Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 17 апр 2024, 01:45

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 86 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 11:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2111
Откуда: Москва
Это Я писал(а):
Из отрицательных моментов, это ложная самоидентификация с литературными героинями 19 в., которая в жизни начала аукаться трудностями в социализации и огромной пропастью в отношениях с противоположным полом. Впоследствии мне пришлось из себя "выдавливать" Татьяну Ларину, Наташу Ростову и пр.


Почему я эту самоидентификацию считаю ложной. Да потому, что она не соответствует времени и социальной действительности. Свою индивидуальность нужно создавать так, чтобы были учтены многие факторы.
Есть такой пласт литературы, который помогает это сделать. Я любила её читать. Ну, во-первых это сказки: русски народные и сказки народов мира. Восточные сказки "Тысяча и одна ночь", это и Бокаччо "Декамерон", где отражены все необходимые нюансы от "подворотней пошлости", до возвышенных материй. Я также люблю такой вид литературы, который, например, не приемлет А.Г. - это серия книг Карлоса Кастанеды и В.Мегре. Для меня это чудо! Вот, на глазах создаётся новая индивидуальность, которая из воображения проникает и воплощается в материальном мире. Я уважаю документальный стиль изложения этих произведений, ведь он помогает понимать суть и противоречия нашей действительности, он не даёт, как при прочтении сказок, уходить в некую условность.
Есть такой способ усвоения информации, как - интеллектуальный способ. А есть другой, я его для себя назвала - "интроекцией", когда ты не информацию впитываешь, а впитываешь других людей (любимых и ненавидимых), а вместе с этим в тебя вливается огромный спектр информации. А.Г. как то упрекнул В.Мегре, что его книги без указания источников. А как можно их указывать, если, например, ты за свою жизнь прочитал/а мало книг, и не все их помнишь, но зато есть такая способность - включать в состав своей личности других людей, носителей этих идей и их чувствовать.


Последний раз редактировалось Это Я 07 апр 2015, 20:24, всего редактировалось 4 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 11:53 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 808
Откуда: Челябинская область
Катя, @->--

Мне кажется, Вы высказали самую главную мысль.

Это Я писал(а):
А что будет, если мы и «дворянскую» культуру уберём, в том числе из школьной программы, с чем останемся? Ну, разумеется, свято место пусто не бывает. Это место полностью оккупирует западная культура.

причём большей частью попсовая. Потому что для того, чтобы хорошо понимать серьёзную культуру других стран (их классическую литературу, например), надо знать много разных дополнительных вещей: и историю этих стран, и их менталитет, и традиции, и желательно ещё и языки этих стран… А попса на уровне «оттенков серого» или «секса в большом городе» никаких таких знаний не требует. Поэтому она и оккупирует. Увы. :-(

Вот мне кажется, что родная классика может научить ещё и чувству родного языка. Это, конечно, в первую очередь к поэзии относится. И это то, чего переводные книжки сделать в большинстве своём не могут (если только переводчик не гений, обладающий – опять же – исключительным чувством родного языка; но ведь и он сам должен где-то этому чувству языка научиться).


