Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 13:23

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 36 ]  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 мар 2015, 13:14 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Ли́дия Я́ковлевна Ги́нзбург (18 марта 1902, Одесса — 17 июля 1990, Ленинград) — российский литературовед, писатель, мемуарист.
Доктор филологических наук, лауреат Государственной премии СССР 1988 года.
Сестра режиссёра Виктора Яковлевича Типота
В молодости была близка к формальной школе, публиковалась в кругу младоформалистов — Ник. Степанова, Викт. Гофмана, Ник. Коварского, В. Зильбера (В. Каверина) и других (недавно их работы тех лет переизданы[1]). Закончила словесный факультет Института истории искусств в Ленинграде (1926). Была близка к литературно-художественному авангарду: планировалось её, как и других младоформалистов, участие в сборниках театрального коллектива Радикс (1927) и Ванна Архимеда (1929). Лично знала Шкловского, Маяковского, Эйхенбаума, Тынянова, Ахматову, Н. Я. Мандельштам, оставила воспоминания о них. Автор статей о Бенедиктове, Вяземском, Веневитинове и других, монографий о М. Ю. Лермонтове, А. И. Герцене.

Пережила блокаду Ленинграда, потеряла мать (1942), умершую от последствий дистрофии.

Значительными вехами в истории российского литературоведения стали её книги «О лирике» (1964) и «О психологической прозе» (1971), несколько раз переизданные.

Мемуаристика Гинзбург и её уникальные записные книжки 1920-х — 1980-х годов (автор называл этот жанр «промежуточной прозой») стали публиковаться лишь с середины 1980-х и до сих пор не напечатаны полностью. Частично опубликована её переписка (с Над. Мандельштам, Нат. Ильиной, Б. Бухштабом). Осознание оригинальности и масштаба фигуры Гинзбург, изучение её наследия и роли свидетеля века приходится в России уже на 2000-е годы.
«О лирике» (1964, 1974, 1997)
http://www.imwerden.info/belousenko/boo ... lirike.htm
«О психологической прозе» (1971, 1977; англ. пер. 1991)
http://www.litmir.me/br/?b=75821
«О литературном герое» (1979)
«О старом и новом» (1982)
«Литература в поисках реальности» (1987)
«Человек за письменным столом» (1989)
«Претворение опыта» (1991)
«Записные книжки» (1999)
«Записные книжки. Воспоминания. Эссе» (2002)
http://mreadz.com/new/index.php?id=23687&pages=27
«Работы довоенного времени: Статьи. Рецензии. Монография» (2007)
«Проходящие характеры: Проза военных лет. Записки блокадного человека». М.: Новое издательство, 2011. 600 с.,
http://militera.lib.ru/memo/russian/gin ... index.html
Материал взят в Википедии.
Можно почитать также здесь:
http://www.imwerden.info/belousenko/wr_ ... _Lidia.htm
"Вспоминая Лидия Яковлевну" Сергей Бочаров ("Журнальный зал")
http://magazines.russ.ru/nlo/2001/49/bochar.html
"Разговор о любви" Лидии Гинзбург
Публикация в "Новом литературном обозрении" (Вступ. статья Эмили Ван Баскирк):
http://nlobooks.ru/sites/default/files/ ... index.html
Афоризмы или жемчужины мысли Л.Я.Гинзбург:
http://www.inpearls.ru/author/11358


