Рассмотрение вопроса о том, что такое Интеллектуал здесь началось рассматриваться с примера – сопоставления Гитлера и Ленина. Мне не нравятся "политические" темы, однако я всегда их использую для выяснения, что же в них меня "парит". Более содержательным мне показалось сопоставление Пушкинских Моцарта и Сальери. Пример Моцарт – Сальери труден тем, что они оба – гении. Ну и Трагедия ещё более отодвигает проблему интеллектуальности на задний план. Однако слова Сальери замечательно иллюстрируют интеллектуальность через её гибель.
Я стал творить; но в тишине, но в тайне, Не смея помышлять еще о славе. Нередко, просидев в безмолвной келье Два, три дня, позабыв и сон и пищу, Вкусив восторг и слезы вдохновенья, Я жег мой труд и холодно смотрел, Как мысль моя и звуки, мной рождены, Пылая, с легким дымом исчезали.
Интеллектуал Сальери открыл новые музыкальные идеи и воплощал их в музыке. Но почему он сжёг свою музыку? Он не хотел отдавать те идеи, что открыл. Вновь и вновь он наслаждался, сочиняя по ним музыку. Вот тут он и перестал быть интеллектуалом – не отпуская, не освобождаясь от найденных идей, он не искал новых. Исполняя свою музыку по памяти, даже импровизируя – он получал восхищение публики и профессионалов, как Скупой Рыцарь проценты с капитала. Никто не мог открыть сундук его идей. Пока не появился Моцарт.
Не вытерпел, привел я скрыпача, Чтоб угостить тебя его искусством. Войди! Входит слепой старик со скрыпкой. Из Моцарта нам что-нибудь! Старик играет арию из Дон-Жуана; Моцарт хохочет.
Моцарт рассыпал идеи, одевая их в ноты. Радовался встрече с ними даже в убогой музыке "скрыпача".
Интеллектуальность – это обнаружение, открытие идей. Вот тут – то интеллектуала подстерегает соблазн цедить идеи в многословных текстах. Я где-то слышал: "Где вы записываете свои идеи? Их у меня так мало, что я их все помню". Вот: помню и никому не скажу. Док говорил о "духовном пьянстве". Я думаю, что это и есть гибель "духовного" интеллектуала. Вместо того, чтобы нести людям постигнутую идею Бога, он оставляет её себе, упивается ею.
Дети – все интеллектуалы. (Не таланты, увы, талант редок по определению, ибо – Дар.) Они растут и постигают идеи мира. Учитель – тогда интеллектуал, когда с каждым учеником постигает эти идеи, постигает как идеи их постижения идей мира. И обязательно возвращает их ученикам. Хороший пример – рассказ Жванецкого о своём школьном учителе.
Эти размышления я начал с вопроса: интеллектуал ли я? Осмотр жизни не порадовал – уж давно ситуация поворачивается так, что мой интеллект – не нужен, а организация ежедневной рутины – таки да. Теперь же мне ясно, когда я нахожу идею, облекаю её в слова и отдаю – тогда я интеллектуал. Вот как сейчас, например. Есть повод порадоваться, ну хоть немножко.
|