Спасибо большое, Александр Геннадьевич, за сказку – очень здоровская. Я читала ее впервые… почему-то. Афалина, Вам, конечно же, спасибо за ссылку. Ну вот, я попыталась ответить на вопросы А.Г.
Почему эмоциональные женщины влюбляются в бездушных (туповатых) мужчин? Потому что они (эмоциональные женщины) живут эмоциями, не доходя до чувств и до души (не осознавая их - чувства), собственно они, наверное скорее влюбляются не в туповатых мужчин, а в свои эмоции.
«…стихия движет нами, нередко она покорствует нам, пока мы живем, и развеивает нас, когда мы умрем, и мы веселы и беззаботны, как соловьи и золотые рыбки и прочие дети природы»Эмоциональный характер Бертальды такой:
«история с колодцем повергала ее в стыд, а воспоминание о Шварцтале - в ужас. Поэтому она так ничего и не узнала ни о том, ни о другом; да и к чему ей это было?»Вот в сказке Ундина чувствует в Бертальде родственную душу
"Ундина же с каждым днем все более привязывалась к Бертальде. « - Наверное, мы когда-то раньше знали друг друга, - частенько говорила она, - или между нами существует какая-то иная, чудесная связь, ведь так вот просто, без всякой причины, поймите меня, без какой-то тайной причины,нельзя сразу полюбить человека с первого взгляда, как я полюбила вас».Почему мужчины влюбляются в "русалок" - и в прямом (сказочном) и в переносном (жизненном) смысле этого слова? В сказочном смысле – потому что она – дитя природы, в ней есть тайна (тайна рождения), у нее нет души, и ей «не нужна» его душа, и мужчине с ней хорошо и несложно, весело и беззаботно.
«- Вы, наверное, полюбились ей? - перебила его Ундина. - Похоже на то, - отвечал Хульдбранд. - Ну, тогда она, должно быть, очень глупа, - со смехом воскликнула девушка. - Гнать прочь от себя того, кого любишь, да еще в такой лес, о котором ходит худая слава! Уж от меня-то этот лес и все его тайны не дождались бы ничего подобного!» «- Что вы мне дадите, если я добуду вам вино? Или, впрочем, можете ничего не давать, - продолжала она, - с меня хватит и того, что вы развеселитесь и не будете сидеть с такими постными лицами, как весь этот скучный день. Пойдемте-ка со мной, лесной ручей пригнал к берегу бочку, и я не я буду, если не окажется, что в ней вино.» «С возмещением и вообще с твоим золотом можешь поступать как хочешь. А вот бежать на поиски - это глупости. Я бы все глаза себе выплакала, если бы ты погиб из-за этого, да и сам ты охотнее останешься здесь со мной и с этим добрым вином, не так ли? - Пожалуй, что так, - улыбнулся Хульдбранд. - Ну вот, - подхватила Ундина, - значит и вправду глупости. Своя рубашка ближе к телу, что тебе до других людей?»Кто такая женщина - "русалка" в реальной жизни?Женщина, не вышедшая из состояния детства.
А в жизненном смысле еще – мужчины влюбляются в русалок еще потому что это – дети, а мужчина играет роль типа отца.
Почему Ундина не может любить? Так она ж его убивает в конце!!! Так ведь ЛЮБОВЬЮ убить невозможно… любовь и жизнь – это ж почти однокоренные слова.
И еще:
Вот «до получения души»:
«Тяжкое, должно быть, бремя - душа, - продолжала она, не дождавшись ответа, - очень тяжкое! Ибо уже сам приближающийся образ ее осеняет меня страхом и скорбью. А мне ведь было всегда так легко, так радостно!»А вот – после:
«Вот и мой отец, могущественный властитель Средиземного моря,пожелал, чтобы его единственная дочь обрела душу, даже если ей придется заплатить за это страданиями, какие терпят люди, наделенные душой. Но обрести душу мы, порожденные стихией, можем только слившись в сокровенном таинстве любви с кем-либо из вашего племени. Ну вот - теперь у меня есть душа, я обязана ею тебе, мой несказанно любимый, и от тебя зависит сделать меня на всю жизнь счастливой или несчастной.»Так, значит, опять страдать не хотим… и сделать жизнь любимого (а не свою) счастливой тоже не хотим… и заодно ответственность на него же и перекладываем. – кто-то видит что-то общее с любовью? – вот точно с таким подходом «перестанет быть легко и радостно
». А в продолжение - еще заодно и чувство вины подарить:
«Ибо что станется со мной, если ты в испуге отшатнешься или отвергнешь меня? Но я не хочу удерживать тебя обманом. И если ты меня отвергнешь, то сделай это сразу, сейчас, вернись на тот берег один. Я нырну в этот ручей - ведь это мой дядя, он живет здесь в лесу чудаком-отшельником, вдали от всех своих друзей. Но он могуществен, и многие великие реки чтут и любят его. И так же, как он принес меня, веселое и беззаботное дитя, в семью рыбака, так же и унесет он меня к моим родителям - женщину с любящей, страдающей душой.»Родственные «души» Ундины и Бертальды борятся за власть над «зачарованным», вечно ослепленным то одной, то другой Хульдбрандом.
Рождается ли индивидуальная человеческая душа только в любви? Ну не знаю… во всяком случае в любви к другому рождается точно, но что есть любовь? (извечный вопрос – одна книга Эриха Фромма «Искусство любить» чего стоит!) Во всяком случае забота на мой взгляд входит в понятие любви - я сейчас имею ввиду не только заботу в плане хозяйственном- что-ли, но и заботу о том, чтоб другой развивался, чтобы он искал и находил себя в жизни. Тогда, думается мне, можно было бы начать с заботы просто даже хозяйственной, - думаю отсюда бы тоже могла бы родиться. Ну, вот, например, если бы Бертальда пошла жить со своими стариками-родителями, и заботилась бы о них, то вполне может быть и случилось бы чудо. Мой преподаватель по экзистенциалке говорил, что «если у человека нет какого-то «измерения», его можно нарастить… но это годы работы»
Почему все это так больно - и любить и иметь душу?..Потому что во-первых это – тяжелый труд – «труд любви». И приходится наступать «на горло» своей лени. Потому что хочется одновременно двух противоположностей: быть свободным и быть востребованным, а востребованным, значит ответственным, а ответственным, значит зависимым и душе при этом придется трудиться, потому что тот, другой, хочет того же самого. Потому что приходится наступать «на горло» своему эгоизму (или нарциссизму), потому что здесь не может быть никаких «гарантий» - делай, что должен и будь что будет.
Песню вспомнила:
«У любви гарантий нет –
Это очень скверно, братцы…
Но уходя оставьте свет –
В тех, с кем выпадет расстаться…
….
Жаль, что неизбежна смерть,
Но возможна сатисфакция, -
Уходя, оставить свет –
Это больше чем остаться…»
Ну вот... как-то так...пока