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 мар 2015, 20:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Лидия Яковлевна Гинзбург - это очень серьезное имя в литературоведении. Особенно много говорили о ней в 70-80 годы. Она воспитала целую плеяду ленинградских интеллигентов : ученых и поэтов Среди них и ПЕРВЫЙ - Александр Кушнер. Л.Я. Гинзбург подала несколько ярких мыслей о литературе, литературном герое, эпистолярном жанре. Работы ее штудировались , на них ссылались. Сама я часто обращалась к ее трудам и к ее эссе. На вскидку что помню ? Почему - то часто вспоминаю ее мысль о том, что поговорить со счастливым человеком гораздо важнее, чем с умным. От умного ,как правило, знаешь, что услышишь, а счастье всегда непредсказуемо и очень заразительно. Еще помню ее мысль о том, что в нашей стране люди с годами не меняются. У нас нет инициаций. Или они проходят незамеченными. Так девушка, выйдя замуж, на следующий день сидит на кухне с матерью в том же халате , в каком сидела и раньше. Чай пьют. А ведь свершилось главное событие - ВЫШЛА ЗАМУЖ, т. е. стала СОВСЕМ ДРУГОЙ. А у нас...нет, не стала. Запомнилось... но не знаю, где искать источник этого ее рассуждения. Она анализировала переписку, "читала чужие письма". Это долгое время запрещалось нашей моралью. Считалось вторжением в личную жизнь писателя и поэта. Нельзя ! А Л. Я. Гинзбург посвятила эпистолярным "романам" работу. Она ПЕРВАЯ написала статью оМандельштаме , его акмеистической поэтике. Сейчас Л. Я. подзабыли (как и Лотмана Ю. М.) Считают,что он чуть устарела- слишком субъективна. А она...умна. Хорошо, что СН вспомнят этого человека.


Последний раз редактировалось Людмила 23 мар 2015, 13:13, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 мар 2015, 22:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Так, немного прошёлся по записям 1920—1930-х годов, - она транслировала филологическую вселенную. Впрочем, можно и шире брать - описывала вселенную мысли.
Кстати, о тире:
Цитата:
Л. В. Щерба рассказал, что Бодуэн де Куртенэ вычеркивал в работах своих учеников тире, которое он называл «дамским знаком». Вслед за Бодуэном Щерба полагает, что тире, равно как и подчеркивания (в печати курсив), попало в литературу из эмоциональных форм: письма, дневника. «Сейчас письма не пишут. А прежде писали много, особенно женщины, — и многие очень хорошо писали». Он усматривает в употреблении тире и курсивов признак нелогичности или лености пишущего, который пользуется не прямыми, а добавочными средствами выражения мысли.
Я очень огорчилась — при моей орфографической бездарности тире было единственным знаком, кое-что говорившим моему уму и сердцу. Неужели у меня «дамская психология»!! Корн. Ив. Чуковский дал мне как-то менее уничижительное толкование этому пристрастию: «Тире — знак нервный, знак девятнадцатого века. Невозможно вообразить прозу восемнадцатого века, изобилующую тире».


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 мар 2015, 07:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Чего стоит идеология (в том числе религия), если она не помогает и не мешает человеку жить (то есть не требует от него жертв и не придает ему стойкость).
Хочу "Записные книжки" себе, навсегда..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 мар 2015, 07:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Или вот:
В конце концов человек делает счастливое открытие: душевное неблагополучие, даже хандра — не основание для того, чтобы уклоняться от дела. Вообще для нарушения регулярного образа жизни. Человек, для которого неблагополучие является пафосом, основным содержанием сознания, а все остальное более или менее удачной попыткой отвлечься, сменяется тогда человеком, для которого неблагополучие является только помехой, более или менее серьезной.
**
Служащий работает в служебные часы. Ученый работает после работы. Он может работать (обдумывать) и за обедом, и на прогулке; но он может выделять для себя и часы полного отдыха, совершенной умственной пустоты, которая наступает внезапно и непостижимо, как сон. Только писатель (я разумею — настоящий писатель) не имеет возможности отдыхать: он должен безостановочно переживать жизнь.
Читать "стариков", старых писателей, не современных- как вдыхать кислород из кислородной подушки. Какая речь, какая работа со словом, чёткость, ясность, осмысленность каждого слова. Вот прочитала книжку Паолы Волковой "Мост через бездну". Интересные мысли, но КАК написано! Ужас..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 мар 2015, 08:01 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
О! Это здОрово придумано - цитировать "Записные книжки")) Думаю, что человек (люди вокруг него)там раскрывается - как он(и) есть.
Нашла и цитату Людмилы - о важности общения со счастливыми людьми, и Виктора, и Юлину)))
Оттуда же (ИЗ записных книжек):
Цитата:
Разговор со Шкловским по телефону:
— Скажите, пожалуйста, Виктор Борисович, почему Маяковский ушел из Лефа?
— Чтоб не сидеть со мной в одной комнате.
— А вы остались в Лефе?
— Разумеется, остался.
— А кто еще остался?
— А больше никого.

