Женщины Мандельштама Мандельштам Осип Эмильевич – поэт, прозаик, эссеист. Родился 3 января (15) 1891 г. в Варшаве в семье мастера-кожевенника, мелкого торговца. Закончил коммерческое училище в Петербурге. В 1907 г. уезжает в Париж, слушает лекции в Сорбонне, затем учится в Гейдельбергском университете.
Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910 г. – в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. Он увлекается идеями и творчеством поэтов-символистов, становится частым гостем Вячеслава Иванова, теоретика символизма, у которого собирались талантливые литераторы. К этому времени он прочно входит в литературную среду и принадлежит к группе акмеистов , к организованному Николаем Гумилевым «Цеху поэтов», в который входили Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин.
В 1913 г. вышла в свет первая книга его стихотворений «Камень», сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов.
У великих мужчин должны быть великие жены. Должны. Но, как правило, жены явно не дотягивают до уровня гения, с которым они живут. Примеров тьма: жена Моцарта Констанция, Натали Пушкина, Жозефина и Мария-Луиза — супруги Наполеона и т.д. В ряд если не великих, то равновеликих по духу и мужеству можно поставить жену Достоевского Анну Сниткину, Елену Боннер, сподвижницу Андрея Сахарова, и Надежду Мандельштам. «Историческая встреча»» Осипа и Надежды состоялась 1 мая 1919 года в Киеве, в ночном клубе под экзотическим названием «Хлам», где собиралась местная богема. Уже известному поэту Мандельштаму шел 29-й год, а киевской художнице Наде Хазиной было всего 20 лет. Тоненькая, глазастая, с короткой стрижкой, она держала себя в духе того революционного времени — дерзко и безоглядно. Ей приглянулся Осип Мандельштам, и она смело отправилась к нему в гостиничный номер. «Кто бы мог подумать, —писала Надежда Яковлевна впоследствии, — что на всю жизнь мы окажемся вместе?..»Слух о том, что Мандельштам женился, взбудоражил почти всех. Это была невероятная новость. Неужели вольная птица сама полезла в клетку? Не может быть! Одного близкого знакомого Мандельштама спросили: «На ком он женился?» «Представьте, на женщине», — последовал ответ.
В книге воспоминаний Ирины Одоевцевой «На берегах Невы» дан портрет молоденькой Надежды Мандельштам: «Дверь открывается. Но в комнату входит не жена Мандельштама, а молодой человек в коричневом костюме. Коротко постриженный. С папироской в зубах».Сегодня это мало кого шокировало бы, но тогда!..
Сначала молодые супруги жили в Киеве, затем перебрались «на север», в Москву, и началась совместная бурная жизнь, наполненная поэзией на фоне безалаберного быта, со вспышками ревности и, соответственно, без всякой идиллии. Но главное — они были вместе. Жили и боролись за жизнь. Когда Мандельштама сослали в Воронеж, Надежда Яковлевна отправилась с ним. Мандельштам болел, ему было плохо. Как он писал, «тем, что моя «вторая жизнь» еще длится, я всецело обязан моему единственному и неоценимому другу — моей жене.
Мандельштам часто влюблялся. Первой на моей памяти была Анна Михайловна Зельманова-Чудовская19, красавица художница. Она написала его портрет на синем фоне с закинутой головой (1914, на Алексеевской улице). Анне Михайловне он стихов не писал, на что сам горько жаловался - еще не умел писать любовные стихи. Второй была Цветаева, к которой были обращены крымские и московские стихи.
Третьей - Саломея Андроникова (Андреева, теперь Гальперн, которую Мандельштам обессмертил в книге "Тristiа: "Когда Cоломинка, не спишь в огромной спальне…" Там был стих: "Что знает женщина о смертном часе...". Сравните мое - "Не смертного ли часа жду". Я помню эту великолепную спальню Саломеи на Васильевском острове.**).
Саломея Андроникова – муза Серебряного века. Ей посвятили свои строки Георгий Иванов и Осип Мандельштам, её запечатлели на своих полотнах художники К. Петров-Водкин и З. Серебрякова. Вся её феерическая и долгая жизнь полна невероятных приключений, знакомств и дружбы с властителями дум русской интеллигенции конца XIX – начала XX веков. Саломея была из древнейшего рода кахетинских князей.
