о наличии разных — динамических и статистических — способов проявления причинной связи.
Таким образом, причинность и детерминизм, при всей близости этих принципов, не являются тождественными, так как последний включает в себя не только категорию причины, но и категории абсолютной и относительной необходимости, случайности и вероятности. Еще более расширяется сфера детерминизма с включением в нее системных отношений.
Объективная целесообразность.
Детерминизм противостоит не только индетерминизму, но и различным формам телеологии (от греч. telos — цель) — учению (либо в противовес детерминизму, либо «в дополнение» к нему) об особом, целевом виде причинности.
Наблюдая удивительно приспособленную к условиям своего существования
«разумную» организацию растений и животных, «гармонию небесных сфер», люди еще в глубокой древности задавали себе вопрос: откуда произошла эта стройная организация всего сущего? Отвечая на него, мыслители исходили из разных принципов объяснения данного явления. Представители телеологии полагали, что разумность и совершенство существующего определяются изначальным целевым устремлением природы, которая в глубинах своего существа содержит будто бы ожидания, намерения и полна скрытого смысла.
Идея телеологии возникает тогда, когда стихийно действующая причина рассматривается как некая сознательно действующая причина, и притом действующая в преднамеренно избранном направлении, то есть как целевая причина, или цель. Учение о том, что Вселенная в целом осуществляет некоторый план, не может быть доказано эмпирически. Ведь наличие цели предполагает того, кто ее ставит: телеология ведет, таким образом, к теологии, где разумность мира объясняется изначальным замыслом творца.
Наиболее наивной формой выражения телеологии является утверждение, что природа создает одни живые существа для других, например, кошки созданы для того, чтобы пожирать мышей, а мыши — чтобы служить пищей для кошек. По словам Гейне, однажды «упитанный обыватель» с «дурацки-умным» лицом начал развивать ему принципы такой телеологии. Он обратил «мое внимание на целесообразность и полезность всего в природе. Деревья зелены потому, что зеленый цвет полезен для глаз. Я согласился с ним и добавил, что бог сотворил рогатый скот потому, что говяжий бульон подкрепляет человека; что ослов он сотворил затем, чтобы они служили людям для сравнений, а самого человека он сотворил, чтобы он питался говяжьим бульоном и не был ослом.
Спутник мой пришел в восхищение, найдя во мне единомышленника, лицо его расцвело еще радостнее, и, прощаясь со мной, он растрогался» ".
Здесь на стороне Гейне остроумие, а научное объяснение несостоятельности телеологии применительно к живой природе — на стороне Дарвина. Телеологи питаются верой в то, что все вертится вокруг нас и все имеет в виду только нас. Причинному объяснению, отвечающему на вопрос, почему произошло то или иное явление природы, телеология противопоставляет домыслы о том, зачем оно возникло. Еще Спиноза, давший великолепную для своего времени критику телеологии, не отрицая целесообразности в строении человеческого тела, призывал не удивляться ей подобно глупцу, а искать истинные причины чудес и смотреть на естественные вещи глазами ученого. Так и поступил Дарвин, раскрывший естественный механизм возникновения удивительной приспособляемости организмов к условиям их существования. Своим учением о естественном отборе он показал, что прекрасные цветы существуют совсем не для услаждения нашего эстетического чувства и не для доказательства изящества вкуса всевышнего, а как форма приспособленности к окружающему, обеспечивающая нормальное протекание процесса опыления.
Изменения в мире животных и растений возникают на основе взаимодействия их с условиями жизни. Если эти изменения оказываются полезными для организма, помогают ему приспособиться к среде и выжить, то они сохраняются в результате естественного отбора, закрепляются наследственностью, передаются из поколения в поколение, образуя то целесообразное устройство организмов, ту приспособленность к среде, которые поражают наше воображение. Ярко окрашенные цветки растений привлекают насекомых, при участии которых происходит опыление. Красное, пестрое оперение самцов многих птиц развилось путем полового отбора. При этом приспособленность никогда не является абсолютной. Она всегда относительна и превращается в свою противоположность при коренном изменении условий.
Итак, отбор без отбирающего, самодействующий, слепой и беспощадный, работающий без устали и перерыва в течение несметных веков, отбирающий одинаково и поразительные внешние формы, и цвета, и самые мелкие подробности внутреннего строения, но только с одним условием — чтобы они были полезны для организма. Естественный отбор — вот причина совершенства органического мира, причина объективной целесообразности природы. Время и смерть — вот регуляторы ее гармонии.