:-)
***
Цитата:
Я думаю, что вменять человеку в нравственную обязанность страдание — безнравственно. От человека можно требовать выполнения своих обязательств, соблюдения приличий, уважения к правам другого человека. Но нельзя кощунственно вступать в ту тайную область, где каждый расплачивается своей жизнеспособностью и своим рассудком.
Ощущения не могут быть этически обязательными; этически обязательными могут быть только поступки, потому что только поступки могут быть измерены и согласованы с породившими их причинами. Быть может, Наполеон после Ватерлоо должен был застрелиться, но обязан ли он был страдать? Какой моралист укажет целесообразную границу человеческой тоске, границу выносимого, за которой тоска уже уничтожает человека. Какой моралист скажет: страдайте от сих пор до сих пор и постарайтесь вовремя остановиться.
Есть страдания, вносящие разнообразие в душевную жизнь и вообще интересные. Есть страдания, психологический интерес которых ускользает от самонаблюдения, потому что они не оставляют в человеке ничего, кроме тупой и отчаянной воли к их немедленному прекращению. Благо людям, уверенным в том, что они успеют остановиться у границы благоразумной тоски.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 мар 2015, 08:33 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Цитата:
На каком-то публичном выступлении Шкловский изобразил современную русскую литературу в притче:
«Еду я вчера на извозчике, а у него кляча еле плетется.
— Что же это ты так?
— Это, — говорит, — что! Вот у меня дома есть кляча, так это кляча! Серая в яблоках. Красота!
— Так что ж ты ее не запрягаешь?
— А у меня для нее седока нету. Вот так и мы, писатели».
Шкловский вошел в дирекцию 3-й Госкинофабрики. Уверяют, что он телеграфировал Тынянову: «Все пишите сценарии. Если нужны деньги — вышлю. Приезжай немедленно» — и что Ю. Н. телеграфно ответил: «Деньги нужны всегда. Почему приезжать немедленно — не понял».

:-)
Цитата:
«Моя специальность — не понимать», — говорит Шкловский.
Шкловский говорит, что все его способности к несчастной любви ушли на героиню «Zoo» и что с тех пор он может любить только счастливо.
Про «Zoo» он говорил, что в первом (берлинском) издании эта книга была такая влюбленная, что ее, не обжигаясь, нельзя было держать в руках.
Совершенно неверно, что Шкловский — веселый человек (как думают многие); Шкловский — грустный человек. Когда я для окончательного разрешения сомнений спросила его об этом, он дал мне честное слово, что грустный.
В Москве у Мейерхольда я видела «Рычи, Китай». Там на сцене настоящая вода и по ней плавают лодочки. Эта настоящая вода воспринимается как особый трюк. То есть все декорации и аксессуары кажутся менее бутафорскими (нарочными), чем эта настоящая вода. Таковы законы вторжения в искусство чужеродного материала. Это вроде волос и кусков газет, которые вклеивались в картины. Вообще говоря, волосы и газетная бумага реальнее, чем вещи, нарисованные красками, но в пределах данной конструкции они явно умышленны и потому напоминают о бутафории искусства.

По-моему, здесь больше - об ожидаемом и действительном..Как вам?
***
Цитата:
Горький недавно говорил Николаю Эрдману о Толстом: «Вы думаете, ему легко давалась его корявость? Он очень хорошо умел писать. Он по девять раз перемарывал — и на десятый получалось наконец коряво».

