Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Микалоюс Чюрленис
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=2002
Страница 6 из 8

Автор:  Людмила [ 21 сен 2015, 15:38 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Вернемся к НАШИМ... к КОЗЛУ. Вообще-то это символ самого ...ДЬЯВОЛА. И ОН вошел в ГОРОД. Вот, собственно, и все. КОЗЕЛ пришел. Город заколдован. КОЛДУН - это тоже не самый мажор. Поэтому СРАЗУ ВСЕ ЯСНО. Дьявол материализован , воплощен, имеет ЛИЧИНУ КОЗЛА. Как бы ни был красив, изящен, "бел и пушист".

Автор:  мирра [ 21 сен 2015, 15:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

У меня "Козёл" вызывает какие-то гастрономические ассоциации:возраст,вес,сколько недель можно его кушать,как и с чем приготовить...Кроме того,что он выходит откуда-то из мглистой мглы...Не знаю,к какому выводу в итоге приду.
А так...кажется,я понимаю,от чего Микалоюс Константинас бежал,точнее,к чему.Но это довольно имхастое имхо.
Творчество подчас оказывается единственным,что может вытащить из какой-то кошмарной имманентности и мглы.Ему запрещают им заниматься.Он оказывается заперт в самом себе и одновременно ощущает потерю души...И он бежит--к самому себе,к этой самой душе...но находит в итоге свою смерть.Жалко его,до чёртиков.Была бы я бичиха--пошла бы и напилась от такого переживания.Но я не бичую,потому молча сижу в печали.

Автор:  Людмила [ 21 сен 2015, 15:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Козел





КОЗЕЛ — животное, символизирующее распущенность и похотливость.

Выступает животной персонификацией дьявола. На сатанинских шабашах ведьмы почитали дьявола в облике козла. Сатанинский ритуал подразумевал "поцелуй стыда", когда адепты целовали козлиный зад. Согласно одной из средневековых легенд, козел ежедневно исчезает из жизни, чтобы дьявол в преисподней расчесывал ему бороду. Козлиную бороду и копыта имел Барфомет. Пропорции головы козла усматривались в перевернутой пентаграмме. По козлиным атрибутам — рогам, копытам, хвосту — идентифицировали черта. На Страшном Суде Христос отделит козлищ (грешников) от агнцев (праведников).

Козел также символизировал жизненные силы и плодовитость. Часто использовался для жертвоприношений. В Библии священник символически переносил все грехи мира на голову козла, после чего того изгоняли в пустыню. Такой же обычай зафиксирован и у других народов Ближнего и Среднего Востока. Отсюда идет происхождение фразеологизма "козел отпущения". Противники брадобрития в России ссылались на случай, когда обритый козел бросился в пропасть. Фабула гласила, что даже животные хранят свой, установленный от Бога, вид. На современном сленге слово "козел" является одним из наиболее сильных оскорблений. На тюремном жаргоне "козел", как и сука, обозначает доносчика и вообще человека, сотрудничающего с администрацией тюрьмы. Впрочем, не во всех культурных традициях козел преподносился в негативном ракурсе.

В китайской семиотике козел выступал в качестве олицетворения принципа ян (см.: Инь—ян). По ведической традиции он атрибут бога Агни. Скандинавы считали его священным животным Тора. Козлоподобным изображался греческий бог Пан. Козлиные мотивы неизменно присутствовали в символике дионисии, да сам Дионис зачастую принимал облик козла. Его свиту составляли козлоногие сатиры. На козьем молоке был взращен Юпитер. Козий рог, из которого пил Юпитер, получил наименование "рог изобилия". "Колесницу Любви" также везли козлы.

Астрологически он знак декабря. Зодиакальный символ Козерога представлял собой образ козла со спиралевидным рыбьим хвостом. Для алхимиков козлиная голова выступала знаком серы.

Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

Яндекс.Словари › Символы, знаки, эмблемы. — 2005

Поделиться…

Автор:  Весна [ 21 сен 2015, 16:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Людмила писал(а):
Вернемся к НАШИМ... к КОЗЛУ. Вообще-то это символ самого ...ДЬЯВОЛА. И ОН вошел в ГОРОД. Вот, собственно, и все. КОЗЕЛ пришел. Город заколдован. КОЛДУН - это тоже не самый мажор. Поэтому СРАЗУ ВСЕ ЯСНО. Дьявол материализован , воплощен, имеет ЛИЧИНУ КОЗЛА. Как бы ни был красив, изящен, "бел и пушист".

ДИАВОЛ. У Пушкина примерно так: под косой луна блестит, а во лбу звезда горит. Видать, тоже дьяволица.
Луна или два рога это половина полного нимба; на половину открытая с левой стороны верхней части головы верхняя седьмая чакра, символ интеллекта, ума, знаний, мудрости. Полностью открытая седьмая чакра, с левой половиной - символом любви, эмоций, образует круговое свечение вокруг головы - нимб, упрощённо, символ бога - мудрость плюс любовь, или любовь-мудрость.
Боязнь козлов происходит от конфликта интеллекта и эмоций, или как годах в семидесятых, если не ошибаюсь, "конфликт" между физиками и лириками в СССР.
Вера в Христа это вера в эмоции, в любовь без интеллекта, без ума, без знаний. Знать не обязательно, важно просто верить.
Примерно так.

Автор:  Людмила [ 21 сен 2015, 16:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Подумалось, что есть СТРАХ и ВЕРА. То и другое может опровергнуть ЗНАНИЕ.

А что есть ОПЫТ ?

Автор:  Djuley [ 21 сен 2015, 17:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

За козла ответите, все!!!
:ry_car:
Перснальные и страх, и вера, и ад, и зона. Ужель Энтео и здесь рулит? Один мой приятель, был ревностный клирикал, а до того был кришнаит и рериховец. Я когда писал про козла то, сразу его вспомнил, он обычно вот также на тему козлиную реагировал. Дети стали гопники а их мать, предполагаю, в психушке.

Автор:  Бегущая по волнам [ 21 сен 2015, 19:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Djuley писал(а):
За козла ответите, все!!!
:ry_car:
Перснальные и страх, и вера, и ад, и зона. Ужель Энтео и здесь рулит? Один мой приятель, был ревностный клирикал, а до того был кришнаит и рериховец. Я когда писал про козла то, сразу его вспомнил, он обычно вот также на тему козлиную реагировал. Дети стали гопники а их мать, предполагаю, в психушке.

Мне тоже этот козлик нравится!
Даже если это коза, а мне эта идея понравилась.
Я её здесь с собой ассоциирую, как козерога в дамском варианте. :ps_ih:

Автор:  miroslava [ 21 сен 2015, 19:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

NatalyaS писал(а):
Изображение
Вторая картина – это словно какое-то разочарование, провал, разрушение, одиночество, даже смерть, и одновременно прозрение. Хотя фон картины на заднем плане составляют теплые, рыжеватые краски.
Вертикальные размытые линии – это словно струи дождя, которые смывают безоблачные надежды, и одновременно позволяют обнаружить какие-то новые представления о жизни. Может быть, эти линии – это как прозрачная завеса, граница между «тем» и «этим», тогда, когда ты уже «не там», но еще и «не здесь». Дереализация?.. :du_ma_et:
Правда, совсем не знаю, что такое звезды на веревочках.

