Это Я писал(а):
Я так поняла, что следующая передача просвещена поговорке "седина в бороду, бес в ребро".
Да, эта фраза была сказана, но скорее как неочевидная (или очевидная?) альтернатива предложению поговорить о подлинности в любви.
Что есть подлинное в этом фильме?... в фильме обманов, уверток, недоговоренностей, копий?... я снова и снова возвращаюсь к той фразе Клэр, которую она говорит Олдману в его тайной комнате. Говорит тогда, когда игра подходит к концу и когда эта фраза в этой игре лишняя, ненужная, ломающая красоту замысла. Она говорит:
“что бы с нами не случилось, вы должны знать, что я вас люблю”. Меня она при первом просмотре чуть покоробила. Банальщина, сентиментальность, … ну что может случиться? … она уйдет к другому? … но фильм ведь подходит к концу. И новый пласт, трещину в их отношениях уже не удастся так же красиво развить, как развивалось их взаимное притяжение. Такой, примерно такой, была моя реакция на эту фразу.
Но Клэр уже знала то, чего не знала я и все те, кто смотрит фильм впервые. И вот после того, как после просмотра уходит оглушенность и всплывают отдельные куски конца фильма, эта фраза обретает совсем другой смысл. Она становиться подлинной подписью на умело сделанной копии.
Встретятся они или нет? Какая разница. Фильм кончается очень правильно. Каждый из нас вправе продолжить конец в соответствии с тем импульсом, который он получил при просмотре фильма.
А подлинность в любви – это сохранение притяжения после оглушенности, растерянности, беспомощности, которые всегда возникают в живых отношениях.
Я снова обращусь к Ролло Мэю:
“Два человека, стремясь, как стремятся все индивиды, преодолеть разобщенность и изолированность, – которые все мы претерпеваем, будучи индивидами, – могут достичь единения, в котором, на какое-то мгновение, два изолированных, индивидуальных опыта обращаются в подлинное единство. Соучастие выливается в новый гештальт, новое бытие, новое поле притяжения”.На какое-то мгновение два индивидуальных изолированных опыта обращаются в подлинное единство. И создается новое бытие, новое поле притяжения. Для меня конец фильма и есть это новое бытие Вёрджила. Чем и кем оно наполнится – это опять же каждый из нас додумает сам.
А я в качестве продолжения вспоминаю другой фильм “Страна теней” о любви и недолгой супружеской жизни Клайва Льюиса и Джой Дэвидмен. Она была моложе его на 17 лет. Но кто при начале их отношений был старше, а кто моложе в собственных чувствах и в решимости идти навстречу им – это большой вопрос этого фильма.
И снова Ролло Мэй:
“В противоположность нашим современным доктринам приспособляемости, гомеостаза или снятия напряжения, эрос всегда зовет к расширению пределов нашего Я, постоянно подпитывает стремление индивида целиком посвятить себя поискам высших форм истины, красоты и добра. Греки верили, что это постоянное обновление Я служит неотъемлемой частью эроса”.Фильм начинается с одинокого столика в центре зала. Торт с одной свечой – это вторжение в мир Олдмана других. Вторжение не удалось. Свеча догорела, торт остался нетронут.
Фильм заканчивается в кафе с часами. Столик на двоих, но пока Олдман один и пауза, длиною в прошлую жизнь, прежде чем он говорит, что ждет одного человека. И тогда на столе появляется второй прибор.
Это уже другой Олдман, не тот, что в начале фильма. И это изменение главное и самое важное из того, что произошло.