Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Микалоюс Чюрленис
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2002
Страница 8 из 8

Автор:  NatalyaS [ 23 сен 2015, 10:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Большое спасибо за передачу, Александр Геннадиевич! @->--
В ней было много любви.

…«Это просто музыка, направленная внутрь»..! :co_ol:

Автор:  Danilin [ 23 сен 2015, 11:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

NatalyaS писал(а):
Большое спасибо за передачу, Александр Геннадиевич! @->--
В ней было много любви.


Спасибо всем! Передачи не слишком часто хвалят, видимо... мне не всегда хватает любви.

Мне думается, что я немного смазал в конце программы маргинальную (или "эзотерическую") мысль, о которой мне хочется задуматься в следующих передачах, поэтому я, с вашего разрешения, продублирую здесь свой ответ Molli. Я исправил его утром - вчера, перед эфиром, не успел дописать.

Danilin писал(а):
Molli писал(а):
не могу никак понять чем мог полюбиться Чюрленису Петербург. казалось бы они такие разные, он и этот город.


Мне думается, что в Петербурге нашлись люди, которые его понимали и ценили, люди, пытавшиеся жить в реальности хотя бы немного похожей на его собственную: Иванов, Добужинский, Бенуа... "Мир искусств" был в Петербурге. Судя по его письмам каждый из них интересовался и восхищался формой его картин - содержание его мира не интересовало никого...
Конечно, так чувствовал сам Чюрленис, а не окружающие его художники. Скорее всего, они относились к нему почтительно - уважительно замолкали, например, при его приближении. А Чюрленис, с его вечным "Простите меня" принимал эту преувеличенную почтительность за равнодушие...
Одиночество было у него в душе, а не в отношении к нему окружающих, но понять это, особенно на фоне презрительного отношения Софии (жены), ему было трудно и он однажды... твердо решил уйти.
...
Мне думается, что именно в состоянии ухода никем в психиатрии не описанном, и нашел Чюрлениса Добужинский, а потом и врачи. Он мучительно пытался найти дорогу в мир, который увидел (или создал)... и нашел ее в том лесу.

Уж простите меня, но я сегодняшний, правда убежден в том, что такое возможно.
Поэтому я и вспомнил загадку фильма "Планета Ка Пэкс".
...
Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.

Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел.

И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.

Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам.


Фильм настоятельно советую посмотреть - он и правда замечательный!

Автор:  NatalyaS [ 23 сен 2015, 18:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Danilin писал(а):
NatalyaS писал(а):
Большое спасибо за передачу, Александр Геннадиевич! @->--
В ней было много любви.


Спасибо всем! Передачи не слишком часто хвалят, видимо... мне не всегда хватает любви.

Не-не. Я как-то коряво выразилась.
Мне кажется, что Ваша любовь всегда с Вами)
Без нее, думаю, ни одна передача бы не состоялась.
Но вчерашняя особенно понравилась: мне тоже, как и Ирине, показалось, что Чюрленис Вам дорог, и это чувствовалось в каждом слове.

Автор:  мирра [ 23 сен 2015, 19:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Danilin писал(а):
Спасибо всем! Передачи не слишком часто хвалят, видимо... мне не всегда хватает любви.

Добрый вечер,эфенди! Я присоединяюсь ко всем,кто сказал спасибо. @->--
Ах,любви не хватает?? нате,берите,мне не жалко.:) Только не жалуйтесь потом,что этого жутко много.))
А Чюрлёнис--автор жжёт.Я от него тащусь и балдею.Если где-нибудь достану его картину (мною указано ранее,какие понравились мне больше всего)--на видном месте держать буду и смотреть,по поводу и без.И музыка у него--настоящий эмбиент, местный--точнее,временной,тогдашний.Просто феерия!