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 12:40 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
Об этом, кстати, я тоже подумала - ДЛЯ КОГО и ПОДО ЧТО пред(по)лагают почистить место от Достоевского и Толстого?
Сильно сомневаюсь, что под классиков западной литературы и США..
Скорее всего будем всей страной конспектировать и писать сочинения по новой "Малой земле".
"Малую землю"-то хоть писали "золотые перья" Союза...
На счёт дворянской-пролетарской-крестьянской литературы.. Что имеется в виду: писатель как выходец из определённого сословия или круг его литературных героев?
Так или иначе все наши классики отражали в своём творчестве маленького человека (города и деревни). И Пушкин, и Толстой, и Достоевский, и Гоголь, и Чехов...
Выходцем из мещанской среды был Максим Горький, из пролетариев - Андрей Платонов. Оба много писали о людях труда
Писатели-деревенщики: Виктор Астафьев, Василий Шукшин, Владимир Тендряков, Фазиль Искандер и др.
Есть и сейчас люди, которые пишут о современной деревне, получают литературные премии, гранты. Читать больше надо всем нам.. Мы ж просто не знаем своих писателей.
***
Бегущая по волнам, спасибо за информацию об успехах финской системы образования..
Увы, наши бывшие соотечественники застревают в ней своими "коготками" , пропадая целыми семьями ( семья Завгородней, к примеру)
Да.. вы писали про то, что моё окружение - сплошь гуманитарии.. Моя мама - радиофизик, папа - инженер-мостостроитель, дяди и тёти - тоже инженеры, и часто я проводила время с мамиными сослуживцами-физиками (на турбазах, в совместных семейных выездах кафедры на природу.) Так вот мамины коллеги (и "коллежанки") читали не только спец.литературу, но и много классики. Помню, были вечера, когда собравшиеся у кого-нибудь дома ВСЛУХ по очереди читали художественное произведение. Мы - дети играли друг с другом, а взрослые слушали чтеца,потом обсуждали прочитанное.. Запомнилось почему-то только, как читали Горького, но помню, как мама делилась впечатлениями со своими подругами и по поводу журнальных публикаций ( "Новый мир", "Звезда" etc)
***
Об ОПАСЕНИИ, что молодые, прочтя "Преступление и наказание", возьмутся за топор..
Защиту от дураков наш Ф.М. Д. придумал в самом заглавии романа. У него Преступление соседствует с НАКАЗАНИЕМ. Да и сам Раскольников на протяжении ВСЕГО РОМАНА страстно изживает свой грех..
А вот современные компьютерные игры поощряют детей на садизм и убийство.
Вот недавно мама мальчика 9 лет (опять же в муз.школе ждали вместе детей)рассказывала, что она (одна из немногих мам!) запрещает сыну играть в сетевую игру, в которой за убийство соперника из конкурирующей команды выдаётся ПРИЗ. Там мальчишки сражаются классами. И ведь были уже случаи по стране, когда дети "путали" виртуал и реал, бросались на родителей и убивали их, когда взрослые просили "выйти" из игры и заняться наконец-то уроками!
Получается, что КНИГА Ф.М.Д. - наоборот,делает важное дело: показывает и рассказывает юным - КАК это страшно убить другого человека не в мыслях, а в РЕАЛЕ, какие будут ПОСЛЕДСТВИЯ такого поступка (душевные и социальные).
Ира, (Селена), про классику как голограмму - красиво сказала @->--


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 14:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 581
Откуда: Йошкар-Ола
Проблема предмета «Литература» в школе — это проблема чтения трудных текстов вообще.
Школа старается, чтобы школьнику было легко, чтобы ему было интересно. Школьные учебники — шедевры лёгкости и постепенности. Помню, учительница русского языка причитала: «Пережевала! В рот положила! А вы не понимаете!!»
Классические литературные произведения трудны ВСЕ. Трудность их частью просто игнорируется. Например, сказка «Курочка ряба» - самый настоящий коан, а кто разбирал его на уроке хотя бы и в одиннадцатом классе? Это вполне соответствует чтению «Войны и мира» в 60 лет.
«Война и мир», «Преступление и наказание» … это учебники и конечно же должны быть в учебном процессе. Увы, это трудные учебники и учебный процесс, ориентированный на лёгкость и постепенность с ними не справляется.
Док в передаче о Смоктуновском говорил, что зритель в гениальной игре актёра видит себя. Я где-то слышал что талантливое исполнение романса — отстранённо, «не в в фокусе». В фокус попадает слушатель, в центр событий, переживаний романса, ставших его собственными.
С помощью классических книг - «оптических приборов» человек видит самого себя, поднимая эти «гантели» тренирует «мышцы души».
Вот статья, хоть и не о литературе. но о классическом образовании и последствиях отказа от неё.
------------------------
Литературная газета № 49 (6490) (10-12-2014)
Синдром пустой головы
Уроки европейских образовательных реформ

Хмелинский Игорь

Несколько лет назад по португальскому ТВ показали интервью, которые брали у студентов ведущего технического вуза (IST) Лиссабона. На вопрос, сколько будет шестью семь, одна девушка ответила: «А я не математик!» Компетенция, бывшая обязательной уже в начальной школе, ныне отсутствует даже в вузе.

