Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1931 |
Страница 2 из 6 |
Автор: | Людмила [ 04 апр 2015, 10:50 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
Danilin писал(а): Мне хотелось усилить аспект нападок именно на святые для русской культуры имена. Меня все мучает вопрос: если мы останемся без Толстого, Достоевского, Чернышевского... то что тогда останется? Что, вообще можно считать "простым" для изучения в русской литературе?На канале КУЛЬТУРА (ТВ) на эти имена никто не нападает. Скорее, наоборот. Отрицают "жертвы школьного литературного образования". Жертвы "училок", а не Толстого с Достоевским. И ... НИЧЕГО ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ. Учение предполагает СЛОЖНОСТЬ тем. Геометрию, видимо, можно в итоге выучть ( хотя я так и не смогла). А литературу... НЕ ЗНАЮ, Но без НЕЕ мы , видимо, резко поглупеем. А и ладно ? Сегодня актуален НЕДОРОСЛЬ Фонвизина. 18 русский век актуален. Век ПРОСВЕЩЕНИЯ, классицизма и сентиментализма. Век, когда зарождалась ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА и РУССКАЯ ПЕТРОВСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. Сама я долго жила открытиями классического 19 века. Но он... разрушителен по отношению к самим идеям ПРОСВЕЩЕНИЯ. Сегодня - чую! - мы именно ПРОСВЕЩАТЬ и ПРОСВЕЩАТЬСЯ пытаемся. А содержания этому ПРОСВЕЩЕНИЮ у нас нет. Может, начать с АНТИЧНОСТИ и ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ? С разного рода МИФОЛОГИЙ ? Крушить ТОПОРОМ СТАРУШЕК без должного на то комментария, может, и ВРЕД психическому здоровью школьников ? Я не исключаю. РОДИТЕЛЕЙ (молодых) необходимо ЛИТЕРАТУРНО ОБРАЗОВЫВАТЬ. БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ, ради ВАС прекращаю свой филологический шовинизм. Знания о всякого рода БИО школьники нынче ловят с интересом. Им, очевидно, ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ. А Лермонтов чаще - про "скучно и грустно, и некому руку подать". |
Автор: | Бегущая по волнам [ 04 апр 2015, 10:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
Мне вспомнился первый класс - последний урок перед зимними каникулами. Наша учительница написала на доске несколько строф из А.С.Пушкина. Строфы о красоте нашей зимней природы. "Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. Прозрачный лес один синеет И ель скозь иней зеленеет, И речка подо людом блестит...". (пишу по памяти, могут быть неточности) И ещё др. строфы. Я было совершенно ошеломлена этой красотой, красотой возникших образов Родины. И до сих пор, когда я вижу сверкающий снег под ясным небом, я вспоминаю эти строки.. Для меня Пушкин тогда стал ВЕЛИКИМ. И я тогда как-то по-другому увидела ПОЭЗИЮ. До этого у Пушкина только сказки знала. Там тоже была красота, но другая... Да, а наша учительница была очень очень старенькая, мы у неё были последним классом. Наверное, ей было далеко за семьдесят. Значит приёмы преподавания у неё были ещё прежние. Удивительно как несколько написанных предложений могут повлиять на восприятие ребёнком мира, дав понимание , что словами можно не только выразить красоту, но и как-то её "показать". Не знаю, понятно ли я написала .. |
Автор: | quagga [ 04 апр 2015, 11:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
Сложны ли Толстой, Достоевский, .. Чехов для понимания ребёнком (школьником)? "Войну и мир" я проходила в училище, и девочка-одногрупница говорила о романе: "Я читала "мир", а "войну"- пропускала. Там, где про любовь, там читала. Интересно, жуть! И много слишком по-французски, мешает читать." Я ей завидовала, потому что вообще не могла читать роман для себя, а не для ответа на уроке.. Непонятно мне, что они за люди, чего им надо, что за жизнь такая.. Ведь надо это прежде научиться- не наблюдая такой жизни и таких людей вокруг себя, соотнести переживания героев со своими переживаниями.. Надо хотя бы приблизительное иметь представление о том ВРЕМЕНИ, в котором живут и действуют герои, чтобы найти то вечное и неизменное в их душевной жизни, которое касалось бы и меня лично. Та девочка уже пробовала "любить" поэтому ей было понятно, о чём речь в романе. Что сначала- литература или жизнь, чтение или личный опыт? Читая без подготовки про сдвиг по фазе Раскольникова, берёшь себе на заметку его топор, или ищешь себе опору в романе "Преступление и наказание" (уже приблизительно зная, в каком направлении вести поиски, зная, что есть такая книга) чтобы никогда не брать топор в свои руки для убийства? |
Автор: | Molli [ 04 апр 2015, 12:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