Однако некоторые моменты телеологических концепций имеют объективную значимость. Сознательная цель является одним из главнейших атрибутов не в сфере природных процессов, но в человеческой деятельности. Кроме того, в науке применяется и так называемый целевой подход, то есть подчинение самого процесса исследования его целевой, конечной стадии.
Причинность и развитие.
Особый круг проблем возникает при рассмотрении соотношения детерминизма и принципа развития. Механистический детерминизм из-за своих исходных установок не мог раскрыть причинного характера процесса развития, так как однозначная и жесткая детерминация предполагает наличие следствия уже в самой причине, а, значит, развитие как появление новых форм в таком случае либо выходит за пределы детерминизма, либо вообще отрицается. Так, Бергсон утверждал, будто то, что предопределено, уже потенциально и совершено.
Появление новых форм, по Бергсону, возможно не в силу объективных причинных отношений, но в силу волевого импульса со стороны творческого начала, обособленного по отношению к причинно существующей природе. В этом отрицании внутренней связи между детерминацией и развитием и в определении развития как результата волевого импульса явно прослеживается и телеологическая тенденция, то есть приписывание волевому импульсу как источнику развития определенного целевого намерения.
Неспособность механистического детерминизма совместить свои установки с принципом развития проявляется также и в свойственной ему концепции «круга причинности», согласно которой время и длительность суть формы вечного возвращения всего сущего на «круги своя» (буддизм, Ф. Ницше). В таком понимании, сознательно отвергающем развитие как процесс появления нового, разомкнутость причинной цепи событий заменяется ее круговой замкнутостью, и время теряет свои главные атрибуты — необратимость и направленность.
С позиций диалектического материализма, детерминация в цепи временных событий есть процесс, предполагающий качественное развитие; движение материи отнюдь не означает однообразного повторения раз и навсегда данных форм — это было бы равнозначно отрицанию принципа развития. Следствие по своей форме и содержанию не может быть абсолютно тождественным своей причине. Причинение есть порождение и, следовательно, момент процесса развития, участвующий в появлении нового. Наиболее отчетливо эта сложная взаимосвязь проявляется в общественном развитии: с одной стороны, прогрессивная тенденция общественного развития имеет форму необходимости и причинно обусловлена, с другой — на каждом этапе его мы имеем дело с появлением качественно новых форм, причем в этом процессе немалую роль играет целенаправленная творческая деятельность человека. «Творческий потенциал» причинно-следственной связи расширяет и вероятностно- статистический способ ее проявления, где с наибольшей очевидностью выступает генетический аспект причинения — аспект порождения.
Таким образом, принципы всеобщей связи и развития получают свою конкретизацию в понятии причинности и в учении о детерминизме.
Заключение.
Ограничения на применение категории причинности накладываются не принципом развития (ибо любое развитие причинно обусловлено), но принципом всеобщей связи (не все связи являются причинными). К не имеющим причинно- следственного содержания относятся такие виды связей, как пространственно- временные корреляции, функциональные зависимости, отношение симметрии и т. п. Однако это не значит, что существует хотя бы одно явление, которое не имело бы своей причины и своего следствия; то, что находится с одним явлением в отношениях, например, функциональной зависимости или симметрии, обязательно находится в причинно-следственной связи с каким-либо другим явлением.
Причинность универсальна, всеобща. В мире нет и не может быть явлений, которые не порождали бы те или иные следствия и не были бы сами рождены другими явлениями. Образно говоря, в мире существуют лишь «родители» и
«дети». Причем причина может быть как внешним явлению обстоятельством, так и его внутренним противоречием. Когда наша мысль начинает двигаться по ступенькам «причинения» и стремится отыскать самую первую причину, то она растворяется в бесконечной дали универсального взаимодействия.
Список использованной литературы:
1. А.Г.Спиркин. Основы философии. М.1988
2. Введение в философию. Учебник для ВУЗов, т.2.
Свернуть
http://www.vevivi.ru/best/Prichinno-sle ... 77316.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 19:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 янв 2015, 23:56
Сообщения: 113
Откуда: Краснодар
Molli писал(а):
Сергей Иванович, приведите пожалуйста свою цитату, что именно, вы называете мыслью.
про "механизмы" попозже.