Синдром пустой головы
Литературная газета № 49 (6490) (10-12-2014)
Синдром пустой головы
Уроки европейских образовательных реформ

Хмелинский Игорь

Несколько лет назад по португальскому ТВ показали интервью, которые брали у студентов ведущего технического вуза (IST) Лиссабона. На вопрос, сколько будет шестью семь, одна девушка ответила: «А я не математик!» Компетенция, бывшая обязательной уже в начальной школе, ныне отсутствует даже в вузе.

Примерно с середины 80-х годов в Португалии, как и в большинстве стран Европы, по примеру США была введена в практику концепция либеральной школы, предполагающая уже с первого класса развитие у учащихся независимого, критического и творческого мышления. В отличие от ранее действовавшей модели формальной школы, где значительное внимание уделялось памяти и запоминанию, либеральная официально не требует ничего учить наизусть. Она требует понимать, как соответствующие формулы или значения могут быть получены и какие из этого вытекают выводы. Таблицу умножения учить на­изусть не требуется, поэтому знает её лишь очень малое число учащихся; стихи тоже не учат, хотя в старших классах изучают поэзию Камоэнса.
Очевидно, что при наличии калькуляторов школьники способны проделать вычисления и не зная таблицы умножения.
Трудность, однако, состоит в том, что, будучи не в состоянии произвести приближённые вычисления в уме, они не способны оценить правильность произведённых на калькуляторе вычислений и обнаружить ошибки, которые в противном случае были бы им совершенно очевидны. Более того, без знания основных правил арифметики (которых наизусть они не запомнили) учащиеся, вводя выражение в калькулятор, не могут даже правильно расставить скобки в простейшем арифметическом выражении.
Чтобы избежать ошибок, они выписывают промежуточные результаты на бумагу, а затем снова вводят их в калькулятор. Это повышает вероятность ошибок ввода, замедляет вычисления и затрудняет проверку. Правильное округление результатов также вызывает трудности.

Незнание таблицы умножения имеет и более серьёзные последствия, чем неспособность обнаружить ошибки в расчётах на калькуляторе. Наша долговременная память работает по принципу ассоциативной базы данных. Если вы знаете наизусть стихотворение, то, читая вслух первую строчку, сразу вспоминаете вторую и т.д. То есть одни элементы информации при запоминании оказываются связанными с другими на основе ассоциаций, установленных в момент знакомства с ними. Поэтому, чтобы в голове образовалась база знаний в какой-либо предметной области, например в арифметике, нужно для начала выучить хоть что-то наизусть. В противном случае новая информация связывается с элементами, которые к арифметике никакого отношения не имеют, – например, с личностью преподавателя, погодой на улице и т.п. Ничего относящегося к арифметике учащийся вспомнить не сможет, кроме смутных идей о том, что он вроде бы что-то когда-то об этом должен был слышать.

