Спасибо всем, кто поделился соображениями по поводу образа Крысиного Короля!
quagga писал(а):
Суд крыс? Всмысле, "осуждение крыс", "суд
над крысами"? Может быть, это лексическая ошибка, но в ошибке выскочила самая суть легенды- крысы судят крыс, подобное судит подобное..
Да, это была лексическая ошибка, я небрежно выразилась.
Но Вы интересный вывод делаете далее,
Юлия!
Кажется, и сон бургомистра, то есть его бессознательное, подсказывали ему, почти явно: а не узнаешь ли ты себя самого, в лице крысы, в своем собственном доме?
Я сейчас подумала. А были ли все-таки бюргеры так безнадежно испорчены?
В конце легенды говорится:
И когда кончил слепец свой рассказ, услышал он старческие вздохи, глухие рыдания, идущие из самой глубины души. Глухой кашель и стоны.
<...>
В волнении, прерывающимися от слёз голосами стали спрашивать старики:
— Но где же, где же, в какой стороне лежит тот юный, светлый город?
Но ничего не мог им сказать нищий, слепой странник.
Бюргеры плакали. Они, оказывается, умели плакать! О чем они плакали? О себе или о детях? О том, что они остались одни на старости лет; от обиды, что дети покинули их, из жалости к себе? Или все же они плакали о детях? Думаю, о детях. О том, через что их детям пришлось пройти.
И как они плакали?
Мне хочется верить, что в этих рыданиях, помимо всего прочего, все же слышалось раскаяние.
И еще когда человек долгое время не знает, что происходит с его <пропавшим> близким, и вдруг наступает тот момент, когда это становится известно, и тем более, становится известно, что с ним на данный момент все благополучно(?), он, конечно же, плачет... От радости, от облегчения...
Люди плакали по многим причинам.
Непростая эта штука- жизнь.
Горожане жадничали тем, что, как им казалось, было больше всего любо их сердцу, – деньгами и вещами.
Но жизнь забрала у них то, что было самым дорогим на самом деле, - детей, которых они все же не могли не любить.
Такой вот страшный урок она им приподнесла. Но может быть, не зря?..
Эльмира спрашивала об образе слепца. В легендах слепец часто олицетворяет интуицию (внешние глаза закрыты – зато внутренние зорки).
И здесь еще слепец – это тот персонаж, который сумел «увидеть» оба города, и город юных и счастливых, и город старых и несчастных. И еще он словно бы вестник, или нить, которая могла бы соединить оба мира. Старик не может сказать, где находится город из светлого камня: не может сказать, где находится… рай? Но ведь так и должно быть!
Горожане всю жизнь боялись потерять свой земной рай, сытый, спокойный, богатый, конкретный и подконтрольный им. И воевали с крысами за него.
И вдруг оказалось, что существует какой-то иной мир, где люди живут по-другому, мир, который остается таинственным, неуловимым, неощутимым. И в то же время даже само упоминание о котором могло произойти только после того, как люди прошли через страдание...