Итак, что же такое справедливость и как я ее чувствую?
Для меня ее символом являются те самые весы, которые держит в своей руке Фемида.
Перевесила одна чаша, желаемое равновесие нарушено. Нарушение этого равновесия и воспринимается как несправедливость. Как следствие несправедливости в душе возникает неудовлетворенность, беспокойство, обида, злость, раздражительность и всякий прочий негатив, который в нас вырастает как протест, как реакция на то, что, по нашему мнению, не достойно нас. Мы заслуживаем лучшего отношения, мы достойны лучшей участи – это главный мотив, приводящий в движение весы, на которых покоится наша удовлетворенность. Чтобы вновь появилась удовлетворенность, необходимо вернуть весам равновесие. Восстановить справедливость.
Так что же лежит на этих чашах?
На одной лежит представление, понимание, идеалы того,
как должно быть. На другую кладутся результаты того,
что есть, что случилось.
И весь вопрос в том, что именно каждый из нас кладет на чаши этих весов?
Чаще всего туда кладутся собственные идеальные представления (откуда они взялись – это отдельный вопрос) и собственный результат оценки действий других (как этот результат формируется, тоже следует понимать, чтобы разобраться в собственном чувстве справедливости-несправедливости). Поэтому проще всего видеть чужую несправедливость и собственную справедливость (ведь оценивая чьи-то действия или весь мир как несправедливый, мы автоматически считаем справедливым себя, т.е. свою оценку), чем чужую справедливость и собственную несправедливость (ведь согласиться с собственной несправедливостью, значит положить на чашу весов не свои собственные идеалы, законы и правила, а чужие, и по ним судить себя).
В общем, со справедливостью все не так просто.
Справедливы ли следующие утверждения?
Око за око, зуб за зуб.
Кто не работает, тот не ест.
От каждого по способностям, каждому по труду или по потребностям. … наверное справедливы. Однако на первом утверждении основан закон мести. Следуя второму, из любого общества необходимо убирать инвалидов. А для исполнения третьего нужно справедливо оценить труд каждого или потребности каждого. В чьи руки передать эту независимую справедливость?
Несправедливость чувствовать проще, чем справедливость. Потому что проще списывать собственную неудовлетворенность на окружающих людей, законы, и вообще на окружающий мир. О справедливости чаще всего рассуждают именно в контексте ее восстановления, т.е. сначала констатируется несправедливость. И получается, что дергает-то нашу душу именно несправедливость. Справедливость же редко отмечается. Действительно, что же на нее обращать внимание, если все находится в удовлетворительном равновесии. Так что требование справедливости начинается с ощущения несправедливости.
Как от нее избавляться, как восстанавливать справедливость, каждый решает сам, разбирая свои идеалы (к которым часто примешиваются иллюзии) и собственные оценки действительных событий (в которых нередко бывает много собственных проекций).