:-)
***
Вот это мне очень понравилось. (И про меня):
Цитата:
Откуда эта потребность подбирать чужие слова? Свои слова никогда не могут удовлетворить; требования, к ним предъявляемые, равны бесконечности. Чужие слова всегда находка — их берут такими, какие они есть; их все равно нельзя улучшить и переделать. Чужие слова, хотя бы отдаленно и неточно выражающие нашу мысль, действуют, как откровение или как давно искомая и обретенная формула. Отсюда обаяние эпиграфов и цитат.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 мар 2015, 09:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Эльмира писал(а):
О! Это здОрово придумано - цитировать "Записные книжки")) Думаю, что человек (люди вокруг него)там раскрывается - как он(и) есть. ........
То есть это как, кто и где там раскрывается, - изначально цитируемый, или цитирующий цитируемого, или цитирующие цитирующего цитируемого, т.е. мы здесь в данном случае?
%)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 мар 2015, 10:07 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Типа - за кем я подсматриваю? :-):
Мне очень интересны живые свидетельства Лидии Гинзбург о людях, которых я знала до этого по их публикациям.
Выбор форумчан тоже, конечно,интересен..но это не для "подглядывания".. а просто обращаю внимание на то, что выцепили из книги другие люди.. как посмотреть ещё и вашими глазами)))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 мар 2015, 18:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Читая записные книжки у меня появилось устойчивое ощущение междустрочия но, не сразу удавалось ухватить - о чём там. Потом я понял, что в записях разоблачается заговор пятой колонны, точнее сказать - о заговОр этой колонны. Однажды голос из голубого магического кристалла под названием телевизор поведал мне тайну - почему Сталин поостерёгся отправлять Пастернака в длительную командировку по ту сторону Урала. Недоучившийся семинарист товарищ Сталин, разглядел, дескать, в Пастернаке коллегу по цеху, служителя культа, шамана. Ведь наш Мир с тех ещё допотопных времён, когда человек заговорил - заколдованный мир, заколдованный речью, словами. А речь поэтов волхование вдвойне и, в отличие от нас простых смертных, волхование активное, в той или иной мере осознанное. Вот Лидия Гинзбург и разоблачала в записях всю ту магическую кухню тайного ордена под названием Символизм Серебряного Века.


Последний раз редактировалось Djuley 24 мар 2015, 06:50, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 мар 2015, 19:18 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
А что - всех друзей-приятелей- знакомцев Л.Я. Гинзбург (в т.ч. Блока, Пастернака, Щербу, Шкловского, Маяковского, Ахматову, Тынянова и иже с ними) тоже уже в "пятую колонну" прописали ? :sh_ok:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 мар 2015, 20:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Однозначно, смею утверждать, потому как, о половине из сих перечисленных имею, более чем, смутное представление :-) что, в свою очередь, является главным условием существования упомянутого архитектурного излишества.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 мар 2015, 00:41 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
“Охотно или неохотно, но специалисты все же следят за выходящей специальной литературой. Но трудно себе представить, чтобы кто-нибудь, кроме оплачиваемых редакторов и рецензентов, прочитал в наши дни историко-литературную рукопись”.
Я из тех, кого представить нетрудно. Литературоведческие работы и мемуаристку Лидии Гинсбург не читала. Только-только в выходные начала читать ее “Записные книжки”. Очень большая книга и очень необычная. Где-то прочла, что сама Лидия Яковлевна такой жанр называла “промежуточной прозой”. Так какие же промежутки заполняла она своими записками?

“Искусство — найденное время, борьба с небытием, с ужасом бесследности. Обретенная предметность, ибо всякий предмет — остановка времени Творческий дух одержал величайшую свою победу — остановил реку, в которую нельзя вступить дважды”.
Промежутки незаметные, трудноуловимые, промежутки между временем и вечностью заполняет Лидия Яковлевна своими “Записными книжками”. В ее записках нередко вспоминается Пруст, его многотомный роман “В поисках утраченного времени”. Пруст искал следы утраченного времени и описывал их. Лидия Гинсбург отлавливала их сразу и переносила на бумагу.