В 1906 г. юная Саломея оказалась в столице Российской империи. В центре Санкт-Петербурга, на Мойке, для неё и двоюродной сестры была снята трёхкомнатная квартира, которую сестры превратили в литературный салон. Здесь, восхищённые умом и красотой грузинских княгинь, бывали все те писатели, поэты, актёры, при упоминании имён которых мы благоговейно снимаем шляпы! Ветры революции и Гражданской войны вырвали её, как и тысячи других княгинь, графинь, смолянок – фрейлин из особняков Санкт-Петербурга, и с грохотом, моральными и физическими надломами зашвырнули на мостовые Константинополя, Праги и Парижа… Как писал в 1923 году Георгий Иванов:Январский день. На берегу НевыНесётся ветер, разрушеньем вея.Где Олечка Судейкина, увы, Ахматова, Паллада, Саломея?Все, кто блистал в тринадцатом году – Лишь призраки на петербургском льду.
В мае 1982 г. лондонская газета «Таймс» сообщала: «8 мая в Лондоне на 94-м году жизни скончалась Саломея Николаевна Андроникова, последняя из блистательных женщин, которым довелось быть современниками расцвета Серебряного века русской поэзии. Саломея Андроникова была одной из самых известных красавиц той эпохи…»
О.Э. был одно время влюблен в актрису Александровского театра Ольгу Арбенину, писал ей стихи ("За то, что я руки твои..."). Замечательные стихи обращены к Ольге Ваксель и ее тени: "В холодной стокгольмской могиле..." Ей же - "Хочешь валенки сниму".
Всех этих дореволюционных дам (боюсь, что, между прочим, и меня) он через много лет назвал "нежными европеянками":
И от красавиц тогдашних, от тех европеянок нежных
Сколько я принял смущенья, надсады и горя!
Мандельш— Что, Ося, опять не твоя красавица? Как же, придет она вовремя. Твоя Машенька любит, чтоб ее подождали.Мандельштам, однако, не смущался подобных уколов-фраз. Он, как обычно, был распахнут настежь и не скрывал ничего. Своим друзьям он говорил:— Наденька — умная женщина и все понимает. И потом, у нас с ней одинаковый вкус, и все мои женщины ей тоже нравятся. Жили же Брики с Маяковским, а Гиппиус и Мережковский — с Философовым.13-14 февраля 1934 г. Осип Мандельштам пишет стихотворение "Мастерица виноватых взоров…", обращенное к Марии Сергеевне Петровых, которое Ахматова впоследствии назвала "лучшим стихотворением XX века", а сам Мандельштам сразу причислил к "изменническим" стихам, не имеющим права на публикацию при его жизни - "мы не трубадуры".
В январе 1925 года поэт случайно встретил на улице Ольгу Ваксель и влюбился.Он посвятил ей пять замечательных стихотворений, благодаря которым мы помним о ней. Любовь к этой замечательной женщине оставила особенно глубокий след. Ольгу многие звали Лютик.
Лютик Ольга – Лютик была красива. Осип Эмильевич был буквально ослеплен О.В. в 1924 г. Из тринадцати-четырнадцатилетнего подростка, каким поэт ее запомнил, она превратилась в гармонично-красивую женщину, которая очаровывала и поэтичностью и одухотворенностью облика, естественностью и простотой обращения. На ней лежала, по словам многих, знавших ее, печать чего-то трагического.Светло-каштановые волосы, зачесанные назад, темные глаза, большие брови. (Ирина Владимировна говорит, что фотографии не передают ее красоту, и добавляет: «Некоторых фотографии украшают, а ее – нет»). Она была необыкновенной, незаурядной женщиной. Чувствовался ум, решительный характер. И в то же время ощущалась какая-то скрытая трагичностьБольшое чувство к Лютику нашло отражение и в творчестве Мандельштама-поэта.Ей он посвятил 5 стихотворений и своего рода реквием, написанный в Воронеже, когда он узнал о трагической гибели Лютика, которая закончила жизнь выстрелом из пистолета в 1932 году.Переживать увлечения мужа (или жены), мучиться ревностью — это всегда тяжело. Частенько именно из-за этого рушатся брачные союзы. Надежда Яковлевна все это достойно выдержала и не порушила брак. Но то были всего лишь цветочки в их совместной жизни. Ягодки — преследование поэта властью, два его ареста, лагерь и последовавшая затем смерть, и далее невозможность в течение долгих лет опубликовать наследие поэта. Надежда Яковлевна выстояла, не согнулась под ударами злого рока. Век-волкодавпостоянно душил Осипа Мандельштама в своих объятиях, особенно после знаменитых стихов про кремлевского «горца» в мягких сапогах.По губам меня помажетПустота, Строгий кукиш мне покажетНищета, —пытался шутить Осип Эмильевич. Она умерла 29 декабря 1980 года в возрасте 81 года. Ее жизнь стала подвигом во имя культуры и истории литературы. После смерти Надежда Яковлевна стала рядом со своим любимым Осипом.
http://blogs.privet.ru/user/basilic/64226986