мне нечего особенно сказать по теме, из школы ушла, точнее-вылетела, на крыльях счастья)) после 9-го класса (в 14-ть лет) "Преступление и наказание", прочла в первое же послешкольное лето, по собственному желанию, и какое счастье, что никто, и ничто в это время не мешало мне самостоятельно взрослеть с этой книгой, которая произвела на меня очень сильное эмоциональное впечатление, даже не представляю, как его (роман) можно читать в школьной программе?! когда, на тебя сыпятся контрольные, лабораторные, а прочие до истерики неперевариваемые задания по куче других предметов, как в таком состоянии, можно читать серьёзные объёмные Вещи? после школы я окончила ещё три уч. заведения, мне Очень нравились студенческие программы. но школа, это-АД. зы. Бедные детишки, как мне их жалко |
Автор: | Эльмира [ 04 апр 2015, 17:54 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
Molli писал(а): после школы я окончила ещё три уч. заведения, мне Очень нравились студенческие программы.но школа, это-АД. зы. Бедные детишки, как мне их жалко Molli, хотелось бы узнать: на декорационном отделении НТУ им. Евстигнеева (вы ведь там сразу после школы учились?) литературу изучают или нет? И если изучают, то неужели обходятся БЕЗ Достоевского, Толстого и Булгакова? Школа становится "АДОМ" из-за принудительного характера обучения. И так происходит в тех случаях, когда ребёнок абсолютно не мотивирован на учёбу. Ближе к литературе:люди, которые привыкли читать, редко воспринимают уроки литературы как сплошь "ацкие" ... Только здесь на форуме и прочла о таких уникальных случаях. ...Правда, была одна учительница литературы и у меня... Пичём, она вроде б и предмет свой любила,и человеком была хорошим, но была начисто лишена умения доносить свои мысли и чувства до учащихся... На уроках она не говорила с нами, а читала КОНСПЕКТЫ по большой тетрадке-гроссбуху тихим трепетным голосом и вопросы задавала по ней же.. Вскоре из-за плохой дисциплины, хамства мальчишек, которые ходили на её уроках по классу, кидались бумажками, громко разговаривали между собой и совершали иные "подвиги", литераторша сбежала. А к нам пришла другая учительница , которую лично я и мои подруги слушали, затаив дыхание..так было упоительно и интересно) *** Нужны ли Достоевский и Толстой школьникам? Однозначно НУЖНЫ! Это ФУНДАМЕНТ национального самосознания! И если наш министр культуры этого не понимает - значит, он в культуре - случайный человек. О НЕпонимании классики подростками. Мои старшие дочки (19 и 15 лет) не только читали программные произведения Толстого, Достоевского гораздо раньше срока, отведённого на их изучение в школе, но и читали гораздо больше книг этих авторов (т.е. не только по программе). Например, средняя дочь учится в девятом классе и "Преступление и наказание" они пока не проходили. А она уже (вслед за старшенькой) и "Идиота" прочла, и "Бедные люди", и "Неточку Незванову", и мн.др.Да! и, конечно, "Преступление и наказание"! На вопрос: "нужно ли проходить "Преступление и наказание" в школьные годы, (не рано ли?), она так презрительно фыркнула, что министра культуры, отставшего (многие мальчишки отстают от девочек в развитии, но я не знала, что некоторые отстают НАСТОЛЬКО !!!) ... просто СДУЛО бы, будь он рядом! "Анну Каренину" и старшая и средняя дочки, естественно, читали ( обе - с читательским ГЕДОНИЗМОМ, зачитывая понравившиеся места вслух друг другу и иногда - мне) И я не считаю, что мои дочки - какие-то уникальные читательницы. Их подруги, друзья тоже читают классику. Мало того, некоторые пытаются писать (стихи и прозу). Благо сейчас (может, тоже пока ?)в инете молодым талантам - раздолье. Нижегородские учителя недавно издали сочинения своих учеников. Меня потрясло сочинение одной десятиклассницы, посвящённое стихам Бродского - такая ГЛУБИНА!.. И девчонка немыслимой красоты: похожа одновременно на юную Белохвостикову и Терехову .. Инопланетянка... Кстати, на "Анну Каренину" в школьной программе отводится 1 час (редкий учитель отводит на это произведение 2 учебных часа). На изучение творчества Булгакова - 3 урока. И произведения ( по учебнику Коровина) - на выбор учащихся: либо "Мастер и Маргарита", либо "Белая гвардия", либо "Дни Турбиных". |
Автор: | Эльмира [ 04 апр 2015, 19:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
