Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07 Сообщения: 3756 Откуда: Ульяновск
|
У С. Цвейга есть биографическое эссе о жизни и творчестве Франца Антона Месмера. С.Цвейг. Врачевание и психика. Три очерка.Франц Месмер становится предтечей нового направления в европейской медицине – психотерапевтического. Месмер изучает теологию и медицину в Венском университете, получает степень доктора медицины, защитив диссертацию на тему “О влиянии звезд и планет как лечебных сил”, но медицинскую практику начинает не сразу. Он женится на богатой вдове и его дом в Вене становится центром культурной жизни. В его домашнем театре ставится первая опера юного Моцарта. Он и сам хорошо играет, и на всю жизнь остается ценителем и почитателем музыки. Музыка потом будет играть немаловажную роль в его групповых терапевтических сеансах. В 1774 году иезуит Гелль рассказывает Месмеру о том, что знатный иностранец, проезжавший через их город, обратился к нему с просьбой изготовить для него определенной формы магниты для лечения заболевшей жены. Месмер заинтересован этим случаем и начинает исследования и эксперименты. Первые применения его метода на больных приносят успех и Месмер разрабатывает теорию “жизненного магнетизма” и совершенствует свою методику. С этого времени Месмер всю свою жизнь подчиняет поиску доказательств существования некоего магнитного флюида передающегося, как сначала считал Месмер, от природного магнита, но позже он предполагал, что именно человек является его носителем. “Всю свою жизнь, свое состояние, свою репутацию, свой досуг отдает он своей основной идее. В этом упорстве, в этом непреклонном и все же пылком самоограничении - величие и трагедия Месмера, ибо то, чего он ищет, магического вселенского флюида, он никогда не в состоянии обрести в ясно доказуемой форме. А то, что он нашел, новую психотехнику, этого он вовсе не искал и за всю свою жизнь не осознал”.
Вот как описывает Цвейг лечебный сеанс в клинике Месмера.
“Ему, в качестве знатока душ человеческих, известно, что всякое основанное на вере лечение нуждается, для усиления его действия, в определенном магическом или религиозном церемониале; и он, в силу психологической убежденности, окружает свою личность неким магическим ореолом; как всякий сведущий в психологии врач, он усиливает свой авторитет таинственностью. Уже само помещение действует на посетителей, благодаря особому устройству, тревожно и возбуждающе. Окна затемнены занавесями, чтобы создать сумеречное освещение, тяжелые ковры на полу и по стенам заглушают звук, зеркала отражают со всех сторон золотистые тона света, странные символические звездные знаки привлекают внимание, не давая ему полного удовлетворения. Неопределенность всегда повышает чувство ожидания, таинственность усиливает напряжение, молчание и замалчивание взвинчивают мистическую настроенность; поэтому в волшебном приемном покое Месмера все чувства - зрение, слух и осязание тончайшим образом подвергаются воздействию и раздражению. Посредине большого зала стоит широкий, как колодец, «ушат здоровья». Вокруг этого магнетического алтаря сидят, в глубоком молчании, как в церкви, больные, затаив дыхание; никто не смеет пошевельнуться, ни один звук не должен вырваться, чтобы не нарушить создавшегося напряжения. Время от времени собравшиеся вокруг «ушата» образуют, по данному знаку, знаменитую (впоследствии заимствованную спиритами) магнетическую цепь. Каждый касается кончиков пальцев своего соседа, чтобы мнимый ток, усиливаясь при прохождении от тела к телу, пронизал весь благоговейно насторожившийся ряд. Это глубокое, ничем, кроме легких вздохов, не нарушаемое молчание сопровождается тончайшими аккордами клавира или тихим хоровым пением из соседней комнаты, иногда даже сам Месмер играет на своей стеклянной гармонике, чтобы нежным ритмом умерить создавшееся возбуждение или повысить его, если нужно, ускоряя ритм. Так в продолжение часа организм заряжается магнетической иглой (или, как сказали бы мы по-современному, подготовляется гипнотическая напряженность путем воздействия на нервную систему приемами монотонности и ожидания). Потом появляется наконец сам Месмер. Серьезный и спокойный, он входит медленно, с величавым выражением лица, излучая покой в общее беспокойство; и едва лишь он приблизился к больным, как легкий трепет, словно от звенящего издали ветерка, проиграет по цепи. На нем длинная шелковая фиолетовая мантия, вызывающая мысль о Зороастре или об одежде индийских магов; сурово, сосредоточившись в себе наподобие укротителя зверей, который, имея лишь легкий хлыст в руке, единственно силою воли удерживает зверя от прыжка, шагает он, со своим железным жезлом, от одного больного к другому. Перед некоторыми он останавливается, спрашивает тихо об их состоянии, потом проводит своей магнетической палочкой по одной стороне тела книзу и по противоположной кверху, приковывая к себе в то же время, властно и настойчиво, исполненный ожидания взгляд больного. Других он вовсе не касается жезлом и, лишь очерчивая в воздухе невидимый круг, как бы осеняет им со значительным видом лоб или центр болевых ощущений, но при этом неотступно сосредоточивает при помощи недвижного взора внимание на больном и этим приковывает его внимание, во время этой процедуры другие почтительно таят дыхание, и в продолжение некоторого времени в просторном, приглушенном коврами помещении не слышно ничего, кроме его медленных шагов или, порою, вздоха облегчения или тоски. Но обыкновенно это длится недолго, и один из больных начинает при прикосновении Месмера дрожать, конвульсивная судорога проходит по его членам, его бросает в пот, он кричит, вздыхает или стонет. И как только у этого первого обнаруживаются видимые знаки напрягающей нервы силы, другие участники цепи тоже начинают чувствовать знаменитый, несущий исцеление кризис. Подергивания электрически перескакивают по замкнутому ряду дальше и дальше, Возникает массовый психоз; второй, третий пациент впадают в судорогу, и внезапно шабаш ведьм в полном разгаре. Одни катаются, с закаченными глазами, в корчах по полу, другие начинают пронзительно смеяться, кричать, стонать и плакать, некоторые, охваченные судорогами, носятся в пляске, как черти, некоторые-все это можно видеть запечатленным на гравюрах той поры - как будто впали, под влиянием жезла или упорного взгляда Месмера, в обморочное состояние или гипнотический сон. С тихою, застывшею на губах улыбкою лежат они безучастно, в каталептическом оцепенении, и в это время музыка по соседству продолжает играть, чтобы состояние напряженности все усиливалось и усиливалось, ибо, по знаменитой «теории кризисов» Месмера, всякая нервно обусловленная болезнь должна быть доведена до высшей точки своего развития, чтобы тело могло исцелиться. Те, кто слишком сильно охвачен кризисом, кто кричит, буйствует и корчится в судорогах, быстро уносятся служителями и помощниками Месмера в соседнюю, плотно обитую, наглухо изолированную комнату, в «salle des crises», чтобы там успокоиться (что, разумеется, дало в сотнях случаев повод глумлению в печати и утверждениям, что нервные дамы получают там успокоение путем в высшей степени физиологическим) Поразительнейшие сцены ежедневно разыгрываются в волшебном кабинете Месмера: больные вскакивают, вырываются из цепи, заявляют, что они здоровы, другие бросаются на колени и целуют руки спасителю; некоторые умоляют усилить ток и еще раз их коснуться. Понемногу вера в магию его личности, в его личные чары становится для его пациентов формою религиозного помешательства, а сам он - святым и исцелителем несчетного числа людей. Как только Месмер показывается на улице, одержимые недугом бросаются к нему, чтобы дотронуться только до его одежды; княгини и герцогини на коленях просят, чтобы он посетил их; опоздавшие, не получившие доступа к его бакету, покупают себе, для личного употребления, так называемые «petits baquets», маленькие ушаты, чтобы лечиться магнетизмом по его методу на дому. И в один прекрасный день Париж может созерцать глупейшую картину; на самой середине улицы Бонди сотня человек, веревками привязанных к намагнетизированному Месмером дереву, ждет «кризиса». Никогда ни один врач не переживал такого стремительного и шумного успеха, как Месмер; пять лет подряд парижское общество только и говорит, что о его магически магнетическом лечении”.
Свернуть
Цвейг называет его методы искусством. Но Месмер верит в научность его открытия и все требует и требует официальной научной экспертизы его метода. И в 1784 году, когда распря в обществе о том, магнетизм – это шарлатанство или панацея, достигает невероятного накала, король издает указ на имя Общества врачей и Академии, чтобы они немедля подвергли официальному рассмотрению магнетизм как в его полезных, так и вредных проявлениях. Комиссия, проведя расследование заявила, что флюид жизненного магнетизма не обнаружен, что все действия, наблюдаемые при сеансах могут быть частично объяснены прикосновениями и вызываемым этими прикосновениями воображением и что сами сеансы могут оказывать на некоторые пациентов вредное воздействие. В обществе такое решение академиков мало кого устроило. Оно так и осталось разделенным на почитателей и хулитей идей Месмера. А внимательное и непредвзятое отношение самих академиков к идеям магнетизма и гипнотизма отодвинулось еще почти на сто лет. В том же 1784 году ученик и помощник Месмера Пюисегюр открывает явление искусственного сомнамбулизма. “Само собой разумеется, гипноз не впервые в мире проявился у Пюисегюра, но у него он впервые вошел в сознание”. – пишет Цвейг. И в этом, пожалуй, и есть самая главная заслуга Месмера. Он вводит в сознание интеллектуальной и художественной элиты Запада явления, которые долгое время отбрасывались как заведомо ненаучные, не имеющие в себе никакого повода для размышления и анализа. В век Просвещения, в эпоху, гордящуюся своим рационализмом, энциклопедизмом, научностью, Месмер возрождает в современных интерьерах и с современной атрибутикой шаманский обряд, жреческую мистерию и пытается средствами своей эпохи осмыслить ее. Почти через сто лет начавший с гипноза Зигмунд Фрейд тоже станет искать свой флюид, свою энергию и своими размышлениями откроет путь разнообразнейшим направлениям психотерапии. Искусство понимания другого невозможно без долгих тщательных кропотливых размышлений, без попыток облечь это все в стройную теорию, чтобы на нее опереться и от нее оттолкнуться и найти все-таки способ помочь там, где все теории и концепции бессильны. Франц Месмер начал этот путь.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|
|