Роль недостающих ассоциаций обычно выполняют разного рода подсказки – списать у соседа, воспользоваться наводящими вопросами в самой контрольной, формулами из списка формул, которым пользоваться разрешено, и т.п. В реальной жизни, без подсказок, такой человек оказывается совершенно беспомощным. Часто возражают, что недостающую информацию сегодня можно легко найти в интернете.
Однако проблемы реальной жизни, требующие мышления самого человека, могут и не иметь готовых решений. Вспомним первобытные племена Андаманских и Никобарских островов, чьи знания спасли им жизнь во время индонезийского цунами в 2004 году. Та же волна смыла целые толпы вооружённых критическим мышлением и айфонами зевак, оказавшихся не в состоянии осознать, что они находятся в реальной жизни, где второй попытки не предусмотрено.
Несколько лет назад в рамках проекта PMAT Португальским математическим обществом были протестированы 1398 студентов первого курса ведущих технических вузов Лиссабона, в программе обучения которых в первом семестре были две дисциплины из математики – анализ и линейная алгебра. Эти студенты успешно сдали выпускной (он же вступительный) экзамен по предмету математика А (для специализации «естественные науки» в 10–12-х классах) и поступили в вуз со средней оценкой 15,7 по шкале от 0 до 20, т.е. твёрдое «хорошо».
Тест состоял из 30 вопросов по школьной программе на множественный выбор – выбрать один (единственно правильный) ответ из трёх вариантов – и был проведён два раза: до начала и после окончания первого семестра. Студенты не могли пользоваться ни калькуляторами, ни любыми иными вспомогательными средствами. При средней оценке за школу выше 15 баллов студенты успешно сдавали обе математические дисциплины, а при школьной оценке ниже 13 баллов заваливали одну или обе дисциплины. Однако средняя оценка по результатам первого тестирования составила 0 баллов по 20-балльной шкале – студенты правильно ответили на 10 вопросов из 30, что возможно благодаря случайному попаданию. При втором тестировании, в конце семестра, она выросла до 2 баллов. Улучшение произошло в части вопросов, которые изучались в течение первого семестра.
Часть студентов прошла ещё и интервью (20% лучших и 20% худших), при этом ни один не вспомнил, что два теста были абсолютно идентичными, – за три месяца студенты забыли все вопросы. Нет никакого сомнения, что при повторении того же теста ещё через три месяца мы бы обнаружили, что кратковременная память студентов полностью очистилась, а результаты вернулись к исходной точке – т.е. к нулевой средней оценке. Такую же картину мы обнаружили бы и по другим дисциплинам школьной программы, как результат отказа от целенаправленного развития и использования памяти в учебном процессе.
В течение ряда лет средняя текущая оценка знаний по математике и португальскому языку в выпускном классе была около 12 баллов, а на экзаменах по этим же предметам она опускалась до 7 баллов. Такое различие объясняется тем, что при отсутствии знаний в постоянной памяти учащиеся преимущественно пользуются кратковременной, которая способна удержать ограниченный объём информации, и только в течение короткого промежутка времени. Что сделало португальское министерство образования? Под давлением общественности отрегулировали трудность экзаменационных заданий и критерии оценки ответов таким образом, чтобы средняя оценка за экзамены выросла на 5 баллов и совпала с выставляемой в течение года. В результате право поступать в вузы (для этого требуется средний балл не ниже 9,5 из 20) получили люди с таким низким уровнем знаний и компетенций, который ранее справедливо отвергался как совершенно недостаточный.
Независимая комиссия, проверявшая португальскую систему высшего образования, отметила в числе прочего общую жалобу преподавателей вузов – студенты неспособны к абстрактному, творческому и логическому мышлению. Абстрактное мышление требует запоминания определений, основных теорий, формул, дат и т.д. Любая предметная область имеет свой набор понятий и идей, который требуется знать наизусть, прежде чем мы сможем говорить об абстрактном мышлении. При отсутствии привычки запоминать наизусть и приспособившись обходиться кратковременной памятью, учащиеся идут по наиболее лёгкому и наименее затратному пути. Готовятся к тестам и экзаменам, используя свою кратковременную память, и сдают их благодаря подсказкам, которые вставляют в задания преподаватели (чья работа оценивается по успехам их учеников), или передают друг другу в классе сами учащиеся, мошенничая всеми возможными способами и без всякого зазрения совести.

