Бегущая по волнам писал(а):
Высшее специальное образование призвано дать студенту базовый объём информации по специальности, научить навыкам теоретической и практической работы в выбранной сфере, а также обучить самостоятельному поиску и анализу необходимой информации с последующим принятием решений по возникающим проблемам.
Кроме того в процессе обучения даётся материал по смежным и общим дисциплинам, раширяющий кругозор будущего специалиста, что позволяет ему легче ориентироваться в происходящем не только в специальных областях знаний, но в перспективе также и в жизни за счёт умения анализировать происходящее.
Во всем согласна с Бегущей. Так же как и со следующим ее утверждением, что
“Всё или очень многое зависит от самого человека”. В этом цель высшего образования.
~ В чем смысл высшего образования? А вот смысл в том, чтобы научить основам самообразования. В общем-то, высшее образование и есть форма самообразования.
Человек сам выбирает ВУЗ или сам подчиняется выбору родителей. Абитуриент – это ведь не дошкольник, которого родители приводят в школу и передают учителям. Абитуриент имеет полное право не пойти в выбранный родителями ВУЗ, а выбрать самому. Конечно проблем и ответственности в таком выборе больше, но любой выбор – это самостоятельный выбор молодого человека. Не надо об этом забывать.
Да, ВУЗы разные, преподаватели разные, и халтуры много, и покупных зачетов и дипломов тоже много. Но опять все зависит от человека, идущего учиться.
Учиться можно везде. Никто не обещал студентам интересную учебу. Ну разве что на днях открытых дверей. А дальше ты попадаешь в достаточно скучный и занудный мир. Даже тогда, когда выбрал ВУЗ в соответствии с собственными интересами. Всего лишь несколько курсов тебе действительно интересны. А вокруг них масса всяких разных других, которые непонятны и скучны, в которых надо разбираться и разбираться. Плохой ли препод или хороший, сразу не поймешь. Ты просто еще не в теме его курса. И только самостоятельно долбя учебники, дополнительную литературу, ты сможешь что-то спрашивать с преподавателя, если считаешь, что он халтурит или сам плохо разбирается в предмете. Но чаще всего преподаватели хорошие практики и плохие лектора. И разбираться в их лекциях тоже твоя самостоятельная работа.
В общем любой ВУЗ учит основам самообразования. Он в любом случае задает направление поиска. Он в любом случае показывает основы систематизации. Он в любом случае дает навыки самостоятельной серьезной работы, заставляет искать интерес и глубину там, где тебе не интересно и не хочется погружаться глубоко.
И все упирается в человека. Хочет он жить легко и простенько, он и в самом наилучшем ВУЗе не будет учиться. Хочет он понять структуру знаний и способ преобразования информации в знания, он в любом, самом посредственном ВУЗе получит такую возможность.
Смысл высшего образования в том, чтобы дать студенту не только понять, но и почувствовать: образование, самообразование, может закончится школой, но ВУЗом никогда. И чтобы стать специалистом, и чтобы стать профессионалом, и чтобы стать подлинно творческой личностью, ты обязан будешь учиться всю жизнь. Сам выбирать способы и методы такого обучения. Возможно очные или заочные курсы, возможно самостоятельное рытье в разного рода литературе, но в любом случае самообразование – это не чтение простеньких, адаптированных к любому уровню знаний полуразвлекательных, полуинтеллектуальных книг и статей в интернете. Это копание в первоисточниках и докапывание до истоков.
Высшее образование – это кропотливая работа. Это закладывание в себя основ самообразования. Все остальное,… зубрежка, покупка зачетов и курсовых – это инфантильное продолжение детства. Да, похоже оно доминирует в обществе и устраивает всех: и детей, и родителей, и высшую школу. Но выход из этого порочного круга есть всегда. И всегда он в самом студенте.
Я закончила самый средненький политех. И было все: и блаженная расслабленность после каникул, и напряженная нервотрепка в последние недели перед сессией, и бессонные ночи перед экзаменами. Очень мало преподавателей требовали посещаемости своих лекций. Хочешь ходи, хочешь не ходи. Хочешь, делай курсовую весь семестр, хочешь, неделю перед сдачей. И давала себе обещание заниматься с первого дня семестра. И никогда не выполняла. Но … все в моем образовании зависит только от меня – это институт мне очень хорошо дал понять. И научил таки вытаскивать из массы разной всякой информации нужные мне в данный момент знания. За что я и благодарна своей альма-матер.