Владимир Мединский, оказывается, уже будоражил мировую общественность яркими заявлениями. К примеру, в интервью американской русскоязычной газете "Русская Жизнь", издаваемой в Сан-Франциско, наш министр культуры признался, что у русского народа есть одна лишняя хромосома. Цитата: Я считаю, что после всех катастроф, которые обрушились на Россию в двадцатом веке, начиная с Первой мировой и заканчивая перестройкой, тот факт, что Россия еще сохранилась и развивается, говорит, что у нашего народа имеется одна лишняя хромосома.Вот видео этого интервью и коммент профи - генетика: http://portall.zp.ua/video/ministr-kult ... ajlKt.html Вот ещё интересный факт: Цитата: г-н Мединский в автореферате его диссертации, а следовательно, и в ней самой использовал не только общие термины, входящие в глоссарий любого историка, но и полновесные фрагменты текста чужих научных работ, без оформления цитат из них. Причем составляющие в объёме от отдельных предложений до нескольких абзацев, что, конечно, сложно назвать «шаблонными фразами». Плагиат был выявлен в таких ключевых частях текста автореферата, как введение, формулировка актуальности темы диссертационного исследования, её методологической базы, концепции проблемы диссертации и выводы из проведенного диссертантом исследования. Следует особо подчеркнуть, что в автореферате диссертации по истории допетровской России были использованы заимствования из исследований, посвященных отечественной и зарубежной истории гораздо более поздних эпох — от XVIII до ХХ столетий. http://www.compromat.ru/page_32155.htm а вот что пишет
историк Лобин о пещерном источниковедении министра
|
Автор: | quagga [ 04 апр 2015, 19:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
Бегущая по волнам писал(а): Не знаю, понятно ли я написала ..Бегущая по волнам, мне кажется, я поняла, о чём Вы.. Спасибо за рассказ! |
Автор: | Ланиста [ 04 апр 2015, 20:06 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
Реплика в тему от М. Жванецкого из 2008 года... http://www.youtube.com/watch?v=vlX_OZeauM8 |
Автор: | Djuley [ 04 апр 2015, 20:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
Danilin писал(а): Ирина! Это я поменял название темы. Мне хотелось усилить аспект нападок именно на святые для русской культуры имена. Меня все мучает вопрос: если мы останемся без Толстого, Достоевского, Чернышевского... то что тогда останется? Что, вообще можно считать "простым" для изучения в русской литературе?Вот вот, именно, святые Т.е. портреты Менделеева, Ньютона, Пушкина, Чайковского в школьных и вузовских кабинетах это примерно то же самое, что и изображения святых на иконостасе. Это такие точки сборки, маячки в картине мира нерелигиозного. Или по другому сказать - в нерелигиозной картине мира? А почему, собственно, нерелигиозного? Что, в самом деле, устройство интеллигентского пантеона настолько отличается от устройства пантеона святых, предположим, христианских? А может и не очень отличается? А что если, предположим, в каком нибудь конфликте между церковью и некими интеллигентскими кругами, сообществами мы имеем, на самом деле, конфликт межрелигиозный? |
Автор: | Бегущая по волнам [ 04 апр 2015, 20:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
Эльмира писал(а): Владимир Мединский, оказывается, уже будоражил мировую общественность яркими заявлениями.Так его! Ату его! Чтоб знал как "наших" началить!)))). |
Автор: | Эльмира [ 04 апр 2015, 20:38 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
Бегущая по волнам, "наших началить" - это вы сейчас про генетиков? Или про то, что министр культуры вторгается в область компетенции министра образования? *** Давайте так поставим вопрос: из чего складывается народное самосознание? Из языка, на котором мы говорим - однозначно. У кого-то есть возражения? Жванецкий говорит (как поняла)- из научных открытий.. Но ведь одно и то же научное открытие могут сделfть учёные разных стран (и делают!) А вот одно и то же литературное произведение разные люди не напишут. Наше самосознание выражается отечественной ЛИТЕРАТУРОЙ и ФОРМИРУЕТ его... У русского эмигранта и россиянина - "общее поле литературных цитат", как написал Александр Генис. И поэтому у нас - общие КОРНИ, общая МЕНТАЛЬНОСТЬ. Фильмы мы уже смотрим разные, после школы читаем разные книги, но ВЕЛИКАЯ ЛИТЕРАТУРА - то, что нас объединяет... ПОКА ЕЩЁ. Срубим этот сук - что останется? Наши дороги? Общая география? История (которую в очередной раз переписывают)? Музыка и живопись говорят на мультикультурном языке. А вот ЛИТЕРАТУРА - нет! Литература использует национальные мифы, легенды, национальный язык.. Да, она может говорить об общечеловеческом, но непременно при этом воплотит и нечто УНИКАЛЬНОЕ, присущее только жителям данной страны.. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 04 апр 2015, 20:39 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
quagga писал(а): Бегущая по волнам писал(а): Не знаю, понятно ли я написала ..Юля Очень трудно выражать невыразимое. |
Автор: | Бегущая по волнам [ 04 апр 2015, 20:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
Эльмира писал(а): Бегущая по волнам, "наших началить" - это вы сейчас про генетиков?Или про то, что министр культуры вторгается в область компетенции министра образования?