Попытки развивать и использовать независимое, критическое и творческое мышление в начальной школе, как того требует либеральная концепция, вообще заведомо обречены на провал. Такие способности в этом возрасте отсутствуют на нейрофизиологическом уровне. Они возникают в период полового созревания, когда у подростков вдруг появляются раздражающие родителей и учителей собственные идеи. В то же время дети могут успешно имитировать способность к критическому мышлению, чутко реагируя на подсказки, которые им передают в разной форме преподаватели. В результате любые свидетельства критического мышления учащихся начальных классов являются результатом (возможно, неосознанного) мошенничества со стороны учащихся и самообмана преподавателей, а время, истраченное на задания по его развитию, теряется впустую. Вместо критического мышления воспитывается его полная противоположность – услужливость и стремление угождать старшим.

Способность учиться ока­зывается блокированной и при необоснованном увлечении преподавателей начальных классов так называемым визуальным или глобальным методом обучения чтению, предполагающим восприятие целых слов по их графическому рисунку, без выделения букв и слогов. Это приводит к тому, что рабочий словарь оказывается крайне ограниченным, не превышающим нескольких сотен слов, и не может расширяться. Дети, обучающиеся по этой методике, в новом тексте читают только знакомые слова, пытаясь извлечь из них хоть какой-то смысл.

Один из моих сыновей, поступив в португальской школе в 4-й класс, оказался единственным среди одноклассников, способным читать. Латинский алфавит он уже знал, поскольку начал изучать английский в прошлом году, а читать по-русски, естественно, умел. Португальский текст он тоже прочесть мог, но... не понимая ни слова, поскольку языка не знал. Весь же класс, зная язык, не читал и после 3 лет обучения в начальной школе. Учительница при этом ругалась: ваш сын из чистого упрямства не желает отвечать на вопросы по прочитанному – «ведь читает же...»
«Читает» благодаря тому, что начинал учиться не в «креативной», а в «формальной» школе, где учили на­изусть таб­лицу умножения, определения, формулы и стихи. В которой учителя не пытались внедрить подсказку в саму формулировку вопроса и в которой детей учили работать и с учебниками, и с конспектами, закладывая в них ту базу знаний, которая обеспечивает рождение нужных ассоциаций с предметной областью, а впоследствии – и развитие абстрактного мышления.
Человек, не имеющий базовых знаний, не способен ни к критическому, ни к творческому мышлению. Вот почему существующая в настоящее время в Европе и начавшая внедряться в странах бывшего СССР либеральная система образования производит поколения безграмотных и невежественных молодых людей, неспособных к саморазвитию. Исключение составляет лишь очень небольшая часть детей, обладающих лучшими способностями к запоминанию, либо стимулируемых к этому родителями и преподавателями, а потому способных учиться на «отлично» независимо от любых перестроек.
Свернуть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 15:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Согласна с Сергеем! Толстой и Достоевский- авторы трудные, безумно трудные. Но кто сказал, что человеку в жизни должно быть легко? Литература- такой предмет, которому недостаточно научить: вот был такой Лев Толстой, написал в конце 19 века роман про войну с Наполеоном. Литературой надо воспитать. И, в том числе, через преподавание литературы воспитывается отношение к жизни: или как к необременительному времяпровождению, со смыслом в поиске путей наименьшего сопротивления, или к долгому монотонному процессу извлечения себя из приходящих извне образов и возникающих с ними самоидентификаций.. Запас должен быть таких образов- это во-первых и в главных. Так ли обильна "реальная жизнь" на образы, с которыми себя можно идентифицировать? Да нет! Скудные и однообразные одежды предлагает "жизнь реальная", если вычесть из неё то, что трудно и непонятно читать, то, что чуждо, то, что метафорично и к "реальной жизни" без труда, без обработки, без обдумывания- неприложимо..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 16:38 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Все-таки в сетованиях депутата и министра речь идет не столько о трудностях, сколько о сложностях произведений Толстого и Достоевского, сложностях, которые не позволяют юношеской душе понять эти произведения. В результате чего им навязываются мнения учителей и учебников. Вот повести Пушкина и Лермонтова, а также приключенческая, детективная литература подросткам понятна, следовательно ее и надо проходить в школе, считает министр культуры. А сложные психологические романы читать надо, когда появится время, т.е. на пенсии. Только вот много ли они тогда принесут пользы, если будут открыты в первый раз?

“Я в школе читал роман Толстого «Анна Каренина» – сложно было представить что-то более скучное”.
Владимир Мединский

Преодоление скуки – вот в чем трудность, которая возникает (не для всех, для некоторых) при чтении больших психологических романов. Но эта трудность посильная и преодолимая. Однако если эту трудность назвать сложностью, то она становится неподъемной и вполне можно требовать корректировки школьной программы.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 17:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 фев 2012, 09:49
Сообщения: 292
Откуда: Москва
Danilin писал(а):
Ирина! Это я поменял название темы. Мне хотелось усилить аспект нападок именно на святые для русской культуры имена. Меня все мучает вопрос: если мы останемся без Толстого, Достоевского, Чернышевского... то что тогда останется? Что, вообще можно считать "простым" для изучения в русской литературе?


Вопрос "что будет, если мы останемся без Толстого, Достоевского, Чернышевского" - довольно интересный. Я бы сказал, что если иметь в виду всю Россию, то мы как жили в основном без Толстого, Достоевского и Чернышевского, так и живем. Их значение, как мне кажется, невелико. До революции все было вообще понятно, в принципе читать умели меньше 30% населения, и Толстой с Достоевским были не классикой, а актуальной, полемической литературой (ну, мне так видится). После революции все перевернулось вверх дном, и грамотность постепенно стала расти. Но только к началу Второй Мировой можно говорить о банальном умении читать у большинства населения СССР. При этом в СССР классическая русская литература была весьма специфично искажена идеологическими фильтрами, и я не думаю, что она определяла мышление людей, или какую-то их общность. Для этого были другие тексты.

Потом советские граждане были заняты войной, поднимали целину в очередные пятилетки, запускали спутники и смотрели хоккей. СССР, конечно, считался самой читающей страной мира. Но если говорить честно, то книги никогда не были в центре внимания, если не считать довольно узкую прослойку интеллигентов. Гагарин и Жуков были героями СССР, а не Толстой с Достоевским, и даже не Горький с Маяковским. Хотя, вероятно, ближе к концу СССР литература имела свою роль. Мне сложно сказать, так как это время я застал "по касательной". Зато то, что есть сейчас, я вижу своими глазами.

И что я вижу, оно не сильно зависит от всевозможных нападок на литературу. Пожалуй, самое лучшее, что могли бы сделать наши законодатели, это запретить побольше хороших писателей. Ведь найдется за что. Пушкина за мат, Достоевского за оскорбление чувств верующих, Александра Дюма за пропаганду наркотиков, Набокова за порнографию, Бродского за сепаратизм, Померанца за антироссийскую позицию, Чернышевского за плагиат. Это хотя бы подняло к ним интерес. А то сейчас картина удручающая без всяких запретов. Я смотрел результаты социологических исследований, и это даже удивительно. Например, в 2012 г. 45% у нас не причитали ни одной книги, почти 40% вообще ничего не читают. Даже в разжеванной форме литературу не берут - только 11% предпочитают сериалы на основе классических произведений вроде "Идиота" по Достоевскому, а больше половины предпочитают криминально-милицейскую тематику.

