мирра писал(а):
Селена,так-то
,но то,что я вычитала,для меня какая-то математика,а потому не доходит.
Прошу меня извинить,читатель--ни икса не смыслю,а влезаю.
Мирра, да я тоже часто туплю на темах, посвященных психологическим терминам и определениям. Поняла только то, что чтобы более-менее точно ориентироваться в них, нужен опыт психолога или психотерапевта, т.е. нужна практическая работа в этой сфере. Но, тем не менее, что-то читаю и как-то пытаюсь разобраться в них, потому что многие психологические термины и понятия уже прочно вошли в нашу массовую культуру и поэтому хотелось бы понять не тот сленговый смысл, который вкладывает в них массовая культура, а тот, который закладывался в них изначально их основателями.
Статью эту я привела потому, что в ней, как мне показалось, приведена основная информация на те вопросы, которые указаны в анонсе к следующему эфиру.
~ Об истоках гештальт-психологии. ~
~ Значение понятия "гештальт" (нем. Gestalt) и главные мысли, заключенные в нём. ~Гештальт – это целостная форма сознания, по утверждению Макса Вертгеймера. Целостная, нерасчленяемая, в ней важно все. Но при этом не все части этой целостной формы нами осознаются. Не до конца осознанное содержание нашего восприятия делает гештальт незавершенным. Но природа его такова, что он обязан завершиться. Поэтому незавершенные гештальты продолжают тянуться за нами из прошлого с попыткой где-то здесь в настоящем окончательно завершиться. Однако пока не осознаешь причин его незавершенности, этот гештальт так и будет всплывать в нашей жизни, вмешиваясь уже в другие текущие картины сознания и нарушая их. Такая вот порочная причинно-следственная связь.
Гештальт-терапия предлагает отыскивать эти причины, до конца их проживать и тем самым закрывать прошлые гештальты, оставляя их в виде базисного опыта, а не в виде реального действующего содержания.
Незавершенными гештальты делают, как ни странно, наша убежденность в их окончательности…
Я некрасив, туп, никому не нужен – незавершенный гештальт.
Я красив, умен, талантлив, никем не понимаем – незавершенный гештальт.
… ну и т.д. и т.п. … потому что текущие состояния сознания, на то и текущие, что они все время меняются. Я могу когда-то быть тупой, но это не значит, что я всегда тупа. Я могу когда-то быть умной, но это не значит, что я все время умна. И так с каждым состоянием сознания.
Дело еще в том, что не до конца осознанных осколков восприятия нашего прошлого в нашем текущем сознании всякая разная масса. Что-то сильно мешает, что-то не очень. Что-то удается закрыть, встретившись с мудрой мыслью, картиной, книгой. А что-то так и остается размытым, мутным образом внутри целостной картины текущего восприятия, которое, тем не менее (так как текущее восприятие целостно), нарушает и его тоже.
И вот здесь, размышляя над всем этим, … я вдруг поняла, что мне лично дали за все эти годы тренинговые программы радиотеатра Фантазий СН. Они в эти вечерние несуетные часы помогали отыскать именно эти смутные тени, которые вплетались в состояние дня, но из-за более ярких дневных впечатлений были неосознаваемы. А вечером во время тренинговых упражнений их можно было осознать и отработать под мудрым руководством нашего Доктора. Завершить их, при этом … так и не поверив в их окончательность. Почему так происходит, я нашла вот в этом ответе А.Г.
viewtopic.php?p=111521#p111521Danilin писал(а):
Почему человек сомневается в созданном, если одной из его потребностей является "завершение гештальта" (создание "крепких" форм)?
- Мне думается, что дело... в красоте.
Завершив, отработав до конца свое эмоциональное, чувственное состояние или интеллектуальное понимание, вдруг прикасаешься к этой самой тоске по совершенству. В завершенном сразу виден изъян (в отличие от незавершенного, там-то он как раз не виден). И тогда следующее восприятие, следующая целостная форма сознания становится очередным витком спирали, а не бесконечным дурным замкнутым циклом.
Как-то так. Это мое текущее приблизительное понимание “гештальта”, после прочитанных в эти дни нескольких интернетовских статей и небольшой главы из работы Ф. Перлза, которая у меня оказалась в сборнике психологических статей, посвященных сознанию и бессознательному.