Еще немножко порылась в интернете (отвлекаясь от незавершенного ремонтного гештальта
) и нарыла следующее.
Вот здесь
http://www.psychologos.ru/articles/view ... sihologiya прочитала, что гештальт-психология ничего общего не имеет с гештальт-терапией.
Цитата:
Разработанная Фрицем Перлзом гештальт-терапия близкого отношения к гештальт-психологии не имеет. Если гештальт-психология - самостоятельное направление в академической психологии, то гештальт-терапия - синтез психоанализа, биоэнергетики, психодрамы и некоторых идей гештальт-психологии. Указание на то, что гештальт-терапия якобы возникла в недрах гештальт-психологии, как об этом говорится в некоторых источниках, является лишь рекламным ходом. Гештальт-подход воспользовался уважаемым словом "гештальт", чтобы придать своему именованию серьезность и солидность. Основатели гештальт-психологии к подходу Перлза и его интерпретации понятия "гештальт" отнеслись негативно.
Возможные мои проблемы понимания гештальта в том, что я их объединила.
Итак,
Цитата:
Психика человека и животного понималась гештальт-психологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строением. Согласно гештальт-психологии, основными свойствами восприятия являются закон константности восприятия и отношение фигура/фон.
Вот это последнее отношение и немного смазывало мою картину понимания этого термина, потому что при восприятии активно мы реагируем на фигуру. А фон типа рамки для нее. Для того, чтобы ориентироваться в реальности мы должны завершать, воссоздавать, досоздавать фигуру – активную часть гештальта. Но я именно на нее и перенесла понятие гештальт. Однако гештальт-психология показывает, что фон и фигура в психологическом гештальте часто меняются местами, точно также как это случается и в визуальном восприятии.
Вот самые, наверное всем известные, картинки с переменными фоном и фигурой.
Завершенный гештальт – это закрепленное соотношение фона и фигуры. Т.е как человек первоначально воспринял, так и продолжает воспринимать.
Незавершенный гештальт – это постоянное уточнение фигур внутри некоей изначальной целостности восприятия (визуальной или психологической, не важно).
Собственно говоря, только в незавершенном гештальте и может разворачиваться в бесконечность рад Фибоначчи. В завершенном он останавливается и полученное соотношение его членов становится окончательным коэффициентом золотого сечения. Т.е. если переводить все это на чувство прекрасного в душе, то завершенный гештальт (феноменальное поле с окончательными раз и навсегда закрепленными параметрами) совмещает в душе красивое и совершенное. Вот здесь-то и появляется пошлость.
Пошлость – это завершенные формы красоты, знаний, поступков, дел, творческих начинаний, открытий и законченных произведений, претендующие на совершенство.