Так что я думаю, нам бы поменьше сетовать на законодателей, и побольше читать бы самим. Мне кажется, что правительство - это всего лишь отражение общества. Никто не хочет читать, а они - всего лишь отражение этого общего настроения.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 18:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 фев 2012, 09:49
Сообщения: 292
Откуда: Москва
quagga писал(а):
Согласна с Сергеем! Толстой и Достоевский- авторы трудные, безумно трудные. Но кто сказал, что человеку в жизни должно быть легко? Литература- такой предмет, которому недостаточно научить: вот был такой Лев Толстой, написал в конце 19 века роман про войну с Наполеоном. Литературой надо воспитать. И, в том числе, через преподавание литературы воспитывается отношение к жизни: или как к необременительному времяпровождению, со смыслом в поиске путей наименьшего сопротивления, или к долгому монотонному процессу извлечения себя из приходящих извне образов и возникающих с ними самоидентификаций.. Запас должен быть таких образов- это во-первых и в главных. Так ли обильна "реальная жизнь" на образы, с которыми себя можно идентифицировать? Да нет! Скудные и однообразные одежды предлагает "жизнь реальная", если вычесть из неё то, что трудно и непонятно читать, то, что чуждо, то, что метафорично и к "реальной жизни" без труда, без обработки, без обдумывания- неприложимо..


А что трудного в Толстом, кроме объема? На мой вкус, "Война и мир" - довольно легкое чтение, сюжетное и захватывающее. Ну, разве что вторая часть эпилога скучна до невообразимости, как и остальные философские выкладки Толстого. Его гениального "Царь – есть раб истории" вполне бы хватило.

А Достоевского, как я убежден, просто не то произведение выбрано по историческим причинам. Поставили бы в школьную программу "Идиота" или "Бесов" - и дети бы зачитывались им. А в качестве доп. программы - "Братьев Карамазовых". "Преступление и наказание" - не лучшее его творение, как мне кажется.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 18:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Pavel писал(а):
А что трудного в Толстом, кроме объема? На мой вкус, "Война и мир" - довольно легкое чтение, сюжетное и захватывающее.

А иии.. правда ваша.. Нда. Что ж я на самом-то деле думаю? :sh_ok: Нет, трудные! Потому что великие!

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 18:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2111
Откуда: Москва
А я хочу добавить, что в СССР, особенно в 70-е и 80-е годы было развито три направления "разработки" классики:
книги ---- радио- и театральные постановки ----- кино или теле экранизации.
Это задействовало аудиовизуальную систему восприятия. Важнейшим из искусств было кино (по Ленину), особенно для нас девчонок, мы любили обсуждать фильмы, а тот кто ещё и читал, а читать старались все мои знакомые, мог похвастаться своим сравнением и сопоставлением книги с фильмом. И так получалось, что девчонки, которые не блистали успеваемостью по другим предметам, на уроках по литературе - могли проявить себя, разумеется при условии хорошего учителя, который заинтересован в самостоятельном мышлении ученика. "Война и мир", "Анна Каренина" - для нас было святое, мы как старые бабки, перемололи косточки всем героям.
Герои Достоевского - это другая "опера". Помню, как одна журналистка мне рассказывала, когда она читала "Преступление и наказание" её стошнило, а я тоже помню начало романа, описание Петербурга - и возникающее тошнотворное чувство. Сколько лет прошло, а я помню это чувство. Я помню романы Достоевского в чувствах, но события и имена, к сожалению, уходят из памяти. Может это у мальчиков, у Мединского в частности, не развита чувственно-эмоциональная сфера, которая помогает усваивать литературное произведение независимо от возраста и интеллектуального багажа.

Читала "Евгения Онегина" - состояние анабиоза, а не так давно обратила внимание, что большинство пейзажев в поэме - зимние, да и общество, описываемое Пушкином "спящее". Да, и Татьяна вся какая-та "замороженная".


Последний раз редактировалось Это Я 07 апр 2015, 20:26, всего редактировалось 4 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 19:01 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 20159
Откуда: Москва
Это Я писал(а):
Я помню романы Достоевского в чувствах, но события и имена, к сожалению, уходят из памяти.

Я тоже именно так помню прочитанное и просмотренное).
Всё остальное - даже сюжет со временем "уходит", а вот чувственная динамичная составляющая,
наложенная на зрительные образы-картины остаётся в памяти навсегда.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 19:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:57
Сообщения: 245
quagga писал(а):
Pavel писал(а):
А что трудного в Толстом, кроме объема? На мой вкус, "Война и мир" - довольно легкое чтение, сюжетное и захватывающее.