Автор:  Квагга [ 23 сен 2015, 20:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Я много раз думала- откуда берётся ощущение ненастоящести мира? Поняла, что это ощущение появляется не в сам момент, а позже- когда пытаешься найти аналогию переживанию. На что похоже? На что из реального, настоящего похоже? Ведь если признаешь, что ни на что не похоже (ведь все реальные воспоминания с местами и временами, то есть фактами, феноменами- только связаны с одним и тем же переживанием- вот красивое слово,- с ноуменальным переживанием) никогда никакого покоя не будет! Будет вечная тоска по смутному и неопределимому (как у тех обывателей, которые просто не заметили его картины на выставке. Конечно, как же можно увидеть то, чему не находишь аналогию?), - ни словами, ни формами, ни красками. (Быстро исчезающий звук- всего точнее.) Тоска по недостижимому! Жажда, которую нельзя утолить! Чтобы не сделал- всегда будет не то.. Нет, мне непонятно пока, как могут картины Чюрлёниса давать покой, основаный на том, что это действительно самая реальная реальность.. Может, это какой-то особенный покой?
(Это не вопросы. Это сетование..)
..
Спасибо за передачу! @->-- Вот ещё одно имя из истории перестало быть чужим..

..Среди картин Костаса Чюрлёниса есть очень детские.. Слоник, ангелочки..
Изображение
Изображение
На самом деле, я верю!

Автор:  Селена [ 23 сен 2015, 20:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Чисто пейзажной живописи у Чюрлениса не очень много. Одно из них – триптих Райгардас

Изображение Изображение Изображение

Нашла интересный рассказ об этом месте и о легенде, связанной с ним.
Самуил Кур. Понять ЧюрлЁниса. Райгардас.
Самуил Кур

*

Понять ЧюрлЁниса

Райгардас



Райгардас я увидел впервые в середине шестидесятых.

Мы жили в Белоруссии, в Гродно. Литва была рядом — рукой подать. Самой популярной экскурсией по родному краю считалась поездка в Друскининкай. То, что это уже не совсем наш родной край, никому в голову не приходило — и тут СССР, и там СССР, и всюду говорят по-русски. К тому же тихий курортный городок давно отвык от своего подлинного литовского имени, все называли его уже в течение многих-многих десятилетий на русско-польский лад — Друскеники.

Шоссе, выбравшись из лабиринта гродненских улиц, бежало через великолепные сосновые леса. На тридцать втором километре на обочине стоял деревянный столбик, выкрашенный в косые зеленые и красные полоски. На прибитой к нему табличке с нашей стороны значился край, куда мы въезжаем: Литовская ССР; с противоположной — разумеется, Белорусская ССР. Полосатый пограничный знак играл то ли символическую, то ли декоративную роль — автобус тут обычно даже не останавливался.

Так мы и катались в соседнюю республику, пока однажды нас не прихватил с собой знакомый режиссер. Он ехал из Минска в Друскеники, где отдыхала его семья, и путь его естественным образом пролегал через Гродно. Когда мы пересекли условную границу и двигались уже по литовской земле, режиссер вклинил в нашу мирно протекавшую беседу провокационный вопрос:

— А Райгардас вы видели?

— Нет, — протянул я неуверенно. — Вроде бы не видели.

— Я так и думал, — усмехнулся он. — Аборигены обычно не знают, что творится у них под носом.

На “аборигенов” мы не обиделись, почувствовав, что наш друг имеет основания для иронии.

Машина остановилась. Мы перешли на левую сторону дороги и углубились в лес. Идти пришлось недолго. Деревья неожиданно расступились, словно бросились врассыпную, и мы оказались на краю обрыва. Открывшаяся с этой точки панорама была ошеломляющей.

Внизу перед нами лежала долина. Она простиралась влево и вправо, насколько охватывал глаз. Создавалось впечатление, будто неведомый великан положил на землю тяжелый плоский пресс, надавил на него изо всех сил и выдавил таким образом гигантскую чашу прямоугольной формы. Мы стояли у самого края вертикального среза. Противоположный край темнел далеко, он располагался ниже нашего, поэтому вдаль открывалась потрясающая перспектива. На всю глубину обзора тянулся нескончаемый темно-зеленый сосновый массив; по мере приближения к горизонту он растворялся в синеватой дымке. И самым поразительным было то, что на дне этой нерукотворной чаши деревья не росли. Кое-где виднелись кустики да яркие оазисы травы. Изгибалась и блестела на солнце небольшая речушка, невесть откуда взявшаяся и невесть куда текущая параллельно линии леса.

