"овладеть характером и выработать самоконтроль..." - брр!
Попытаюсь пересказать собственное убогое понимание известных вещей. Отношение к чему бы то ни было во внешнем мире опосредовано ВНУТРЕННЕЙ моделью этого объекта или явления, либо же той категории, к которой воспринимающий относит этот объект. Пример, вычитанный у Петренко - увидев крепко сбитого выбритого человека, прохожий поздно вечером воспримет его как "братка" и постарается держаться соответственно, а человека в поношенной одежде, устало бредущего по улице, скорее всего примет за возвращающегося домой работягу.
По определенным признакам мы ДОРИСОВЫВАЕМ все остальное про человека - род занятий, характер и т.п.- исходя из своего прошлого опыта.
Есть еще понятие - "theory of mind", модель того, что думает и чувствует другой. То есть каждый из нас строит представление о том, как думает и что чувствует тот, с кем мы имеем дело. Но мы можем строить эту модель только на основании собственного опыта, а опыт всегда ограничен, он отличается от опыта Другого - всегда. И если наша модель строится на неких крайне обобщенных представлениях - "все либералы - предатели родины", "все атеисты - бездуховные безнравственные люди", "все гасторбайтеры необразованны и бескультурны", "все психически больные - дураки" - мы не увидим реального человека, приписывая ему черты, существующие не в реальности, а лишь в нашей голове. Мы можем искажать и интерпретировать все, что он говорит, в соответствии с собственными представлениями. Мы проецируем на него свой шаблон. Это и есть непонимание.
Экзистенциальное одиночество непреодолимо в принципе. Даже слова имеют для разных людей разный смысл, и чем менее конкретную вещь слово выражает, тем больше могут отличаться представления и опыт человека, выражаемые этим словом. (Возможно, алкоголь, как иллюзия преодоления одиночества, дает невозможность понимать, что в реальности говорит собеседник, дает иллюзию человеческой близости.)
И чем богаче внутренний мир человека, тем больше соответствий он может найти в нем для разных людей и обстоятельств. И видимо, чем четче он осознает, что его понимание не является и не может являться верным отражением мира, что это лишь один из, если так можно выразиться, бесконечного количества ракурсов, с которых воспринимают мир люди, тем менее он самоуверен и категоричен, и способен понять и принять Другого.
|