А иии.. правда ваша.. Нда. Что ж я на самом-то деле думаю? :sh_ok: Нет, трудные! Потому что великие!


Согласна с quagga, что трудные. На мой взгляд, эти писатели нам показывают жизнь. Они нам показывают, что не всё так просто, что всегда что-то стоит за, что есть душа, есть тайна, есть много всего противоречивого. Сама жизнь тайна, душа человека тоже тайна. И это очень важно понять. Они учат нас задумываться, показывают что в жизни нет ничего прямолинейного, простого. Они учат нас видеть вокруг себя людей. А если мы не будем читать таких писателей, то и будут постоянно высказывания кого следует расстрелять, а кто имеет право на жизнь; будут требования постоянной развлекаловки, потому что скука вокруг.

_________________
Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения,понимать, а не ждать понимания,любить, а не ждать любви.
Ибо, кто даёт, тот получает, кто забывает себя, тот обретает, кто прощает, тому простится...
Молитва Св. Франциска Ассизского


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 19:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 ноя 2014, 18:10
Сообщения: 2728
Откуда: Новосибирск
Это Я писал(а):
Большинство великих русских писателей из дворян, даже Булгаков из «колокольных дворян», так раньше называли служителей церкви.И многие чувствуют не соответствие культур.

А что будет, если мы и «дворянскую» культуру уберём, в том числе из школьной программы, с чем останемся? Ну, разумеется, свято место пусто не бывает. Это место полностью оккупирует западная культура.

Катя,к этому ещё можно добавить поп-макулатуру про ментов и братков.Был грех,и такое читать приходилось...пока не узнала,что есть хорошие книги--именно "дворянские"(я их называю "белогвардейские") думала,что вышеуказанное--"ваще совсем крутяк--этот этого так отделал".Но я это читала сама по себе,а если бы ещё и в школе...полный коллапс. :cry_ing:
Читать классику учусь заново,пока никакими успехами похвастаться не могу,кроме того,что ранее любимое мракобесие ("весёлая дьявольщина") теперь кажется просто абсурдом...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 19:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2111
Откуда: Москва
Nebel писал(а):
На мой взгляд, эти писатели нам показывают жизнь. Они нам показывают, что не всё так просто, что всегда что-то стоит за, что есть душа, есть тайна, есть много всего противоречивого. Сама жизнь тайна, душа человека тоже тайна. И это очень важно понять. Они учат нас задумываться, показывают что в жизни нет ничего прямолинейного, простого. Они учат нас видеть вокруг себя людей. А если мы не будем читать таких писателей, то и будут постоянно высказывания кого следует расстрелять, а кто имеет право на жизнь; будут требования постоянной развлекаловки, потому что скука вокруг.


Очень точно подмечено! Я кое-что прочитала о Мединском, оказывается он пишет романы, по отзывам они прямолинейны, жанр комиксов - есть хорошие, а есть плохие, но всё очень патриотично. Вот кем заменять Достоевского и Толстого :-)

прочитать о его писательской деятельности можно в Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%E4 ... E%E2%E8%F7


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 20:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Я тут как-то упоминал портреты Ньютонов-Менделеево-Пушкиных в школьных и вузовских кабинетах. Присутствие этих "икон" духов-угодников просвещения насаждает правильное представление об иерархии ценностей и такое же правильное представление о том, что есть такое - истинная элита. Конечно, двоечник хулиган не раз, если не вслух, а хотя бы про себя пошлёт куда подальше училку-литературку с её Достоевским , и не единожды поставит фонарь под глаз классовому врагу однокласснику ботанику но, тем не менее, духи-угодники с портретов настойчиво будут ему нашёптывать в подкорку это самое правильное представление об истинной элитарности, и в глубине души он возжелает, что бы хотя бы его детки оказались в числе тех очкариков которым он сегодня засвечивает под глас.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 86 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 33


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.128s | 19 Queries | GZIP : On ]