Боль – это сигнал о нарушении или разрушении некоторой динамической целостности, которая до моментов нарушения могла функционировать согласно каким-то своим установленным внутри нее законам. Целостность нарушена, происходит сбой, который надо устранить, иначе нарушения могут повлечь за собой дальнейшее разрушение и закончиться полным уничтожением. Душевная боль свидетельствует, прежде всего, о том, что душа – это тоже некий сложный организм, несмотря на то, что ни потрогать, ни зафиксировать ее мы не в состоянии. Но она болит – значит она есть. И возможно именно боль больше всего сможет нам рассказать о ее структуре, о ее законах, о ее пространствах.
Боль нужно понять. Отыскать ее место и причины. Чаще всего боль глушится, всякими разными обезболивающими от алкоголя до различных способов вытеснения. Когда умерла мама, мы с братом почти до утра сидели на кухне и разговаривали, пытаясь этим бесконечным разговором поддержать друг друга. И он тогда сказал слова, которые я вспоминаю при каждой своей потере близких, родных, друзей. Он сказал, что когда уходят наши близкие, мы должны заново перестраивать себя, потому что с их уходом их обязанности в мире перекладываются на наши плечи, на плечи всех тех, с кем они были связаны. Поэтому так болезненен их уход. Больше полугода после маминой смерти я переделывала свой мир. И дело здесь даже не в физических делах, дело в делах душевных. Только когда уходят от нас родные и друзья, вдруг понимаешь, какое место они занимали в тебе. Их уход – это вырванная дыра, даже не важно большая или маленькая. Это дыра, с которой ты что-то должна сделать. И что-то начинаешь делать. Уход наших близких – самая большая душевная боль. Но и любая другая боль требует того же: понять, как перестроить себя, чтобы при этом не изменить себе.
Душевная боль – это фиксация нарушения моего бытия, душевного и личностного бытия. Пока она болит, это нарушение продолжает оставаться в структуре моей личности. Вспоминая предыдущую тему, цитата из книги Ролло Мэя “Открытие бытия”… “Кьеркегор писал о том, что "личность в каждое мгновение своего существования находится в процессе становления, так как личность... – только тогда является таковой, когда она идет к тому, чтобы стать личностью".” И дальше… “Альфред Адлер замечает, что память – это творческий процесс, что мы запоминаем то, что важно для нашего "образа жизни" и что вся "форма" памяти, таким образом, есть отражение образа жизни человека. То, кем стремится стать индивид, детерминирует то, что он помнит из своего прошлого. В этом смысле будущее определяет прошлое”. Время лечит только тогда, когда мы, используя свою боль, переориентируем свое личностное становление. “Чтобы любой обнаженный фрагмент прошлого стал реальностью, необходимо иметь какую-то надежду и преданность делу для изменений в обозримом будущем – будь то преодоление тревоги или других болезненных симптомов, или интеграция личности для последующей творческой активности”. Надежда и преданность своим целям и задачам помогает преодолевать болезненные симптомы. Боль надо пережить, прожить до конца. Она изживается динамикой твоего бытия. Благодаря именно динамики, т.е. процессу направленному в будущее, и происходит заметная или незаметная в зависимости от силы и характера боли внутренняя корректировка.
А боль утраты, в отличие от других душевных болей до конца не исчезает. Именно она и обостряет чувство любви…
- Послушайте!- Еще меня любите За то, что я умру.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|