Мне показалось, что вторая картина описывает душевную работу автора, творческий путь, процесс появления идеи или, как Вы сами выразились, прозрения. Вертикальные линии подобны росткам, большинство из них произрастает на желтой почве, но на второй фазе более высоких ростков, там где уже появляются звезды, если присмотреться - видно что некоторые из них уже рaстут на зеленой почве. Среди однообразных ростков появляется три, (по одному на каждом уровне) которые взметнулись вверх выше остальных, но первый не дал плодов, на втором уже появилась звездочка, но он почему-то отрвался от почвы, сломался, верхняя часть в воздухе и видно как само основание стебля наклонилось в левую сторону и только третий стебелек получился как надо. Затем снова спад, монотонный труд в ожидании нового прозрения.
О ином качестве ростков во второй фазе сведетельствует во-первых резкий переход, а не такой как потом - плавный. Во-вторых характер их роста. Не знаю что может символизировать темно-зеленая дорожка, но первые ростки проходят поверх нее, а вторые уже - сквозь нее.

Автор:  miroslava [ 21 сен 2015, 21:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

NatalyaS писал(а):
Изображение
Третья картина – мне кажется, также кульминационная. Она чем-то напоминает первую картину, по общим контурам, так сказать, но что-то изменилось. Гора уже не гора, а система башен, и у ее подножия – город. И справа – самый интересный компонент картины, как мне показалось. Я не очень поняла, что здесь нарисовано. Вроде бы, часть стены или часть башни, но эта стена – это как бы сворачивает реальность, закругляет ее, и за этой стеной, по всей видимости, скрыто солнце, лучи которого освещают и башни, и город. А еще не видны вершины башен (случайно или нет?)
Что символизирует образ третьей картины в целом, пока не совсем поняла. Что-то и притягивает к ней, и отпугивает от нее.

Наталья, я думаю что в целом триптих "Мой путь" о создании своей собственной реальности или как Александр Геннадьевич это называет - своего бытия. Вершины башен не видны от того что этот процесс незакончен, а будет длится всю жизнь. "Самый интересный компонент, который закругляет реальность" это скорее всего тот самый гештальт, но не завершенный, а завершеющийся - стена как деталь, которая придает форму этой реальности, отчетливые границы, стена отделяющая индивидуальность, дающая защищенность. Чувство, что процесс идет и радость от этого - восходящее солнце откуда-то оттуда. По крайней мере мне это солнце показалось очень радостным, чувство начала и что есть надежда.
Вторая картина о том как собственная реальность формируется, а третья о созерцании ее, о том как чувствуется ее наличие.

Автор:  miroslava [ 21 сен 2015, 22:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

NatalyaS писал(а):
Изображение
Первая картина – это, как мне показалось, Путь в представлении человека юного. Что-то детское и чуть наивное и смело-горделивое есть, кажется, в беззаботности и сказочности зеленого косогора на переднем плане, и в жестком контрасте этого косогора с застывшей во льду «горе» - видимо, цели Пути юноши.
Деревья на верховьях косогора очень похожи на людей, и кажется, будто они, как родители, провожают юношу в дальний путь.

На первой картине обратила внимание, что самая высокая гора, та которая слева, изображена в виде руки (большой и указательный палец) указывающей вверх. Если присмотреться, даже ногти можно разглядеть. А еще напротив этой руки в воздухе повис какой-то маленький белый предмет, целиндрической формы вроде, возможно это свиток или еще что-то, не знаю, он по цвету практически сливается с этой горой-указательницей. Деревья действительно очень похожи на людей. И все они подняв головы смотрят в одном направлении, толи на этот свиток, толи куда указывает рука. Такое единодушное устремление может говорить о выбраной конкретной цели или максимальной сосредоточенности. Ну свиток наверно как и книга символ знаний, учения, мудрости. Посмотрела, что в искусстве про этот символ именно так и пишут - друвние знания, стариная мудрость (из творчества Чюрлениса и так уже стало ясно, что он этим увлекался, древними цивилизациями), а еще пишут, что это атрибут музы, в особенности Клио (история) и Талия (комедия). Если переключиться на горы поменьше, те которые справа, нужно подняться на 3 сантиметра вверх от них и там в небе виднеется женский портрет. Наверно это любовь, которая его ведет по жизни, любимая женщина, которая его вдохновляет или идеал женщины.

