И снова здравствуйте
.
Александр Геннадьевич, спасибо за фильм
! Какой символичный фильм! Ну, прямо все, - все – каждый диалог, каждый образ, каждое событие…. Просто настоящий бриллиант со многими сверкающими гранями! Рассмотреть все - недели не хватит. Ну, я пройдусь по «верхам» - как я увидела.
Верджил, на мой взгляд – выиграл, - он стал живым – только сравните два кадра фильма – вначале, за столиком в ресторане, в день своего рождения – и заключительный кадр – за столиком в кафе «Ночь и День» … так, символично можно сказать, что и это – день его рождения…
И доколь ты не поймешь:
Смерть для жизни новой,
Хмурым гостем ты живешь
На земле суровой.
Гете
Кафе «Ночь и День» - вот так в человеке «Ангелы и Демоны», «Свет и Тень»… Тень – для меня этот фильм прежде всего о Тени. Чем ярче свет – тем больше Тень… Где бы мы ни были, мы всегда носим с собой свою тень…
«Будучи частью нас самих, Тень не покинет нас, повинуясь одним лишь уговорам нашей воли, и «правила хорошего поведения» не устоят перед ее влиянием на повседневную жизнь. Тень проникает во все наши будничные дела, присутствует во всех наших начинаниях, неважно, какими бы возвышенными ни казались их замысел или тональность.
…И разве не бывает так, что отвергнутая внутренняя жизнь, какой бы великий свет ни проливался во внешний мир, скрывает под своей маской очень обширную Тень?» - Дж.Холлис. Верджил всегда спокоен – его тень раздражительность, гнев; он живет размеренно, организованно, по графику - его тень – спонтанность; он одинок, и собирая картины великих мастеров с «совершенным» изображением женщин, остается без «своей» несовершенной и любимой женщины – его тень … (ну, куда ж нам всем без этой любимой) сексуальность… (
«Тень – не сам секс; его чрезмерная важность олицетворяет неудавшийся план лечения души, жаждущей исцеления, соединения, смысла.» Дж.Холлис)
…
Именно к этим его Теням и обращаются герои фильма Клэр, Роберт и Сара.
Клэр, появляясь вдруг в жизни Верджила, предстает перед ним его зеркалом «я ни с кем не вижусь. – в чем причина? – а в чем причина того, что вы всюду ходите в перчатках? – это – лишь вопрос гигиены – не вижу связи. – вы боитесь прикасаться к людям, вам противно дотрагиваться до их вещей, а я – боюсь находиться среди людей, - по-моему наш личный выбор весьма схож…»; кроме того она, как и он – организованная, самодостаточная и своенравная (такой она себя ему рисует) - и Верджил серьезно заинтересовывается ею…. Что ж, мы всегда «западаем» на наши зеркала - во всяком случае, в какой-то момент времени, я, рассматривая, свои прошлые отношения, и пришла к выводу, что во всех моих отношениях (с мужчинами) мы были зеркалами – они обязательно в чем-то отражали меня – сейчас вот подумала – может быть, моими Тенями?...
Сначала Клэр проявляет спонтанность, сбой графиков договоренностей, сталкивает Верджила с «нелепой игрой», с причудами, и однако заставляет его проявлять те же качества – вот эту его Тень – раздражительность – вспомните аукцион, на котором ему не удается приобрести фреску – после аукциона он раздражен, и его друг Билли говорит «…это не первая наша потеря – оплошности случались – но ты еще не впадал в такое исступление….» Дальше тоже все символично… «да просто это – не копия – это был подлинный шедевр Петруса Кристуса… и цена его – шесть миллионов фунтов… Но и потерю подлинного Ван Гога ты не воспринял так болезненно – что происходит?…»… Постепенно, как во фреске, появляющейся в начале фильма, открывается из подделки подлинник, так и из подделки Верджила открывается он подлинный и это будет стоить дорого…
Следующая тень – гнев! – и Клэр вызывает его в Верджиле своим поведением, так, можно сказать, – «направляя» его: «мне отвратительны люди, которые не доверяют своей природе», после чего он смывает краску с волос – опять – символично - приближается к себе подлинному. Он покупает себе мобильный телефон, и даже начинает пользоваться им без салфетки.
И, наконец, сексуальность… вспомните, что Верджил говорит о женщинах «Почитание женщин уживается во мне со страхом перед ними».
