Спасибо А.Г., за великолепную серию передач о русской душе! Случайно или нет, но наткнулся я на статью Э.Блоха "Принцип надежды" от 1954 года, в которой удивительно синхронно с нашими выводами звучат слова, Вы только послушайте: "Многое в мире еще не завершено.
Надо признать, что внутри нас тоже ничего не могло бы происходить, если бы снаружи, все было полностью завершенным. Но снаружи жизнь так же мало завершена, как и во внутреннем "Я", которое "работает" над тем, что находится извне. Ни одну вещь невозможно было бы переработать в соответствии с желаниями, если бы мир был завершенным, полным жестких, вполне законченных фактов. Но вместо этого в нем существуют только процессы, то есть динамичные отношения, в ходе которых действительное не побеждает окончательно. Действительное - это процесс. Он представляет собой широко разветвленное опосредование между настоящим, неокончательным прошлым и – самое главное — возможным будущим. Да, все действительное переходит в возможное через свой процессуальный фронт, а возможным является все лишь частично обусловленное, не окончательно детерминированное... Ясно, что ограничение фактическим даже внутри значительно измененной сегодняшней действительно было мало реалистичным; что сама реальность является неокончательной; что на ее границе расположено то, что наступает и вырывается за ее пределы. Человек нашего времени хорошо ощущает пограничность своего существования за пределам контекста ожиданий, подавленных, уже ставшей действительностью. Он больше не видит вокруг себя якобы завершенные факты и вовсе не считает их единственной реальностью; . в этой реальности пугающе взошло возможное фашистское "ничто", а еще раньше — понимаемый как окончательно завершенный и достижимый в срок "социализм". Возникло понятие, иное, чем узкое и застывшее понятие реальности, сложившееся во второй половине XIX века, иное, чем чуждый процессуальности позитивизм и его производное, -ни к чему не обязывающий идеальный мир из чистой видимости. Окостеневшее понятие- реальности проникало подчас даже в марксизм, придавая ему схематичность. Недостаточно говорить о диалектическом процессе и вместе с тем рассматривать ис¬торию как ряд следующих друг за другом фиксированных состояний, или завершенных "тотальностей". Здесь заключена угроза сужения и урезывания действительности, отход от "действенной силы и семени" в ней; и это не марксизм. Напротив, конкретная фантазия и сила образов, переданных посредством ее предвосхищений, в процессе действительного сами находятся в состоянии брожения и формируются в конкретных: мечтах, устремленных в будущее; элeмeнты предвосхищeния представляют собой составную часть самой действительности."
Для меня, незавершенный гештальт, это как призрак бродящий на кладбище, в стремлении завершить свою историю (помните фильм "Шестое чувство" с Брюсом Уилисом, где мальчик обладая даром видеть умерших, сначала дико боялся, но только повернувшись к ним лицом и начав диалог, Коул смог и сам избавиться от страха и помочь душам усопших завершить свою земную историю). Почему я вдруг вспомнил этот фильм и говорю все это? Потому что, мне думается, что хоть красоту в реальном и нельзя завершить окончательно, достигнуть идеала, абсолюта, но подобно Пифагорейцам мы вполне можем наблюдать в нашей жизни завершенные участки. Пифагор говорил: "Никогда не засыпай, пока трижды не задал себе вопрос, что я сегодня сделал полезного, а если не сделал, то почему. Утром, проснувшись, сначала реши, что я должен сегодня сделать и в каком порядке". Вот хотя бы такое подведение итогов, по непрерывно текущему и порой мало предсказуемому жизненному процессу, на мой взгляд крайне необходимо. Иначе, любой постоянно незавершенный гештальт, вполне может стать причиной невыносимой тревоги, и даже невроза. Здорово научиться отпускать хоть что-то. Пускай далекое от совершенства. Только отпускать с намерением и надеждами, что завтра или следующий раз будет лучше, интереснее. Вспоминается так же фильм "День сурка", в котором, если посмотреть с определенной стороны, гештальт (бесконечный день) завершился не тогда, когда главный герой все сделал идеально в течение дня, а когда он начал Жить этим днем, чувствовать его вкус, быть искренним, без попыток рационально, прагматично и жестко делать то, чего он сам не хочет. И заключительный его день, обещающий продолжение, очень Красив. И вкусен. Все предыдущие попытки были не вкусны, вспомните хотя бы его выражение лица. Они были пошлыми: там были и самоубийства, и мысли что он бог, и предательства, и т.д. Пошлость - это расстройство вкуса! И если понимать вкус, как "чувственное определение совершенства", то его вполне развить. Воспитать вкус - значит воспитать стремление к совершенству. На мой взгляд, это возможно если научиться доверять собственным сомнениям. Пускай внутренние сомнения звучат как тихие нотки. Порой они просто должны себя обозначить, ничего не требуя. Вот тогда, отпустив сегодняшний свой продукт, создание, завтра ты породишь уже другое, еще вкуснее. Это, на мой взгляд и есть творчество!)
_________________ "Ищущий да обрящет"
|