Автор:  NatalyaS [ 21 сен 2015, 23:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

miroslava писал(а):
NatalyaS писал(а):
Изображение
Вторая картина – это словно какое-то разочарование, провал, разрушение, одиночество, даже смерть, и одновременно прозрение. Хотя фон картины на заднем плане составляют теплые, рыжеватые краски.
Вертикальные размытые линии – это словно струи дождя, которые смывают безоблачные надежды, и одновременно позволяют обнаружить какие-то новые представления о жизни. Может быть, эти линии – это как прозрачная завеса, граница между «тем» и «этим», тогда, когда ты уже «не там», но еще и «не здесь». Дереализация?.. :du_ma_et:
Правда, совсем не знаю, что такое звезды на веревочках.

Мне показалось, что вторая картина описывает душевную работу автора, творческий путь, процесс появления идеи или, как Вы сами выразились, прозрения. Вертикальные линии подобны росткам, большинство из них произрастает на желтой почве, но на второй фазе более высоких ростков, там где уже появляются звезды, если присмотреться - видно что некоторые из них уже рaстут на зеленой почве. Среди однообразных ростков появляется три, (по одному на каждом уровне) которые взметнулись вверх выше остальных, но первый не дал плодов, на втором уже появилась звездочка, но он почему-то отрвался от почвы, сломался, верхняя часть в воздухе и видно как само основание стебля наклонилось в левую сторону и только третий стебелек получился как надо. Затем снова спад, монотонный труд в ожидании нового прозрения.
О ином качестве ростков во второй фазе сведетельствует во-первых резкий переход, а не такой как потом - плавный. Во-вторых характер их роста. Не знаю что может символизировать темно-зеленая дорожка, но первые ростки проходят поверх нее, а вторые уже - сквозь нее.

Ого, Мирослава! :uch_tiv:
Очень интересное наблюдение и размышление. Как вы тщательно всмотрелись в картину, в ее детали, однако!

Да, похоже на творческий путь…
Если попробовать поразмышлять в этом ключе… Что символизирует темно-зеленая дорожка… Она многослойная, если присмотреться. Слева она берет свое начало, из «реки» (вероятно): эмоциональной сферы, сферы чувств, сферы текучей, переменчивой, динамичной… Кстати, именно в том числе из этой, водной, среды вырастает первый выбивающийся ввысь стебель, - тот, который остался без плода… Для результата, для рождения идеи недостаточно только напряжения чувств?
Дальше, на следующем этапе, корни стеблей более углубленны в почву (ближе приближены к смотрящему) – точнее, здесь уже видим даже два параллельных вертикальных ряда стеблей. Один ряд – на заднем фоне, и второй, с более углубленными корнями, - на переднем. И именно ряды этого участка пути проходят сквозь дорожку, как Вы точно заметили. И здесь уже что-то рождается, воздушное, нежное, и (?но) очень хрупкое. Этот этап – об укреплении, об укоренении, может быть, об обращении к внутренне-родовым силам для будущего собственного творчества?
На следующем сегменте, наконец, появляется долгожданный творческий прорыв, или, может быть, высвечивается индивидуальная вертикальная ось, а после того – происходит очевидный спад, и корни стеблей уже берут свое начало только в рыжеватой области, как будто теряя привычную почву под собой и перемещаясь ввысь...

----
А может быть, эти вертикальные линии символизируют пульс сердца, пульс жизни?
----

За мысли по поводу третьей картины триптиха – спасибо! Особенно про гештальт понравилось. Да, пожалуй, вторая картина отражает скорее напряженную работу, формирование, муки, а третья – созерцание. Но созерцание также очень напряженное, там мне продолжает казаться.

... Свиток на фоне горы из первой картины, - то есть тяга к древним, сокровенным знаниям и стремление попытаться проникнуть в их суть и по-своему выразить понятое, видимо, могли составлять смысл жизни Чюрлениса.

Но мне в этом предмете на фоне горы больше видится птица...

Автор:  NatalyaS [ 21 сен 2015, 23:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

Посмотрела в интернете, что пишут аналитики по поводу этого триптиха.

Из статьи "СМОТРЯЩИЙ В ВЫСОТУ (М. ЧЮРЛЕНИС)" - по материалам работ Л.В. Шапошниковой и Ф. Розинера
Цитата:
Безусловно, любая работа художника свидетельствует о состоянии его сознания, рассказывает о его мироощущении, но порой Чюрленис высказывается о себе непосредственно, например в триптихе «Мой путь».
Картины триптиха, написанные в 1907 году – своеобразный итог пройденного и наметки пути предстоящего. Триптих так же таинствен и сложен... В нем мы видим образное изображение духовного восхождения художника от земли к высотам Преображения. Там снова присутствуют реалии Тонкого Мира и его прозрачная Красота.

Крайние картины триптиха составляют мотивы, которые у художника встречаются неоднократно: здесь мы видим холмистые взгорья, группы деревьев, башни, облака на синем небе. Но средняя картина необычна не только для самого Чюрлениса, но и вообще для живописного языка: на фоне условного пейзажа тянется неровный частокол из тянущихся вверх линий, которые словно бы множеством математических ординат вычерчивают кривую – график!.. График этот говорит о стремлении вперед и ввысь, отдельным ординатам – взлетам удается достичь очень больших высот, и там загораются звездочки – знаки побед.

Но вот уже близко к концу – резкий подъем, выше, выше взбираются линии, и вдруг – внезапный спад… Художник будто пророчески предвидел краткость своего пути и знал, какой ценой заплатит он за тот огонь, который поднял его к высотам.

Вся статья: http://www.nowimir.ru/DATA/060022_1.htm

Автор:  miroslava [ 22 сен 2015, 00:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

NatalyaS писал(а):
Но созерцание также очень напряженное, там мне продолжает казаться.

Вполне возможно :a_g_a: Может это от того, что в отличие от яркой зеленой лужайки, постройки на ней неопределенные, бесцветные, больше похожие на призраков, как символ неуверенности в плодах своего творчества. Кстати на счет стены как гештальта Вы меня подтолкнули к этой мысли, когда сказали что она закругляет реальность. Лично меня она как-то давит, хочется ее хотя бы немного отодвинуть в сторону, чтоб увидеть что там за ней. И там между прочим на верхушке этой стены слева сидит нечто желтенькое, похожее на маленького человечка, который наблюдает восход..

Цитата:
Но мне в этом предмете на фоне горы больше видится птица...

а портрет женщины заметили? он еле уловим, прозрачен. я то сообщение отредактировала, дополнила.

Автор:  NatalyaS [ 22 сен 2015, 00:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

miroslava писал(а):
И там между прочим на верхушке этой стены слева сидит нечто желтенькое, похожее на маленького человечка, который наблюдает восход..

Ага! А еще над башнями, которые слева, виднеются клубки дыма, - символ жизни, одухотворенности?

miroslava писал(а):
а портрет женщины заметили? он еле уловим, прозрачен. я то сообщение отредактировала, дополнила.

Да, заметила, когда Вы написали))

Автор:  miroslava [ 22 сен 2015, 00:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Микалоюс Чюрленис

NatalyaS писал(а):
А еще над башнями, которые слева, виднеются клубки дыма, - символ жизни, одухотворенности?

Я дым не заметила, но обратила внимание на то, что шпили у этих двух тоненьких башенок красного цвета, как будто они подожженные, и они действительно похожи на две горящие свечи или на благовония, курительные палочки, так что может быть и дым. Его здесь вполне возможно истолковать как на картине "Жертвенник", жизнь которая згорая на алтаре творчества приносится в жертву Богу. Весна рамещал здесь ту картину, а Molli нашла хорошую интерпретацию, в том числе и пояснение самого Чюрлениса.

Страница 6 из 8 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/