И, снова Джеймс Холлис:
«Вся эта непрожитая жизнь теперь – часть индивидуальной Тени, той самой, которую мы приучились держать запертой на замок, поскольку за ее проявление можно дорого заплатить нашими необходимыми адаптациями.» В Верджиле просыпается давно «запертое на замок» желание, и как следствие, смятение, испуг. «Вы меня испугались, Клэр, - никого не было, кроме меня» - он сам себя испугался. Захваченный этой Тенью, Верджил, наконец, снимает перчатки – он уже не боится, и даже хочет прикасаться и трогать «жизнь на ощупь», - «…я должен был вас видеть» - о ком он это говорит? – о Клэр…. Или о своей Тени?... он же говорит после этого Роберту «у нее взгляд существа, крайне напуганного вселенной. Я наблюдал в ее глазах отражение собственного страха»…
Роберт – кто он здесь? – Демон? Мефистофиль?
«Часть вечной силы я, Всегда желавший зла, творившей лишь благое»? Андроид почти собран… «Ты совершил чудо»… да, встретиться со своей Тенью – это чудо, но … ее надо осознать … и Роберт отвечает Верджилу «Пока рано говорить об этом… будьте осторожны… вот так ошибки и совершаются…» И снова Холлис:
«Своей головоломкой Мефистофель дает понять, что всякий раз, когда нам не удается проследить присутствие теневой программы, мы игнорируем жизненную динамику в целом и в дальнейшем станем свидетелями самых тревожных проявлений тех энергий, которые мы оставили без внимания.»Верджил начинает жить так, как ему не свойственно – теперь вся жизнь его становится подчинена Тени, отношениям с Клэр… И возникает еще один персонаж… Сара – которая инициирует в Верджиле О! – ревность! Власть! – как Сара говорит про Роберта «…наверное, я боюсь потерять его…» и Верджил тут же попадает в ситуацию – он боится потерять Клэр. Роберт искушает его… «если бы вам пришлось выбирать между Клэр и автоматом?» - и Верджил выбирает Клэр – отныне он полностью поглощен ею, и это проявляется в крайней форме, когда она пропадает - отменяются встречи на работе, срываются аукционы – над ним даже смеются (что ранее, если вы вспомните начало фильма, и то как на него смотрели в ресторане – было в принципе невозможно и несовместимо с его образом).
Тут есть еще один важный момент… друг Билли, художник, картины которого он всю жизнь не признавал, этот друг ему говорит «человеческие эмоции – как произведение искусства – их нетрудно подделать… что угодно можно подделать – ненависть, боль, радость, болезнь, выздоровление… и любовь»… не означает ли это, что в нас тоже всегда присутствует тот, кто нам друг и мы не хотим его признавать – слишком «мелким художником» он нам кажется…
Верджил находит Клэр на чердаке, замерзшую, отводит ее в ванную. Она принимает ванну в его присутствии голая… и рассказывает про кафе в Праге «Ночь и День»… наверное, именно это кафе и является подлинным - такую как бы ниточку она ему оставляет … ну, или указывает… Ведь «любовь, если ее отнести к искусству не может быть полной подделкой»…
Верджил переживает великую любовную историю – когда его избивают на улице – она ради него выходит из дома, и на каталке, в больнице, он избитый, все же улыбается.
Когда он приводит Клэр в свою галерею, она говорит «что бы с нами не случилось – вы должны знать, что я вас люблю…» - среди подлинных произведений искусства, возможно, и ее чувство подлинное?
Счастливый Верджил проводит свой последний, завершающий аукцион – и уходит под гром аплодисментов, с перспективой покинуть «мир своих прошлых интересов, составлявших его жизнь» и жить только одним – любовью к Клэр. Он на вершине счастья… Друг Билли чтобы напоминать «сколь великим художником он мог бы быть, поверь Верджил в него», дарит ему свою картину…
Счастливый Верджил возвращается домой, где его ждут все его любимые женщины… и не находит ни одной… только уродливый Андроид – «привет от Мефистофеля»: «В любой подделке скрыто что-то подлинное - не могу не согласиться – вот почему мне будет нехватать вас, мистер Олдмэн..» Олдмэн? – взрослый человек? Пожилой человек?
Верджил практически «рухнул» под тяжестью разочарования, он заболел от боли, посетившей его сердце… так в фильме – тоненькая ниточка, которая ведет его обратно в жизнь – это его секретарь, приносящий почту с работы… да и Верджил – сильный человек… он … тут, я бы так сказала
«выздоравливает к жизни»…
И в новой жизни он находит картину, оставленную ему другом, то, что было всегда рядом, всегда на виду, и, даже как-то цепляло, но казалось несущественным… и Верджил едет в Прагу – кафе «Ночь и День»…
«В любой подделке всегда скрыто что-то подлинное» - … и может быть… она, Клэр … может она и придет… «Вы обедаете один? – Нет, я жду одного человека….» - ведь в каждой мАстерской подделке «копеист неизбежно выдает себя, и обнаруживает собственные, и уже, конечно, истинные чувства» …
Так, понимаю, что чуть чуть путанно - но в общем как-то так