Судя по всему, ситуация такова, что никто толком объяснить не может, что это такое, но все должны хотеть туда попасть.
Говорят, что нирвана - это покой, а поскольку покой - понятие растяжимое, так каждый и трактует его по своему усмотрению.
За несколько дней постичь, что такое есть нирвана - задача сложная... ну, а вдруг получится?))
Учение о Нирване. Ниришварика
"Будда передал своим ученикам метод реализации, применяя который обнаруживают результат — Пробуждение в состоянии блаженной Нирваны, которую уже никто не в силах изменить или разрушить: ни боги, ни люди, ни судьба. Будда говорил о ней, как о единственной реальности, как о предмете всех устремлений и желаний. Именно в идее нирваны, перед которой "слова останавливаются", и заключен важнейший смысл его Учения. "Как великое море проникнуто только одним вкусом — вкусом соли, так и мое Учение и эта виная проникнуты только одним стремлением — стремлением к освобождению", — говорил он. Была провозглашена свобода от всеобщего и безжалостного закона кармы. Этот проблеск или прорыв внутреннего прозрения приводит к совершенной Мудрости, преодолевающей извечный барьер между личностью и миром, к целостному и непосредственному восприятию действительности и к обретению сверхвозможностей.
Поэтому Будда был выше понятий многобожия или единобожия и не рекомендовал своим последователям относиться к Абсолюту (нирвана, Будда) так, как это предписывается в ведах. Поэтому буддистов в Индии называли "ниришварика" — отвергающие веру в творца мира. Но какого творца? Брахмы или Вишну, которые, "узурпировав" роль "Творца", выступали в роли "демиургов"? Вспомним космическую модель в учении Махавиры, в джайнизме, где сам запредельный Пуруша и является суперкосмосом, частью которого является человечество. Разумеется, Будде эта система взглядов была известна, возможно, он ее даже разделял, но его манера изложения космологии не предполагала подобные экскурсы в метафизику. Он считал это знание вторичным: Пурушу никто и никогда не создавал, поэтому идея о творце мира отпадала, вследствие тождественности мира и самого Пуруши.
Освобожденный дух человека, терминологически выражаемый посредством слов Будда ("распространивший Пробужденность на все сферы бытия"), Татхагата ("так шествующий") или Нирвана ("угасание клеш"), которые в буддизме не противопоставлялись, — вот что было для него главным. Освобождение, будучи скрытой природой самого человека, достигается заслугами самого ищущего, когда накопленный им благой удел за время странствий по бесчисленным, созданным его кармой мирам позволяет приобщиться к изначальному Будде, который никогда не перестает быть сущим.
Поэтому Будда не относился одобрительно к "пустым" спорам теоретической софистики об определении, например, абсолютного начала или положительной характеристики нирваны. Все понятия, считал он, далеки от истинного состояния Будды. Он предлагал все постигать практически, ибо все тайны бытия и смерти, нирваны и сансары раскрываются во время пробуждения или бодхи."
Отсюда
http://www.kunpendelek.ru/library/buddh ... nons/3555/И вот:
"Сам Будда никогда не давал прямого ответа на этот вопрос и старался молчать, когда этот вопрос все-таки задавали. Тут Будда оказывается прямым предшественником знаменитого философа XX века Л. Витгенштейна, провозгласившего, что о чем нельзя говорить, о том следует молчать. Еще в ранних Упанишадах — брахманских текстах философского характера — говорилось, что об Абсолюте (Брахмане) можно говорить только в отрицательных терминах: «нети, нети» («не то, не то»), поскольку Абсолют трансцендентен нашему опыту, непостижим для мысли и невыразим в словах и понятиях. Нирвана, о которой учит Будда — не Бог и не безличный Абсолют и его молчание — не апофатическая теология. Нирвана — не субстанция (субстанций буддизм вообще не признает), а состояние, состояние свободы и особой внеличностной, или надличностной, полноты бытия. Но это состояние также абсолютно трансцендентно всему нашему сансарическому опыту, в котором нет ничего, подобного нирване. Поэтому даже психологически правильнее ничего не говорить о нирване, чем сравнивать ее с чем-то нам известным, ибо иначе мы немедленно сконструируем «нашу» нирвану, создадим некий ментальный образ нирваны, вполне неадекватное представление о ней, привяжемся к этому представлению, сделав, таким образом, и нирвану объектом привязанности и источником страдания. Поэтому Будда и ограничивался самыми общими характеристиками нирваны как состояния, свободного от страданий, или как состояния высшего блаженства (парамам сукхам). Впоследствии буддисты разработают много разных концепций нирваны, но признание ее внезнаковой, несемиотичной природы останется в буддизме навсегда. Поэтому пока также ограничимся тем кратким абрисом, что дан здесь."
Отсюда и там есть много чего еще
http://buddhism.org.ru/buddhism_02.html#.VWgWce9nVA0