“Мысль логическая и мысль поэтическая — это борьба с небытием и бесформенностью. Условны поэтому усилия искусством ловить неуловимое; в том числе, например, поток сознания. Попытки ввергнуть искусство обратно в хаос, противный его природе победителя хаоса, обличают слабость теоретических предпосылок. Искусство — это другое, потому что неопосредствованное дологическое и доэстетическое переживание жизни есть неразбериха из элементов разного качества, а искусство — организация и единство материала”.
Усилия отловить поток сознания условны и не всегда результативны. Но когда эти усилия становятся искусством, время останавливается и открывает за собой вечность. Время, рассмотренное через души людей, через душу, а не просто через события жизни, остановилось и ушло в вечность. Нет давно тех годов, тех событий, тех людей, а организованная словом невидимая психическая энергия, существовавшая в том времени жива и сейчас.
Войти в реку ее “Записок” может каждый и не раз. И каждый может отыскать что-то важное для себя и что-то знакомое себе. Во многих местах я тормозила. Не всегда понимала сразу. Читала, перечитывала, вчитывалась. И ловила себя на мысли, что забываю о времени, о тех годах, из которых сейчас эти строки воссоздают во мне свою атмосферу. А без этого иногда было сложно уловить их эмоциональный посыл.

“Но стихи — это опыт жизни в магическом кристалле обнаженного смысла. Он обнажается в силу двух противоположных свойств: стихотворные слова выделены и одновременно взаимозаражаемы, взаимозаряжаемы. В «Разговоре о Данте» Мандельштам говорит, что поэтическое слово — «пучок» смыслов, «и смысл торчит из него в разные стороны...»”.
Что-то подобное можно сказать и о “промежуточной прозе” Лидии Гинсбург. “Опыт жизни в магическом кристалле обнаженного смысла” – именно так отражаются в моей душе ее “Записные книжки”.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 мар 2015, 08:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Записные книжки- особый жанр. Читая опубликованную "записную книжку" мы получаем возможность заглянуть в интимный мир пишущего человека, взглянуть на мир его глазами. Понять, или хотя бы слегка почувствовать, чем же таким особым наделены пишущие, что даёт им силу преодолевать трагические события своей жизни. Чего не хватает всем нам, не пишущим? Не умеющим писать..
Нынешним летом
Нынешним летом я как-то отправилась в своем каюке с визитом к тете Хване. Разумеется, меня, как всегда, угощали. Как всегда, протестовать против водки в грязноватом стакане и нарезанных со свежим луком помидоров было так же невозможно, как протестовать против поцелуев тети Хвани или уверений Павла в том, что я его лучший друг. Спившийся фельдшер, он стал рыбаком, женившись на тете Хване. У него хранился затрепанный том Достоевского («Униженные и оскорбленные»), который он усердно читал.

Когда я вышла из хаты, положение вещей предстало передо мной в самом неблагоприятном свете. Усилился противный ветер, и море явно не предвещало ничего доброго; кроме того, я выпила, и это в самую жару, в час дня на солнцепеке. Вот что лежало на одной чашке весов; на другой чашке лежало то обстоятельство, что на мне не было ничего, кроме купального халата и купального костюма, следовательно, сухие пути возвращения на дачу были отрезаны. Кроме того, Павел спокойно заметил выпивавшему вместе с нами парнишке, что кого другого он, пожалуй, не выпустил бы в море по такой погоде, но Лидию Яковлевну!..

— О, Лидия Яковлевна, — сказала тетя Хваня, — да вы ее не знаете, да против нее тут на всем берегу ни один любитель ничего не стоит. Вот сейчас увидите!