+
1. Упоминание о "лишней хромосоме" я лично восприняла как не вполне удачную метафору Ну хотел человек сказать "красиво". Нашлись же в журналистской братии "знатоки", которые подняли на щит эту неудачную реплику). Зубоскальство не делает особой чести. 2. Насчёт слов Медынского о программе по литературе Молли уже всё уточнила. Читайте выше. 3. Я вовсе не против нашей классики в программе по литературе. Я против сложившейся манеры её преподавания в школе. Манеры, которая выхолащивает из глубоких произведений всё живое, переводит всё в некие однообразные и однобокие схемы. Зачастую возраст учеников не вполне соответствует произведениям. 4. Ваше удивление по поводу нелюбви к литературе в школе, происходит вероятно оттого, что круг вашего общения включает в основноим гуманитариев, как и вы. А я вот не знаю никого, кому бы уроки литературы в школе нравились. И это происходит оттого, что круг моего общения включает естественников и технарей), но не гуманитариев). 5. Однако , несмотря на нелюбовь к таким урокам, я так же как и ваши дочери сама прочла и "Идиота" и "Братьев Карамазовых" летом или после 8-го, или после 9-го класса. Точно не помню 6. И я вообще школу терпеть не могла. Не было ни одного дня, чтобы я хотела туда идти. А универ мне нравился. Там не спрашивали каждый день. И экзамены были раз в семестр. И как известно, "от сессии до сессии живут студенты весело"))). Группа у нас была отличная. Да, забыла сказать, что нападки на Медынского напомнили кампании по дискредитации той или иной персоны. Как только дана отмашка, так сразу и всё грехи вспоминаются и выставляются на всеобщее обозрение). После отставки Мездрича, такая отмашка видимо была дана группой его (Мездрича) поддержки, и результаты мы наблюдаем в СМИ. |
Автор: | Molli [ 04 апр 2015, 22:08 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
Эльмира писал(а): Molli писал(а): после школы я окончила ещё три уч. заведения, мне Очень нравились студенческие программы.но школа, это-АД. зы. Бедные детишки, как мне их жалко Molli, хотелось бы узнать: на декорационном отделении НТУ им. Евстигнеева (вы ведь там сразу после школы учились?) литературу изучают или нет? И если изучают, то неужели обходятся БЕЗ Достоевского, Толстого и Булгакова? Эльмира, вы разве уже забыли, что назвали нас с Ольгой ПТУшницами?) так вот после школы, было ПТУ (училась я там на художника росписи по дереву, городец/хохлома, 5-й разряд) Литература конечно же была, но-это не было в формате "школьных тисков", всё как-то легко и естественно проходило, оценками там вообще никого не стращали, в общем атмосфера далека от школьной в хорошем смысле. зы. а в театралке, была своя программа, там упор на зарубежную литературу был. ззы. в универе литературы-не было. |
Автор: | Людмила [ 04 апр 2015, 23:37 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Нужны ли Толстой и Достоевский школьникам? |
Molli, а вот в универе -то она и должна бы быть... ИМХО. Очень интересно всех читать. |
Страница 2 из 6 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |