Да, я заявляла эту тему. Но это тот случай, когда я даже не очень знаю, что по ней сказать… может, потому что больная для меня тема… Сама я потратила много времени и усилий на попытки получить высшее образование, но в итоге
качественного образования, которое позволяло бы строить дальше профессиональную карьеру, у меня так и нет…
Когда-то – лет сто назад и больше – вузы были местами, где собирались и общались думающие люди. И сейчас такие вузы в нашей стране тоже кое-где есть. Но такое впечатление, что в основном в нашем высшем образовании господствует вездесущая халтура. Интеллектуальная халтура – самая коварная халтура, ведь её сложнее всего разоблачить. Человек вызубривает лекции и тексты учебников, чтобы сдать экзамен и тут же их забыть, занимается этим несколько лет, часто тратит на это кучу родительских денег и в итоге считает себя «образованным». Может ли такое образование учить подлинному бытию? Как ни странно, может – через отрицательные примеры. Потому что люди, требующие от студентов интеллектуальной халтуры, давно завязли в этой халтуре сами. И в этой системе попадаются такие идиотские примеры того, как НЕ надо работать и относиться к своей работе, что возникает желание разобраться: а как
надо?.. Ну и конечно, есть у нас ещё вузы, где и сейчас интересно учиться, где преподают думающие люди, где правда поощряется самостоятельное мышление.
Наверное, это в основном творческие вузы, а также разные уникальные в своём роде вузы, имеющие своё «лицо». Но в основном статистика неутешительна: в официальном рейтинге систем высшего образования в мире Россия занимает 33-е место. Мы давно уже даже не в первой десятке.
http://gtmarket.ru/news/2015/06/17/7207 Конечно, большую и роковую роль в этом сыграли 90-е годы, когда множество думающих и увлечённых людей из вузов просто разбежались: кто за границу, кто в другие профессии. А ещё нынешний уровень высшего образования – это результат его коммерциализации. Наши вузы – это давно уже не образовательные учреждения. Это учреждения торговые, коммерческие; думать о науке им, в общем, и некогда; они заняты тем, что делают бизнес, причём бизнес довольно грязный, со всякими нарушениями закона. Они не обучают, они «продают образовательные услуги». И ладно бы эти услуги действительно были хорошего качества. А то ведь часто продают просто иллюзию образования. Молодые люди и их родители – это покупатели, которых надо привлечь рекламой и за неимоверно завышенную плату всучить им некачественный товар. Но почему же «покупатели» на это соглашаются? Что движет их поведением? Может быть, желание получить какое-то
средство от страха? Ведь именно страх, а отнюдь не желание учёбы, приводит многих юношей и девушек и их родителей к убеждению, что непременно нужен хоть какой-нибудь диплом. Молодые люди боятся взрослой жизни, они предчувствуют, что в этой жизни как-то всё уж очень несправедливо, как-то всё фальшиво и бессмысленно. И ещё они боятся свободы, в которой придётся самостоятельно себя определять. И ещё больше этого всего боятся их родители, которые сегодня просто поголовно настаивают на том, чтобы дети после школы сразу шли в вуз (лучше в престижный) и готовы отдавать за это с таким трудом заработанные деньги. В одной телепрограмме прозвучало весьма точное утверждение, что нынешние рядовые вузы – это такие детские сады, куда родители сдают своих переростков, потому что непонятно, куда их девать. Но правда ли это необходимо? Ведь значительный процент наркомании, алкоголизма, разного рода «депрессий» и «отклоняющегося поведения» среди студентов-очников – это же протест. Протест, конечно, неконструктивный и вообще неосознанный, но, тем не менее, протест. Протест против того, что молодым людям не сказали «ты взрослый человек, ты за себя отвечаешь, решай, как будешь жить» - а вместо этого их снова загнали в детский сад, где им надо каждый день халтурить. Вот они и ведут себя, как детсадовцы. Можно сказать, что
нынешние рядовые вузы под видом образовательных услуг продают «таблетки от страха», продают иллюзию того, что можно себя самостоятельно не определять, что тебя определит кто-то другой и даст тебе возможность удобно устроиться в этой жизни. Но это иллюзия, ведь после вуза человек всё равно сталкивается со взрослой жизнью. И тут часто обнаруживается, что диплом – таблетка от страха – на самом деле бесполезен. А с другой стороны, не хватает квалифицированных рабочих. Но профессия рабочего в нынешнем сознании «таблеткой от страха» не является, поэтому она не популярна. А выпускников вузов - переизбыток.
Невостребованность выпускников вузов - огромная проблема, особенно в провинции. Почему же сейчас никак не удаётся ну хоть примерно привести в соответствие количество мест на факультетах с требованиями рынка труда? Может, потому, что если мы начнём приводить их в соответствие, то перед нами со всей очевидностью откроется картина нашего безрадостного настоящего, потому что окажется, что кроме работников торговли, работников нефтегазовой отрасли и «госслужащих» нашей стране вообще как-то мало кто и нужен.
Но сталкиваться с этой печальной правдой не хочется. Хочется по-прежнему считать себя самой умной и самой образованной страной в мире, как учила партия в советское время. Но есть ли для этого реальные основания? Ведь самой
читающей страной в мире мы давно уже не являемся. Но хочется по-прежнему вести «глубокомысленные» разговоры под водочку и считать себя самым интеллектуально развитым народом на Земле. И это ещё одна иллюзия, которой торгуют вузы. Вузов и вузиков по стране развелось огромное количество (в советское время их было куда меньше, хотя население было больше). От этого возникает впечатление, что нашей стране очень нужны мозги. Да только нужны ли они ей на самом деле?..