Видение было почти мистическим. Мы замерли перед чудом, наполненные непонятным, неведомым ранее ощущением. Нет, это не было благостное успокоение, которое возникает иногда посреди мирной, тихой природы. В воздухе витали некая недосказанность, тревога, необъяснимые предчувствия.

— Говорят, — нарушил тишину режиссер, — здесь в далекие времена шумел большой богатый город. И в результате внезапного катаклизма он в одночасье ушел под землю. Так образовался этот провал.

— Когда это произошло? — спросил я, почему-то сразу поверив в высказанную версию.

— Не знаю, — пожал плечами режиссер. — С одной стороны, вроде бы давно, потому что упоминаний об этом городе ни в каких летописях нет. А с другой — вроде бы недавно, потому что долина не успела зарасти.

Мы вернулись к машине, а через пару минут остановились снова — неподалеку от маленькой литовской деревушки Швяндубре. Своеобразные деревянные домики, а на окраине лежит громадный Чертов камень — самый большой валун в республике. По легенде, черт нес его откуда-то издалека, чтобы бросить в Неман и перегородить таким образом реку. Но не донес, а уронил как раз возле Швяндубре. А Неман, между прочим, когда город провалился сквозь землю, шарахнулся от него в сторону и, сделав петлю, изменил свое русло. Можно было бы, конечно, все это считать красивой сказкой, если бы не существовало бесспорного подтверждения того факта, что в этом районе издревле жили люди. Археологические раскопки обнаружили здесь следы стоянок каменного и позднейших веков.

Через несколько десятков лет после той оставшейся в памяти поездки я узнал, что ученые заинтересовались Райгардасом всерьез. Доктор физических наук Римантас Пятрошюс из Института геологии и географии Литвы обратил внимание на необычайные явления, наблюдаемые в долине. Он утверждает, что в долине находятся несколько активных зон, в которых ученому удалось зарегистрировать аномальные излучения[1]. Рассказывая о своей работе, Пятрошюс заметил, что здесь часто бывал гениальный литовский художник М. К. Чюрлёнис. На него, человека с тончайшей психикой, долина производила неизгладимое впечатление. Не случайно он посвятил ей свой триптих “Райгардас”.

Художник здесь бывал. Много лет он жил рядом. И в каком-то смысле Чюрлёнис — дитя Райгардаса. Но не только его одного. Две линии, два мотива переплелись в его творчестве — напряженный поиск и целительный покой. Источником второго были Друскеники.



http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2011/12/k15.html
Свернуть

Автор:  miroslava [ 23 сен 2015, 22:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Квагга писал(а):
..Среди картин Костаса Чюрлёниса есть очень детские.. Слоник, ангелочки..
Изображение

Кстати я эту картину "со слоником" себе поставила как заставку на копьютер, гы-гы..)) а то у меня еще с весны цветущие сады были. Понравилась действительно тем, что трогательная и милая... Когда первый раз ее увидела, ассоциация возникла с Ноевым ковчегом, как они все туда идут, "каждой твари по паре". Хотя может они уже выходят оттуда... :nez-nayu:
Но даже на этой картине вроде все хорошо, а темная туча-то все равно нависает... При просмотре картин Чюрлениса смешанные чувства возникают: и интерес, и умиление, и напряжение...
В общем спасибо, Алесандр Геннадьевич, за знакомство с Костасом Чюрленисом, но нетолько за это, конешн :smu:sche_nie: За Вас тоже спасибо! :p_a-r_t_y:

Автор:  Djuley [ 24 сен 2015, 14:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Передача вышла атмосфэрная, а сегодня проявилось эхо от неё, - был на кладбище и раза два ощутил касание некоего флюида-образа. Не сразу, а секунд через несколько начинал понимать, что было касание образа Чурлёниса. Может и вчерашняя музыка Ч. повлияла.

Страница 8 из 8 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/