Я думаю, Вы согласитесь, что мысль это процесс, т.е. движение, а не нечто стационарное. Вот об этом я и говорил 05 фев 2015, 22:40
...между нами и ЭИП, как носителями информации идет постоянный её обмен. Процесс обмена и есть наши мысли....
Конечно, всё тогда сказанное есть лишь очень сокращенный вариант моего понимания вопроса. Нужны уточнения, дополнения и пр. На самом деле, информационный обмен включает в себя не только мысли, но и алгоритм жизни вообще, да и не только жизни.

_________________
Во всем мне хочется дойти до самой сути (Б. Пастернак)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 20:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 5118
Сергей Иванович писал(а):
Molli писал(а):
Сергей Иванович, приведите пожалуйста свою цитату, что именно, вы называете мыслью.
про "механизмы" попозже.

Я думаю, Вы согласитесь, что мысль это процесс, т.е. движение, а не нечто стационарное.

ну конечно, соглашусь, это же очевидно.
Цитата:
...между нами и ЭИП, как носителями информации идет постоянный её обмен. Процесс обмена и есть наши мысли....

А что же происходит во сне? какую мы получаем информацию во сне? Или чем тогда является сновидение?
Вам не приходилось совершать мыслительную деятельность во сне?)
Спасибо за ваши терпеливые ответы)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Откуда и как появляются мысли?
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 21:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 янв 2015, 23:56
Сообщения: 113
Откуда: Краснодар
quagga писал(а):
Прежде чем совершить какое-то действие на практике, в своём воображении

А когда Вы обжигаете палец, то тоже совершаете действие после создания плана отдергивания его от раскаленного предмета в своём воображении? Мне кажется, что вы уж больно много придумываете такого, что..., ладно, промолчу.
Цитата:
[b]Советский автор Сергей Иванов в 1976 году написал книжку «Формула открытия», посвящённую тому, как появляются новые идеи. И там среди прочего были описаны необычные психологические эксперименты. Эксперименты эти начались ещё тогда, когда было изучено устройство человеческого глаза, и выяснилось, что изображение проецируется на сетчатку в перевёрнутом виде....

Это информация давно устарела по причине своей ошибочности. Даже Дарвин при формулировании своей теории говорил примерно так: «Могу пояснить всё, только не спрашивайте меня про глаз. Глаз появился сразу».
Я назову вам другие источники информации.
Профессор Лондонского университета Дэвид Бом и нейрофизиолог при Стэнфордском университете Карл Прибрам практически одновременно пришли к заключению, что мы видим нереальный мир.
Если ко всему этому прибавить открытие в области офтальмологии, я процитирую:
...существуют три почти незаметных, крошечных движений глаза: тремор, дрейф и микросаккады. Они вызываются сокращением шести мышц глазного яблока, прикрепленных к внешней поверхности каждого глаза. Каждую долю секунды они слегка сдвигают положение нашего глазного яблока, автоматически, без сознательных усилий с нашей стороны....
и вспомнить работу П.Д. Успенского (кстати, его лекции в своё время посещал О.Хаксли) "Новая модель вселенной", где он высказал позицию аналогичную Бому и Прибраму, то перед нами встает такая картина мироустройства, что пояснения Калу Ринпоче не покажутся бредом.
Цитирую:
- "Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений?"
- "Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и, чтоб понять, о чем я говорю, вам потребуется много лет".
- "Все равно, объясните пожалуйста, так хочется знать..."
Ответ Ринпоче был предельно краток:
- "Вас реально не существует".

_________________
Во всем мне хочется дойти до самой сути (Б. Пастернак)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 286 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 20  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 62


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.125s | 20 Queries | GZIP : On ]