Морское самолюбие едва ли не самое сильное и самое глупое из всех моих самолюбий. Оно неудержимо воспламеняется от самой элементарной лести и от самых сухих похвал. Я села в каюк, волнуемая желанием показать парнишке из дома отдыха, как Лидия Яковлевна отчаливает в дурную погоду. Тетя Хваня помахала ручкой, Павел Иванович, стоя на берегу, раскланивался с той безукоризненной вежливостью, которая отличала этого насмерть спившегося и по л у сгнившего человека.

Кстати, я уверена в том, что оба они действительно хорошо ко мне относились, что, будь они случайно трезвы в это утро, они все-таки не отпустили бы меня в море.

Мне твердо запомнилось это путешествие и то расчленение моего существа на плохо согласованные друг с другом части, которое я тогда испытала с особенной силой. Прежде всего имелось соображение о том, что если волна ударит сбоку и я не успею затабанить, то меня непременно опрокинет и я тогда непременно утону, потому что не смогу плавать в таком состоянии. Это соображение не оставляло меня, но оно существовало само по себе и никак не могло перейти ни в какое чувство, менее всего в чувство страха. Другая же часть сознания исправно отвечала за действия, необходимые для того, чтобы все-таки не утонуть.

У человека, работающего переутомленной головой, то же ощущение, что у гуляющего в тесных ботинках. Когда обувь жмет, ходьба перестает быть непрерывным, бессознательным действием и каждый шаг входит в светлое поле сознания. При переутомлении мы ощущаем физическое протекание силлогизма.
Свернуть

Силлогизм- логическое заключение, сделанное из двух посылок ◆ Возьмём два факта: «Сократ — человек» и «Все люди смертны». Силлогизмом этих двух фактов будет «Сократ смертен».
Тяжёлый труд непрерывного осознания своей жизни, текущих событий, своих и чужих поступков.. Мы обычно способны на погружение в самоанализ с головой- с отрывом от живой, пульсирующей жизни, с отчуждением от внешнего мира, или поиском оправдания собственной растерянности перед этим изменчивым, неподвластным нашим желаниям миром в чувстве превосходства; или на другую крайность- полное бездумье "я устал", мир хорош и без моих усилий по его обдумыванию, мои усилия ничего не изменят, да и вообще, кому оно надо? Так и рехнуться недолго- думать обо всём.. А пишущие, и Лидия Гинзбург, в их числе, как-то умели справляться, не впадая ни в ту, ни в другую из крайностей.. И жизнь их была полна, и по-настоящему реальна! Может быть, потому, что мне про "силлогизм" приходится уточнять в Википедии, а для Гинзбург это понятие, это слово было так же органично вписано в повседневность, в её картину мира, как "лодка", или "волна". И как бы волны жизни не старались (да и старались ли они? это для меня волны жизни представляются опасными, а для Гинзбург- нет) опрокинуть её каюк, она держалась. Потому что знала, на чтО другое,- существующее в других сферах, отличных от "плотной повседневности", в сферах науки филологии, например,- похожи волны, знала много слов для описания волн и событий своей жизни. Владея словом, владела она и жизнью своей..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Лидия Гинзбург
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 мар 2015, 12:15 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Djuley писал(а):
Однозначно, смею утверждать, потому как, о половине из сих перечисленных имею, более чем, смутное представление :-) что, в свою очередь, является главным условием существования упомянутого архитектурного излишества.

Получается, что "пятая колонна" - это что-то типа того, что мы "не знаем и знать не хотим".

Читала вчера (не всё успела, правда прочесть) "Записки блокадного человека".
Много душевно тяжёлых моментов.. и в то же время в записках есть свет..
Свет сознания, в первую очередь, которое толкает непослушное, опухшее от голода незнакомое тело, пытается держать равновесие при выполнении простых повседневных занятий, ставших тяжёлыми в виду дистрофии..
Свет утра, оживающих вместе с весной надежд и улыбок людей, их незатейливых разговоров в очереди.. свет ПОРУКИ людей друг за друга, помогающей им жить и выживать.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 36 ]  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 60


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.086s | 19 Queries | GZIP : On ]